Определение готовности ребёнка к школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение готовности ребёнка к школе



 

 

1-й этап. Исследуем интеллектуальную готовность ребёнка к обучению.

Проверка общей осведомлённости ребёнка

Опросник для выявления общей осведомлённости дошкольника позволит выяснить, насколько хорошо ребёнок ориентируется в окружающем мире, владеет ли он основными понятиями и сведениями, а также даст общее представление об уровне развития речи.

 

 

Вопросы Варианты правильных ответов Балл
  Назови своё имя, фамилию, отчество Имя, фамилия  
Фамилия, имя, отчество  
  Знаешь ли ты, когда у тебя день рождения? Назови дату своего рождения Вспомнил дату или месяц  
Число, месяц, год  
  Как зовут твоих родителей? Имя, фамилия папы и мамы  
Фамилия, имя, отчество (без искажений) папы и мамы  
  В каком городе мы живём? В Череповце    
  Кто основал Череповец? Екатерина    
  Как называется страна, в которой мы живём? Россия  
  Назови столицу (самый главный город) России Москва  
  Какое сейчас время года? Правильный ответ    
  Назовите четыре времени года Зима, весна, лето, осень (в любом порядке)  
  Назови зимние, весенние, летние и осенние месяцы Правильный ответ  
  Что больше: месяц или неделя? Месяц (без объяснений)  
Месяц, т.к. … (кол-во дней, недель в месяце; кол-во дней в неделе)  
  Назови дни недели, начиная с понедельника Правильный ответ  
  Какие виды транспорта ты знаешь? Наземный, водный, воздушный  
Названы какие-либо из наземных, воздушных и т.д. (троллейбус, машина и т.д.)  
  Груша, персик, яблоко – это что? Фрукты, плоды  
  Кошка, мышка, собака – это кто? Животные  
Млекопитающие, звери  
  Пианино, скрипка, гитара – это…? Музыкальные инструменты; инструменты, на которых играют музыканты  
На них играют… Музыкальные предметы  
  Пион, роза, гвоздика – это…? Цветы  
Садовые цветы  
  Назови домашних птиц Правильный ответ (2-3 варианта)    

Результаты опроса:

Уровень А (высокий) – 22-26 баллов

Уровень В (выше среднего) – 18-22 балла

Уровень С (средний) – 12-18 баллов

Уровень D (ниже среднего) – 6-12 баллов

Уровень Е (низкий) – 0-6 баллов

 

2. Уровень развития восприятия.

«Графические диктанты»

«Графические диктанты» позволяют определить развитие произвольной сферы ребёнка и его возможности в области моторной организации пространства.

Материал состоит из 4 диктантов, первый из которых – тренировочный.

 

1-й диктант. Вы должны чётко и достаточно медленно диктовать ребёнку: «Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на любую точку в верхней части страницы. Внимание! Рисуй линию: одна клеточка вниз. Не отрывай карандаша от бумаги, теперь одна клеточка направо. Одна клеточка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжай рисовать такой же узор сам до конца строчки».

 

 

2-й диктант. «Теперь поставь карандаш на следующую точку. Приготовился! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна направо. А теперь сам продолжай рисовать тот же узор до конца строчки».

 

3-й диктант. «Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка вправо. Две клетки вниз. Одна клетка вправо. Две клетки вверх. Одна клетка вправо. Три клетки вниз. Одна клетка вправо. Три клетки вверх. Одна вправо. Две клетки вниз. Одна вправо. Две клетки вверх. Теперь сам продолжай рисовать этот узор до конца строчки».

 

4-й диктант. «Поставь карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево (слово «НАЛЕВО» выделяется голосом). Две клетки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка налево. Одна клетка вниз. Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Теперь сам продолжай рисовать этот узор до конца строчки».

 

Анализ результатов:

Безошибочное выполнение узора – 4 балла;

За 1-2 ошибки – 3 балла;

За большее число ошибок – 2 балла;

Если ошибок больше, чем правильно воспроизведённых участков – 1 балл;

Если правильно воспроизведённых участков нет – 0 баллов.

 

Оценивается 3 диктанта (первый диктант является пробным). В зависимости от того, сколько баллов ребёнок набрал за каждый узор, подсчитайте общую оценку. У этого теста 4 уровня:

10-12 баллов – высокий

6-9 баллов – средний

3-5 баллов – низкий

0-2 баллов – очень низкий

 

3. Уровень развития внимания.

Тест «Догони и поймай букву»

(корректурная проба).

Для этого теста вы можете использовать газетную или журнальную страницу с крупным шрифтом. Отметьте на странице какую-нибудь одну букву и попросите ребёнка, просматривая строчки слева направо, вычёркивать эту букву каждый раз, как он её встретит.

На выполнение задания даётся 5 минут. Засеките время и проверьте результаты. В результате теста вы узнаете, насколько быстро и внимательно может работать ребёнок. Если за 5 минут ребёнок «проработал» 400 знаков и выше, допустив 5 ошибок и менее, то его внимание и концентрация – в пределах нормы.

 

Уровень развития памяти.

Тест «Уровень развития механической памяти»

Скажите ребёнку: «Я сейчас прочту тебе слова, а ты повторишь все, которые запомнил, и мы посчитаем, сколько слов ты повторил – много или мало. Слушай слова внимательно и начинай повторять, как только я закончу читать. Готов? Читаю».

Возможный набор слов:

год шум

слон рука

мяч пол

мыло весна

соль сын

как только ребёнок произнёс одно из слов, отметьте это слово в списке, по которому вы читали. Ребёнку разрешается воспроизводить слова в любом порядке. Затем попробуйте прочитать список второй раз и опять попросите ребёнка повторить те слова, которые он запомнит, а сами отметьте их в списке ещё раз. Максимум повторных чтений – 3 раза.

Через час-полтора после этой проверки сделайте вид, что вы неожиданно вспомнили о ней, и спросите ребёнка: «Помнишь, мы с тобой слова учили? Интересно, ты забыл их или нет? А ну-ка, попробуй вспомнить ещё раз».

Результаты теста:

· Если ребёнок с первого раза вспомнил не менее 5 слов, после 3-4 прочтений выучил 9-10 слов и при новом прочтении воспроизводит не менее слов, чем до этого, то у вашего ребёнка хорошая память.

· Если же ребёнок с первого раза вспомнил меньше 5 слов, после повторений выучил меньше 9 и при каждом новом прочтении запомнил меньше слов, чем до этого, - вам нужно уделить особое внимание тренировке его памяти.

Тест «Пиктограмма»

(проверка мысленной памяти).

Объяснить ребёнку задание можно так: «Я буду говорить тебе слова, а ты к каждому из них сделаешь какой-нибудь рисунок, который потом поможет тебе вспомнить это слово. Постарайся рисовать побыстрее, иначе мы не успеем, слов у нас много. Не нужно, чтобы рисунки были хорошими, главное, чтобы ты посмотрел на них и сразу смог вспомнить слово». Затем прочитайте ребёнку список слов.

Примерный список:

грузовик капризный ребёнок

умная кошка хорошая погода

тёмный лес сильный человек

день наказание

весёлая игра интересная сказка

После того, как рисунки ко всем словам будут выполнены, заберите их у ребёнка, и пусть он займётся чем-то другим. Через час-полтора предложите ему вспомнить слова по рисункам и проверьте результаты теста.

Главное – определить, правильно ли ваш ребёнок понял задание. Если нет, то названное слово станет для него лишь поводом для создания рисунка, и, приступив к нему, ребёнок уже з0абудет слово. Тем более он не сможет вспомнить слово при проверке через час. Обычно в этом случае рисунки оказываются крупными, подробными, изобилуют деталями, не имеющими отношения к названному вами слову. Всё это указывает на недостаточно высоко развитую память. Это самый низкий уровень запоминания.

В возрасте 6-7 лет нередко встречается частичное понимание задачи. Пока ребёнок рисует, он вроде бы понимает, что рисунки должны служить средством для запоминания слов. Они не так подробны и крупны. По ходу рисования ребёнок не забывает заданного слова. Однако потом, когда через час-полтора вы попросите его вспомнить слова, выяснится, что он их не помнит, а конкретно описывает сделанный рисунок. Это более высокий уровень: ребёнок уже понимает, что рисунок может служить средством запоминания, но ассоциации у него пока устанавливаются непрочные. Но и такой уровень вполне приемлем, если до поступления в школу у вас не менее полугода.

Подсчёт результатов вы можете провести по количеству воспроизведённых ребёнком слов.

1. Дети с высоким уровнем осмысленной памяти вспомнят все слова полностью и без искажений.

2. Дети со средним уровнем развития памяти назовут все слова, но с некоторым искажением. Например, вместо «тёмный лес» вы услышите «в лесу темно».

3. Дети с низким уровнем развития памяти забудут большую часть слов, а в тех, что запомнили, сделают много ошибок.

 

Уровень развития мышления.

Тест «Какое слово больше подходит?»

(субтест на осведомлённость)

Предложите ребёнку закончить за вас фразу, выбрав ответ.

1. «Месяц зимы…» (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март)

2. «В году…» (34 месяца, 3 месяца, 12 месяцев, 4 месяца, 7 месяцев)

3. «Отец старше своего сына…» (часто, всегда, никогда, редко, иногда)

4. «У дерева всегда есть…» (листья, цветы, плоды, корень, тень)

5. «Пассажирский транспорт – это…» (комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз)

После первого прочтения: за правильный ответ – 1 балл. Если ответ ошибочный, скажите: «Неправильно, подумай ещё раз». Сделайте ещё одну попытку, прочитайте фразу и возможные ответы повторно. При правильном ответе после второй попытки ребёнок получает 0,5 балла. При неправильном ответе со второй попытки – 0 баллов.

Точно такой же подсчёт вы должны произвести и по остальным вариантам теста.

 

 

Тест «Какое слово лишнее?»

(субтест на классификацию, сформированность понятий)

Вы зачитываете ребёнку эти ряды слов:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 949; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.63.90 (0.02 с.)