Комедия Грибоедова «Горе от ума». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комедия Грибоедова «Горе от ума».



Своеобразие русской литературы первой половины ХIХ в. Вопросы периодизации. Литературные объединения.

Крылов, Державин, Карамзин родились в 18 веке и умерли в 19. Жуковский родился в 1783 году, только начал жить в 19 веке, начал свой путь в литре, а те продолжали. В 1787 родился Батюшков.

Периодизация. Первые 10 лет 19 века – литературный процесс только устанавливается. К началу 19 века проявился поэт – Василий Андреевич Жуковский, который вошел в историю своим знаменитым переводом «Сельского кладбища», английской элегии Томас Грея, написанной в 1749 году, опубликован в 1802 году Карамзиным в «Вестнике Европы». Это событие отмечает начало 19 века. Не только вхождение Жуковского, это событие отразило многие грани литературной жизни: стилевой аспект. Стиль элегии – сентиментализм: суть - чувства vs. рассудок, но это не всё проясняет. Важна категория чувствительности по отношению к миру, людям, ко всему. Почему в 18 веке тожество сентиментализма? Это изменение отношения к миру. Джейн Остин «Sense and Sensibilty» - рубеж 17 и 18 веков. У Томаса Грея: наступает вечер, бегут буйволы, домой возвращается пахарь. Эта элегия сентименталистская, в элегии главное настроение – грусть, задумчивость. В античности элегия: дистих – гекзаметр и пентаметр, ритм - взлет и спад – идея нашей жизни. Почему эта идея стала такой острой в 19 веке? В момент вхождения в литературу в Германии уже развивался романтизм.

В момент вхождения Жуковского в литературу в Германии, например, уже бурно развивался романтизм. Жуковский как поэт – первый русский романтик. Он promoted русский романтизм, «Колумб русского романтизма». Романтизму предшествовал классицизм, который ещё не исчез (Державин). Эти два стилевых потока взаимодействовали, классицизм влиял, 2 потока порождают существование литературных объединений строго противоположных в начале 19 века: Беседа любителей русского слова – Шишков, Державин, А. А. Шаховской, Крылов, Хвостов. Противоположное общество – Арзамас – последователи Карамзина, Жуковский, молодой Пушкин. Байрон выделял классицизм.

Формируется 4 основных течения русской поэзии:

1) классицизм с лидером Державиным продолжает существовать

2) романтизм с Жуковским во главе, самый популярный жанр - элегия

3) Батюшков нашел свою нишу – рельефность, он – лидер философской поэзии, Жуковский – мечтательно-унылый философ. Батюшков – антологист – это предполагает собирание того из мировой поэзии, что ему близко

4) гражданская поэзия. Была востребована и даже нужна. Это созвучно тому, что было во Франции. Её лидер – Рылеев.

Где Пушкин? Он везде. У Пушкина протеевский дар. (Протей – бог, который менял облик). П. мог писать во всех направлениях. Каждый мог считать его своим поэтом: Державин («Воспоминания в Царском селе»), Батюшков (П. писал ему послания, когда учился в лицее). Гражданский поэт – ода «Вольность», «Чаадаеву», «Деревня».

Проза была подражательная. В конце 18 века было раздолье русской прозы: Радищев, Карамзин. В 19 веке люди пишут прозу, но она не остается. Русская проза не является культуро-образующим явлением. Почему? Байрон, Вордсворт – сильное влияние. Прежде всего, повлиял литературный фактор. Чтобы что-то писать, выразить, нужно знать, КАК писать, литературный язык прозы не сложился. Тот, что был, распался, нет литературного языка прозы. Когда говорят, что Пушкин – создатель литературного языка, это не совсем так, это долгий процесс, все – создатели литературного языка. Эпос складывается вместе с жизнь. Эпические произведения написаны прозой. Лишний человек появляется тогда, когда общество строилось, а кто-то не нашел себе места, когда не понимает по каким-то причинам жизнь. Герой появляется тогда, когда появляется большая литература. В начале 19 века не было героя.

Итак, периодизация по десятилетиям (по Аношкиной)

Исследователи дополняли хронол. принцип делением истории лит-ры на десятилетия: романтическое -у 20-х гг, народно-фольклорное – у 30-х гг, романтич.идеализм 40-х гг, позитивизм и практицизм 50-60-х гг. Деление лит.проц-а на десятилетия подкреплялось типологией худ.образов – развитие шло от сентиментальных персонажей(бедная Лиза) к романтическим образам Жуковского, затем к Чацкому и Онегину, персонажам повестей Гоголя, к Рудину и Базарову и т.д.

Однако уже с н.19в. стал применяться персональный пр-п в двух вариантах. Периоды лит.развития связывали с царствованиями, и получалось: лит-ра Петровского времени, лит-ра Екатерининского времени, Александр-го, Николаевс-го. Второй вариант персонального пр-па основан на его зависимости от тв-ва выдающегося поэта или писателя, как бы консолидирующего лит. движ-е и открывающего наиб. привлекат-е пути развития худ.тв-ва. Еще В.Г.Белинский выделял Ломоносовский период, карамзинский, пушкинский; И.В.Киреевский включал между карамзинским и пушкинским еще период Жуковского, а Чернышевский присоединял к пушкинскому период гоголевский. Это как бы «романтический»пр-п периодизации.

В учебнике под ред. Соколова выделяются следующие периоды:

1-й период русской лит-ры 19в. охватывает 1801-1815гг. В 1801г. никаких худ. произведений, способных ознаменовать начало нового лит. периода, не появилось. Жук. и Бат. выступают в печати с романтич. стих-ми во 2-й половине первого десятилетия. Но нек. события 1801 г. могут рассм-ся как выражение новых тенденций в лит-ре. В 1801г. по инициативе молодых литераторов возникают 2 лит. общ-ва, организация которых свидетельствовала о стремлении объединить силы в этих поисках.1. Дружеское лит. общ-во (в Москве) 2.В ольное общ-во любителей словесности, наук и художеств (в Петербурге) => зарождение в лит-ре тех идей и принципов, которые в дальнейшем развитии должны будут привести к романтизму. Лит. жизнь данного периода хар-ся все более обостряющейся борьбой нового и старого. В первые годы нового столетия господствующее положение в лит-ре занимает сентиментализм. И классицисты пытаются отстаивать старые лит. позиции. Одновременно в творчестве поэтов-просветителей продолжают развиваться традиции гражданской поэзии. Самое значительное явление данного периода – это возникновение рус. романтизма как нового лит. направления, начало которого Белинский справедливо связывает с именем Жуковского. Ранний рус. романтизм, нашедший выражение в тв-ве Жук и Бат, составляет осн. завоевание 1-го периода рл19в.

2-й период охватывает 1815-1825 гг. В этот период в рус. лит-ре на основе дворянской революционности оформляется новое революционно-ром. направление, достигающее высшего подъема в 1-й пол.20-х гг в тв-ве Пушкина и поэтов-декабристов. Продолжает существовать романтизм Жук-го и его последователей. Работой Грибоедова над комедией «Горе от ума» и Пушкина над первыми главами «ЕО» и «Бор. Год» завершается процесс формирования реалистич. худ. метода. Поэтому 1825 год становится переломным для рус. лит-ры: кончается господство романтич. направ-я,, торжествует свои первые победы рус. реализм.

3-й период 1825г -1842г Утверждение реализма, образование реалистич. направления Но и после этого продолжают существовать романтич. течения. Наиболее характерными и значительными для этого периода были реалистич. произведения Пушкина, повести и комедии Гоголя, «Герой нашего времени» Лермонтова. Появлением в 1842 г. первого тома «Мертвых душ» этот период завершается.

Таков общий ход рус. лит. процесса 1пол 19в. Начавшийся романтизмом, этот процесс характеризуетсяся далее постепенным переходом к реализму и завершается утверждением реалистического направления в рус. лит-ре.

Литературные объединения

В начале 19 века возникают лит. общ-ва. Ведется идейная борьба.

В Москве:

Дружеское лит. общ-во (1801). Дружеское литературное общество возникло 12 января 1801 года и просуществовало до осени того же года. Членами его были Андрей и Александр Тургеневы, Жуковский, Мерзляков, Андрей и Михаил Кайсаровы, Воейков, Семен Родзянко. Объединенные родством и воспитанием (большинство членов Общества были воспитанниками пансиона при Московском университете), связанные с масонской традицией, выросшие на чтении повестей Карамзина, члены Общества открывали новую литературную страницу. Увлечение штюрмерской литературой, молодым Шиллером сочеталось в их сознании с политическим бунтарством, жаждой свободы. Призывы к борьбе с тиранами получали в обстановке последних месяцев павловского царствования вполне конкретное политическое звучание.

Ведущая группа членов Общества осуждает и придворное искусство XVIII века, и «легкую поэзию» карамзинистов, требуя героики и гражданственности. Одновременно выдвигается и другое требование — народности.

На заседаниях Общества в доме Воейкова в Москве, у Девичьего монастыря, разгоралась острая полемика. Андрей Тургенев, Мерзляков, Воейков и Андрей Кайсаров стремились придать диспутам политическую окраску, а в литературном отношении ориентировались на Шиллера. Жуковский и Александр Тургенев склонялись к литературным принципам Карамзина и стремились ограничить заседания моральными и эстетическими дискуссиями. Поклонник Стерна Михаил Кайсаров проповедовал скептическую философию Беркли, а Семен Родзянко был настроен религиозно-мистически. Именно благодаря молодым спорам, искренности исканий начинающих поэтов Общество стало не только важнейшим событием в творческих биографиях его участников, но и вехой в развитии русской литературы.

Во второй половине 1801 года участники Общества начинают один за другим покидать Москву, отправляясь либо на учёбу за границу, либо в Петербург на службу и в результате — к ноябрю Общество перестало существовать, однако оно оставило заметный след в истории русской литературы: в нём были заложены основы русского романтизма, ярким представителем которого стал В. А. Жуковский.

В Петербурге:

1) Вольное общ-во любителей словесности, наук и художеств (ВОЛСНХ), (1801, с перерывами до 1825). Первоначально создана как Дружеское общество любителей изящного (15 июля 1801 года) группой выпускников гимназии при Академии наук (И.М.Борн, В.В.Попугаев, В.И.Красовский, В.В.Дмитриев, А.Г.Волков, М.К.Михайлов), но вскоре переименована в Вольное общество любителей словесности, наук и художеств. В следующем году его состав значительно расширился. В общество вошли молодые поэты А.Х.Востоков, И.П.Пнин, Н.Ф.Остолопов, Г.П.Каменев, А.Е.Измайлов, сыновья А.Н.Радищева – Николай и Василий Радищевы, позднее К.Н.Батюшков, С.С.Бобров; близко стоял к ним Н.И.Гнедич. Участники общества принадлежали в основном к разночинной интеллигенции, что было новым явлением в русской культурной жизни. В 1803 году по ходатайству Борна и Попугаева получено правительственное утверждение Вольного общества. С 1804 года отчеты о его заседаниях печатались в журнале «Северный вестник». 15 июля 1805 года президентом общества вместо Борна был избран Пнин, вскоре умерший (17 сентября 1805 года). В ранний период своей деятельности (1801-1807) общество являлось центром передовой демократической мысли в России начала века. В нем преобладали свободолюбивые настроения, отрицательное отношение к деспотизму и крепостническому строю. Немалое влияние на общество оказали идеи Радищева, хотя участники его не поднимались до радищевской постановки вопроса о революции. Стремление пропагандировать наследие Радищева сказалось в опубликовании в журнале «Северный вестник» (1805) главы «Клин» из запрещенной книги «Путешествие из Петербурга в Москву» (анонимно), а также в откликах на его кончину (стихотворение Пнина «Итак, Радищева не стало!» 1802, некролог «На смерть Радищева», написанный Борном, опубл. 1803). Члены общества переводили и читали сочинения французских просветителей: Вольтера, Д.Дидро, Мабли, Монтескье и др. В трактате Пнина «Опыт о просвещении относительно к России» (1804), в очерке Попугаева «Негр» (1801, опубл. 1804) содержалось смелое обличение рабства. В гражданской лирике поэтов общества значительное место занимает тираноборческая тема: «Ода достойным» (1801) Востокова, «Ода Калистрата» (1801) Борна; они были опубликованы в изданиях общества – альманахе «Свиток муз» (ч. 1-2, 1802-1803) и журнале «Периодическое издание Вольного общества любителей словесности, наук и художеств» (1804, вышел один номер). В споре о «старом» и «новом» слоге между сторонниками А.С.Шишкова и карамзинистами члены общества занимали промежуточную позицию, иногда эклектическую, выступая и против «крайностей» ветхого классицизма и против камерных форм карамзинской школы.

В 1807 году президентом общества вместо Борна стал Д.И.Языков, представлявший консервативное его крыло. С этого времени, вместе с усилением реакции в стране, началось вытеснение демократических элементов из состава общества; деятельность его постепенно теряла свое значение. После 4-летнего перерыва (1812-1816) заседания были возобновлены под председательством А.Е.Измайлова и нерегулярно продолжались до 1925 года.

2) Беседа любителей рус. слова (1811-1816). Члены общества выступали против употребления в рус. литературе французских слов и конструкций. Возглавлявший «Беседу…» А. С. Шишков полагал, что всякое иностранное слово «есть помешательство процветать собственному», а своё пристрастие к церковнославянским словам обосновывал тем, что рус. язык якобы произошёл от церковнославянского. Заседания общества проходили в доме Г. Р. Державина, в них принимали участие С. А. Ширинский-Шихматов, И. А. Крылов, Н. И. Гнедич, А. А. Шаховской, А. С. Хвостов, Д. И. Хвостов. «Архаистские» идеи Шишкова были близки П. А. Катенину, В. К. Кюхельбекеру, А. С. Грибоедову. Деятельность «Беседы…» подвергалась осмеянию со стороны «Арзамаса», став объектом многочисленных пародий, и А. С. Пушкина. «Беседа…» распалась после смерти Державина в 1816 году.

3) Арзамас 1815-1817. «Арзамасское братство» — в обществе «Арзамас»: Жуковский, В. Л. Пушкин, Давыдов, Батюшков, Вяземский. Арзамас — заведомо не серьёзное объединение дружеского характера, деятельность которого сводилась с созданию ряда специфически пародийных текстов, объект пародии — поэзия... Псевдонимы — из баллад Жуковского. ВЛ Пушкин — Ватрушка, Жуковский — Светлана, Вяземкий — Асмодей, Пушкин — сверчок, Давывод — армянин. 2 модели интерпретации этой забавной дея-ти. 1 — общество ограничивалось развлечениями, культивировалось понимание лит творчества как создание более или менее изящных безделок, серьёзные тексты — удел педантов. 2 версия — приписывает обществу более серьёзные намерения, весь смысл этой дея-ти — обосновать и закрепить в представлениях некоторого кол-ва современников, причастных к этой дея-ти представление об автономности лит-ры.

Когда поступающие в это общество дея-ли произносили что-то вроде надгробного слова над живыми участниками, конструировали, оканная беседа — нашествие Вавилона. Смысл упоминания о смешении языков, архаизмы не различали древнее состояние русского языка и новое состояние, при этом древний язык не только церковно-слав., но язык сер 18 века осмыслялся как чужой язык. Смысл дея-ти Арзамаса был инновационный — ценили языковое новаторство, ориентировали сист руской литры на западн. культуру. Арзамасское общество отождествлялось с Афинами, Римом — Новый Рим, Иерусалимом — Новый Иерусалим. В какой-то шутовской версии Арзамас — новый центр культуры (Афины), новый центр государственности (Рим), новый вселенский религиозный центр (Иерусалим). Что за этим стояло? За исключением молодого Пушкина, который не имел особых убеждений, прочие люди были людьми верующими (голова — предмет темный и не подлежит исследованию) -> Заниматься кощунством им было не интересно. Такая система могла их заинтересовать только в случае если она имела выраженный полемический и пародийный характер Смешивали вопросы лит эволюции с вопросами иными. Карамзин и его последователи предпочитают своему языковому и культурному наследию — чужое, зап. культуру перенести на свою почву. По-французски говорили якобинцы и их последователи — революционеры. Арзамас противопоставляет этой тенденции образ пародийной империи, образ пародийного Рима. Галлицизмы выдвигаются как образец, это свидетельствует о культурном варварстве (чужое предпочитают своему). Карамзинисты отвергают свое церк. слав наследие, но на нем написаны христ книги -> антихристиане.

Была идея единства литературного ряда, идеологи чистого искусства.

4) Зеленая лампа - лит. филиал декабристского общ-ва, полуконспиративное лит.-политич. общество. (1818-1819). Это дружеское общество петербургской дворянской, преимущественно военной, молодёжи в 1819—1820 годов. Основатели: декабристы С. П. Трубецкой и Я. Н. Толстой, а также любитель театра и лит-ры Н. В. Всеволожский. Члены: P. Н. Глинка, А. С. Пушкин, А. А. Дельвиг, Н. И. Гнедич, Д. Н. Барков, А. Д. Улыбышев, А. А. Токарев, П. П. Каверин и др. Всего ок. 20 чел. В собраниях участвовали Н. И. Гнедич, А. Д. Улыбышев, Д. Н. Барков, Д. И. Долгоруков, А. Г. Родзянко, Ф. Ф. Юрьев, И. Е. Жадовский, П. Б. Мансуров, В. В. Энгельгарт. Название общество получило по зелёному абажуру на лампе в комнате заседаний; символизировало «свет и надежду». Собрания (не менее 22) с весны 1819 года до осени 1820 года проходили в доме Н. В. Всеволожского. По мнению П. Е. Щеголева, была «вольным литературным обществом» при декабристском «Союзе Благоденствия».

На собраниях читались стихи, театральные обзоры, ист. и публицистич. статьи, многие из к-рых были направлены против царя. Читались и лирико-вакхич. произведения. Члены "З. л." пропагандировали свободу, равенство, уничтожение тирании. Наиболее ярко политич. воззрения их выражены в стихотворениях Пушкина, Ф. Глинки и в статье Улыбышева "Сон". Причины роспуска "З. л." точно не установлены. Можно предполагать, что они связаны с усилением политич. сыска после восстания Семеновского полка и обострением противоречий в Союзе благоденствия. "З. л." увековечена посланием Пушкина к Я. Н. Толстому от 26 сент. 1822.

С тем же названием в Париже в 1927—1940 годах действовало литературное общество, созданное по инициативе Д. С. Мережковского и З. Н. Гиппиус. Собрания парижской «Зелёной лампы» проходили по воскресеньям в квартире Мережковских.

Источники:

1. Лекции Москвина

2. История русской литературы XIX века под редакцией В. Н. Аношкиной

3. А. Соколов - История русской литературы. Первая половина XIX века

4. Кругосвет, словари на dic.academic.ru

Лирика Батюшкова.(1787-1855)

Константин Николаевич Батюшков родился в старинной дворянской семье. В 1797 году его отдали в Петербургский пансион Жакино, где будущий поэт изучает европейские языки, с упоением читает европейских классиков и начинает писать свои первые стихи. В 1801 году он перешёл в пансион Триполи. На шестнадцатом году жизни (1802) Батюшков оставил пансион и занялся чтением русской и французской литературы. В это же время он близко сошёлся со своим дядей, известным писателем Михаилом Никитичем Муравьёвым. Под его влиянием занялся изучением литературы древнего классического мира и стал поклонником Тибулла и Горация, которым он подражал в первых своих произведениях. Кроме того, под влиянием Муравьёва Батюшков выработал в себе литературный вкус и эстетическое чутьё.

В 1803 г., служа в министерстве народного просвещения, начал печатать в журналах свои стихи (стихотворение «Послание к стихам моим»— первое выступление Батюшкова в печати).В 1807 г. вступил в армию, в сражении при Гейльсберге был ранен.Участвовал также в русско-шведской войне 1808 г.В 1815 г. вышел в отставку и жил в Москве. В 1816 году Б. принимают в общество любителей словесности Там он произнес 3 категории требований к современной поэзии: движение, сила, ясность. Движение создает время и пространство в худ.произведении («Я берег покидал туманный Альбиона»). Сила проявляется в том, что выбранное поэтическое слово обладает не только условной, принятой значимостью, оно должно быть тем, о чем оно говорит, быть емким и точным. Писать нужно «ясно, легко и приятно».

В 1817 г. выпустил первый сборник стихов и прозы – “Опыты”. Расстроенное здоровье поэта требовало переезда на юг, и в 1818 г. друзья устроили его служить в русской дипломатической миссии в Неаполе. Вскоре его начал мучить наследственный недуг – мания преследования (в 7 лет он из-за этой болезни потерял мать, также ею страдала старшая сестра поэта). Тут его вернули в Россию, безуспешно лечился у нас, также три года провел в психиатрической больнице в Зонненштейне (Саксония). До 1832 г. Батюшков жил на попечении родных в Москве, затем в Вологде, где и скончался.

Константин Николаевич Батюшков был одним из лучших поэтов своего времени. С блеском разрабатывал жанрр интимного дружеского послания и элегия. Плавность и гармоничность его стихов восхищала Пушкина (“Звуки италианские! Что за чудотворец этот Батюшков!”). Батюшков оказал невероятное влияние на русскую литературу и поэзию. В каком направлении? Классицизм, неоклассицизм, сентиментализм, предромантизм, эллинистический романтизм, просветительский реализм – варианты. Сам размах определений говорит о том, что он впитал в себя массу потребностей времени.

Поэзию Константина Николаевича Батюшкова можно назвать антологичной, его стих свободно скользит по исторической шкале. Он может писать в стилистике Возрождения, в античной стилистике и т.д.

Белинскому принадлежит заслуга четкого определения пафоса поэзии Батюшкова. Считая пафосом произведения «могучую мысль поэта», нашедшую полное воплощение в художественной форме, Белинский усматривает основу творчества Батюшкова в «изящном эпикуреизме», являющемся «во всей его поэтической обаятельности», в «полном страсти стремлении... к наслаждению, к вечному пиру жизни» (VII, 234 и 269).

«Элегия» (Как счастье медленно приходит…). (1805 г.)

«Выздоровление».

Ряд стихотворений К.Н. Батюшкова, вошедших в раздел элегий «Опытов в стихах и прозе» (1817), носит экспериментальный характер. К такого рода текстам относится «Выздоровление». Это была попытка расширить «область элегии» (Батюшков К.Н. Письмо к В.А. Жуковскому). за счет произведений, выражающих радость, надежду, оптимистические чувства, тогда как традиционная элегия не предполагала выхода из состояния уныния и закрепляла это состояние как жанровую доминанту. В нашей статье стихотворение Батюшкова «Выздоровление» рассматривается как модель неканонической короткой элегии с «антиклассической» сюжетной схемой. Название произведения отсылает нас к одноименному стихотворению Н.М. Карамзина. Композиционным центром «Выздоровления» (1789) Карамзина является образ «матери Природы», которая в ответ на мольбы героя рассеяла «мрачность души» Батюшков перерабатывает карамзинский сюжет «выздоровления»: его герою жизнь дарует возлюбленная.

«Веселый час» (Между началом 1806 и февралем 1810)

Это лирический монолог, обращенный к друзьям. Выражается романтическое восприятие мира как дисгармоничного. Герой знает, что в скоротечной жизни больше горестей, нежели радостей: «Ах! Недолго веселиться/ И не веки в счастье жить!» Именно поэтому герой призывает друзей пренебречь противоречиями жизни, забыть ее горести, потопить их в радостях любви и дружбы. Прославление дружбы, любви, чувственных удовольствий, утверждение личности человека, не связанного, как у дворянских сентименталистов, консервативно-религиозными моральными догматами, совершенно свободного в проявлении своих духовных и физических возможностей, — таков основной смысл этого стихотворения. «Веселый час» — гимн земной жизни, обособленной от всех реальных противоречий, созданной мечтой поэта.

Южная ссылка

За свои вольнолюбивые стихи весной 1820 года Пушкин был сослан на юг России. Сначала поэт оказался в Екатеринославе, затем вместе с семьей генерала Н. Н. Раевского совершил путешествие на Кавказ и в Крым (1820). До 1823 года он служил в Кишиневе; в селе Каменка встречался с П. И. Пестелем и другими будущими декабристами. В 1823–1824 годах поэт служил в Одессе.

Находясь в ссылке, Пушкин нередко предавался легкомысленным развлечениям. Вместе с тем он много читал, особенно увлекался поэзией Байрона.

На период южной ссылки приходится расцвет романтизма в творчестве Пушкина. В это время он написал романтические поэмы («Кавказский пленник», «Братья разбойники», «Бахчисарайский фонтан»), много лирических стихотворений с яркой романтической окраской. Среди них – «Погасло дневное светило…» (1820), «Узник» (1822). В 1822 году Пушкин написал также балладу на историческую тему – «Песнь о вещем Олеге» (1822).

В 1823–1824 годах Пушкин пережил душевный кризис, который был связан с разочарованием в просветительских идеях. Поэт разуверился в возможности быстрого установления политической свободы в России. Кризис объясняется и последствиями рассеянной жизни; поэта преследовало ощущение душевной опустошенности, тоски. Мрачные настроения Пушкина нашли художественное воплощение в стихотворении «Свободы сеятель пустынный...» (1823), а также в первой главе романа «Евгений Онегин», работу над которым поэт начал еще в Кишиневе в 1823 году.

Завершает период южной ссылки стихотворение «К морю» (1824), начатое в Одессе, а законченное уже в Михайловском.

Краткое содержание поэмы «Кавказский пленник» 1821

В ауле, где вечером на порогах сидят черкесы и говорят о своих битвах, появляется всадник, тащащий на аркане русского пленника, который кажется умершим от ран. Но в полдень пленник приходит в себя, вспоминает, что с ним, где он, и обнаруживает кандалы на своих ногах. Он раб!

Мечтою летит он в Россию, где провёл молодость и которую покинул ради свободы. Её мечтал он обрести на Кавказе, а обрёл рабство. Теперь он желает только смерти.

Ночью, когда аул угомонился, к пленнику приходит молодая черкешенка и приносит ему прохладный кумыс для утоления жажды. Долго сидит дева с пленником, плача и не имея возможности рассказать о своих чувствах.

Много дней подряд окованный пленник пасёт стадо в горах, и каждую ночь приходит к нему черкешенка, приносит кумыс, вино, мёд и пшено, делит с ним трапезу и поёт песни гор, учит пленника своему родному языку. Она полюбила пленника первой любовью, но он не в силах ответить ей взаимностью, боясь растревожить сон забытой любви.

Постепенно привыкал пленник к унылой жизни, тая в душе тоску. Его взоры тешили величественные горы Кавказа и Эльбрус в ледяном венце. Часто находил он особую радость в бурях, которые бушевали на горных склонах, не досягая высот, где он находился.

Его внимание привлекают обычаи и нравы горцев, ему нравятся простота их жизни, гостеприимство, воинственность. Он часами мог любоваться, как черкесы джигитуют, приучая себя к войне; ему нравился их наряд, и оружие, которое украшает черкеса, и кони, являющиеся главным богатством черкесских воинов. Он восхищается воинской доблестью черкесов и их грозными набегами на казачьи станицы. В домах же своих, у очагов, черкесы гостеприимны и привечают усталых путников, застигнутых в горах ночной порой или ненастьем.

Наблюдает пленник и за воинственными играми чеченских юношей, восхищается их удалью и силой, его не смущают даже их кровавые забавы, когда они в пылу игры рубят головы рабам. Сам изведавший военные утехи, смотревший в глаза смерти, он скрывает от черкесов движения своего сердца и поражает их беспечной смелостью и невозмутимостью. Черкесы даже гордятся им как своей добычей.

Влюблённая черкешенка, узнавшая восторги сердца, уговаривает пленника забыть родину и свободу. Она готова презреть волю отца и брата, которые хотят продать её нелюбимому в другой аул, уговорить их или покончить с собой. Она любит только пленника. Но её слова и ласки не пробуждают души пленника. Он предаётся воспоминаниям и однажды, плача, открывает ей душу, он молит черкешенку забыть его, ставшего жертвой страстей, которые лишили его упоений и желаний. Он сокрушается, что узнал её так поздно, когда уже нет надежды и мечты и он не в состоянии ответить ей на её любовь, душа его холодна и бесчувственна, и в ней живёт другой образ, вечно милый, но недостижимый.

В ответ на признания пленника черкешенка укоряет его и говорит, что он мог хотя бы из жалости обмануть её неопытность. Она просит его быть снисходительным к её душевным мукам. Пленник отвечает ей, что их судьбы схожи, что он тоже не знал взаимности в любви и страдал в одиночестве. На рассвете, печальные и безмолвные, они расстаются, и с этих пор пленник проводит время один в мечтах о свободе.

Однажды он слышит шум и видит, что черкесы отправляются в набег. В ауле остаются только женщины, дети и старцы. Пленник мечтает о побеге, но тяжкая цепь и глубокая река — неодолимые препятствия. И вот когда стемнело, к пленнику пришла она, держа в руках пилу и кинжал. Она сама распиливает цепь. Возбуждённый юноша предлагает ей бежать с ним вместе, но черкешенка отказывается, зная, что он любит другую. Она прощается с ним, и пленник бросается в реку и плывёт на противоположный берег. Внезапно он слышит позади шум волн и отдалённый стон. Выбравшись на берег, он оборачивается и не находит взглядом на оставленном берегу черкешенки.

Пленник понимает, что означали этот плеск и стон. Он глядит прощальным взором на покинутый аул, на поле, где он пас стадо, и отправляется туда, где сверкают русские штыки и окликаются передовые казаки.

Краткое содержание поэмы «Бахчисарайский фонтан» 1824

В своём дворце сидит грозный хан Гирей, разгневанный и печальный. Чем опечален Гирей, о чем он думает? Он не думает о войне с Русью, его не страшат козни врагов, и его жены верны ему, их стережёт преданный и злой евнух. Печальный Гирей идёт в обитель своих жён, где невольницы поют песнь во славу прекрасной Заремы, красы гарема. Но сама Зарема, бледная и печальная, не слушает похвал и грустит, оттого что её разлюбил Гирей; он полюбил юную Марию, недавнюю обитательницу гарема, попавшую сюда из родной Польши, где она была украшением родительского дома и завидной невестой для многих богатых вельмож, искавших её руки.

Хлынувшие на Польшу татарские полчища разорили дом отца Марии, а сама она стала невольницей Гирея. В неволе Мария вянет и находит отраду только в молитве перед иконой Пресвятой Девы, у которой горит неугасимая лампада. И даже сам Гирей щадит её покой и не нарушает её одиночества.

Наступает сладостная крымская ночь, затихает дворец, спит гарем, но не спит лишь одна из жён Гирея. Она встаёт и крадучись идёт мимо спящего евнуха. Вот она отворяет дверь и оказывается в комнате, где пред ликом Пречистой Девы горит лампада и царит ненарушаемая тишина. Что-то давно забытое шевельнулось в груди Заремы. Она видит спящую княжну и опускается перед ней на колени с мольбой. Проснувшаяся Мария вопрошает Зарему, зачем она оказалась здесь поздней гостьей. Зарема рассказывает ей свою печальную историю. Она не помнит, как оказалась во дворце Гирея, но наслаждалась его любовью безраздельно до тех пор, пока в гареме не появилась Мария. Зарема умоляет Марию вернуть ей сердце Гирея, его измена убьёт её. Она угрожает Марии...

Излив свои признания, Зарема исчезает, оставив Марию в смущении и в мечтах о смерти, которая ей милее участи наложницы Гирея.

Желания Марии сбылись, и она почила, но Гирей не вернулся к Зареме. Он оставил дворец и вновь предался утехам войны, но и в сражениях не может Гирей забыть прекрасную Марию. Гарем оставлен и забыт Гиреем, а Зарема брошена в пучину вод стражами гарема в ту же ночь, когда умерла Мария. Вернувшись в Бахчисарай после губительного набега на села России, Гирей воздвиг в память Марии фонтан, который младые девы Тавриды, узнав это печальное предание, назвали фонтаном слез.

«Братья-разбойники»

Она очень короткая – полное содержание на страницу. Суть: Разбойник рассказывает свою жизнь, полную грабежами, набегами и убийствами. Но вот он вместе со своим братом-таким же разбойником как и он, попадают в руки правосудия. Младший брат занемог, почуя скорую гибель, он в тяжком бреду винится в своих злодеяниях, особенно образ убиенного им некогда старца не дает ему покоя, и он просит брата "пощадить седины"

Но брату не суждено было умереть в заточении - он выздоравливает. Братьям удается бежать из тюрьмы, и они вновь предались грабежам и убийствам. Наконец, младший брат все-таки умирает, старший хоронит его и словно в нем что-то изменилось " мне жалко резать старика; На беззащитные седины не поднимается рука". Верно, он помнит слова мольбы брата за старика. Значит, в нем есть что-то человеческое/

Общая хар-ка

С 1820 г. Пушкин создает одну за другой свои романтические поэмы, серьезные и глубокие по содержанию, современные по проблематике и высокопоэтические по форме. ("Кавказский пленник", "Братья-разбойники", "Бахчисарайский фонтан") Чувства и трагические переживания одинокой, гордой, высоко над толпой стоящей личности стали основным содержанием романтического творчества Пушкина. Протест против всякого гнета, тяготеющего над человеком в "цивилизованном" обществе, - гнета политического, социального, морального, религиозного, - заставлял его, как и всех революционных романтиков того времени, сочувственно изображать своего героя преступником, нарушителем всех принятых в обществе норм – религиозных, юридических, моральных. Излюбленный романтиками образ - "преступник и герой", который "и ужаса людей и славы был достоин". Наконец, характерным для романтиков было стремление увести поэзию от воспроизведения ненавистной им обыденной действительности в мир необычного, экзотики, географической или исторической. Там они находили нужный им образы природы - могучей и мятежной ("пустыни, волн края жемчужины, и моря шум, и груды скал"), и образы людей, гордых, смелых, свободных, не затронутых еще европейской цивилизацией.

Большую роль в поэтическом воплощении этих чувств и переживаний сыграло творчество Байрона, во многом близкое мироощущению русских передовых романтиков. Пушкин, а за ним и другие поэты использовали прежде всего удачно найденную английским поэтом форму "байронической поэмы", в которой чисто лирические переживания поэта облечены, в повествовательную форму с вымышленным героем и событиями, далекими от реальных событий жизни поэта, но прекрасно выражающими его внутреннюю жизнь, его душу. Внешние особенности южных поэм Пушкина также связаны с байроновской традицией: простой, неразвитый сюжет, малое количество действующих лиц (двое, трое), отрывочность и иногда нарочитая неясность изложения.

Всегдашнее свойство пушкинского поэтического таланта-уменье зорко наблюдать действительность и стремление точными словами говорить о ней. В поэмах это сказалось в том, что, создавая романтические образы природы и людей, Пушкин не выдумывал их, не писал (как, например, Байрон о России или, позже, Рылеев о Сибири) о том, чего сам не видел, а всегда основывался на живых личных впечатлениях - Кавказа, Крыма, бессарабских степей.

Поэмы Пушкина создали и надолго предопределили тип романтической поэмы в русской литературе. Они вызвали многочисленные подражания второстепенных поэтов, а также оказали сильное влияние на творчество таких поэтов, как Рылеев, Козлов, Баратынский и, наконец, Лермонтов.

Билет 15. «Евгений Онегин»

История создания Пушкин начал писать роман «Евгений Онегин» в 1823 году в Кишиневе, в период южной ссылки. Работа над произведением была в основном закончена в 1830 году в Болдине. В 1831 году в роман было включено письмо Онегина к Татьяне. В последующие годы в текст «Евгения Онегина» вносились некоторые изменения и дополнения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.4.181 (0.056 с.)