Экскурсия: методика организации и проведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экскурсия: методика организации и проведения



Сущность и типы экскурсий

Школьная экскурсия есть форма учебно-воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимая вне школы с познавательной целью, при передвижении от объекта к объекту в их естественной среде.

Основная дидактическая цель экс­курсий – расширение и углубление знаний учащихся об окружающем их мире путем непо­средственных наблюдений за при­родными, социальными, производ­ственными объектами и явлениями под непосредственным руко­водством учителя.

Экскурсии выполняют те же функции, что и уроки: обучающую, воспитывающую, развивающую. Вместе с тем экскурсии по сравнению с классными занятиями имеют ряд преимуществ. Они позволяют сблизить мето­ды обучения и методы научного исследования - экскур­сию можно рассматривать как аналог научной экспеди­ции. Неоценима роль экскурсий в экологическом обра­зовании школьников; именно на экскурсиях представля­ется возможность непосредственно показать школьникам как негативные, так и позитивные последствия антропогенной деятель­ности, привлечь их к выполнению несложных природоохранных мероприятий, способствовать формированию умений вести себя в природе. Большие возможности представляют экскурсии для формирования патриотических, нравственных, эстетических чувств, развития мышления, наблюда­тельности. Не случайно многие ученые методи­сты как прошлого, так и настоящего времени неоднократно подчеркивали важность экс­курсий в школьном обучении.

В то же время количест­во экскурсий по сравнению с классными уроками незна­чительно - обычно не более трех-пяти в год. Проведение экскурсии свя­зано с определенными организационными трудностями: может помешать погода; в город­ских школах при проведении экскурсий часто необходим транспорт; экскурсии, как правило, занимают больше времени, чем время, отводимое на урок, да и сама подго­товка к экскурсии часто требует от учителя значительных затрат времени. Для начинающих учи­телей, студентов-практикантов проведение экскурсии часто связано с трудностями управления классом (поддержания дисциплины). Ученики часто воспринимают экскурсию как прогулку, на которой можно вести себя свободнее, чем на уроках.

Тем не менее, учитывая высокую эффективность правильно организованной экскурсии, целесо­образно использовать каждую возможность для непосредственного изучения школьниками окружающего мира, вопросов взаи­моотношений человека и природы.

В соответствии с основными объек­тами изучения экскурсии по курсу «Окружающий мир» можно упорядо­чить следующим образом:

Объект изучения Экскурсии  
Человек, его организм, охрана здоровья В школьный медпункт, оздоровительные цен­тры, на спортивные сооружения, в медицинские учреждения, в анатомический музей
Природное окружение В природу: по изучению сезонных измене­ний в природе, по изучению компонентов природы (к обнажениям горных пород и почв, к оврагу, к роднику), по изучению при­родных сообществ, экосистем (в лес, на луг, в поле, к водоему). В местный музей, отдел «Природа». В зоопарк, заповедник, национальный парк.  
Социальное, производст­венное окру­жение В ателье, обувную мастерскую, швейную фаб­рику, теплицу, магазин, библиотеку, в местный исторический музей, к памятни­кам истории. В картинную галерею, на выставку изделий народного ремесла и т.п.  

 

Экскурсии можно подразделить на предметные и комплексные.

На предметных экскурсиях основное внимание уде­ляется изучению какого-то одного компонента мира природы или общества, одного вопроса темы. Например, на экскурсии по теме «Замечательные здания нашего города» изучаются только особенности строений; на экскурсии по теме «Полезные ископаемые» изучаются полезные ископаемые (геологическая экскурсия).

На комплексных экскурсиях рассматривается комплекс объ­ектов. По исторической тематике в начальной школе проводят комплексные экскурсии по городу и в музеи. Например, в ходе комплексной экскурсии по теме «Мой родной город» ученики знакомятся как с историческими, так и современными достопримечательностями города. Предметные экскурсии могут быть посвящены ознакомлению с отдельными монументальными памятниками, с подлинными предметами истории, находками археологов, а также с реконструкциями исторических реалий, архитектурных сооружений.

Природоведческую экскурсию можно считать и эко­логической, если на ней наблюдаются не только объекты неживой природы, растения и животные, но и выявляются связи и те единства (сообщества), к которым они принадлежат. На экологи­ческих экскурсиях школьники осваивают правила пове­дения в природе, некоторые приемы ее использования и охраны.

Экскурсии подразделяются на программные и внепрограммные. Программные экскурсии проводятся в обязательном порядке, в соответствии с замыслом автора программы, а внепрограммные – по усмотрению учителя, желанию детей, в зависимости от местного окружения.

Подготовка и проведение учебной экскурсии

Любая экскурсия требует определенной подготовки. Тематика экскурсий включается в календарно-тематический (перспективный) план, где указывается тема экскурсии и определяется ее место в системе других учебных занятий. Например, при составлении годового плана в III классе учитель решает по теме «Природа нашего края» провести две комплексные экскурсии в самом начале осени и одну заключительную экскурсию в конце учебного года. В первом случае экскурсия направлена на накопление непосредственных представлений у учащихся о природе своего края, сбор дидактического материала для последующих классных занятий; во втором – соотнесение полученных на класс­ных занятиях знаний с реальными объектами и явления­ми природы, изучение природных связей, вопросов ох­раны природы территории своего проживания.

Далее учитель определяет цель экскурсии. Цель производственной экскурсии ориентирована не только на ознакомление с данным производством, но и на трудовое воспитание, профориентацию учащихся, на раскрытие воздействия человека на природу в процессе трудовой деятельности и использования ее богатств.

Учитель прорабатывает соответствующую методическую, научно-популярную и краеведческую литературу, определяет объем и содержание материала.

После этого он намечает маршрут экскурсии, который позволил бы охватить объекты по рассматри­ваемым вопросам. Такими объектами могут быть овраги, почвен­ные разрезы, обнажения горных пород, водоемы, природные сообщества, архитектурные памятники, этапы производства продукции и изделий.

Учитель прохо­дит предварительно намеченный маршрут, определяет примерное время, затрачиваемое на движение и изучение объектов, опре­деляет задание для наблюдений, практических работ. В ходе маршрута могут быть выявлены дополнительные объекты, которые целесообразно пронаблюдать. При подготовке к производственной экскурсии учителю необходимо самому предварительно познакомиться с производством, получить разрешение администрации на проведение экскурсии, условиться о времени посещения, договориться о выделении сопровождающего «экскурсовода», согласовать план осмотра производства.

К экскурсии необходимо готовить и учащихся. На предшествующем уроке сообщает­ся о предстоящей экскурсии, ее целях и задачах, перечисляются вопросы, которые будут рассматриваться. Проводится беседа о правилах поведения в общественных местах, в природе, о правилах дорожного движения. Важно внушить детям, что экскурсия не развлекательная прогулка, а особая форма организации учебно-познавательной работы. Если предполагается работа по группам, то формируются группы по 6-8 человек и назначаются старшие, которые отвечают за выполнение заданий в группе, за оборудование, за дисциплину и порядок во время работы. За день до экскурсии учащимся сообщается о форме одежды, о необходимости взять с собой завтрак, если намечается продолжительная экскурсия.

Составление конспекта экскур­сии – один из важных моментов при ее подготовке. В конспекте указываются тема, цель экскурсии, оборудо­вание, маршрут движения, содержание работы на остановках, примерное время, затрачиваемое на движение и работу, отдых детей.

Основными методами, используемыми на экскурсии, являются наблюдения и практические работы. Словесные методы – беседа и рассказ играют роль вспомогательных методов. Используются также стихотворения, загадки, пословицы.

В план экскурсии включаются следующие основные структурные элементы:

- краткое вступительное слово учителя;

- наблюдения и практические работы учащихся под руководством учителя;

- обобщающая беседа.

Вопросы и задания, которые должны направлять внимание учеников на изучаемый объект или явление, включают приемы сравнение, выявление характерных признаков и причинно-следственных связей. Например: «Как вы думаете, для чего птицы собрались в стаю?», «Как образовался этот овраг, повинен ли в этом человек?», «Как человек способствовал возникновению оврага?».

Следует помнить, что в задания включается только тот материал, который можно непосредственно изучать на данной экскурсии. Исключение составляют лишь те случаи, когда нужно установить факт отсутствия в природе каких-то объектов. Например, на экскурсии поздней осенью и зимой учитель обращает внимание детей на отсутствие в природе насекомых.

Результат наблюдений и практических работ на местности фиксируются путем зарисовок, фотографирования, записей в дневниках для их последующего использования на уроках. Задания могут быть одинаковыми для всех и различаться для отдельных групп учащихся.

Практические работы могут включать инструментальные изме­рения наблюдаемых объектов: измерение глубины ру­чья, оврага, высоты снежного покрова, температуры во­ды и воздуха. К практическим заданиям можно отнести сбор опавших листьев, шишек, веток деревьев и кустарников после обрезки, образцов почв и полезных ископаемых для их по­следующего изучения на уроках «Окружающего мира» или использования на занятиях по технологии, изобразительного искусства. После экскурсии в классной комнате собранный материал обрабатывается, приводится в порядок.

При проведении экскурсии используют дидактические игры и игровые приемы, которые часто носят соревновательный характер. Например, «Кто самый наблюдательный?», «Кто перечислит названия деревьев, кустарников и цветов, мимо которых проходили», «Кто больше соберет опавших листьев разного цвета, с разных деревьев?», «Чей букет из осенних листьев самый красивый?», «Составьте букет из осенних листьев, травы и опавших веток под названием «Грусть», «Золото осени», «Праздник природы».

По материалам наблюдений и выполненных работ во время экскурсии учитель проводит обобщающую беседу. Итоговая беседа в конце экскурсии помогает выделить самое важное и существенное.

Внепрограммные экскурсии. В отличие от программных, внепрограммные экскурсии проводятся с большей выдумкой и фантазией. Например, «Путешествие по лесным тропинкам» с остановками «Ягодная», «Мухомор», «Иволга» и т.п. Экскурсии можно провести под девизом «На лугу, в лесу и в поле соберем подарок школе», «Около леса жить – голодному не быть». Внепрограммные экскурсии могут иметь уклон полезно-практической деятельности, на которых, после решения познавательных задач, организуется сбор природного материала для украшения классной комнаты, использования на выставках, изготовления поделок, которые можно реализовать на школьных ярмарках.

В конце экскурсии можно организовать отдых и развлечения детей

Для учителя, в том числе и учителя начальной шко­лы, остаются полезными советы по проведению экскур­сий, выработанные на Павловской инструкторской экс­курсионной станции еще в 1920 году и оформленные в виде «десяти заповедей экскурсионного дела»:

1. Помни, что экскурсия не прогулка, но обязатель­ная часть учебных занятий.

2. Изучи место, куда ведешь экскурсию, наметь ее тему и составь план.

3. Выдерживай тему экскурсии, не отвлекайся слу­чайными вопросами.

4. Рассказывай на экскурсии только о том, что мож­но показать.

5. Избегай длинных объяснений.

6. Не оставляй экскурсантов только слушателями, за­ставь их активно работать.

7. Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут.

8.Умей правильно показывать объекты и научи слу­шателей правильно смотреть их: всем должно быть все видно.

9. Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать.

10. Закрепи экскурсию последующей проработкой материала.

Методические рекомендации к осенней экскурсии «Природа нашего края»

Задачи:

- формирование у учащихся представления об объектах и явле­ниях местной природы, ее использовании и охране чело­веком;

- сбор образцов полез­ных ископаемых и почвы для использования на уроках по теме «Природа нашего края»;

- формирование правильного поведения в природе, способ­ности к эстетическому восприятию природы;

- развитие наблюдательности, мышления.

Оборудование: компас, схема маршрута движения, мерная лента, лопатка, блокноты для записей, карандаши, фотоаппарат.

Маршрут: остановка 1 - двор школы; остановка 2 - на­чало озимого поля у окраины поселка; остановка 3 - лесо­посадка; остановка 4 - берег речки, остановка 5 – прилегаемый к речке луг.

Ход экскурсии

I. Вступительная беседа. Объявление цели экскурсии, порядка проведения, напоминание о технике безопасности и правилах поведения.

II. Организация учебно-познавательной работы на экскурсии.

Точка 1 - наблюдение за погодой, беседа об осенних изменениях на пришкольном участке.

Передвижение к точке 2 осуществляется с использо­ванием компаса и предварительно составленной схемы движения.

Точка 2 - наблюдение за озимыми; беседа по агро­технике выращивания озимых культур; если представится возможность, — наблюдения за животным миром (подготовка птиц к отлету, поведение насекомых и др.).

Передвижение к точке 3.

Точка 3 - наблюдения за растениями и животными лесной полосы (определение видового состава деревьев, кустарников); выявление следов пребывания здесь чело­века (свалки мусора, кострища и т.п.); беседа по вопросам: для чего человеком посажен лес, какие виды деревь­ев и кустарников посажены, как нужно вести себя в природе; простейшие мероприятия по охране природы, например сбор и захоронение мусора.

Передвижение к точке 4.

Отдых на берегу речки, игры.

Точка 4 - определение направления течения реки, примерной скорости; наблюдения за растениями и животными водоема, за поч­вой, горными породами, обнажающимися в береговом обрыве; измерение мощности почвенного слоя, сбор об­разцов горных пород, зарисовка обнажения; изучение оврага или промоины, измерение глубины.

Точка 5 - наблюдение за растениями и животными прилегающего к речке луга, определение трех-четырех видов растительности, поиск насекомых, следов деятель­ности человека; беседа по результатам наблюдений, пра­вилам поведения в природе; простейшие природоохрани­тельные мероприятия.

Дорога в школу.

III. Обобщающая беседа по материалам экскурсии.

Рекомендации к проведению экскурсии на птицеферму или МТФ

В содержание экскурсии включается следующий круг вопросов:

1. Животные, разводимые в данном хозяйстве.

2. Требования, предъявляемые к скотному двору.

3. Устройство стойла (размеры, кормушка, поилка, пол, таблички)

4. Общие сведения об уборке и вентиляции помещения, о кормлении, о поении, доении.

5. Люди, ухаживающие за животными.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1881; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.199.243 (0.026 с.)