To a question of party education management personnel in the 1920-1930 (on the example of donbass) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

To a question of party education management personnel in the 1920-1930 (on the example of donbass)



Аннотация. В статье на основе широко круга источников анализируются проблемы подготовки командно-административных кадров в период 20-30-х годов ХХ века. В частности, рассмотрены вопросы создания сети партийно-политических учебных заведений, как в центре, так и на местах.

Ключевые слова: партийное образование, политические учебные заведения, советско-партийная школа, управленческие кадры, лектор.

Abstract. In article on the basis of a wide range of sources, analyzes the problems of training command and administrative personnel during the 20-30th years of the XX century. In particular, the issues of creating a network of party-political educational institutions, both in the centre and on the region.

Key words: party education, political educational institutions, the Soviet-party school, administrative personnel, lecturer.

 

Успехи кадровой политики советской власти в значительной степени завесили от эффективной системы профессиональной подготовки управленческих кадров.

Проблема политического просвещения управленцев стала предметом изучения многих исследователей [5;8-9;14;17;19]. В то же время малоисследованными остаются вопросы практической реализации подготовки руководящих кадров на региональном уровне. Поэтому целью данной статьи является характеристика процесса развертывания сети партийно-политических учебных учреждений и их организационных вопросов на местном уровне (на примере Донбасса).

Коммунистическая партия на каждом этапе своего развития определяла формы и методы учебы руководящих партийных кадров, с учетом исторических условий и задач, которые предстояло решать.

С окончанием гражданской войны по всей стране осуществлялась масштабная идеологически-образовательная компания, в ходе которой быстрых темпов развития приобрела сеть политических учебных заведений, для повышения политической грамотности среди руководящих кадров для всех отраслей управления.

В начале 1920-х годов сформировалась трехзвенная система политической учебы. Начальным звеном являлась учеба в школах и кружках политграмоты, главной задачей которых - помочь курсантам, осознать сущность и закономерность политического и хозяйственного развития Советской России, получить представление о путях развития от советского строя к коммунизму [5,С.286].

К середине 1920-х гг. кружки школы политграмоты стали массовой формой политпросвещения. Например в пяти округах Донецкой губернии в 1920 году работало 614 школ политграмоты. Из них в Луганском округе действовало 134 школы, в Артемовском - 220, в Сталинском - 225, в Мариупольском - 28, в Старобельском - 7 [18, д.2128, л. 47, 70; д.34, л.35; д.36, л.2.].

В школы политграмоты зачислялись коммунисты, комсомольцы и беспартийные активисты по спискам, составляемым партийными ячейками. Продолжительность курса устанавливалась от трех до пяти месяцев. Занятия проводились два-три раза в неделю по два часа после работы [12, С.156].

Коммунисты, овладевши программой политического минимума, продолжали учебу в марксистских кружках, которые «представляли более высокую ступень учебы и входили в среднее звено партийного просвещения».

Более высокую ступень среднего звена становили советско-партийные школы, которые открывались с целью подготовки работников на руководящие должности, «способных выполнять мероприятия советской власти в масштабе волости или уезда» [13, С.110].

Созданию сети совпартшкол послужило вовлечение рабочих и крестьян в советскую и партийную работу, которые нуждались в общеобразовательной и политической подготовке.

На X съезде РКП(б) было принято решение о создании в каждом губернском городе хорошо поставленную совпартшколу с двумя – тремя выпусками в год и не менее чем в половине уездов республики организовывать уездные совпартшколы по сокращенной программе [6, С.552].

Советско-партийные школы, готовившие руководящие кадры на местах, создавались двух типов: I – элементарного типа (уездные), II – повышенного типа (губернские) [15, С.57-58].

Совпартшколы первой ступени, которые имели два профиля: промышленно-рабочий с трехмесячным и земледельческо-крестьянский с четырехмесячным сроком обучения, давали местным работникам элементарное политическое и общее образование.

Совпартшколы второй ступени, готовившие кадров для среднего руководящего партийного и советского звена, имели годичный срок обучения. Такой тип школ обеспечивал более глубокую и разностороннею идейно-теоретическую подготовку. Они комплектовались из лиц, окончивших школу первой ступени или имеющих знания в этом объеме[8, С.31-32].

С 1924 г. совпартшколы I ступени переводятся на годичный срок обучения, а школы II ступени — на двухлетний.

К концу 1925 г. в СССР насчитывалось в общей сложности 179 школ первой и 67 – второй ступени, в которых обучалось более 20 тыс. чел. [9, С.34].

Постановлением ЦК партии от 26июня 1926 г.была упразднена сетьсовпартшкол I ступении осуществлен переход на единую сеть партшколII ступени сдвухлетним сроком обучения. Совпартшколы I ступенисподготовительными отделениями при них сохранялись лишь в национальныхреспубликах иобластях [17, С.116].

С конца 1920-х годов складывается система заочного и вечернего политического обучения. Вечерние совпартшколы стали формой марксистко-ленинского воспитания руководящих кадров без отрыва от производства, которые в начале 1936 г. были преобразованы в вечерние партийные школы.

Центральный Комитет партии 21 августа 1933 г. принял решение, в силукоторогос 1января 1934 г. совпартшколы были реорганизованы. Взамен двухгодичного был установлен восьмимесячный курс обучения.ЦК компартий, крайкомы и обкомы обязывались определить специализацию совпартшкол по подготовке кадров для промышленности и сельского хозяйства, в зависимости от потребности в низовых работник вкрае или области. Совпартшколы начали строиться по производственному принципу [17, С.116].

Рост сети партийных учебных заведений, низшего и среднего звена, можно проследить на примере Донбасса. На XII Артемовской окружной партконференции (1927 г.) приводились показательные цифры: по сравнению с предыдущим годом число школ политграмоты повышенного типа в округе возросло на 124, а марксистко-ленинских предметных кружков – на 79. Было создано 11 вечерних совпартшкол для партийного актива [11, С.229].На 1 октября 1935 г. в Донецкой области действовало свыше 4 тысяч школ и кружков, в которых обучалось более 60% коммунистов, а на 1 января 1937 г. в 5212 школах и кружках училось уже около 80% членов партии [11, С.274].

Высшим звеном политического образования коммунистов являлись комвузы с трехлетним сроком обучения. Сеть комвузов непрерывно расширялась, так, если в 1921 г. в стране действовали два комвуза, то, в 1924-1925 учебном году подготовку кадров вели уже 14 комвузов [12, С.165]. Высшим партийным учебным заведением в УССР был Коммунистический университет им. Артема созданный по решению ЦК КП(б)У от 1 апреля 1922 года в Харькове [7, С.348].

С принятием первой пятилетки многие областные совпартшколы стали преобразовываться в комвузы, готовившие партийных и советских работников главным образом для районов. С 1928 по 1932 г. их количество увеличилось с 19 до 53, а контингент слушателей – с 8,4 тыс. до 30,5 тыс. человек[12, С.334].

В начале 30-х гг. в связи с хозяйственно-организационным укреплением колхозов особый размах приобрела подготовка партийных и руководящих кадров для сельского хозяйства. В соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) от 21 сентября 1932 г. на базе комвузов создавались новые партийные учебные заведения – высшие коммунистические сельскохозяйственные школы (ВКСХШ) [17, С.117]. Их основной целью являлась подготовка специалистов с высоким теоретическим уровнем знаний для работы прежде всего в социалистическом земледелии.

Руководящие кадры работников губернского масштаба повышали свой теоретический уровень на курсах марксизма-ленинизма при Социалистической академии с двухгодичным сроком обучения. С 1923 г. начала действовать школа секретарей уездных комитетов при ЦК РКП(б). С 1930 г. они стали готовить руководящих работников областного масштаба. К 1931 г. курсы выпустили 1035 человек, 68% которых составляли рабочие [12, С.335].

Нарядусостационарной сетью партийных учебных заведений широкоеразвитие получила система заочного образования. ЦК партии постановлением от 16 октября 1930 г. признал необходимым организовать при ЦК ВКП(б) Институт массового заочного обучения партактива(ИМЗО)[12, С.331]. Наинститут было возложено организационное программно - методическоеруководство следующими формами заочного обучения: цикловые радиолекциипо вопросам марксистско - ленинской учебы,заочная совпартшкола,заочный комвуз, заочные радиокурсы партактива[17, С.117].

Необходимо отметить, повышение политического образовательного уровня с конца 1930-х г. осуществлялось также и в университетах марксизма-ленинизма. В Донбассе такой вуз был открыт в 1938 г. в Сталино.

Качество учебной работы в системе политического образования зависело от оптимальных форм ее организации и методов преподавания, уровня подготовки преподавательских кадров, которые находились в центре внимания парткомов, местных агитационно-пропагандистских отделов.

Характерной чертой партийного просвещения практически с первых его шагов стала предельная идеологизация обучения. Для обычных школ политграмоты на протяжении первой половины 1920-х гг. базовым пособием была «Азбука коммуниста», представляющая собой популярное разъяснение Программы большевистской партии[5, С.283-284]. Широкое распространение получила также «Книжка политической грамоты», в которой излагались базовые понятия как «диктатура пролетариата», «классовая борьба» и «коммунизм», кратко излагалась история революционного движения и история коммунистической партии.

В методике преподавания большое место уделялось беседам, популярным лекциям, существовала и контролирующая форма работы – подготовка и чтение рефератов.

Подготовка кадров в партийных учебных заведениях состояла из трех основных частей: теоретического образования, специальной и общеобразовательной подготовки. Например, программа обучения уездной совпартшколы, опубликованная в 1921 г. в журнале «Донецкий коммунист», содержала следующие лекционные темы: «1.Происхождение миров (6 ч.), 2.История Земли (6 ч.), 3.Развитие жизни на земли (6 ч.), 4.География (8 ч.), 5.История (10 ч.), 6.История развития хозяйственных форм до капитализма (8 ч.)» [16, С.45].

Учебные планы и программы на 1921/22 и 1922/23 учебные годы предусматривали более обстоятельное изучение теоретических вопросов, актуальных проблем современности, что продолжалось и в последующие годы. Так, в условиях индустриализации страны, реконструкции сельского хозяйства более 50% отводилось на преподавание социально-экономических дисциплин и профессионально-технических вопросов, таких как планирование, внедрение новой техники, колхозное строительство, агротехника и т.п.

В процессе работы совпартшколы совершенствуется методика преподавания. Наряду с беседами и лекциями для курсантов организовывались экскурсии в местные музеи, на заводы и предприятия. С 1923-1924 учебного года вводится лабораторный метод преподавания или так называемый «дальтон-план» [10, С.58].

Большой проблемой в деятельности партийных учебных заведений было отсутствие преподавательских кадров. Х съезд партии обязал всех ответственных работников партии быть лекторами партийных школ и «смотреть на эту работу, как на одну из важных своих обязанностей» [6, С.552].

Ядром пропагандистских кадров стали коммунисты с дореволюционным партийным стажем, так в 1923/24 учебном году три преподавателя школы политграмоты Бахмутского округа имели партстаж от 4 до 11 лет [4, д.173, л.1-6].

Главполитпросвет рекомендовал «прикрепить ответственных и достаточно подготовленных к теоретическим занятиям товарищей» с освобождением от всякой иной работы. Однако на практике это вопрос оставался неудовлетворительным, так, в школе политграмоты Бахмутского округа, из пяти лекторов лишь один был «занят исключительно пропагандисткой работой, которая являлась для него основной» [4, д.173, л.3]. Лекторы и руководители кружков, работающие по совместительству, урывками, без подготовки за недостатком времени, не могли вести надлежащую работу, что приводило к пассивности курсантов в отношении учебы.

К лекторской деятельности широко привлекались наиболее подготовленные рабочие, имевшие определенный уровень политобразования (политкурсы, комвузы, высшие ленинские курсы и. т.п.) [4, д.173, л.1-6; 3 д.38, л.4].

Расширение сети учебных заведений советского и партийного строительства значительно увеличило потребность в преподавателях. В связи с нехваткой в регионе политработников в Донбасс направлялись выпускники столичных вузов гуманитарно-политического направления. В 1930 году в Сталинский округ прибыли 15 воспитанников Ленинградского Коммунистического вуза, Ленинградского просветительного института, Академии Коммунистического воспитания для активизации идеологической работы [1, д. 780, л.1,24].

Проблемой было не только обеспечение учителями, но и курсантами. Основные критерии подбора студентов и курсантов в советско-партийные учебные заведения вытекали из принципов кадровой политики партии. В директивах ЦК ВКП (б) по этому вопросу постоянно подчеркивался классовый принцип комплектования контингента учащихся, согласно которому преимущественным правом пользовались, прежде всего, представители рабочего класса и крестьянства. Так, например, в Артемовской совпартшколе первой ступени в 1923/1924 учебном году 82,1% составляли рабочие, 10,7%—крестьяне; 7,2% - служащие, в политическом отношении это были преимущественно коммунисты (94,6% слушателей) [3, д.1, л.7].

Социально-классовый критерий подбора учащихся был определяющим, но не единственным. При зачислении в учебные заведения (за исключением краткосрочных курсов) учитывался также стаж партийной и советской работы, образование (общее и политическое), возраст [3, д.1, л.1-7].Предварительный отбор кандидатов на учебу осуществлялся специальными комиссиями согласно заранее утвержденной разверстке. Отобранные ими работники направлялись в приемные комиссии соответствующих учебных заведений [3, д.1, л.3]. Нередко случалось, что организации присылали в принудительном порядке совершенно «случайный элемент», лишь бы выполнить разверстку. В число командированных попадали сокращенные, оказавшиеся безработными по случаю сокращения штатов совучреждений, интересовавшиеся совпартшколой постольку, поскольку она давала им преимущества, в частности материальное обеспечение, в виде стипендии, как самим курсантам, так и на содержание их членов семьи [3, д.9а, л.1-11].

Ответственные партийные работники по-разному относились к призывам высшего и краевого руководства к повышению «политической сознательности». Одни искренне желали повысить теоретический уровень и получить практические знания, необходимые для дальнейшего карьерного роста, другие уклонялись от учебы ссылаясь на семейные проблемы: «Дебальцевский уездком от курсанта Донгубсовпартшколы… Я мобилизован был на продработу, но в настоящее время меня сняли с продработы, но препроводили на курсы, партшколу то есть. Но это хорошо было бы, если бы я не женатый. А то я как (имеющий) семейство, и так мне в пользу ученье нейдет, то прошу я вас, товарищи, отозвать меня в свой уезд» [2, д1165, л.3].

Подводя итог, можно сказать, что созданная в 1920−1930-х гг. сеть партийного образования была призвана: дать основы элементарной грамотности, повысить уровень общеобразовательных знаний, выполнить функцию идеологического просвещения, а также быть средством контроля над руководящими работниками. Проблема подготовки управленческих кадров в 1920-1930-е годы состояла не только в том, чему учить, но и в том, кому и как учить.

Список литературы

1. Государственный архив Донецкой области (дaлее – ГАДО). Ф 9, оп. 1.

2. ГАДО. Ф П - 1, оп.1.

3. ГАДО. Ф П - 283, оп.1.

4. ГАДО. Ф П - 68, оп.1.

5. Гурьев, А. И. Как закалялся агитпроп / А. И. Гурьев. - М.:ООО «Научно-издательский центр «Академика», 2011. — 432 с.

6. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Ч.1. – М.: Госполитиздат, 1954. – 832 с.

7. Культурне будівництво в Укрaїнській РСР 1928- червень 1941: збірник документів і мaтеріaлів / [відп.ред. Ю. Ю. Кондуффор]. – К.: Нaуковa думкa, 1986. – 416 с.

8. Леонова, Л. С. Из истории подготовки партийных кадров в советско-партийных школах и коммунистических университетах (1921-1925 гг.). - М.:Изд-во Моск. ун-та, 1972. – 154 с.

9. Леонова, Л. С. Исторический опыт КПСС по подготовке партийных кадров в партийных учебных заведениях. 1917-1975 гг. - М.:Изд-во Моск. ун-та, 1979. - 205 c.

10. Методика и организация партпросвещения: сб. материалов и док./ [под ред. А.Ф. Рындич]. – М.:Коммунистический университет, 1926. – 246 с.

11. Очерки истории Донецкой областной партийной организации / [под ред. Г. П. Ерхова]. – Донецк: «Донбас», 1978. – 503 с.

12. Очерки истории идеологической деятельности КПСС. Октябрь 1917 – 1937 гг. Институт мaрксизмa-ленинизмa при ЦК КПСС/[Под ред. Морозова Л. Ф. и др.]. - М.:Политиздaт. 1985 г. – 415 с.

13. Первaя Всероссийскaя конференция рaботников пaртийно-советских школ (Резолюции) // Коммунистиское просвещение. – 1922. - №1. – С.100-110.

14. Рабочий класс в управлении государством (1926–1937 гг.) / [под ред. К. В. Гусева и др.]. - М.:Мысль, 1968. - 238 с

15. Справочник партийного работника. Вып.2. – М.:Изд. отд-ние ЦК РКП(б), 1922. – 336 с.

16. Учебный план уездной совпартшколы // Донецкий коммунист. – Бахмут. – 1921. - №2. – июль. – С.45.

17. Фильченков, М. П. Из истории партийных учебных заведений // Вопросы истории КПСС. - 1958. - №1 – С.108-122.

18. Центрaльный госудaрственный aрхив грaждaнских объединений Укрaины. Ф.1, оп. 20.

19. Чижова, Л. М. Изистории подготовки партийных работников (1921-1925 гг.) // Вопросы историиКПСС. - 1968. - № 6. - С. 89–98.

 

 

«СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ И РОССИЙСКАЯ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ
В XIX-XX ВВ.»

УДК 94(47).08

Антипина Лариса Сергеевна

Студентка направления «История» социально-гуманитарного факультета

Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, 614070, Россия, Пермь, e-mail: larisa.anitipina2012@yandex.ru

СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА ВОЕННОГО И ПОСЛЕВОЕННОГО ВРЕМЕНИ (НА ПРИМЕРЕ МОЛОТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Antipina Larisa Sergeevna

Student of the Faculty of Social and Humanitarian sciences

National Research University Higher School of Economics, 614070, Russia, Perm, e-mail: larisa.anitipina2012@yandex.ru



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.7.7 (0.046 с.)