Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ния и значительные изменения также связаны с разра-
Боткой и внедрением новых технологий: б ио те хн ич ес ки х, Б ез от хо дн ых, э не рг ос бе ре га ющ ихи т.д. Новый шаг в раз- Витии научно-технического прогресса на основе внедрения В ыс ок ихи«бе зл юд ны х»т ех но ло ги й требует принципи- Ально иного подхода к решению социальных вопросов, та- ких, как подготовка кадров, развитие профессионального образования, изменения в стимулировании, содержании И условиях труда и т.д. Вместе с тем социальные технологии изобретены давным- Давно. Так, люди долгие века управляли общественными Делами, передавали накапливаемые знания и информацию От поколения к поколению. При этом они всегда пользо- Вались технологиями, которые в большинстве случаев спе- Циально не разрабатывались, были достаточно простыми, да и сами социальные связи не требовали технологизации: Могли быть освоены интуитивно, эмпирически, опытно. Об- Щественное развитие было возможно на основе соблюдения Апробированных правил, предписаний, традиций, куль- Турных образцов, т.е. традиционных процедур и операций, Которые целенаправленно, сознательно не разрабатывались И нередко относились к числу рутинных, но ими руководс- Твовались в практической деятельности. По мере развития человечества социальные связи услож- Нялись, увеличивалось их число, многократно рос дина- Мизм общественных процессов, что объективно поставило новые требования по совершенствованию социальных тех- Нологий. Кроме того, продолжала действовать общесоци- Ологическая закономерность: возрастала роль субъектив- Ного фактора в развитии мировой цивилизации, а это вело К коренным изменениям в теории и практике управления, К внедрению инновационных методов социального воздейс- Твия, обеспечивающих более высокое качество социальных Технологий. Однако эти требования нередко находились в противо- Речии с назревшими потребностями общественного разви- Р аз де л II. У пр ав ле нч ес ки й ц ик л Тия, с одной стороны, и низким уровнем управленческих Воздействий –с другой. Постепенно выявилась острая не-
Обходимость в использовании определенных формализован- Ных последовательных операций, которые базируются не Только на опыте, но и на научно обоснованных рекомен- Дациях, образующих основу социальных технологий. Ведь Смысл и назначение любой технологии –о пт им из ир ов ат ь У пр ав ле нч ес ки й п ро це сс, исключить из него все виды де- Ятельности и операции, которые не являются необходимы- Ми для получения социального результата. Использование Технологий –г ла вн ыйр ес ур с, позволяющий снизить затра- Ты на управление, повысить эффективность управленческо- Го воздействия и его роль в жизни общества. Общество всегда искало приоритеты не только на пути Технического прогресса, но и на основе социальной ориента- Ции, рационального использования человеческих ресурсов. Социологическая мысль в России с 1960-х гг. проявляет Интерес к этой проблематике, активно включившись в ее Разработку. Исследования показали, что внедрение соци- Альных технологий, направленных на более полное исполь- Зование творческих и интеллектуальных способностей че- Ловека, могло бы обеспечить увеличение промышленного производства на 20–5%, а при реализации резервов –на 40–0% (Э.А. Уткин,1986). Стало очевидно, например, что Приоритет Японии во многих отраслях промышленности Был достигнут за счет активного включения научного по- Тенциала в комплексное изучение социальных проблем ра- Ботника, коллективной организации труда и т.д. В процессе реализации отдельных задач формируются Знания о конкретных элементах технологизации социаль- Ных процессов: об их диагностике, о последовательности Операций, их временных интервалах, предупреждении сбо- Ев, возможности вмешательства и контроля за всеми дейс- твиями в процессе осуществления намеченных планов. В этих условиях возникла необходимость определить
С ущ но ст ь ис од ер жа ни е с оц иа ль ны х т ех но ло ги й. Анализ Осуществленных попыток показывает, что у исследовате- Лей сложились разные подходы к определению их сущнос- Ти. Так, В.Г. Афанасьев (1977) определяет ее как «элемент Механизма управления и средства перевода абстрактного Г ла ва8. С оц иа ль ны е т ех но ло ги и языка науки... на конкретный язык... достижения постав- Ленных целей», М. Марков (1983) –как «способ реализа- ции... конкретного сложного процесса путем расчленения Его на систему последовательных взаимосвязанных про- цедур и операций, которые выполняются однозначно...», А.К. Зайцев (1989) –как «совокупность знаний о спосо- Бах и средствах организации социальных процессов, сами Эти действия, позволяющие достичь поставленной цели», Вал. Иванов (1994) –как «систему инновационных спо- Собов, средств разрешения сущностного противоречия Взаимодействия и самореализации социальных субъектов В диалоге человека и природы». По мнению В.В. Щерби- Ны (1993), «социальные технологии представляют собой Способ организации и упорядочения целесообразной прак- Тической деятельности, совокупность приемов, направ- ленных на определение или преобразование (изменение Состояния) социального объекта, достижение заданного Результата». При этом речь идет о специфических соци- Альных средствах. Специфика технологии в том, что она Алгоритмизирует деятельность и поэтому может быть мно- Гократно использована, тиражирована для решения сход- Ных задач, достижения заданных результатов посредством Профессиональной культуры. В концепции К. Поппера социальная технология харак- Теризуется «как способ применения теоретических вы- Водов в практической деятельности». Автор разделяет ее На два вида –«ч ас ти чн ую» и«хо ли ст ск ую» (у то пи че с- К ую. Первая характеризуется не столько масштабностью Поставленных целей и задач, сколько реалистичностью, Правильным пониманием того, что можно сделать с помо- Щью имеющихся способов, форм и методов социального Влияния. Она базируется на анализе реальных процессов и их осуществлении в ходе практических преобразований Действительности. «Холистская» (утопическая) техноло- гия пытается в ходе социальных преобразований решить Поставленные задачи как можно быстрее, решительнее, В один прием, революционным путем. Поэтому, по мнению Поппера, она не способна своевременно учесть и предуп- Редить нежелательные, вредные последствия начертанных Мероприятий. Р аз де л II. У пр ав ле нч ес ки й ц ик л Все эти определения показывают, что социальная тех- Нология, практически идентифицируется с управлением, Однако сущность социальных технологий может быть рас- Крыта т ол ьк о ч ер езв ыя вл ен иеии сп ол ьз ов ан иеп от ен ци ал а С оц иа ль но й с ис те мы «че ло ве че ск ог о р ес ур са» вс оо тв ет с- Т ви и сц ел ям и ис мы сл омч ел ов еч ес ко гос ущ ес тв ов ан ияи п ос ре дс тв омс ов ок уп но ст и м ет од ов п ро це ду р, о пе ра ци й,
П ри ем овс пе ци ал ьн ог о в оз де йс тв ия и сп ол ьз ов ан ияв оз мо ж- Н ос те й т во рч ес ко й д ея те ль но ст и к акс уб ъе кт ову пр ав ле Н ия т акис оц иа ль ны х о рг ан из ац ийвц ел ом. Вместе с тем в социологической литературе имеется и Расширительная трактовка, в которую включаются пробле- мы планирования, проектирования, экспериментирования И другие элементы управленческого цикла. Трактовка социальных технологий близка к объясне- Нию понятия «организация» в том смысле, в котором его Употребляет часть социологов, имея в виду процесс прак- Тической реализации того, что проработано на предшест- вующих ступенях управления –планировании, проекти- Ровании и программировании, т.е. в процессе управления Наступает такая стадия, когда нужно претворить в жизнь, Организовать процесс объективизации материальных или Духовных идей. Однако не все процессы организации подвергаются регла- Ментации, алгоритмизации –в процессе управления в дейс- Твиях руководителя и каждого причастного к управлению В се гд а п ри су тс тв уе т э ле ме нти мп ро ви за ци и, т во рч ес тв а Ии нт уи ци и. Поэтому работу организатора-руководителя Иногда сравнивают не только с наукой, но и искусством. Но это не отменяет того, что в этом широком поле поиска
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.116.102 (0.032 с.) |