Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Систематизация экономических знаний и появление первыхСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте экономических школ. Как наука, т.е. систематизированное знание о сущности экономики, экономическая наука возникла в конце XVI – начале XVII вв., в период становления капиталистических производственных отношений. Именно тогда перед учеными встала задача выяснить, «как государство богатеет». Первой теоретической школой был меркантилизм. Выдающимися представителем меркантилизма являлись Томас Манн (1571 – 1641) и Антуан де Монкретьен (1575 – 1621). Представители меркантилизма считали, что богатство людей – это деньги, золото. Государство богатеет, развивая внешнюю торговлю. Если попытаться предельно точно выразить сущность меркантилизма, то она сводится к следующему: в экономической политике – всемерное накопление драгоценных металлов в стране и государственной казне; в теории – поиск экономических закономерностей в сфере обращения (в торговле, денежном обращении). Главной заслугой меркантилистов было то, что они осуществили первую попытку рассмотреть общеэкономические проблемы на уровне экономики страны в целом. Это послужило отправной точкой для исследований экономистов-физиократов. Основное отличие школы физиократов от меркантилистов состояло в том, что физиократы перенесли теоретическое исследование из обращения в сферу производства, обосновывая, что богатство нации возникает в материальном производстве. Ярким представителем школы физиократов является Франсуа Кенэ (1694 – 1774). В своих трудах он утверждал, что поскольку обмениваться могут только равновеликие стоимости, постольку «обмен или торговля не порождают богатства, совершение обмена ничего, стало быть, не производит». А раз это так, то источник богатства следует искать вне сферы обращения, в сфере производства. Однако при этом сферу производства они ограничивали только сельским хозяйством. В своей знаменитой «Экономической таблице» Ф. Кенэ показал механизм общественного воспроизводства, т.е. производства и обращения всего общественного продукта, как по стоимости, так и по натуральной форме.
17
Классическая экономическая школа. Представители классической экономической школы (XVII – начало XIX вв.) перенесли теоретическое исследование в сферу материального производства в целом, вывели систему экономических законов развития материального производства, положили начало созданию трудовой теории стоимости, исследованию распределения доходов между различными социальными группами и классами общества, внесли существенный вклад в исследование механизма конкуренции, денежного обращения и кредита. Классическая школа выступила за свободу предпринимательства, обосновала необходимость ограничения вмешательства государства в экономику. В своем развитии классическая политическая экономия прошла ряд этапов. Ее родоначальниками были англичанин Уильям Петти (1623 – 1687) и француз Пьер де Буагильбер (1646 – 1714). Они заложили основы трудовой теории стоимости. Мировую известность и широкое признание получили экономические идеи и труды Адама Смита (1723 – 1790) и Давида Риккардо (1772 – 1823). Они установили, что богатство нации возникает в материальном производстве, причем во всех его отраслях. Его всеобщей универсальной формой являются не какие-то конкретные блага, создаваемые в промышленности или сельском хозяйстве, а стоимость товаров. Рост богатства происходит тогда, когда первоначально затраченная на производство стоимость (в виде денег, товаров) прирастает на дополнительную величину, возвращается с прибылью. В 1777 году выходит в свет знаменитая книга Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов», где систематизирована вся сумма накопленных к тому времени экономических знаний. Основная идея в учении А. Смита – идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. Эти экономические регуляторы он назвал «невидимой рукой рынка». Большим шагом вперед по сравнению с представителями меркантилизма и школы физиократов является учение А. Смита о доходах, где были выделены и проанализированы основные виды доходов – прибыль, заработная плата и рента. Новым в экономической науке явился анализ А. Смитом проблем накопления капитала, деление последнего на основной и оборотный, исследование денег как части оборотного капитала. Во второй половине XIX – начале XX вв. из классической школы выделилось несколько самостоятельных направлений исследования. Одно из них – марксизм. Марксизм, или теория научного социализма (коммунизма) – значительный этап в развитии теоретической экономики, представляющий собой всестороннее исследование законов развития капиталистического общества и концепцию социализма как новой экономической системы. Последняя характеризуется формированием социалистических принципов: общественная собственность на средства производства, отсутствие
18
эксплуатации наемного труда, равная плата за равный труд, всеобщая и полная занятость, ведение хозяйства по единому плану. Представители марксизма Карл Маркс (1818 – 1883) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895) развили трудовую теорию стоимости А. Смита и на ее основе создали теорию прибавочной стоимости как источника богатства. Формирование и эволюция современной экономической мысли. В конце XIX века начало формироваться неоклассическое направление. В этот период оно представлено работами К. Менгера (1840 – 1921), Л. Вальраса (1834 – 1910), В. Парето (1848 – 1923), А. Маршалла (1842 – 1924), Дж.Б. Кларка (1847 – 1938) и др. Представители данного направления основное внимание в экономическом анализе сосредоточили на поведении отдельного предприятия, фирмы. Они утверждали, что механизм рынка, конкуренция способны обеспечить сбалансированный экономический рост (как причину увеличения богатства), поэтому государство не должно вмешиваться в отношения, складывающиеся на основе свободного рыночного взаимодействия, ибо это приведет к нарушению равновесия, снизит экономическую эффективность. Его роль должна быть сведена к поддержанию условий, благоприятствующих свободной конкуренции. Фундаментальной основой неоклассического направления являются теории «предельной полезности» и «предельной производительности». Это направление, получившее название маржинализм (marginal – предельный), занимало господствующее положение до 30-х годов XX века. Экономический кризис 1929 – 1933 годов показал неспособность рыночной экономики справиться со многими проблемами и необходимость вмешательства государства в экономику. Широкое распространение получают взгляды Дж.М. Кейнса (1883 – 1946). В 1936 г. Дж.М. Кейнс опубликовал свой труд «Общая теория занятости, процента и денег», где была обоснована необходимость государственного регулирования рыночной экономики и изложены основные инструменты этого регулирования. Кейнсианство на первый план выдвигает макроэкономику и такие ее составляющие, как национальный доход, потребление, сбережение и инвестирование. В 70 – 80 гг. XX века чрезмерное вмешательство государства в экономику стало причиной, тормозящей дальнейшее экономическое развитие. Это привело к активному развитию неоклассицизма и таких его направлений, как монетаризм, теория «рациональных ожиданий», неолиберализм, согласно которым роль государства состоит в обеспечении условий функционирования свободного рынка, свободной конкуренции, денежного хозяйства, усилении социальной направленности рыночной экономики. Монетаризм, основоположником которого является Милтон Фридмен (р. 1912), покоится на двух основных положениях. Первое – это устойчивая рыночная экономика, как саморегулирующаяся система. Частное предпринимательство способно вывести экономику из кризисного состояния и обеспечить ее подъем. Второе – деньги являются главной пружиной
19
рыночной экономики. Государство должно обеспечить нормальное функционирование денежного хозяйства. Его роль состоит в поддержании постоянных темпов роста денежной массы. Необходимость сокращения (сведения к минимуму) вмешательства государства в экономику – главная идея неолиберализма. Теоретиками концепции экономического либерализма XX века являются Людвиг фон Мизес (1881 – 1973) и Фридрих фон Хайек (1899 – 1988). Основываясь на теории неолиберализма, немецкий теоретик, государственный и политический деятель ФРГ Людвиг Эрхард создал собственную теорию социально ориентированного рыночного хозяйства, воплотив ее на практике. Основные положения теории – необходимость свободного рынка, свободной конкуренции. Государство призвано гарантировать эти условия в рыночном хозяйстве и обеспечивать социальную направленность развития экономики. Эта теория изложена в книге «Благосостояние для всех», опубликованной в 1956 г. Попытка соединения кейнсианских рекомендаций по государственному регулированию с неоклассическими положениями о стимулировании свободного предпринимательства осуществлена в концепции «неоклассического синтеза». Институционально-социологическое направление возникло в конце XIX – начале ХХ века. Представители этого направления рассматривают экономику как систему, где отношения складываются под влиянием как экономических, так и неэкономических факторов, а, следовательно, источники повышения благосостояния предлагают искать в совершенствовании общества в целом.
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Вопросы для самоконтроля Что изучает экономическая теория? Какие функции выполняет экономическая теория? Чем отличаются «позитивная» и «нормативная» экономическая теория? Назовите основные методы изучения экономической теории. Вспомните основные положения меркантилизма и школы физиократов. Охарактеризуйте основные идеи классической политической экономии? Какие экономические школы получили современное развитие?
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 512; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.102 (0.008 с.) |