Спрос на товары и услуги. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос. Эффект веблена, парадокс гиффена. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Спрос на товары и услуги. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос. Эффект веблена, парадокс гиффена.



Спрос – это желание и способность людей покупать товар. Спрос – это потребность, обеспеченная деньгами.

Спрос не равен потребности он меньше.

Основные факторы, влияющие на спрос:

- Цена товара или услуги

- Доходы покупателей

- Цена на товары-заменители (субституты) и взаимодополняемые товары (комплиментарные)

- Число покупателей

- Вкусы и предпочтения

- Инфляционные ожидания людей.

Все факторы кроме цены называются неценовыми факторами

Закон спроса: Чем выше цена, тем меньше объем спроса и наоборот. Закон спроса показывает обратнопропорциональную зависимость между ценами и объемом спроса. Закон спроса один из важнейших законов рыночной экономики, он является надежным защитником потребителей.

Существует 3 исключения из закона спроса:

1) Пародокс Веблена или эффект снобизма. При увеличении цены на престижные товары, спрос на них может возрасти в данном случае покупается не товар, а уважение, престиж в обществе, желание выделится из толпы. Возможен и второй мотив, когда товары по высокой цене гарантируют и высокое качество.

2) Эффект замещения. При повышении цены на товар начинает расти спрос на другой товар, его заменитель (кофе, чай)

3) Парадокс Гиффена. Повышение цены на товары первой необходимости может привести к росту спроса на них. Гиффеновый товар – это малоценный товар (хлеб, картошка)

«С уменьшением цены объем спроса на них падает, а при росте цены объем спроса возрастает.

 

№13

Эластичность спроса (по цене, доходу, перекрестная). Закон Энгеля.

Эластичность спроса по цене показывает изменения объема спроса под влиянием изменения цены, показателем ее является коэффициент эластичности спроса по цене.

Изменение объема спроса в %(дельта Qd)

Еd= Изменение цены в %(дельта P)

Ed>1Спрос эластичен

Ed=1Спрос единичной эластичности

Ed<1Спрос не эластичен

На сколько изменится цена на столько и объем спроса

Спрос не эластичен на товары первой необходимости (прод питания, одежда, хлеб, кортошка) т.к. для них трудно найти замену. Эластичен на предметы роскоши (автомобили). Цены выгодно понижать на товары эластичного спроса, а повышать на товары не эластичного. Налоги выгодно снижать на товары эластичного спроса, повышать на неэластичного.

Перекресная эластичность является особым видом эластичности спроса по цене – это мера реакции спрса на какой-либо товар А при изменении цены нВ другой товар В.

Дельта Qa * Дельта Рв

Ес= Qa * Qb

С помощью перек. Эластичности определяется какие это товары.

Ec>0 товары взаимозаменяемые

Ec<0 товары взаимодополняемые

Ec=0 товары не зависят друг от друга

Закон Энгеля: «С увеличением дохода его доля расходуемая на товары первой необходимости уменьшается, а доля расходуемая на удовлетворение культурных и духовных потребностей, на предметы роскоши увеличивается»

Влияние дохода на спрос определяется с помощью коэффициента эластичности спроса по доходу

 

Изменение объема спроса в % (дельта Qd)

Еdi= Изменение дохода в % (дельта I)

 

Еdi>1 Спрос эластичен (предметы роскоши)

Еdi<1 спрос неэластичен (Пер. необх. Малоценные продукты)

Еdi=1 спрос единич эластич (ростет доход, ростет объем спроса)(квартиры, ремонт)

С помощью этого коэф. Разделяют товары нормальные (спрос прямопропорц. Доходам>0)? Низшие товары(спрос обратнопропор. Доходам<0)

 

№14

Предложение товаров и услуг. Закон предложения. Факторы предложения.

Предложение – это товары, которые находятся на рынке или могут быть доставлены на него.

Предложение находится в прямой зависимости от цены. Цена предложения это минимальная цена.

Неценовые факторы:

- Цены на ресурс

- Новые технологии

- Число производителей товаров

- Налоги и субсидии

- Внешние условия пр-ва (погодные, цены мир. рынка)

- Ожидание производителей (изменение цен, налогов)

Закон предложения: «Чем выше цена, том больше растет предложение и наоборот»

Индивидуальное предложение – это предложение товаров отдельным продавцом.

Рыночное предложение – это предложение товаров всеми продавцами на рынке.

 

№15

Эластичность предложения

Показывает как изменится предложение при изменении цены на 1%

Изменение предложения объема в % (дельта Qs)

Es= Изменение цены в % (дельта Р)

Es>1 предложение эластично

Es<1 предложение неэластично

Es=1единичной эластичности

Р

Es<1 Es=бесконечности

Es=1

Es>1 Q Es=0

 

 
 


На эластичность предложения оказывает большое влияние временной фактор:

-Краткосрочный

-Среднесрочный

-Долгосрочный

 

№16

Взаимодействие спроса и предложения. Цена равновесия. Последствия отклонения рыночной цены от равновесной. Законы рыночного ценообразования.

 
 


S

E

Pe

D

 

Qe

 

Точка Е – точка равновесия. Ей соответствует цена Ре и равновесный объем Qe. Цена равновесия равна цене спроса и цене предложения Ре=Pd=Ps; Qe=Qd=Qs. Равновесная цена – это цена уравновешивающая спрос и предложение, она образуется в результате ожесточенной конкурентной борьбы между продавцами и покупателями. При цене равновесия создается такая ситуация, когда то, что создано будет обязательно продано, это состояние максимальной эффективности экономики, однако равновесное состояние крайне неустойчиво т.к. постоянно меняется спрос и предложение, поэтому рыночная цена как правило не совпадает с равновесной, она может отклоняться от нее вверх и вниз, т.к. в се зависит от желаний и возможностей конкретных продавцов и покупателей. Не совпадает с равновесной и рыночный объем продаж.

Все это вызывает колебание рыночного спроса и предложения, эти постоянные колебания в конечном счете заставляет развиваться рыночную экономику и результатом колебания рыночной цены является постепенное приближение к цене равновесия на прежнем или новом уровне. При цене ниже равновесной образуется дефицит. При цене выше равновесной образуется излишек.

4 закона рыночного ценообразования:

1) При увеличении спроса равновесная цена увеличивается, равновесный объем тоже увеличивается.

2) При уменьшении спроса равновесная цена уменьшается и равновесный объем уменьшается.

3) Если увелисивается предложение, равновесная цена уменьшается, равновесный объем увеличивается.

4) Если предложение уменьшается, равновесная цена увеличивается, а объем уменьшается.

 

№17

Содержание теории поведения потребителя. Общая и предельная полезность. Кардиналисты и ординалисты.

Покупателю нужно знать полезность, его цену, кол-во денег в кошельке. Эти три проблемы:

1) Позезность блага

2) Цена

3) Доход

Лежат в основе теории поведения потребителя на рынкею

Полезность – это способность блага удовлетворять ту или иную потребность.

Различают общую и пределюную полезность.

Общая полезность TU это общая удовлетворенность от потребления нескольких единиц данного блага. Она равняется сумме предельных полезностей.

Предельная полезность Mu- это удовлетворение получаемое от потребления каждой дополнительной единицы блага. Она обратно пропорциональна объему блага, т.е. убывает с увеличением количества потребляемых единиц блага.

Сложной проблемой является определение величины полезностей. В науке сложилось два подхода:

А) Кардиналисты исходят из того, что предельную полезность измерить можно, для этого и была введена условная единица «ютиль»

Б) Ординалисты считают, что предельная полезность количественно измерить невозможно. Можно лишь упорядочить получаемую удовлетворенность человека, понятиями больше, меньше одинаково.

Но они согласны, что полнзность блага зависит от запаса т.е количества блага и от интенсивности его потребления.

 

№18



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.121.55 (0.012 с.)