В чем проявляется международно-правовая составляющая права Европейского Союза? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В чем проявляется международно-правовая составляющая права Европейского Союза?



Создатели первооснов будущего Союза — Европейского объеди­нения угля и стали, Евратома и Европейского (Экономического) Со­общества — избрали уже оправдавшие себя на практике привычные для них в то время механизмы международного права в форме между­народных организаций, добавив к ним элементы наднациональности. Экономическая, а впоследствии и всеобъемлющая интеграция придала этим организациям интеграционный характер. Наднациональность, в свою очередь, стала ярко выраженным центральным качеством права Европейского Союза.

Таким образом, правовая природа Европейского Союза имеет ком­плексный, гетерогенный характер, совмещающий в себе видоизмененные для целей Союза черты как внутригосударственного, так и междуна­родного права.

Рассмотрим международно-правовые черты права Европейского Союза.

Сообщества и сам Союз были учреждены на основе международ­ных договоров между суверенными государствами, уступающими или ограничивающими в общих интересах определенные элементы своего суверенитета, из которого складывалась их компетенция.

Как в обычных международных организациях, наиболее важные решения в рамках Союза принимаются на основе единогласия. По многим другим вопросам Европейский Союз постепенно отходит от этого принципа с ростом числа государств-членов.

Что касается второй и третьей опор — Общей внешней политики и политики безопасности и сотрудничества полиций и судебных ор­ганов в уголовно-правовой сфере — то деятельность Союза в этих сферах в значительной мере строится на межгосударственном уровне и часто осуществляется международно-правовыми методами.

Эти исторически обоснованные черты международно-правовой организации, изменяясь в ходе постоянного и тесного взаимодейст­вия с элементами государственности, все еще достаточно явно при­сутствуют. Государствоподобные элементы, по мере своего совер­шенствования и укоренения, все более успешно заменяют междуна­родно-правовые механизмы и инструменты Европейского Союза, смешиваются с ними и в совокупности создают принципиально но­вое наднациональное право Европейского Союза.


31. В чем проявляются элементы государственности в праве Ев­ропейского Союза?

Элементы государственности все более отчетливо проявляются в ходе развития от Европейских сообществ к Европейскому Союзу и да­лее. К ним можно отнести следующее.

«Конституционные» (конституирующие) акты Союза можно в определенной мере сопоставить с неписаной конституцией Велико­британии или некодифицированными конституционными актами Швеции. Подобно государству, Союз обладает общей для 25 стран (с 1 мая 2004 г.) территорией с единой границей, общим визовым и таможенным режимом. Принятие проекта Конституции для Европы поставит точку в спорах по этому вопросу.

Население Союза приближается к полумиллиарду человек. В нем единое гражданство, имеющее дополнительный к национальному характер, а граждане обладают общим правовым статусом, подкреп­ленным, помимо учредительных договоров. Хартией Европейского Союза об основных правах 2000 г.

На территории Союза функционирует единый внутренний ры­нок, в котором реально обеспечена свобода движения товаров, лиц, услуг, капиталов, платежей и информации.

На этом рынке функционирует общесоюзная валюта евро и еди­ный Европейский центральный банк, обладающий независимостью и широкими полномочиями. Общий бюджет Союза формируется из • собственных источников.

Управление Европейским Союзом осуществляется посредством единой наднациональной системы институтов и органов. Их реше­ния обязательны для граждан, юридических лиц, государств-членов и их органов.

Европейский Союз создал свою уникальную наднациональную право­вую систему, опирающуюся на принципы верховенства и прямого дейст­вия его собственных правовых норм.

В Союзе сложилась вполне скоординированная правоохрани­тельная система, включающая в себя Сотрудничество судов и поли­ций в уголовно-правовой сфере; Европол как координирующий по­лицейский орган; Евроюст как общий орган с функциями прокура­туры; согласованную наднациональную трехуровневую систему судебных органов. Сфера СПСО все более активно регулируется ра­мочными решениями и решениями, которые являются уже инстру­ментами не международного, а наднационального права.

Политическая жизнь на всей территории Союза осуществляется с непосредственным участием общеевропейских политических пар­тий. Формируются элементы гражданского общества.

Европейский Союз стремится проводить единую и согласован­ную общую внешнюю политику. Союз также осуществляет общую военную политику и политику безопасности. Созданы союзные орга-60


ны военного управления и формируются основы будущих вооружен­ных сил.

Компетенция Союза все более напоминает федеративную схему. Выделяются вопросы, относящиеся к исключительной компетенции Европейского сообщества. В необходимых случаях Сообществам предоставляется дополнительная компетенция, куда входят подразу­меваемые полномочия и сферы продвинутого сотрудничества. В результате возникает широкая сфера совместных полномочий, в то время как остаточная компетенция предоставляется государст­вам-членам.

Сопоставление элементов международного и государствоподобного характера в праве Европейского Союза приводит к выводу, что усили­вающиеся черты государственности в нем проявляются в наднацио­нальной форме как в рамках каждого конкретного института, так и в любой отрасли его права.

Будучи обязательными или рекомендательными для националь­ных государств-членов, их органов власти, юридических и физиче­ских лиц, установления права Европейского Союза представляют со­бой не что иное, как «наднациональное право».

С прогностических позиций эту новую наднациональную систе­му права можно рассматривать как своеобразный этап и форму про­явления тенденции к формированию в условиях интеграции и глоба­лизации будущего «всемирного права» Человечества.

Таким образом, право Европейского Союза представляет собой уникальную комплексную наднациональную правовую систему, интегри­ровавшую в себе на новом уровне как творчески развитые внутригосу­дарственные черты, так и модифицированные под свои задачи и цели международно-правовые характеристики. Наднациональность Евро­пейского Союза, однако, несет в себе прежде всего государствоподобные характеристики.

32. Как соотносятся между собой право Европейского Союза, ме­ждународное право и национальное право государств-членов?

Система внутригосударственного права разных стран и система международного права долгое время развивались как два различных, мало между собой связанных типа правовых систем. По мере необхо­димости международного экономического развития, урегулирования вооруженных конфликтов и становления международного гуманитар­ного права международное право стало оказывать все большее влия­ние на систему внутригосударственного права в соответствующих об­ластях. В настоящее время международное и внутригосударственное право как два различных типа правовых систем продолжают сосуще­ствовать при нарастающем взаимопроникновении друг в друга. Право Европейского Союза возникло и развивается на стыке международно­го права и национального права государств-членов Союза. Истоками 61


права Европейского Союза явилось международное право с чертами наднациональности и федеративной направленностью.

Право Европейского Союза постепенно превратилось в самостоя­тельную наднациональную систему права, находящуюся в состоянии ак­тивного саморазвития и самосовершенствования. Это наднациональ­ное право посредством унификации и гармонизации оказывает боль­шое влияние на национальное право государств — членов Союза. В последнее время одновременно с процессом конституционализации права Европейского Союза оно испытывает все возрастающее влия­ние внутригосударственного права, которое превращается в ведущую тенденцию его развития.

Объединяя в себе черты как международного, так и националь­ного права государств-членов, уникальная надгосударственная сис­тема права Европейского Союза все более приобретает собственные специфические черты, не характерные для международного права и не приемлемые для внутригосударственного права стран-членов, ко­торые обеспечивают формирование собственного уникального «пра­вового поля» Европейского Союза.

Все это происходит на фоне устойчивого роста правового масси­ва, обеспечивающего деятельность Европейского Союза, и неуклон­ного повышения значения права Европейского Союза. Это касается как международно-правового регулирования (особенно в Европе), •гак и правового регулирования все более широких сфер обществен­ной жизни внутри отдельных государств. Приемы и методы, выраба­тываемые в недрах права Европейского Союза, все активнее приме­няются в системах международного и национального права.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.76 (0.006 с.)