Билет 14. Политическая лирика Пушкина 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 14. Политическая лирика Пушкина



После окончания лицея в 1817 году Пушкин поступил на службу в Петербурге – в Коллегию иностранных дел. Вел светскую жизнь. Одновременно продолжалось его сближение с оппозиционно настроенными кругами: К. Ф. Рылеевым, Н. И. Тургеневым и другими участниками тайных политических обществ. Дружеские узы связывали поэта с П. Я. Чаадаевым, известным вольнодумцем, с которым поэт познакомился, когда еще учился в лицее.

В первый петербургский период литературная деятельность Пушкина была очень интенсивна. Он активно посещал литературное общество «Арзамас», стал завсегдатаем литературных салонов.

В Петербурге Пушкин пишет наиболее известные свои вольнолюбивые стихи. Это ода «Вольность» (1817), послание «К Чаадаеву»(1818), стихотворение (элегия) «Деревня» (1819). (В этот же период написана поэма «Руслан и Людмила» (1820))

«Вольность». Поэт обращается к жанру оды, одному из основных в поэзии классицизма, с целью придать стихотворению высокое звучание. Доминирующие мотивы произведения – свобода, протест против тирании, гражданское назначение поэта.

В начале стихотворения поэт изгоняет «Цитеры слабую царицу», то есть Венеру, богиню любви, и призывает «свободы гордую певицу»:

Приди, сорви с меня венок,

Разбей изнеженную лиру…

Хочу воспеть Свободу миру,

На тронах поразить порок.

Таким образом, истинное призвание поэта – быть певцом свободы. Пушкин открыто выступает против деспотизма, побуждает «падших рабов» набраться мужества:

Питомцы ветреной судьбы,

Тираны мира! Трепещите!

А вы мужайтесь и внемлите,

Восстаньте, падшие рабы!

Основной текст стихотворения содержит экскурс в западноевропейскую и русскую историю конца XVIII – начала XIX века. Здесь упоминаются и «возвышенный галл» – по-видимому, французский поэт Андре Шенье, ставший жертвой революционного террора, и Людовик XVI, казненный якобинцами, и «самовластительный злодей» (по одной из версий – Наполеон), и «увенчанный злодей» (Павел I), убитый в 1801 году в России во время дворцового переворота. Пушкин убежден, что основная причина революционных потрясений, цареубийств и других бедствий коренится как в деспотизме правителей, так и в необузданном своеволии народа. Лишь следование Закону (одна из ключевых идей Просвещения!) может принести обществу мир и благоденствие. В конце стихотворения поэт обращается к царям:

Склонитесь первые главой

Под сень надежную Закона,

И станут вечной стражей трона

Народов вольность и покой.

Жанр оды требовал высокого стиля. В стихотворении много примеров гражданской лексики («вольность», «тираны»), в частности славянизмов («внемлите», «восстаньте», «глава», «врата»).

Послание «К Чаадаеву» по традиции датируется 1818 годом. До нас не дошел автограф произведения, но оно известно в многочисленных списках.

Адресат стихотворения – Петр Яковлевич Чаадаев, гвардейский офицер, участник войны 1812 года, известный своим вольномыслием. Он был для юного Пушкина образцом приверженности высоким гражданским идеалам.

«К Чаадаеву» обычно характеризуют как произведение гражданского романтизма. Романтический идеал связан здесь с утверждением таких высоких духовных ценностей, как свобода и любовь к отчизне.

Мотив «вольнолюбивой дружбы» (определение Б. В. Томашевского) – главный в этом произведении. Традиционный жанр дружеского послания наполняется здесь новым, общественным содержанием. Чувство преданности другу неотделимо от желания служить отечеству, протеста против самовластья. Все эти мотивы ярко звучат в пушкинском стихотворении. Поэт обращается к Чаадаеву:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Гражданский пафос стихотворения подчеркивается словами высокого стиля: «отчизна», «внемлем», «призыванье», «вольность святая», «упованье».

Стихотворение «Деревня» написано в 1819 году. Оно сочетает особенности двух жанров – элегии и сатиры: первая часть произведения элегическая, вторая – сатирическая.

Произведение Пушкина построено на антитезе.

В первой части «Деревни» автор рисует идиллическую картину природы, которая рождает в его душе творческое вдохновение:

Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,

Где льется дней моих невидимый поток

На лоне счастья и забвенья.

Жизнь в единении с природой противопоставлена светской жизни; поэт «променял порочный двор цирцей» «на мирный шум дубров, на тишину полей».

Пейзаж в «Деревне», сохраняющий некоторые условные очертания, что было свойственно поэзии классицизма, приобретает и некоторые реалистические черты. Поэт рисует картины Михайловского, где ему довелось побывать уже в 1819 году:

Я твой – люблю сей темный сад

С его прохладой и цветами,

Сей луг, уставленный душистыми скирдами,

Где светлые ручьи в кустарниках шумят.

Везде передо мной подвижные картины:

Здесь вижу двух озер лазурные равнины,

Где парус рыбаря белеет иногда,

За ними ряд холмов и нивы полосаты,

Вдали рассыпанные хаты,

На влажных берегах бродящие стада,

Овины дымные и мельницы крылаты,

Везде следы довольства и труда...

Переход ко второй части произведения отмечен словами: «Но мысль ужасная здесь душу омрачает». Стихотворение приобретает гневно-риторический тон. Основной мотив произведения – протест против крепостного рабства – выражен словами:

Здесь Барство дикое, без чувства, без Закона,

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца.

Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,

Здесь Рабство тощее влачится по браздам

Неумолимого владельца.

В «Деревне» звучит также мотив высокого гражданского назначения поэта:

О, если б голос мой умел сердца тревожить!

Почто в груди моей горит бесплодный жар

И не дан мне судьбой витийства грозный дар?

Отметим, что в первый петербургский период творчества Пушкину были свойственны просветительские иллюзии в отношении быстрого падения рабства и установления политической свободы в России. Не случайно в конце стихотворения поэт выражает надежду на освобождение народа по воле просвещенного монарха:

Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный

И Рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством Свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Гражданский пафос «Деревни» подчеркнут словами и выражениями высокого стиля: «Рабство тощее влачится по браздам», «витийства грозный дар», «Рабство, падшее по манию царя».

Слова Москвина: «От вольности раба к свободе человека»

Билет 15. «Евгений Онегин»

История создания Пушкин начал писать роман «Евгений Онегин» в 1823 году в Кишиневе, в период южной ссылки. Работа над произведением была в основном закончена в 1830 году в Болдине. В 1831 году в роман было включено письмо Онегина к Татьяне. В последующие годы в текст «Евгения Онегина» вносились некоторые изменения и дополнения.

Первоначально у Пушкина не было четкого плана романа. В 1830 году, готовя публикацию полного текста произведения, поэт набросал общий план издания. Предполагалось опубликовать девять глав. Однако восьмая глава, где рассказывалось о странствиях Онегина, была значительно сокращена и в окончательный текст романа не вошла (отрывки из нее публиковались отдельно, в авторских примечаниях к рома-ну). В результате девятая глава оказалась на месте восьмой. Таким образом, в окончательном тексте романа восемь глав.

Кроме того, существует гипотеза, что Пушкин написал десятую главу, где он рассказал о тайных обществах декабристов. Рукопись десятой главы поэт сжег в 1830 году в Болдине. До нас дошли отдельные ее фрагменты. До сих пор ученые спорят о том, существовала ли десятая глава как таковая. Не исключено, что мы имеем дело с разрозненными фрагментами чернового текста произведения, не составлявшими отдельную главу.

Время действия. Пушкин писал: «В нашем романе время расчислено по календарю». По предположению Ю. М. Лотмана, начало событий (Онегин едет в деревню к больному дяде) приходится на лето 1820 года. В первой главе описана петербургская зима 1819–1820 годов. Многие исследователи полагают, что действие романа завершается весной 1825 года. Впрочем, существует гипотеза, что в последней главе рассказывается о последекабрьской эпохе.

Тематика. Основная тема «Евгения Онегина» – жизнь русского дворянства в начале 1820-х годов.

Кроме того, Пушкин воссоздал в своем произведении самые различные стороны жизни России того времени. Так, он отразил жизнь не только дворянства, но и других сословий, в первую очередь крестьянства. В романе широко представлена русская и западноевропейская литература и культура.

Кроме того, в своем произведении Пушкин показал природу России, картины русского быта. Вот почему В. Г. Белинский назвал «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни».

Проблематика. Центральная проблема романа – это проблема героя времени. Она связана преимущественно с образом Онегина, а также с образами Ленского и самого автора.

Эта проблема соотносится с другой – личности и общества. В чем причина одиночества Онегина в обществе? В чем причина душевной опустошенности пушкинского героя: в несовершенстве окружающего общества или в нем самом?

В качестве важнейшей в романе назовем проблему русского национального характера. Она осмысляется автором прежде всего в связи с образом Татьяны (яркий пример русского национального характера), но также и в связи с образами Онегина и Ленского (герои, оторванные от национальных корней).

В романе ставится ряд нравственно-философских проблем. Это смысл жизни, свобода и счастье, честь и долг. Важнейшая философская проблема произведения – человек и природа.

Кроме того, поэт ставит в романе и эстетические проблемы: жизнь и поэзия, автор и герой, свобода творчества и литературные традиции.

Идейная направленность. В «Евгении Онегине» нашла отражение духовная эволюция Пушкина: кризис просветительских идей (период южной ссылки); осознание ценностей народной жизни (время ссылки в Михайловское); сомнения и душевные муки, борьба между верой и безверием (период скитаний). Гуманистические идеалы – свобода личности, «внутренняя красота человека» (Белинский), неприятие жестокости и эгоизма – остаются для поэта главными во все периоды создания романа. Одновременно поэт утверждает духовные ценности, связанные с национальными корнями. Это близость человека к природе, следование народным традициям, а также такие христианские добродетели, как самоотверженность, верность супружескому долгу. Эти качества свойственны прежде всего Татьяне.

Пушкин-поэт утверждает в своем романе творческое отношение к жизни.

Одновременно пушкинский роман отмечен и сатирическим пафосом: поэт обличает консервативное дворянское общество, царящие в нем крепостнические устои, пошлость, духовную пустоту.

Жанровое своеобразие. Как известно, роман – это эпическое произведение, в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности в процессе ее становления и развития. (В эпопее, в отличие от романа, на первом плане судьба целого народа.)

Своеобразие жанра «Евгения Онегина» состоит в том, что это не просто роман, а роман в стихах. Жанровое определение произведению дал сам Пушкин в письме к князю П. А. Вяземскому от 4 ноября 1823 года: «Пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница».

Особенности жанра пушкинского творения одним из первых охарактеризовал Белинский. Критик отметил в качестве величайшей заслуги Пушкина создание романа в стихах в то время, когда в русской литературе не было еще значительных романов в прозе.

Кроме того, Белинский сравнивает «Евгения Онегина» с поэмами Байрона, выявляя как родственные черты произведений двух авторов, так и принципиальное новаторство Пушкина.

Белинский отмечает некоторые традиции Байрона в пушкинском романе. Это стихотворная форма, непринужденная манера рассказа, «смесь прозы и поэзии», то есть сочетание бытовых, прозаических явлений и высоких предметов, отступления, «присутствие лица поэта в созданном им произведении».

Одновременно Белинский отмечает новаторство Пушкина, которое критик видит в следующем. Во-первых, это национальная самобытность пушкинского произведения. Байрон, по словам Белинского, «писал о Европе для Европы... Пушкин писал о России для России». Во-вторых, это «верность действительности» Пушкина – поэта-реалиста – в противоположность «субъективному духу» Байрона – поэта-романтика.

Наконец, пушкинский роман отличает свободная форма. Об этой особенности своего произведения автор говорит в посвящении П. А. Плетневу: «Прими собранье пестрых глав…» В конце «Евгения Онегина» поэт упоминает «даль свободного романа». Такую форму роману придает неповторимый голос автора, внутренний мир которого находит в произведении свободное, непосредственное выражение. Авторские отступления, написанные в легкой, непринужденной манере, сочетаются со строгой симметрией в расстановке центральных персо-нажей и «зеркальностью» сюжетного построения.

Композиция: общее построение произведения. Итак, окончательный текст «Евгения Онегина» состоит из восьми глав. Произведению предшествует стихотворное посвящение П. А. Плетневу. Кроме того, как уже говорилось, Пушкин написал при-мечания к роману, в конце которых поместил «Отрывки из Путешествия Онегина».

Сюжет «Евгения Онегина» отличает «зеркальность», систему персонажей – симметрия.

Первую и вторую главы можно рассматривать в качестве экспозиции к основному действию произведения. В первой главе Пушкин знакомит читателя с главным героем – Евгением Онегиным, рассказывает о его воспитании и жизни в Петербурге. Во второй главе повествование переносится в деревню. Здесь происходит знакомство читателя с другими героями – Ленским, Ольгой и Татьяной.

Третья глава содержит завязку любовной интриги: Татьяна влюбляется в Онегина и пишет ему письмо. Письмо Татьяны к Онегину – композиционный центр третьей главы. Четвертая глава, начинающаяся авторским отступлением о любви к женщине и сценой отповеди Онегина, содержит рассказ о страданиях Татьяны от неразделен-ной любви и об идиллических отношениях Ленского и Ольги. В пятой главе рассказывается о святочных гаданиях, о сне Татьяны, об ее именинах, о негодовании Ленского, вызванного поведением Онегина в отношении Ольги.

Шестая глава содержит кульминацию в развитии сюжета – рассказ о дуэли Онегина и Ленского. Среди важнейших событий седьмой главы отметим приезд Татьяны в Москву. Восьмая глава содержит сюжетную развязку. Здесь герои, в соответствии с принципом «зеркальности», «меняются местами»: теперь уже Онегин влюбляется в Татьяну, пишет ей письмо и также получает отповедь, после чего автор оставляет своего героя «в минуту, злую для него».

Важную композиционную роль в «Евгении Онегине» играет пейзаж. Описания природы помогают автору организовать художественное время романа, «расчислить» его по календарю.

В композиции «Евгения Онегина» особое место занимают авторские отступления. Благодаря им в читательском восприятии складывается целостный образ автора.

Особенности поэтики. Онегинская строфа – изобретение Пушкина. Состав:

1 катрен (перекрестная рифма) – абаб, 2 катрен (смежная рифма) – ввгг, 3 катрен (опоясывающая рифма) – деед, замок – жж. 14 строк четырёхстопного ямба.Википедия: В основу строфы был положен сонет. От сонета «английского» («шекспировского») типа Пушкиным было взято строфическое строение (три катрена и заключительное двустишие), от «итальянского» сонета — принцип упорядоченности рифмовки. Объяснение Москвина.

Онег. строфа построена по принципу «нарастание – резкий спад» (как это правильно читать, не понимаю). Как «вдох – выдох».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.158 (0.025 с.)