Эластичность предложения и факторы, ее определяющие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эластичность предложения и факторы, ее определяющие



Реакцию объема предложения на изменение цены отражает

эластичность предложения по цене. Она показывает, в какой степени

изменение цены влияет на величину предложения. Мерой такого изменения

служит коэффициент эластичности предложения. Он рассчитывается как

отношение изменения предложения (в %) к изменению цены (в %).

В зависимости от степени реакции предложения на изменение цены

предложение может быть:

1) эластичным, если объем предложения изменяется на больший

процент, чем процент изменения цены;

2) неэластичным, если объем предложения изменяется на меньший

процент, чем процент изменения цены;

3) совершенно (абсолютно) эластичным, если при данной цене

производители готовы предложить любое требуемое количество товара;

 

 

54
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 

4) совершенно (абсолютно) неэластичным, если изменение цены не

вызывает изменение предложения.

Предложение, поскольку оно связано с производственным процессом,

медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос. Поэтому важнейшим

фактором, влияющим на эластичность предложения, является фактор

времени, т.е. период времени, имеющегося в распоряжении производителя

для того, чтобы отреагировать на изменение цены. И чем продолжительнее

этот период, тем эластичнее будет предложение.

При оценке эластичности предложения обычно выделяют три

временных периода: кратчайший (мгновенный), короткий и длительный. Под

кратчайшим понимают период времени, недостаточный для осуществления

производителем каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции.

Поэтому предложение в кратчайшем периоде совершенно неэластично.

В пределах короткого периода производственные мощности остаются

неизменными, но производители имеют достаточно времени для увеличения

объема производства и, соответственно, предложения на тех же

производственных мощностях за счет повышения интенсивности их

использования за счет найма дополнительных работников, закупки большего

объема сырья и увеличение сменности работы оборудования. Предложение в

этом периоде более эластично.

Длительный период достаточно продолжителен для того, чтобы

производители смогли расширить свои производственные мощности и

увеличить объемы производства и предложения, а также для притока новых

фирм в отрасль в случае увеличения спроса на продукцию. Эластичность

предложения в этом периоде будет значительно выше, чем в коротком

периоде.

Кроме фактора времени, на эластичность предложения по цене

оказывают влияние следующие факторы:

1) степень загрузки производственных мощностей. Чем выше степень

загрузки производственных мощностей, тем меньше возможности для

увеличения производства и предложения и тем ниже эластичность

предложения;

2) возможность хранения продукции и затраты на ее хранение. Если

имеются возможности хранения продукции до лучшей ситуации на рынке, то

эластичнее будет предложение, и наоборот;

3) технологическая специфика производства. В тех сферах

деятельности, где производственный цикл характеризуется значительной

продолжительностью, довольно сложно манипулировать объемом

производства. Поэтому в таких производствах предложение неэластично;

4) степень монополизации производства и возможности перелива

(миграции) капитала из одного производства в другое. Если в силу

монополизации производства перелив капитала в данное производство

затруднен, то это ведет к затуханию реакции производства на изменение

цены.

 

55
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое спрос, и какие факторы на него влияют?

2. Нарисуйте график спроса. Чем объясняется нисходящий характер кривой

спроса?

3. Охарактеризуйте понятие «предложение» и раскройте его зависимость от

цены и других факторов.

4. Что означает понятие «рыночное равновесие»? Каковы последствия его

нарушения?

5. Дайте понятие эластичности. Почему спрос на различные товары имеет

разную эластичность по цене?

6. Как влияет на эластичность предложения фактор времени?

Тема 5 Теория поведения потребителя

Понятие общей и предельной полезности. Закон убывающей

Предельной полезности

Теория поведения потребителя предполагает, что потребитель обладает

суверенитетом или свободой выбора на рынке и ведет себя рационально, т.е.

всякий раз, делая покупку, сравнивает выгоды и затраты и выбирает лучшее

из доступного. Это значит, что осуществляя на рынке выбор определенных

благ при заданном доходе и сложившемся уровне цен, рациональный

потребитель стремится получить наибольшее удовлетворение своих

потребностей или, иначе говоря, извлечь максимум полезности. Полезность

– это то удовлетворение, которое получает субъект от потребления блага. Но

полезность не есть нечто присущее благу как таковому. Полезность – это

субъективная оценка потребителем степени удовлетворения, получаемого им

от использования блага. Величина этой субъективной оценки удовлетворения

или степени полезности блага непосредственно зависит от интенсивности

(напряженности) потребности субъекта, для удовлетворения которой

необходимо это благо. Интенсивность потребности в данном случае

означает различную степень нужды человека в чем-либо необходимом для

его жизнедеятельности. А так как степень нужды в том или ином благе у

разных потребителей неодинакова, то, как следствие этого, одно и то же

благо может иметь разную оценку полезности у различных потребителей.

Интенсивность потребности непосредственно зависит от количества

единиц блага, которые имеются у потребителя или которые он потребил. По

мере увеличения единиц данного блага происходит «насыщение» данной

потребности и интенсивность (напряженность) потребности снижается.

Поэтому степень удовлетворения или степень полезности каждой

дополнительной единицы блага для данного индивида будет убывать.

Полезность последней единицы блага, имеющейся в распоряжении индивида,

получила название в экономической теории предельной полезности.

Процесс убывания предельной полезности по мере насыщения какой-

то потребности проиллюстрируем следующим примером. Так, испытывая

чувство жажды, человек с большим наслаждением выпьет в жаркий день

первый стакан прохладного напитка, полезность его окажется для него очень

 

 

56
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 

высокой. Очевидно, что наслаждение от второго стакана напитка будет уже

меньше, а от третьего – еще меньше. Постепенное уменьшение величины

предельной полезности каждой дополнительной единицы блага по мере

увеличения объема потребляемых единиц данного блага, получило название

закона убывающей предельной полезности. Сумма же полезности всех

имеющихся у потребителя единиц данного блага есть общая полезность.

Между общей и предельной полезностью какого-либо блага

существует обратная связь. Это значит, что по мере увеличения количества

какого-то потребляемого блага предельная полезность этого блага

уменьшается, а общая полезность растет. Но увеличивается она

замедляющимися темпами. Максимум общей полезности для потребителя

достигается тогда, когда предельная полезность становится равной нулю.

Когда же объем потребляемого блага уменьшается, то предельная полезность

каждой следующей из оставшихся в распоряжении индивида единиц блага

возрастает, а их общая полезность уменьшается.

Убывание предельной полезности оказывает непосредственное

влияние на спрос. Ведь если каждая последующая единица продукта

обладает для данного потребителя все меньшей и меньшей полезностью, то

он станет покупать дополнительные единицы данного продукта лишь при

условии снижения их цены. Если этого нет, то он предпочтет не покупать

больше этого продукта по данной цене, так как, покупая его, он практически

отказывается от приобретения других товаров, т.е. от альтернативных

способов получения полезности. В силу этого рациональный потребитель

отдаст предпочтение другим продуктам, которые принесут ему большую

величину полезности, затратив на их приобретение одну и ту же сумму денег.

Следовательно, закон убывающей предельной полезности лежит в основе

обратной зависимости величины спроса от цены.

Рациональный потребитель, осуществляя свой потребительский выбор

в условиях ограниченных денежных средств, стремится приобрести такой

набор благ, который будет обладать для него максимальной полезностью.

Чтобы осуществить такой выбор, потребитель должен каким-то образом

измерять и сравнивать полезность различных благ и их наборов. Существует

два подхода к решению проблемы потребительского выбора:

кардиналистский (количественный) и ординалистский (порядковый).

Кардиналистскую (количественную) теорию полезности предложили

экономисты XIX в. У. Джевонс, К. Менгер, Л. Вальрас. В ее основу было

положено предположение о возможности измерения величины полезности

различных благ в каких-то условных единицах полезности. Основанием для

допущения такой возможности послужило знание зависимости величины

полезности блага от степени насыщения потребности в нем, т.е. от

количества потребляемых единиц блага. Исходя из этого, общая полезность

какого-то товарного набора, по мнению основоположников кардиналистской

теории, представляет собой простую сумму полезности всех товаров,

входящих в этот набор:

 

57
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 

U = u 1(x 1) + u 2 (x 2) +  + u n (xn),

где U – общая полезность всего набора;

u 1, u 2, …, un – полезности от потребления товаров 1, 2, …, n;

x 1, x 2, …, xn – объемы потребления товаров 1, 2, …, n.

А поскольку рациональный потребитель стремится получить

максимальную полезность от потребляемых им благ, то в соответствии с

кардиналистской теорией, он может достичь максимальной полезности при

заданном доходе, сравнивая предельную полезность различных благ с их

ценой. При этом полезность максимизируется в том случае, когда каждая

последняя единица, затраченная на приобретение любого блага, обеспечивает

одинаковую предельную полезность:


MU 1

P 1


MU 2

P 2


MU n

Pn


 

,


где MU – предельная полезность товаров 1, 2, …, n;

P – цена товаров 1, 2, …, n.

Это положение известно как второй закон Госсена.

Предпосылка кардиналистов о возможности измеримости величины

полезности приобретаемых благ оказалась явно нереалистичной. Вряд ли

потребитель, приобретающий два товара, может с точностью сказать,

сколько единиц полезности он получит от потребления каждого из них, или

на сколько единиц больше или меньше полезности он получит от первого

товара, чем от второго. Гораздо реалистичнее ожидать, что потребитель, не

имея возможности измерить полезность, извлекаемую из каждого набора

товаров, в состоянии просто сравнить и упорядочить разные наборы товаров

с точки зрения предпочтительности.

Это обстоятельство послужило основанием для обоснования

ординалистского (порядкового) подхода к оценке полезности, не требующей

ее абсолютной измеримости (В. Парето, Е. Слуцкий, Дж. Хикс и др.).

Ординалистский подход предполагает возможность установления между

различными благами отношений предпочтения (без измерения полезности).

Достаточно лишь чтобы потребитель, будучи поставленным, например,

перед выбором между тремя наборами товаров, мог сравнить эти наборы и

расположить их в порядке возрастания полезности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 642; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.224.197 (0.077 с.)