Фрагмент экскурсии, раскрывающий особенности организации наблюдений за взаимосвязями в природных сообществах(наблюдение опыления растений насекомыми) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фрагмент экскурсии, раскрывающий особенности организации наблюдений за взаимосвязями в природных сообществах(наблюдение опыления растений насекомыми)



- Посмотрите, на цветок клевера сел шмель. Как он выглядит? (Крупнее пчелы, тело покрыто густыми длинными волосками и кажется, что на нем теплая шуба).

- Что видите на лапках, мохнатом брюшке насекомого? (Цветные пылинки, которые так и называются – цветочная пыльца).

- А что шмель делает на клевере? (Ищет себе корм, а заодно опыляет растение).

- Шмель это одно из первых весенних насекомых, очень полезных для раннецветущих растений, так как весной насекомые-опылители встречаются очень редко. Именно шмели являются лучшими опылителями клевера. Значит, если не будет шмелей – не будет происходить опыления, и такая нужная кормовая трава как клевер, не даст семян, не появятся новые растения, травоядные домашние животные (коровы, овцы) будут испытывать недостаток пищи. Вот так связаны воедино, казалось бы, далекие друг от друга шмели и коровы, шмели и овцы, а значит - шмель и человек!

Внеурочная работа по изучению окружающего мира младшими школьниками

Домашняя работа

Домашняя работа как важнейший компонент процесса обучения предоставляет дополнительные к урочной работе возможности для закрепления, осмысления и углубления полученных знаний, развивает навыки самостоятельной работы. Дома можно сделать то, что невозможно сделать на уроке. Например, наблюдения за птицами, подготовка сообщения. Новый материал, полученный на уроке закрепляется дома учеником в приемлемом для него темпе и времени.

Домашние задания классифицируются по разным признакам. По дидактическим целям выделяют задания на закрепление знаний, их систематизацию и обобщение, подготовку к восприятию материала следующего урока (опережающие задания), задания на самостоятельный поиск новых знаний и формирование умений.

По методам изучения окружающего мира выделяются задания для работы с учебником, по выполнению наблюдений, практических работ, опытов, для работы с детскими энциклопедиями, научно-популярной, справочной литературой, периодической печатью.

По характеру умственной деятельности задания могут быть на воспроизведение усвоенных на уроке знаний, применение их в новой ситуации, творческие задания, требующие глубокой мыслительной деятельности.

Домашняя работа обычно предполагает индивидуальную работу учащихся. Хотя вполне оправдывают себя и домашние задания для работы парами или в группах. Так как домашняя работа характеризуется большой степенью самостоятельности учащихся и отсутствием непосредственного руководства со стороны учителя, в структуре урока выделяется время для разъяснения задания, записи учениками в дневник или в тетрадь.

К условиям успешности домашней работы учащихся относятся доступность содержания и формы выполнения заданий, разнообразие их видов, использование приемов индивидуального подхода при их распределении, подбор заданий требующих не столько автоматической зубрежки и пересказа текста, сколько осознанного его восприятия, заданий на установление связей с жизненным опытом учащихся. По некоторым темам можно предложить ученикам для выполнения дома несколько видов заданий.

По окружающему миру желательно составлять задания, включающие общее задание, посильное для всех учеников, и сложное – для тех, кому это задание интересно. Учитывая принцип практической направленности курса, необходимо включать для самостоятельной домашней работы задания не только теоретического, но и практического плана. Некоторые задания будут направлены на совместную работу с родителями. Например, составление родословной

Перечислим возможные виды заданий для домашней работы по курсу «Окружающий мир»:

- прочитать и пересказать текст;

- ответить на вопросы в конце текста;

- составить план пересказа;

- выписать в тетрадь новые понятия по данной теме, устно объяснить их;

- сопоставить полученные знания со знаниями по пройденным темам;

- подготовить сообщение, реферат;

- понаблюдать;

- выполнить опыт, практическую работу;

- придумать природоохранительные знаки;

- подобрать загадки, поговорки, решить кроссворд

- принести фотографии, картинки;

- узнать у старших и т.п.

Проектная деятельность

Проектная деятельность младших школьников. Проект (от лат. – брошенный вперед) – представляет собой мысленное предвосхищение, прогнозирование того, что будет воплощено в реальной действительности. Метод проектов в школьном обучении – один из эффективных способов изучения окружающего мира.

Зарождение метода проектов можно отнести к началу ХХ века. Основоположниками его были американские ученые и педагоги Д.Дьюи и У.Х. Кильпатрик. По мнению У.Х. Кильпатрика учебный процесс в школе должен представлять такую систему, когда учащиеся получают знания и овладевают умениями при выполнении системы заранее спланированных и постепенно усложняющихся практических заданий, в процессе «энергичной, от всего сердца деятельности», «обучения посредством делания». Исходный лозунг проектного обучения: «Все из жизни, все для жизни» предполагал изначально использование окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс познания.

Метод проектов получил отражение в отечественной педагогике 20-х годов прошлого столетия. При его использовании в этот период метод полностью подменял классно-урочную систему, в результате чего школа не имела возможности обеспечить учащихся полным объемом систематических знаний, учебный материал носил чисто практический характер. Все это привело к тому, что через некоторое время метод проектов получил всеобщее порицание и был запрещен в школьном обучении.

Возрождение метода проектов в отечественном образовании относится к 90-ым годам двадцатого столетия. Цель проектного обучения на современном этапе - создание условий, при которых учащиеся самостоятельно и активно, а не пассивно приобретают знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах.

Существенно важными признаками организации проектной деятельности являются:

- конкретность и актуальность намеченной темы работы;

- комплексный интегрированный характер проектной деяьтельности, проявляющийся в освоении окружающей среды посредством осуществления таких ее видов, как познавательная, коммуникативная, художественно-эстетическая, практически преобразовательная (трудовая), игровая;

- непосредственный контакт ребенка с изучаемыми объектами окружающей среды;

- поэтапное движение к намеченной цели.

По составу участников выделяют коллективные проекты (в их реализации участвуют все учащиеся класса, индивидуальные проекты (выполняется одним учеником по интересующей его проблеме), групповые проекты (выполняются группой заинтересованных исследовательской работой учащихся);

По длительности можно выделить проекты: краткосрочные (одно или несколько занятий); средней продолжительности (одна или несколько недель); долгосрочные (до года).

Организация работы над проектом предусматривает следующие этапы:

1. Выбор темы. Отправной точкой деятельности является выдвинутая детьми проблема или жизненно необходимая потребность.

Тематика проектной деятельности школьников обширна и многоаспектна. Тема должна быть практически осуществимой детьми, актуальной и увлекательной для них. Приведем примеры возможных тем проектной деятельности младших школьников: «Моя родословная», «Мастерская природы», «О чем рассказывают цветы», «В мире животных», «Спасем планету от мусора, «Велодорожки в нашем микрорайоне», «Зеленая гостиная микрорайона», «Проект рационального питания», «Проект благоустройства родника», «Свободное время и среда отдыха».

2. Постановка цели и задач предстоящей деятельности. Цельвыражает то основное, для чего осуществляется данный проект, что должно быть достигнуто в результате работы. Учитель помогает ребенку определить не только конкретную цель работы, но и посильные для него задачи на определенные отрезки времени.

3. Планирование предстоящей проектной деятельности. Составление плана проекта осуществляется учителем совместно с учениками с учетом их интересов, склонностей и возможностей. Обсуждаются вопросы: в каких источниках можно найти информацию, кто поможет, что понадобится, что интересно, что уже знаем по этому вопросу, что хотим узнать, что будем делать, что делать вначале, а что потом.

4. Реализация проекта. Непосредственная работа школьников над проектом строится на основе интегрированного и деятельностного подходов и представляет собой целостную программу мероприятий познавательного, исследовательского, художественно-эстетического, природоохранительного направлений, позволяющих изучить поставленную проблему, предложить пути ее решения и практически, по мере возможности, содействовать ее реализации. В связи с этим работа над проектом может проводиться в рамках всех предметных занятий, на занятиях по интересам.

Конкретные виды деятельности над проектом - наблюдения, эксперимент, игра, общение между собой, конструирование, моделирование, выступления перед родителями, одноклассниками, младшими товарищами, природоохранительная деятельность и др.

Реализация проектов включает целую серию занятий объединенных одной проблемой. Например, в проекте «Растения – мои друзья» рассматриваются их многообразие, сезонные изменения, значение в жизни человека, организуются наблюдения; раскрываются эмоционально-ценностные особенности их отражения в произведениях писателей, поэтов, художников и композиторов; прослушиваются и исполняются музыкальные произведения о цветах, травах, деревьях; готовятся праздничные мероприятия; проводятся подвижные игры, в содержании которых вплетаются «растительные» мотивы. Ученики сочиняют рассказы и сказки, рисуют «портреты» своих любимых растений, лепят из пластилина, изготавливают аппликации, оригами.

Практическая направленность проектирования предполагает включение детей в разнообразные виды общественно-полезной деятельности. Детям младшего школьного возраста доступны, например, уборка территории школьного учреждения, выставка плакатов-листовок о бережном отношении к природе, выступление перед родителями с целью пропаганды экологических знаний, выступление агитбригад, экотеатров по проектной тематике. Операционно-деятельностный уровень предполагает формирование определенных умений и навыков.

5. Подведение итогов и презентация полученных результатов.

Конечным продуктом проектной деятельности могут быть газета или журнал, коллекция предметов природы или продуктов деятельности человека, макет природного сообщества, альбом с фотографиями и рисунками, выступления учеников. На презентацию проекта приглашаются родители, учителя, ученики других классов.

Заключительный этап подразумевает анализ результатов выполнения темы проекта; оценка качества реализации проекта; изучение перспектив использования. С учениками обсуждаются вопросы: что получилось, а что – нет, что понравилось, а что – не понравилось, чему научились, чему еще хотели бы научиться.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 484; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.68.14 (0.012 с.)