Условия возникновения рынка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия возникновения рынка.



Каковы же исторические условия, сделавшие рынок объективно необходимым?

Первое условие: разделение труда и специализация трудовых функций.

Разделение и специализация труда – это относительное обособление людей для выполнения конкретных видов работ в узкой отрасли деятельности для более производительного использования специфических различий, свойственных всем видам ограниченных ресурсов. Разде­ление труда, в каких бы масштабах оно ни осу­ществлялось, вызывает соответствующее увеличение производи­тельности труда. Отделение друг от друга различных профессий и занятий вызывалось именно этим преимуществом.

В любом производстве прирост количественных и качественных результатов по изготовлению разнообразных благ явились прежде всего следствием разделения труда и специализации различных видов чело­веческой деятельности. Это достигается за счет того, что каждый работник, специализируясь на какой-либо одной операции, совершенствует технические приемы работы.

Если же разделение и специализация труда основываются на различиях в способностях и талантах людей, они сами вызывают и усиливают присущие ресурсам специфи­ческие различия, ускоряя рост производительности труда и каче­ство выполнения работ. Упрощение функций разделенного труда облегчает введение механизации, исключает дублирование операций и орудий труда, способствует экономии на масштабах производ­ства.

В условиях разделения труда лишь малая доля потребностей каждого человека может быть удовлетворена продуктом его соб­ственного труда.

Обмен продуктов своего труда на продукты труда других людей необходим для удовлетворения значительной доли потребностей человека. Именно в этом смысле принято считать разделение труда одной из объективных причин возникновения рынка и присущих ему отношений об­мена.

Разделение труда может существовать без обмена. Например, в традиционной общинной сис­теме с ее натуральным хозяйством существует внутриобщинное разделение труда, но его продукты служат совместному потреблению, а не обмену. По этой причине нет и не может быть основы для возникновения рыночных отно­шений.

Сохранение традиционных общинно-племен­ных принципов и неразвитость экономических отношений обмена, которые существуют и до настоя­щего времени у отдельных народов Азии и тропической Африки, служит причиной примитивного способа производства (добычи средств существования), ограниченного потребления и сохране­ния практически первобытного состояния культуры и развития.

Обменивая одни продукты узкоспециализированного труда на другие, люди наиболее полно удовлетворяют свои разнообразные потребности. Самые несхожие между собой виды труда и их результаты оказываются взаимополезны.

Рыночный обмен – это процесс заинтересованного сопостав­ления затрат труда, воплощенного в товаре: оценка его количе­ства и качества, признания затрат уместными и полезными, вза­имовыгодными и эквивалентными.

Второе условиевозникновения рынка – это экономическая обособленность про­изводителей.

Для возникновения рыночных отношений важную роль играет наличие права частной собственности на экономические ресурсы и прежде всего ресурсы земли и орудий труда для обособленного хозяйствования.

В большинстве стран эволюция общинных экономических отношений и возник­новение классической рыночной системы свя­заны именно с традициями частной собственности на землю как ресурс хозяйствования. Право выхода из общины с частным земельным наделом позволяло бывшему об­щиннику создать обособленное хозяйство. Такое хозяйство могло экономически существо­вать лишь благодаря обмену производимых продуктов, т.е. буду­чи первоначально мелкотоварным, но уже развивающимся ры­ночным хозяйством. В различные эпохи человеческой истории мелкотоварные хозяйства создавали наибольший экономический импульс для формирования рыночной системы с ее классическими признаками и механизмами конкуренции, равновесия и свободного ценообразования.

Разрушение традиций частной собственности на землю раз­рушало и саму рыночную систему. Примером тому служит пре­рванная эволюция развитой рыночной экономики начала XX в. и замена ее во многих странах командно-административной си­стемой. В данном случае при развитом общественном разделе­нии труда практиче­ски все ресурсы были превращены в обобществленную, общенародную (государственную) собственность. Производимые продук­ты также становились общественной собственностью.

Распределение производимых благ для индивидуального потребления осуществлялось через государственную торговлю по централизованно установленным ценам на принципах социального равенства.

Практика показала, что решить главный принцип обобществ­ленной системы «каждому — по потребностям», при естественной ограниченности ресурсов, командными методами обмена и распре­деления благ невозможно. К началу 90-х годов XX в. практически во всех странах обобществленная командно-административная сис­тема распалась. Это произошло еще и потому, что в странах с част­ной собственностью на экономические ресурсы и развитой рыночной системой принципы обмена продуктов труда и гарантии благосостояния народов оказались более справедливыми и реалистичными.

Третье условие эффективного функционирования рыночного хозяйства – экономическая самостоятельность.

Экономическая свобода определяется тем, сколько у людей имеется не ограниченных никем возможностей выбора благ и характера хозяйственного поведения.

Для покупателя экономические свободы касаются:

- выбора желаемого продукта из множества предлагаемых благ;

- отыскания продавца, который лучше об­служит и продаст товар по сходным условиям.

Для продавца свобода заключается:

- в выборе сферы хозяйственной деятельности разрешенной законом;

- в выборе наиболее подходящего покупателя;

- в возмож­ности распоряжаться деньгами, вырученными от продажи товаров, по своему усмотрению.

Для покупателя и продавца свобода состоит в неогра­ниченном выборе условий торговой сделки. Степень рыночных свобод возрастает по мере увеличения богатства продавцов и покупателей.

Внерыночное регулирова­ние хозяйства неизбежно в любой системе, однако, чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

Виды рынков, их структура.

Как свидетельствует практический опыт, современный рынок включает следующую совокупность институтов, или инфраструктуру рынка.

Во-первых, сюда входит правовая система, которая организует правовое регулирование рынка и охраняет ин­тересы субъектов рыночных отношений. Основу этой систе­мы составляет Гражданский кодекс, выполняющий роль экономической конституции.

Во-вторых, – органы государственного контроля и регули­рования. Здесь имеются в виду учреждения по санитарно­му, эпидемиологическому и экологическому контролю; на­логовая система; органы финансово-кредитной политики го­сударства.

В-третьих, к рыночным институтам относятся ассоциа­ции, союзы потребителей, предпринимателей и работников (профессиональные союзы). Они повышают степень орга­низованности, цивилизованности и эффективности дейст­вий рыночных агентов.

В-четвертых, для нормальной работы рыночной систе­мы необходимо свое общее устройство хозяйственной жиз­ни. Это – торговые предприятия, биржи, банки и т. п. Они связывают производителей, торговых посредников и поку­пателей в единое целое. Такая целостность придает рынку новое качество – способность к саморегулированию. Са­морегулирование осуществляется с помощью цен, изменя­ющихся по определенным законам.

Рынок как развитая система от­ношений товарного обмена представляет собой систему отдель­ных взаимосвязанных рынков, элементов «большого» рынка. Рынок имеет сложную структуру и охватывает своим влиянием все сферы экономи­ки. Структура рынка представлена на схеме 1.

  По экономическому назначению рынка   • рынки товаров и услуг • рынки средств производства • рынки труда • рынки научно-технических разработок • рынки ценных бумаг
   
       
  По товарным группам   • рынки товаров производственного назначения • рынки товаров народного потребления • рынки продовольственных товаров • рынки факторов производства
   
       
  По террито-риальному признаку   • внутрирегиональные • межрегиональные • республиканские • межреспубликанские • международные
   
       
  По степени ограничения конкуренции   • монопольные • олигопольные • свободные • смешанные
   
       
  По характеру продаж   • рынки оптовой торговли • рынки розничной торговли • рынки госзакупок сельскохозпродукции
   
       
  По соблюдению законности   легальные, официальные рынки • нелегальные, «теневые», «черные» рынки
   
Схема 1. Структура рынка.

В левой части схемы представлены классификационные признаки рынков, а правой – рынки, входящие в данную классификационную группу.

Исследования структуризации рынков позволяют выделить основные виды рынков, представленные на схеме 2.

 

  Рынки товаров и услуг   • товары потребительского назначения: продовольственные и непродовольственные; • рынки услуг: бытовые, транспортные, коммунальные; • рынки жилья и зданий непроизводственного назначения.
   
       
  Рынки факторов производства   • рынки недвижимости; • орудий труда; • сырья и материалов; • энергетических ресурсов; • полезных ископаемых.
   
       
  Финансовые рынки   • рынки капиталов, т. е. инвестиционные рынки; • кредитные рынки; • рынки ценных бумаг, представленные акциями, облигациями, опционами, варантами, фьючерсными контрактами и др.; • валютно-денежные рынки.
   
       
  Рынки интеллекту-ального продукта   • инновации; • изобретения; • информаци­онные услуги; • произведения литературы и искусства
   
       
  Рынки рабочей силы   движе­ние трудовых ресурсов в соответствии с • уровнем образования; • профессией; • квалификацией.
   
       
  Региональные рынки   • местные: внутренние, национальные рынки; • внешние: международные рынки;
   

Схема 2. Виды рынков.

Функции рынка.

Утвердившиеся в обществе рыночные от­ношения оказывают огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд сущест­венных функций (схема 3).

Функция информационная. Через постоянно меняющиеся це­ны, процентные ставки на кредит рынок дает участникам про­изводства объективную информацию об общественно необхо­димом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

 

 

Информационная   Посредническая   Регулирующая
         
  Функции рынка    
       
Ценообразующая       Санирующая

Схема 3. Функции рынка

Функция посредническая. Экономически обособленные про­изводители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологиче­ская и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, послесбытового обслуживания и других параметров). В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.

Функция ценообразующая. Поступающие обычно на рынок продукты и услуги одного назначения содержат неодинаковое количество материальных и трудовых затрат. Но рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель. Следовательно, здесь формируется отра­жение общественно необходимой стоимости. Благодаря этому устанавливается подвиж­ная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, потребностях, конъюнктуре.

Функция регулирующая – связана с воз­действием рынка на все сферы экономики, и, прежде всего, на производство. Важную роль в рыночном регулировании имеет соотношение спроса и предложения, существенно влияющее на цены. Растет цена – это сигнал к расширению производства, падает цена – сигнал к его сокращению. В результате стихийные действия предпринимателей приводят к установлению оптимальных экономических пропорций. Действует регулирующая «невидимая рука».

Функция санирующая. Рынок немыслим без конкуренции. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.

Главный мотив экономического поведения людей в мире – получение личного дохода. Рыноч­ная система оказалась наиболее приспособленной для сочетания личных и общественных экономических интересов, которые выражаются в преимуществах рыночного ведения хозяйства:

- эффективное распределение ресурсов: рынок направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров;

- возможность успешного функционирования при наличии ограниченной информации: достаточно иметь данные о цене и издержках производства;

- гибкость, высокую адаптивность к изменяющимся условиям;

- оптимальное использование результатов НТП. Товаропроизводители идут на риск, разрабатывают новые товары, вводят новейшие технологии, что позволяет иметь преимущества перед конкурентами;

- свободу потребителей и предпринимателей в хозяйственной жизни;

- способность удовлетворять разнообразные потребности, повышать качество товаров и услуг.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 355; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.137.108 (0.021 с.)