The death of Kama river fleet in June 1919 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

The death of Kama river fleet in June 1919



Аннотация. Встатье отражены события, которые происходили в июне 1919 года в д. Лёвшино Пермской губернии при отступлении Западносибирской армии адмирала А. В. Колчака. В ней также приведены наиболее полные данные потерь судов при на Каме в период Гражданской войны.

Ключевые слова: Камский речной флот, П. И. Коновалов, гибель речных судов в Лёвшино летом 1919 года.

Abstract: The article reflects events that took place in June 1919. in Levshino, Perm province during the retreat of the Siberian army of Admiral A.V. Kolchak. It also lists the most complete data loss in the courts on the Kama river during the Civil war.

Key words: the Kama river fleet, I. P. Konovalov, the death of river vessels in Levshino in the summer of 1919.

 

Гражданская война является одной из самых трагических страниц истории нашей страны, немало тяжёлых последствий ощутили поколения, жившие в тот исторический период. Немалый ущерб различным отраслям хозяйства нанесла война. 8 февраля 1918 года глава Совнаркома В. И. Ленин подписал декрет о национализации всего торгового флота. По этому декрету судоходным предприятиям, акционерным обществам, паевым товариществам, торговым домам и единоличным крупным предпринимателям и владеющими морскими и речными судами всех типов, служащим для перевозки грузов и пассажиров, со всеми движимым и недвижимым имуществом этих предприятий объявлялись общенациональной неделимой собственностью Советской республики.

Весной 1918 года на общем собрании водников был избран деловой совет Пермского района для управления пароходством, председателем которого был выбран Иван Иванович Кожевников, человек с интересной судьбой. Он родился в семье крепостного графа Строгонова, сделал блестящую карьеру, прошёл путь от простого матроса до управляющего Пермской конторы пароходства «Братья Каменские и Мешкова».[2, с. 4] После ликвидации делового совета был образован Рупвод (Районное управление водным транспортом), председателем которого стал Василий Иванович Демидов.[3, с. 4]

Летом 1919 г. при отступлении из Перми Западно-сибирской армии адмирала Колчака был уничтожен практически весь Камский речной флот. Из рассказа бывшего командира и комиссара парохода «Братьев Каменских и Мешкова», Петра Ивановича Коновалова (впоследствии директора Пермского речного училища) стало известно, что ещё до такого как начались бои за город в устье реки Чусовой стали прибывать свободные пароходы 22-23 июня. Одни суда стояли у причала, другие стояли на рейде. Связанно это было с тем, что многие гражданские суда были переоборудованы под военные корабли. Ставилась броня на капитанскую рубку, устанавливались пушки и пулемёты различных калибров. А на некоторых судах располагались лазареты, в частности на пароходе «Александр».[3, с. 4]

Пароходы, которые были заняты, пришли в Лёвшино позднее, за день до пожара. С пароходов, которые накануне пожара приходили в Лёвшино, по указаниям механиков стали сниматься с судов машинные детали и складываться в ящики, затем ящики сгрузили на маленький пароходик. Их предполагалось отправить в Сибирь. Также командам судов было предложено отправиться с отступающей армией в Сибирь. Многие члены экипажей стали разбегаться с судов. Известно точно, что из команды парохода «Александр» никто не убыл с колчаковцами.[3, с. 4]

Утром 30 июня около 5 часов началось самое страшное. Чтобы зажечь приведенные в Лёвшино суда, белые открыли стоявшие на берегу цистерны с горючим, выпустили на грунт и в реку несколько тысяч пудов керосина и нефти, выше по течению каравана был установлен плот, на котором была солома, и когда огонь добрался до плота он загорелся и поплыл в сторону судов.[8, с. 27] Огненная копна стала приближаться к судам и поджигала их, плывя от одного интервала (интервал-промежуток между судами стоящими в линиях на якорях) [8, с. 119] до другого. Поскольку по приказу колчаковцев была произведена более тщательная учалка судов, суда и баржи стояли практически вплотную друг с другом.[5, с. 4] Пётр Иванович Коновалов вспоминал: «В тот день течение было не очень сильным».[1] В то же время огонь стал охватывать стоявшие суда. В конечном счете, весь караван был объят огнём. Столпы дыма были видны даже в Перми (в то время Лёвшино было деревней в 12 км. от Перми).

В момент пожара мимо проходил пароход «Святой ключ», который спешил вырваться из этого ада. В момент его выхода на р. Каму кто-то из членов экипажа заметил, что чалка на «Александре» была обрублена и он плыл вверх по р. Чусовой. Команда решила подойти поближе и взять на буксир «Александра», но в момент подхода её члены услышали предупредительные крики и стрельбу с берега. И тогда команда парохода «Святой ключ» решает отойти подальше от каравана. Но всё же горящая копна настигла и «Александра», и он стал всё больше и больше охватываться пламенем, течение его унесло вниз по Чусовой.[1]

С каравана огонь перекинулся на берег. Загорелись товарные склады и другие постройки, находившиеся поблизости от горящего каравана. В момент начала пожара части Красной армии, а точнее, 256 стрелковый полк начал переправу через Каму выше устья Чусовой в районе Хохловки, но было уже поздно. Суда были практически уничтожены огнём. Весь судовой ход в устье Чусовой и подходы к грузовым причалам были загромождены искореженными пароходами и баржами.[4, с. 4]

После занятия города большевиками началось расследование данного пожара. Через несколько дней на место гибели Камского флота прибыл специальный уполномоченный Совнаркома и Главода В. М. Зайцев. В отчете Главоду он написал:

«Неприветливо встретила меня р. Кама... Уже недалеко от ее устья встретились остовы (погибших) судов... а по мере моего продвижения по освобожденному району приходилось прямо ужасаться... пошли везде и всюду попадаться остовы сгоревших судов, как паровых, так и непаровых единиц советского флота. Не было расстояния, хотя бы через 50-верстный пробег, без этих печальных фактов: то там, то здесь вырисовывались следы судов, или до днища сгоревших, или переломанных и обсушенных глубоко в бичевнике. По пути к реке Чусовой, где было главное место разгрома флота, немного выше (пермских) пристаней стоял поперек реки сильно изуродованный пассажирский пароход «Григорий», а затем, уже, начиная от него, через самый малый интервал, потянулся почти сплошной вереницей длинный ряд обгорелых и топлых судов. Некоторые еще догорали, и тлели обуглившиеся их части, а теплоход «Москвич» пылал пламенем, благодаря запасу в его цистернах натурала.

В некоторых местах, первоначально думаешь, 2–3 судна, станешь же рассматривать более тщательнее — оказывается 7–8. Одни наплыли на других, утопив их, так что весь корпус почти скрыт, за исключением еле заметной или высоко видимо загнутой кормы или носа; то, наоборот, все на поверхности воды, но так переплелись своими искаженными огнем корпусами, что положительно теряешься дать отчет, сколько тут пароходов. Всюду, куда ни взглянешь, видишь или весь корпус судна, сильно пострадавший, или едва заметную трубу с частью штурвальной рубки, выставляющиеся от затонувшего судна, или же после гвоздей, словно на гигантской бороне, в днище сгоревшей дотла баржи. Параллельно с сим, весь берег усеян грудами пепла, угля и головней, продолжающих еще куриться, — это целый ряд береговых сооружений: склады, лабазы, амбары и хибары служащих стали жертвою огня... По всей длине этой части р. Чусовой стлался едкий, густой дым от горящих еще корпусов барж и зданий береговых сооружений. На судах, более сохранившихся по внешнему виду, такое же разрушение было внутри: Все было загрязнено, поломано, стекла перебиты, вырван линолеум, порвана вся проводка освещения и звонков».[9, с. 117]

По имеющимся протоколам технического отдела Пермского отдела Рупвода во время пожара в г. Перми сгорело: 51 пароход, из них 12 пассажирских, а также 39 барж и дебаркадеров. [6, с. 3] Всего пригодными после пожара в Лёвшино для плавания оставалось 36 судов [6, с. 4], с 14 июля по 7 сентября 1919 годы техническим отделом Пермского Рупвода было восстановлено 41 судно[6, с. 5]. Ремонт судов проходил в основном на Мотовилихинском, Добрянском, Чёрмозском, Усольском, Пожевском, заводах, а также в мастерских Пермского Рупвода.

Второе судовое кладбище колчаковцы устроили в Усолье. В этом районе они сосредоточили около 50 пароходов. При этом они разобрали паровые машины, некоторые детали имеющие ценность увезли, а некоторые за отсутствием времени на эвакуацию сбросили в Каму. Пароходы были поставлены на мелкие места, это делалось с расчетом на то, что весной суда на мели будут погублены. Но суда удалось спасти.[6, с. 15]

Во время Гражданской войны на Каме от её устья до Усолья были сожжены 61 пароход, 43 баржи и 10 дебаркадеров; утоплены 16 пароходов, 9 барж и 4 дебаркадера; выброшены на берег или посажены на мель и обсушены 13 пароходов, 60 баржи 17 дебаркадеров.[5, с. 4]

В 1960-е годы на здании ж/д вокзала станции «Лёвшино» была установлена мемориальная табличка, посвящённая гибели флота. Но, как и многие предметы, связанные с Советским прошлым, в 1990-е годы была снята со здания. Сейчас в районе современного Лёвшино нет ничего, что могло бы напоминать об этом страшном событии 1919 года.

Список литературы.

1. Архив музея ПФ ВГУВТ. Запись, сделанная на листе возможно судового журнала парохода «Александр» П. И. Коноваловым в июле 1919 г.

2. Газета «Большая Кама» № 22. 24.03.1987.

3. Газета «Большая Кама» № 49. 30.06.1987.

4. Газета «Большая Кама» № 50. 02.07.1987.

5. Газета «Большая Кама» № 86. 12.12.1986.

6. ГАПК Ф. р-196, О. 1, Д. 510.

7. Словарь Волжских речных терминов. Н. Новгород, 1914.

8. Стасевич П. Г. Кампания Волжской флотилии на р. Каме в 1919 г. Л. 1930.

9. Широкорад А. Б. Великая речная война.1918–1920 г.», М.: Вече, 2006

 

 

УДК 94 (47).084

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.119.17 (0.013 с.)