Лекция 7. Фирма как совершенный конкурент. Особенности рынка совершенной конкуренции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 7. Фирма как совершенный конкурент. Особенности рынка совершенной конкуренции.



 

1.Характеристика спроса в условиях чистой конкуренции. Валовой, средний, предельный доход.

2. Поведение фирмы на рынке чистой конкуренции в краткосрочном периоде.

3. Кривая предложения фирмы и отрасли в краткосрочном периоде.

4. Равновесие фирмы и отрасли в долгосрочном периоде. Нулевая экономическая прибыль. Кривая предложения отрасли с постоянными, возрастающими и убывающими издержками.

5. Эффективность рынка совершенной конкуренции.

Вопрос 1.Характеристика спроса в условиях чистой конкуренции. Валовой, средний, предельный доход.

Черты рынка чистой конкуренции:

а) существует очень большое число мелких фирм;

б) фирмы производят стандартную продукцию (например, пшеницу);

в) новые фирмы могут легко войти в отрасль и выйти из нее.

Это означает, что ни одна из них не способна влиять на цену продукта и должна приспосабливаться к рыночным ценам производимого отраслью товара. В условиях совершенной конкуренции кривая спроса на продукцию фирмы будет всегда абсолютно эластична.

 

В действительности чистая конкуренция довольно редка, только некоторые из рынков приближаются к ней (например, рынок зерна, ценных бумаг, иностранной валюты). Это не означает, что анализ функционирования конкурентного рынка - неуместное занятие. Чистая конкуренция является стандартом для сравнения и оценки эффективности реальной экономики.

Вопрос 2. Поведение фирмы на рынке чистой конкуренции в краткосрочном периоде.

Цель, которую ставит перед собой фирма - получение максимальной прибыли. Достижение цели в условиях, когда конкурентная фирма является ценополучателем, зависит от объема производства, который фирма может осуществить. Чтобы получить максимальную прибыль фирма должна осуществлять объем производства, позволяющий это сделать.

В краткосрочном периоде фирма решает 2 вопроса:

1. Следует ли ей производить продукт или закрыться.

2. Если она остается в отрасли, то в каком объеме необходимо выпускать продукт, для того, чтобы максимизировать прибыль или минимизировать убытки?

Для ответа на эти вопросы используем два подхода:

1. Сравнение валовых показателей.

2. Сравнение предельных величин.

Первый подход: сравнение валовых показателей.

1. Условие закрытия: TR < ТVC

 

Минимизация убытков: ТVC <TR< ТС

 

Условие самоокупаемости: TR = ТС

 

4. Максимизация прибыли: TR >ТС

 

 

Второй подход: сравнение предельных показателей.

MR= МС; P=MC

1. Условие закрытия: Р < min АVC

 

 

2. Минимизация убытков: min АVC <Р < AС

 

3. Условие самоокупаемости: Р = AС

4. Максимизация прибыли: Р >АС

 

Вопрос 5. Эффективность рынка совершенной конкуренции.

В чисто конкурентной экономике эффективно распределяются ресурсы. Это обеспечивается при условии, когда Р (оценка общества)=МС(альтернативные издержки), т.е. производитель, стремящийся получить прибыль, расширяет объем производства до тех пор, пока предельные издержки не станут равны цене.

При этом достигается и производственная эффективность. Фирмы производят продукцию с минимумом средних затрат и продают ее по цене, соответствующей этим издержкам:

P = minAC.

Таким образом, выполняется тройное равенство:

Ограничения:

1. неравное распределение доходов приводит к производству пустяков для богатых, отказывая бедным в удовлетворении основных потребностей;

2. побочные издержки и общественные блага – это издержки и выгоды перелива, которые нарушают эффективность;

3. производственная техника – высокие затраты на современную технику не стимулируют ее внедрение мелкими фирмами;

4. ограниченность диапазона потребительского выбора.

 

 

Лекция 8. Типы рыночных структур. Рынок несовершенной конкуренции

Монополия

 

1. Кривая спроса чистого монополиста.

2. Определение цены и объема производства в краткосрочном периоде: максимизация прибыли, минимизация убытков.

3. Максимизация прибыли в долгосрочном периоде. Ценовая дискриминация. Экономические последствия монополии. Государственное регулирование монополии.

Вопрос 1. Кривая спроса чистого монополиста.

Чистая монополия является противоположностью чистой конкуренции. Характерные черты данной рыночной структуры:

а) фирма-монополист является единственным производителем товара, т.е. понятия «фирма» и «отрасль» совпадают;

б) продукт фирмы уникален;

в) существование монополии зависит от существования барьеров для вступления, которые здесь очень велики. Монополия полностью закрыта для входа в отрасль новых фирм. Барьеры могут быть экономическими, техническими, юридическими и другими;

г) фирма-монополист осуществляет значительный контроль над ценой. Поскольку она выступает как отрасль, кривая спроса фирмы является рыночной кривой спроса. Для реализации дополнительной единицы продукции монополист обязан понизить цену. Снижение цены будет относиться не только к дополнительной единице продукции, но и ко всем другим, которые могли бы быть реализованы по более высокой цене.

 

 

Вопрос 2. Определение цены и объема производства в краткосрочном периоде: максимизация прибыли, минимизация убытков.

В краткосрочном периоде фирма-монополист максимизирует прибыль, либо минимизирует убытки, либо получает нормальную прибыль.

Максимизируя прибыль, монополист выбирает цену на эластичном участке кривой спроса, причем цена должна быть выше средних общих издержек Р>АС. Объём производства он определяет согласно правилу равенства предельного дохода и предельных издержек МR=МС.

 

Монополист, назначая цену и определяя объём производства, стремится не к самой высокой прибыли на единицу продукции, а к максимизации совокупной прибыли. При определённых условиях он может увеличить совокупную прибыль путем ценовой дискриминации, т.е. назначая разные цены на различные единицы одного и того же товара для различных покупателей. Это осуществимо в том случае, когда монополист будет иметь возможность:

1) разделить покупателей по степени эластичности спроса на группы;

2) ограничить свободу перемещения товара между этими группами.

Экономические последствия ценовой дискриминации выражаются не только в увеличении совокупной прибыли, но и в производстве большого объёма продукции.

 

 

3. Максимизация прибыли в долгосрочном периоде. Ценовая дискриминация. Экономические последствия монополии. Государственное регулирование монополии.

В долговременном периоде получение прибыли в отрасли (т.е. для фирмы-монополиста) будет зависеть от возможности удержать контролируемую им отрасль от проникновения в нее других фирм. В том случае, если барьеры будут не преодолимы, монополист сможет получать экономическую прибыль и в долговременном периоде. Ре – цена, приносящая экономическую прибыль.

 

Большинство чисто монополистических отраслей являются естественными монополиями и поэтому регулируются государством. Государство устанавливает цены, равные средним издержкам, обеспечивающие "справедливую прибыль" (нормальную прибыль) владельцам таких компаний.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.110.169 (0.012 с.)