Дуговая и точечная эластичность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дуговая и точечная эластичность.



При конкретных подсчетах различают два способа измерения эластичности: определение дуговой и точечной эластичности. В принципе идеальным было бы измерение точечной эластичности, т.е. вычисление коэффициента эластичности для каждой конкрет­ной точки кривой спроса. Такой коэффициент прямо отвечал бы на вопрос о размерах изменения спроса в ответ на планируемое фирмой изменение цен. Однако для проведения соответствующих вы­числений необходимо, чтобы была известна функция спроса.

Обычно эта формула менеджеру неизвестна, равно как неиз­вестна и кривая спроса. Вместо этого он располагает эмпирическим материалом о величине спроса на продукцию фирмы при некото­рых дискретных уровнях цен. Эластичность спроса на товар в этом случае рассчитывают, используя формулу дуговой эластичности, или эластичности спро­са на отрезке, или формула средней точки.

EDP = = =

Точечная эластичность характеризует относительное изменение объема спроса при бесконечно малом изменении цены. Выражение точечной эластичности имеет вид:

EDP =

Формула точечной эластичности отличается от формулы дуговой эла­стичности тем, что имеет дело с бесконечно малыми величинами. Если пря­мая спроса задана функцией QD = a – bP,то наклон этой прямой равен b = . Если подставить последнее выражение в уравнение точечной эластичности, получим:

EDP = ,

На основании этой формулы можно сделать чрезвычайно важный вывод: ко­эффициент эластичности для данной прямой линии спроса различен в разных ее точках.

Рис. 1. Измерение точечной эластичности по цене

Эластичность спроса и доход

Ценовая эластичность спроса влияет на объем общей выручки от продажи. При эластичном спросе существует обратная зависимость между изменением цены и изменением выручки от продажи, при неэластичном – прямая. При спросе с единичной эластичностью изменение цены не приводит к изменению выручки от продажи.

Рис. 2. Взаимосвязь эластичности и валовой выручки.

При дуговой эластичности спроса валовая выручка зависит от степени эластичности.

 

Рис. 3. Зависимость валовой выручки от степени эластичности по цене.

б) Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене.

Среди факторов эластичности спроса особо выделяются следующие:

1) Наличие на рынке товаров-заменителей. Чем их больше, чем ближе их полезные свойства к свойствам и характеристикам наблюдаемого товара, тем выше эластичность спроса на данный товар, и наоборот (два противоположных примера: напитки и соль).

2) Универсальность использования товара. Чем специфичнее характеристики товара, тем ниже эластичность спроса на него.

3) Фактор времени. Спрос тем более эластичен, чем длительнее период наблюдения.

4) Доля расходов в бюджете на данный товар. Чем она выше, тем сильнее эластичность спроса. Если покупатель тратит на какой-то товар незначительную часть своего бюджета, то изменение цен на этот товар обычно мало влияет на потребительский спрос.

5) Уровень доходов потребителя. Эластичность спроса на один и тот же товар у потребителей с разным уровнем доходов различна.

6) Консерватизм потребителей. Эластичность индивидуального спроса ниже всего у тех товаров, которые с точки зрения данного потребителя являются для него наиболее необходимыми.

7) «Hеоткладываемость» в удовлетворении конкретной потребности. Эластичность спроса на товары, потребление которых не может быть отложено на другой срок, крайне низкая (цветы к праздничным дням, лекарства от болезни и т. п.).

в) Эластичность спроса по доходу

Это отношение процентного изменения объема спроса на товар к процентному изменению дохода:

EDY =

Поскольку при изменении дохода по-разному меняется спрос потребителя на нормальные (высшей категории качества) и аномальные (низшей категории качества) товары, то и показатель эластичности может иметь разный знак. Так, если потребитель уве­личивает объем закупок при возрастании дохода, то эластичность по доходу положительна (EDY > 0). В этом случае речь явно идет о нор­мальном товаре, допустим, дополнительных парах обуви, которую потребитель может позволить себе купить при возрастании дохода. Если при этом увеличение спроса опережает рост дохода DY > 1), то говорят о высокой эластичности спроса по доходу. Так бывает, в частности, со спросом на товары длительного пользования, напри­мер автомобили или персональные компьютеры, для приобретения которых люди берут кредит или тратят сбережения.

 

г) Пере­крестная эластичность.

Это отношение процен­тного изменения спроса на товар А к процентному изменению цены на товар В:

Ecross =

Перекрестная эластичность показывает наличие связи в потреб­лении между рассматриваемыми товарами. Если Ecross > 0, т.е. с по­вышением цены на товар В растет спрос на товар А, то речь идет о взаимозаменяемых товарах (товарах-субститутах). Например, рост цен на американские куриные окорочка заставляет покупателей переходить на относительно дешевую российскую рыбу или подо­рожавший рис заменять более дешевым картофелем.

Если Ecross < 0, т.е. повышение цен на товар В ведет к уменьшению спроса на товар А, то мы имеем дело с взаимодополняющими това­рами. Например, при росте цен на фотопленку уменьшается спрос на фотоаппараты.

 

Кроме того, перекрестная эластичность существует не только по отношению к чужим, но и по отношению к собственным изделиям. Последнее, например, наблюдается, когда фирма выпускает целую линию продуктов (например, телевизоры нескольких моделей). Ме­няя цены на одну модель, менеджер должен понимать, что этот шаг скажется не только на спросе на нее, но и на объеме продаж других моделей. Вполне возможно, например, что, снизив цену на дорогую модель, фирма добьется не увеличения общего спроса на свою про­дукцию, а простого перераспределения спроса с одних продуктов на другие.

 

Выделяются три степени эластичности предложения:

1) эластичное предложение (ESP > 1),малый угол наклона к горизонтали;

2) неэластичное предложение (ESP < 1),больший угол наклона к горизонтали;

3) предложение единичной эластичности (ESP = 1), биссектриса.

Кроме того, эластичность предложения также может принимать крайние значения:

■ абсолютно эластичное предложение (ESP), горизонталь;

■ абсолютно неэластичное предложение (ESP = 0), вертикаль.

 

На эластичность предложения оказывают влияние различные факторы: цены на сырье и уровень заработной платы, ставка про­цента, наличие резервных производственных мощностей и др. Име­ют значение и характер продукции, использование при ее выпуске уникальных ресурсов. Так, предложение сельскохозяйственной про­дукции часто бывает менее эластично, чем промышленной, поскольку свойства земельных участков, используемых, например, в виноделии, бывают неповторимыми. Это не позволяет произвольно увеличивать выпуск определенного сорта вина, какие бы высокие иены за него ни предлагали.

Помимо цены на эластичность предложения влияют другие факторы:

1. Фактор времени. Существование долговременных тенденций в изменении цен приводит к росту эластичности предложения (более подробно этот фактор рассматривается в предыдущем вопросе).

2. Цены других товаров (в том числе ресурсов). Речь идет о перекрестной эластичности предложения.

3. Способность товаров к длительному хранению и стоимость их хранения.

4. Уровень достигнутого использования ресурсов. Если резервов (людских, материальных и других) нет, то возможности реагирования предложения весьма ограничены.

5. Степень монополизированности отрасли и возможности перелива капитала из других отраслей.

6. Технологические особенности налаживания производства определенного товара (постройка судов и хлебопечение).

Главным фактором, определяющим эластичность предложения, является, время, длительность периода, в тече­ние которого производители имеют возможность приспосабливать убьем предложения к изменению цены. Принято различать три вре­менных интервала:

кратчайший рыночный период, который настолько мал, что производители не успевают отреагировать на изменение спроса и цены. В этом периоде все факторы производства постоянны, а зна­чит, объем предложения практически фиксирован;

краткосрочный период, когда производственные мощности остаются неизменными, однако может меняться интенсивность их использования, т.е. переменными становятся некоторые факторы производства, например сырье, рабочая сила;

долгосрочный период, который достаточно продолжителен для изменения производственных мощностей, организации новых предприятий. В этом случае переменными становятся все факторы производства.

 

Обратим внимание на то, что фактор времени в экономиче­ском смысле, о котором мы только что говорили, сильно отличается от бытовой или астрономической трактовки времени. Фактор вре­мени связан не столько с определенным числом месяцев или лет, сколько с возможностью или невозможностью использовать при выпуске дополнительные ресурсы. Чем меньше физического време­ни занимает переход от кратчайшего до долгосрочного периода, тем более гибким будет предложение, тем шире палитра возможных ва­риантов поведения фирмы на рынке. Известно, например, как вы­соко практики ценят наличие у предприятия открытых кредитных линий в банке: они позволяют почти мгновенно закупить дополни­тельные ресурсы, не дожидаясь, пока появятся собственные сред­ства.

 

Вопрос 5. Вмешательство государства в механизм спроса и предложения.

 

Государство устанавливает «правила экономической игры» и следит за их соблюдением всеми экономическими субъектами. Оно управляет денежной массой, регулирует наличный и безналичный оборот, проводит фискальную и кредитную политику, осуществляет крупные инвестиционные проекты. Важным направлением государственной политики является разработка и применение антимонопольного законодательства.

 

Hалоги. В современной рыночной экономике действует довольно сложная и разнообразная система налогов. Наиболее важными являются подоходный налог, налог на прибыль, налог на имущество, на наследство и так далее.

Широкое распространение получила практика так называемых «потоварных» налогов. К их числу относятся: налог на продажи, налог на добавленную стоимость, налог с оборота, акциз и другие.

Непосредственными плательщиками этих налогов в бюджет являются обычно продавцы. Ставка потоварного налога устанавливается либо в определенном проценте от цены товара, либо в абсолютной сумме с каждой единицы товара.

 

 

Дотации. Дотация - выступает как налог «наоборот». Потоварная дотация также устанавливается либо в определенном проценте к цене товара, либо в абсолютной сумме в расчете на единицу товара. Потоварные дотации обычно получают производители, хотя не редки случаи, когда их получают непосредственно и потребители (как компенсацию за п

 

Фиксированные цены. Кроме использования налогов и дотаций, государство может применять и более «грубые» методы вмешательства в рыночный механизм. В частности, устанавливать фиксированные цены. Возьмем опять обычный график линий спроса и предложения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.199.243 (0.023 с.)