Тема 6. Лоббизм и коррупция в органах государственной власти - проблема отношений власти и бизнеса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Лоббизм и коррупция в органах государственной власти - проблема отношений власти и бизнеса.



Вопросы для обсуждения

1. Насколько соотносимы понятия «лоббизм» и «коррупция»?

2. Какие причины лежат в основе оценки лоббизма, как незаконного механизма воздействия на власть?

3. Каким образом может повлиять на осуществление лоббистской деятельности принятие этических кодексов профессиональной деятельности?

4. В чем Вы усматриваете возможность ограничения теневых форм лоббизма? Можно ли увязать эти механизмы с антикоррупционной борьбой?

Темы докладов и выступлений

1. Коррупция: правовые подходы к определению.

2. Формы и механизмы ограничения коррупции и противодействия ей.

3. Антикоррупционные формы согласования групповых интересов.

4. Этические принципы лоббистской деятельности: зарубежный и российский опыт.

7. Учебно - методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля).

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО КУРСУ

1. Законы о лоббировании в странах Европейского Союза: сравнительный анализ.

2. Правовое регулирование лоббизма в США.

3. Терминологические различия и соотношение понятий: группы влияния, группы интересов, лоббисты.

4. Теории групп интересов: сравнительный анализ научно-теоретических подходов.

5. Природа отличия между влиянием на массы и экспертным лоббированием.

6. Сравнительный анализ проектов законов о лоббистской деятельности в Российской Федерации.

7. Этапы подготовки и проведения лоббистских кампаний в законодательных органах власти.

8. Лоббирование региональных интересов (на примере конкретного субъекта РФ).

9. Лоббизм интересов крупных корпораций в системе органов власти (на примере конкретной финансовой или промышленной группы).

10. Теневые технологии лоббизма: правовая и этическая оценка.

11. Гражданские инициативы и лоббизм: принципы взаимодействия и оценка результативности.

12. Особенности лоббистской деятельности в странах с переходной экономикой.

13. Особенности рынков лоббирования в различных регионах мира.

14. Превентивное лоббирование и традиционный лоббизм: сравнительный анализ эффективности.

15. Подходы к оценке стоимости лоббирования в России, США, ЕС: сравнительный анализ.

16. Самостоятельный анализ 3-4 прецедентов лоббирования в различных регионах мира.

17. Соотношение легального и теневого лоббирования: сравнительный анализ эффективности.

18. Подходы к оценке эффективности лоббистской деятельности.

19. Роль личных качеств лоббиста. Этапы вхождения в лоббистские структуры.

20. Психологические аспекты лоббистской деятельности а органах власти.

21. Подходы к анализу эффективности лоббистской деятельности. Лоббизм в мире и в России: в поисках общих черт и отличий.

22. Подходы к оценке эффективности лоббирования. Основы математического и статистического анализа в лоббировании.

23. Национальные и региональные особенности лоббирования в России – нарушение традиций и следование традициям.

24. Роль партий, роль общественных движений в процедурах лоббистской деятельности.

25. Роль ТНК, ФПГ в процедурах лоббистской деятельности.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ

1. Исторические этапы становления понятий лоббирование, группы интересов, группы влияния.

2. Понятие «лоббизма»: научно – теоретические подходы к определению.

3. Оценка позитивной и негативной роли лоббирования в политическом процессе.

4. Классификация видов лоббистской деятельности.

5. Плюралистический и корпоративный подходы к анализу лоббизма.

6. Классификация субъектов лоббистской деятельности.

7. Классификация и характеристики объектов лоббирования.

8. Классификация предметов лоббирования в органах государственной власти.

9. Особенности лоббирования в США. Среда и особенности «коридоров власти» для лоббирования.

10. Принципы построения эффективного лоббирования в США. Качества лоббиста. Рынок лоббирования в США.

11. Особенности лоббирования в ЕС. Среда и особенности «коридоров власти» для лоббирования.

12. Национальное и наднациональное лоббирование.

13. Принципы построения эффективного лоббирования в ЕС. Качества лоббиста. Рынок лоббирования в ЕС.

14. Особенности лоббирования в России. Среда и особенности «коридоров власти» для лоббирования.

15. Принципы построения эффективного лоббирования в России. Качества лоббиста. Рынок лоббирования в России.

16. Термин «лоббизм» в нормативных правовых актах Российской Федерации: практика использования.

17. Политически лоббизм: особенности и правовые возможности реализации.

18. Депутатский и фракционный лоббизм в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

19. Региональный лоббизм (лоббизм субъектов РФ) в органах государственной власти федерального уровня.

20. Гражданский лоббизм: принципы и технологии представительства общественных интересов.

21. Профессиональный лоббизм: лоббистские организации и направления их деятельности.

22. Этапы лоббистской активности: превентивное лоббирование.

23. Этапы лоббистской активности: активное и реактивное лоббирование.

24. Особенности анализа лоббистской деятельности. Оценка причин провалов и успехов лоббистских акций.

25. Правовые технологии лоббистской деятельности в органах государственной власти.

26. Налогообложение лоббистской деятельности: проблемы и перспективы.

27. Теневые технологии и механизмы лоббистской деятельности в органах государственной власти.

28. Антикоррупционные формы согласования групповых интересов.

29. Принципы оценки эффективности лоббирования.

30. Этические принципы лоббистской деятельности. Этический кодекс лоббиста.

Образовательные технологии.

В рамках изучения курса используются: Тестовые задания (см. тематический план), презентации (см. тематический план), рефераты (см. тематический план).

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля).

9.1. Основная литература:

1. Берлин А. Д., Григор Г. Э. Корпоративный лоббизм: Теория и практика / А. Д. Берлин, Г. Э. Григор. М.: Издательский дом Международного университета в Москве. 2005. 200 с.

2. Бинецкий А.Э. Лоббизм в современном мире / А. Э. Бинецкий. М.: ТЕИС. 2004. 247 с.

3. Савельев Д.Л. Лоббизм в публичном управлении: практикум / Д.Л. Савельев. Тюмень: Изд-во ТюмГУ. 2007. 160 с.

4. Савельев Д.Л. Лоббизм в публичном управлении: учебное пособие / Д.Л. Савельев. Тюмень: Изд-во ТюмГУ. 2007. 248 с.

5. Толстых П.А. GR. Практикум по лоббизму в России / П. А. Толстых. М.: Альпина Бизнес Букс. 2007. 379 с.

6. Толстых П.А. Практика лоббизма в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации: Научное издание / П. А. Толстых. М.: Канон +. 2006. 280 с.

 

9.2. Дополнительная литература:

1. Анохин М., Зотов С. Зарубежные теории и российская практика: [О лоббистской деятельности] / М. Анохин, С. Зотов // Предпринимательство. Политика. Наука. 1996. № 2. С. 50 - 57.

2. Афанасьев М. Клиентела в России: вчера и сегодня / М. Афанасьев // Полис. 1994. № 1. с. 121 – 126.

3. Белов В., Вяткин К. Лоббистская деятельность в ФРГ / В. Белов, К. Вяткин // Бизнес и политика. 1995. № 4. С. 34 - 39.

4. Боботов С.В. Законодательный процесс в Соединенных Штатах Америки/ С.В. Боботов // Журнал российского права. 1997. № 5. С. 116 – 128.

5. Восленский М.С. Номенклатура. Господствующий класс советского Союза / М.С. Восленский. М.: «Советская Россия» совм. с МП «Октябрь». 1991. 624 с.

6. Вяткин К. С. Лоббизм по-немецки / К. С. Вяткин // Полис 1993. № 1.

7. Галумов Э.А. Основы PR / Э.А. Галумов. М.: Издательский дом «Летопись XXI». 2004. 408 с.

8. Губернаторов В. Группы влияния российских деловых кругов / В. Губернаторов //Власть. 1995. №7. С. 53-57.

9. Зяблюк Н. Соединенные Штаты Америки: новый закон о лоббистской деятельности / Н. Зяблюк // Бизнес и политика. 1996. №3. С 43-48.

10. Иванов Н. Лоббизм в политической культуре США /Н. Иванов // Власть. 1995. № 8. С. 64-67.

11. изм и проблемы его законодательного регулирования / В. Клименко // Бизнес и политика. 1995. № 2. С. 36-40.

12. Кашкин С.Ю. Введение в право Европейского Союза.Учебное пособие / Под ред. д.ю.н С.Ю. Кашкина. М.: Изд-во Эксмо. 2005. 368 с.

13. Любимов А.П. Классификация видов лоббизма. Материалы к международному «круглому столу» в МГЮА / А. П. Любимов. М.: АНО КиАЦ «Россия - США: XXI век». 1999. 104 с.

14. Любимов А.П. Конституционно-правовые основы формирования лоббистских отношений в открытом обществе. (Антикоррупционный проект) / А. П. Любимов. М.: Издание Государственной Думы. 2000. 392 с.

15. Любимов А.П. Лоббизм как конституционно-правовой институт / А. П. Любимов. М.: ИГП РАН. 1998. 256 с.

16. Пашенцев Е.Н. Паблик рилейшенз: от бизнеса до политики / Е.Н. Пашенцев. М.: Издательство «Финпресс». 2002. 368 с.

17. Перегудов С.П., Лапина Н.Ю., Семененко И.С. Группы интересов и российское государство / С.П. Перегудов, Н.Ю. Лапина, И.С. Семененко. М.: Эдиториал УРСС. 1999. 352 с.

18. Перегудов С., Семененко И. Лоббизм в политической системе России / С. Перегудов, И. Семененко // Мировая экономика и международные отношения. 1996. № 9. С. 28-42.

19. Радкевич С. О деятельности предпринимателей в сфере лоббизма / С.О. Радкевич. М.: Парламентский Центр Российской Федерации. 1993. 14 с.

20. Сулакшин С.С. Лоббизм. Открывая рубрику /С.С. Сулакшин // Новые рынки. 2002, № 2. С. 24-27.

21. Сулакшин С.С. Практика промышленного лоббизма. Как делать законы своими руками / С.С. Сулакшин. М.: ФРПЦ. 2001. 215 с.

 

9.3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ:

http://www.gov Сервер органов государственной власти Российской Федерации

http://president.kremlin.ru/pres/ Пресс-служба Президента РФ

http://govemmenlt Правительство Российской Федерации

http://www.minfin.ru/ Минфин РФ

http://www.akdi.ru/sf/akdi.HTM Совет Федерации РФ

http://www.duma.ru/ Государственная Дума РФ

http://www.panorama.org:810 Конституционный суд РФ

http://www.supcourt.ru/ Верховный суд РФ

http://www vestnik-vas ru Вестник высшего арбитражного суда

 

ОРГАНИЗАЦИИ:

http: // www.fci.ru Центральная избирательная комиссия РФ

http: // www.iet.ru — Институт экономики переходного периода

http: // www.thelockeinstitute.org / — Институт Локка

http: // www.cato.org — Институт Катона (США)

http: // www.oecd.org — Организация экономического сотрудничества и развития

http: // www.worldbank.org — Всемирный банк

http: // www.ebrd.org — Европейский банк реконструкции и развития

http: // www.unstat.un.org/unsd/ — Социально-экономический департамент ООН, подразделение статистики

http: // www.freedomhouse.org — Всемирный обзор экономической свободы

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ:

http: // www.prav.ru — Союз правых сил

http: // www.kprf.ru — КПРФ

http: // www.yubloku.ru— Яблоко

http: // www. ldpr.ru — ЛДПР

ИНФОРМАЦИОННЫЕ АГЕНТСТВА И СМИ:

http: // www.polit.ru — Полит. RU.

http: // www.rbc.ru — РосБизнесКонсалтинг,

http: // www. panorama.org — Группа «Панорама»

http: // www.mn. — «Московские Новости»

http: // www.svoboda.org — «Свобода»

http: // www.interfax.ru — «Интерфакс»

http: // www.echo.msk.ru — «Эхо Москвы»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ СЛУЖБЫ:

http: // www.wciom.ru — ВЦИОМ.

http: // www.romir.ru — РОМИР

БИБЛИОТЕКИ:

http: // www. rsl.ru — Российская государственная библиотека

http: // www.lib.msu.su — Библиотека МГУ имени М.В. Ломоносова

 

10. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины: Мультимедийное оборудование.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.82.79 (0.03 с.)