Критерии оценки информационных систем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критерии оценки информационных систем



Введение

 

Финансы занимают особое место в экономических отношениях. Их специфика проявляется в том, что они всегда выступают в денежной форме, имеют распределительный характер и отражают формирование и использование различных видов доходов и накоплений субъектов хозяйственной деятельности сферы материального производства, государства и участников непроизводственной сферы.

Современному руководителю зачастую приходиться принимать решения в условиях неопределенности и риска, что требует от него постоянно держать под контролем различные аспекты финансово-экономической деятельности своего предприятия. Информация, вовремя поданная, грамотно обработанная и систематизированная, в определенной степени гарантирует эффективное управление производством. И наоборот, отсутствие достоверных данных может привести к неверному управленческому решению и, как следствие, - к серьезным убыткам.

Финансы предприятий, будучи частью общей, системы финансовых отношений, отражают процесс образования, распределения и использования доходов на предприятиях различных отраслей народного хозяйства и тесно связаны с предпринимательством, поскольку предприятие является формой предпринимательской деятельности.

В современных условиях рыночных отношений возникает объективная необходимость финансового планирования. Главная цель планирования заключается в повышении финансово-экономической эффективности и финансовой устойчивости предприятия, путем координации усилий всех сотрудников на достижение конечного, количественно определенного результата. Нечеткие цели и отсутствие технологии планирования приводят к тому, что сотрудники планово-экономических и финансовых служб подготавливают документы, по которым затруднительно принимать оперативные решения по управлению финансами и экономикой предприятия. Особенно следует подчеркнуть, что на многих предприятиях используется затратный механизм планирования, когда цена на готовую продукцию формируется на основе полной себестоимости и заданного процента рентабельности.

Подготовленная в плановом (финансовом) отделе информация часто не может быть оперативно сопоставлена с фактическими данными, а когда (много позже, например, через месяц), такая возможность появляется, проведение анализа уже становится не актуальным, поскольку корректирующие план решения принимать слишком поздно.

В широком смысле финансовое планирование понимается как система тотального планирования и контроля целей, потенциала, мероприятий и ресурсов, необходимых для их достижения. Как средство, планирование является инструментом достижения более высоких результатов деятельности организации посредством повышения эффективности процессов управления. С помощью этого инструмента, можно описывать будущие и фактически произошедшие события во взаимосвязи с процессами, происходящими на предприятии и подразделениях, что дает возможность определить, каким образом получился именно такой результат, а не другой, а также помогает определить, что и как нужно сделать для того, чтобы получить желаемый результат. Очевидно, что для этого требуется качественное понимание и количественное описание целей, потенциала, воздействий и реакций на эти воздействия.

В данном курсовом проекте рассмотрены и проанализированы несколько систем планирования. Эти системы наиболее часто упоминаются в современной литературе и представляют собой хорошую базу для моделирования собственной системы на их основе.


1. Анализ систем финансового планирования

Критерии оценки информационных систем

 

Представим собирательный образ системы планирования, содержащей большинство функций и свойств различных систем. В сравнении с ней можно объективно определить достоинства, недостатки и особенности таких систем, представленных сегодня на российском рынке. Итак, рассмотрим элементы технологии планирования и подходы в их автоматизации с четырех

позиций [2]:

· состав и свойства информационных объектов системы планирования;

· функциональность и алгоритмы системы;

· организация работы пользователей с системой;

· архитектура, платформа и средства интеграции.

Опишем подробные требования к каждой из этих позиций.

Обоснование выбора

Исходя из вышеперечисленных характеристик, можно сделать следующие выводы:

· Контур Корпорация Бюджет обеспечивает взаимосвязь данных бухгалтерского и управленческого учета. В едином Хранилище системы можно собирать первичные бухгалтерские данные (счета, документы с проводками по счетам и др.) со всех рабочих мест и использовать их для решения задач управленческого учета, в частности, для расчета фактического исполнения планов и показателей финансового результата. Таким образом, система рассчитана на большие корпорации и только для таких предприятий способна полнофункционально реализовывать функциональные элементы финансового планирования. Перенастройка под малые предприятия, является достаточно трудоёмким процессом, и затраченные средства требуют большого срока окупаемости.

· Галактика относится к классу систем корпоративного бизнес-планирования. Система представляет собой комплексное решение, интегрирующее процессы планирования, учета фактического исполнения, управленческого анализа и отчетности. Система подходит для организаций, имеющих разветвленную сеть филиалов и дочерних предприятий. И для малых предприятий необходимо приобретать сокращённую версию, которая из-за этого не реализует всех требуемых функций планирования и управления финансовыми потоками.

· «Инталёв» – одна из самых ранних, хорошо известных и широко распространенных систем планирования. Наиболее успешно может быть применена в комплексе с остальными программными продуктами «Инталёв» и программными продуктами серии «1С». Система может рассматриваться как инструментальное средство для реализации на ее основе различных методик планирования. Слабая гибкость не позволяет настроить систему на малом предприятии в полном объёме, так как утрачивается целостность и как следствие надёжность.

· BPlan является относительно новым продуктом, представленным на российском рынке. Обладая хорошо развитым функционалом, BPlan позволяет строить систему планов и отчетов и рассчитывать плановые показатели. В полной мере поддерживается всесторонний анализ данных, формирование согласованных бюджетов и подготовку необходимой управленческой отчетности в рамках одного интегрированного приложения. Но в системе слабо организована многопользовательская деятельность, что имеет большое значение.

На основании сравнения и анализа вышеперечисленных систем необходимо смоделировать и спроектировать информационную систему финансового планирования, нацеленную на малые предприятия, которая должна полностью отвечать современным требованиям к информационным системам и при этом содержать элементы, присущие системам вышеперечисленных разработчиков.

1.3 Определение требований к разрабатываемой системе

 

В соответствии с особенностями организации малого предприятия необходимо определить методологию финансового планирования. Исходя из описанных в разделе 1 проблем, с которыми сталкиваются малые предприятия, необходимо разработать модель информационной системы способной решать выявленные проблемы.

Требования к методике

Процесс финансового планирования на малом предприятии состоит из нескольких этапов. На первом этапе происходит анализ финансовых показателей за предыдущий период. Для этого используют информацию из основных финансовых отчетов предприятия: бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств. Эти документы имеют важное значение для финансового планирования, так как содержат данные для анализа и расчета финансовых показателей деятельности малого предприятия, а также служат основой для составления прогноза.

На втором этапе происходит составление основных прогнозных документов, таких как прогноз баланса, отчета о прибылях и убытках, движения денежных средств, которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру научно-обоснованного бизнес-плана предприятия.

На третьем этапе происходит уточнение и конкретизация показателей прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.

На четвертом этапе осуществляется оперативное финансовое планирование.

Завершается процесс финансового планирования практическим внедрением планов и контролем за их выполнением.

В задачи финансового управления малого предприятия входит нахождение оптимального соотношения между краткосрочными и долгосрочными целями развития предприятия и принимаемыми решениями в рамках финансового управления. Например, малое предприятие может отказываться от вложений в обновление основного капитала ради получения высоких текущих прибылей, но впоследствии это отразиться на конкурентоспособности ее продукции и приведет к снижению рентабельности производства, а значит к ухудшению положения предприятия на рынке.

В долгосрочном финансовом управлении, прежде всего, учитываются факторы риска и неопределенности. В конечном итоге, главное в финансовом управлении малым предприятием – принятие решений по обеспечению наиболее эффективного движения финансовых ресурсов между предприятием и источниками его финансирования, как внешними, так и внутренними.

Управление потоком финансовых ресурсов, выраженных в денежных средствах, является центральным вопросом в финансовом управлении малым предприятием.

При проведении финансового анализа деятельности малого предприятия необходимо также учитывать динамику показателей его финансовой устойчивости, так как прочность финансов малого предприятия выступает как критерий его рыночной позиции. Залог выживаемости предприятия - его стабильность. Чтобы предприятие могло эффективно действовать на рынке и развиваться, ему, прежде всего, нужна устойчивость денежной выручки, достаточной для расплаты с поставщиками, кредиторами, работниками, местными органами власти, государством. После всех расчетов и выполнения обязательств необходима еще и прибыль, объем которой должен быть, по крайней мере, не ниже запланированного.

Требования к архитектуре и структуре информационной системы

В современных автоматизированных системах появились тенденции, которые можно охарактеризовать как совместная работа с источником данных, то есть когда вся работа людей проходит взаимосвязано и практически не требует бумажной документации, это привело к появлению общего информационного пространства предприятия.

Для малых предприятий оптимальной является двухуровневая структура, которая позволяет организовать работу пользователей даже удалённо, посредством Web-технологий. Двухуровневая архитектура представляет собой связку Клиент - Канал связи – Сервер. Такая связь обусловлена тем, что на Клиенте присутствует не только интерфейс для работы пользователя, но и функциональная логика системы.

Информационная система финансового планирования для малого предприятия должна быть реализована с единой базой данных, основываясь на технологии "клиент-сервер". Этот подход обеспечивает одновременную работу многих пользователей с одними и теми же данными. В связи с этим возможно оперативное внесение изменений в структуру планов и интерактивное взаимодействие пользователей системы.

В качестве БД можно использовать реляционную или многомерную модель, причем последняя применяется не только в связи с необходимостью многомерного представления статей планов, но и с целью ускорения вычислений. Вариант с хранилищем данных предъявляет особые требования к построению БД и применяется для решения задач финансовой консолидации данных системного и внесистемного учета, а также для автоматизации контроля исполнения планов.

Таким образом, разрабатываемая система финансового планирования, должна представлять собой многопользовательское приложение, обладающее развитым пользовательским интерфейсом, и выполненное с использованием 2-х уровневой архитектуры. Преимущества такого подхода к разработке системы заключаются в следующем. Это позволит выполнять восходящее и нисходящее прогнозирование, обеспечить ввод текущих данных в реальном времени, в результате некоторых событий или изменений ситуации. Интерфейс, должен быть ориентирован на пользователей системы, позволяющий сотрудникам финансовых и операционных отделов, вне зависимости от того, насколько редко им приходится пользоваться системой, могли легко проводить полные, аккуратные и хорошо документированные плановые операции. Необходимо предусмотреть в разработке курсового проекта использование Internet-Intranet технологий, которые позволят пользователям одинаково хорошо работать как в пределах предприятия, так и удаленно, используя Internet.


2. Разработка информационной модели финансового планирования

 

Архитектура системы

Теперь немного подробнее об этих функциональных подсистемах. Модель информационной системы наглядно демонстрирует взаимосвязь подсистем и их модулей (см. рис. 3.1).

 

Рис. 3.1. Модель информационной системы финансового планирования

Система регламентирования – определяет сроки проведения планирования. То есть она контролирует функцию ввода данных пользователем. Дело в том что, как правило, руководитель изначально определяет временные рамки проведения этапа планирования. То есть это время начала этапа планирования и время его завершения. Как раз в этом промежутке пользователь и может осуществлять заполнение плановых таблиц. Так же может возникнуть ситуация когда пользователь завершил ввод данных и отправил эти данные на согласование. В этом случае тоже происходит блокировка ввода. При возникновении, каких-либо неполадок в работе системы, администратор тоже может блокировать процесс ввода данных. Обработкой такого рода ситуаций и занимается система регламентирования. Она так же оповещает пользователя через его АРМ о том, что произошла блокировка ввода данных.

Система планирования – осуществляет сбор данных. Эта центральная подсистема, которая взаимодействует практически со всеми остальными системами.

Подсистема контроля и учета контролирует процесс ввода данных. При помощи нее можно узнать, какие планы или таблицы планов заполнены на текущий момент и на сколько.

Система консолидации и анализа данных позволяет проводить анализ введенных плановых показателей. Так же данная система позволяет строить различные графики сравнения плановых показателей.

Система формирования выходных форм позволяет формировать интерфейс пользователя для различных АРМов. То есть различные формы для ввода и вывода данных. Эта система особенно активно используется при построении отчетов (см. рис. 3.2).

Система оповещения и временного контроля осуществляет заранее запланированные действия по таймеру. К примеру, данная система при завершении этапа планирования осуществляет перегонку данных из оперативной области хранения в архивную область. Так же данная система позволяет блокировать отдельные участки БД по таймеру.

 

Рис. 3.2. Модель формирования форм в информационной системе

 

Система безопасности осуществляет идентификацию и аунтерификацию пользователя. Так же данная система осуществляет шифрование передаваемых данных (см. рис. 3.3).

Почти все представленные подсистемы по типу реализации можно разделить на три части.

· Системы реализованные на уровне СУБД.

· Системы реализованные на уровне приложения.

· Системы реализованные как на уровне СУБД так и на уровне приложений.

К примеру, Система контроля и учет, Система оповещения и временного контроля полностью реализованы на уровне СУБД, в то время как Система формирования выходных форм реализуется полностью на уровне приложений.

Рис. 3.3. Модель системы надёжности в информационной системе

 

Такое обилие различных подсистем и их сложная взаимосвязь, требует привлечения дополнительных технологий для реализации системы финансового планирования. Все это обусловлено еще и тем, что при разной реализации различных модулей, возможно, использовать различные языки программирования. Так большинство систем реализованных на уровне СУБД оперируют языком структурированных запросов SQL и его процедурным расширением PL/SQL. Системы, реализованные на уровне исполняемого приложения, могут быть написаны на любом языке четвёртого поколения. В системах функции, которые затрагивают, как уровень базы данных, так и уровень приложения, для них может быть использовано несколько языков программирования, но нужно учитывать специфику их взаимодействия между собой.

Использование такой архитектуры и структуры информационной системы финансового планирования для малого предприятия имеют следующие преимущества:

· высокая способность к интеграции существующих информационных систем управления предприятием;

· относительно низкие затраты на внедрение и эксплуатацию;

· повышение уровня эффективности использования оборудования;

· прикладные программные средства доступны с любого рабочего места, имеющего соответствующие права доступа;

· минимальный состав программно-технических средств на клиентском рабочем месте, возможно использование доступа через Internet;

· минимальные затраты на настройку и сопровождение клиентских рабочих мест (причем многие из которых могут работать за удаленными терминалами).

 

Заключение

 

В работе произведен анализ наиболее популярных систем планирования, представленных на российском рынке, и разработаны основные принципы финансового управления на малом предприятии.

Актуальность задачи заключается в том, что реализация процессов планирования для малых предприятий требует организации узконаправленных планов, совмещение алгоритмов учёта и контроля.

Внедрение разработанной системы позволит малому предприятию регулярно производить финансовое планирование и контролировать исполнение бюджета, составлять годовой бюджет предприятия, достичь улучшения финансовых показателей работы компании.

 


Введение

 

Финансы занимают особое место в экономических отношениях. Их специфика проявляется в том, что они всегда выступают в денежной форме, имеют распределительный характер и отражают формирование и использование различных видов доходов и накоплений субъектов хозяйственной деятельности сферы материального производства, государства и участников непроизводственной сферы.

Современному руководителю зачастую приходиться принимать решения в условиях неопределенности и риска, что требует от него постоянно держать под контролем различные аспекты финансово-экономической деятельности своего предприятия. Информация, вовремя поданная, грамотно обработанная и систематизированная, в определенной степени гарантирует эффективное управление производством. И наоборот, отсутствие достоверных данных может привести к неверному управленческому решению и, как следствие, - к серьезным убыткам.

Финансы предприятий, будучи частью общей, системы финансовых отношений, отражают процесс образования, распределения и использования доходов на предприятиях различных отраслей народного хозяйства и тесно связаны с предпринимательством, поскольку предприятие является формой предпринимательской деятельности.

В современных условиях рыночных отношений возникает объективная необходимость финансового планирования. Главная цель планирования заключается в повышении финансово-экономической эффективности и финансовой устойчивости предприятия, путем координации усилий всех сотрудников на достижение конечного, количественно определенного результата. Нечеткие цели и отсутствие технологии планирования приводят к тому, что сотрудники планово-экономических и финансовых служб подготавливают документы, по которым затруднительно принимать оперативные решения по управлению финансами и экономикой предприятия. Особенно следует подчеркнуть, что на многих предприятиях используется затратный механизм планирования, когда цена на готовую продукцию формируется на основе полной себестоимости и заданного процента рентабельности.

Подготовленная в плановом (финансовом) отделе информация часто не может быть оперативно сопоставлена с фактическими данными, а когда (много позже, например, через месяц), такая возможность появляется, проведение анализа уже становится не актуальным, поскольку корректирующие план решения принимать слишком поздно.

В широком смысле финансовое планирование понимается как система тотального планирования и контроля целей, потенциала, мероприятий и ресурсов, необходимых для их достижения. Как средство, планирование является инструментом достижения более высоких результатов деятельности организации посредством повышения эффективности процессов управления. С помощью этого инструмента, можно описывать будущие и фактически произошедшие события во взаимосвязи с процессами, происходящими на предприятии и подразделениях, что дает возможность определить, каким образом получился именно такой результат, а не другой, а также помогает определить, что и как нужно сделать для того, чтобы получить желаемый результат. Очевидно, что для этого требуется качественное понимание и количественное описание целей, потенциала, воздействий и реакций на эти воздействия.

В данном курсовом проекте рассмотрены и проанализированы несколько систем планирования. Эти системы наиболее часто упоминаются в современной литературе и представляют собой хорошую базу для моделирования собственной системы на их основе.


1. Анализ систем финансового планирования

Критерии оценки информационных систем

 

Представим собирательный образ системы планирования, содержащей большинство функций и свойств различных систем. В сравнении с ней можно объективно определить достоинства, недостатки и особенности таких систем, представленных сегодня на российском рынке. Итак, рассмотрим элементы технологии планирования и подходы в их автоматизации с четырех

позиций [2]:

· состав и свойства информационных объектов системы планирования;

· функциональность и алгоритмы системы;

· организация работы пользователей с системой;

· архитектура, платформа и средства интеграции.

Опишем подробные требования к каждой из этих позиций.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1661; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.119.17 (0.039 с.)