Крымско-татарская народная музыка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Крымско-татарская народная музыка



Крымско-татарская народная музыка является довольно развитой частью многонациональной культуры Украины. Крымско-татарский народ очень свободолюбивый и в своих песнях выкладывал думы и чаяния, все наилучшие черты своего национального характера. Очень часто правящие классы пытались отвергнуть славную многовековую культуру, но им это не удалось.

Духовенство и царские чиновники преследовали народных музыкантов и певцов, чинили разнообразные препятствия развитию музыкальной культуры крымских татар. Такие условия не давали возможности расти национальным формам и жанрам музыки, кроме того трудно было создать коллективы, развиваться композиторам и исполнителям. Как культура устной традиции развивалась крымско-татарская народная музыка.

В далекое прошлое уходят истоки культуры крымских татар. И ее все время обогащала развиваемая музыкальная традиция. Они сумели сохранить свою самобытность и до сегодня, даже невзирая на попытки ассимиляции путем насилия со стороны царских чиновников, а также советских идеалов. Все традиции удержались и сумели развиваться, даже во время, когда были закостенелые догмы КПСС, которые налагали запреты на музыку крымских татар.

На территории Крыма была еще и крымчакская и караимская народная музыка, помимо крымско-татарской, сегодня ее не особо отличают и называют народной музыку Крыма. Еще в глубокой древности на полуострове Крым возникло музыкальное искусство. Первые примитивные инструменты были изготовлены сотни лет назад: музыкальный лук, флейта из рогов и костей животных и другие. Красноречие и проникновенность творчества крымских музыкантов также уходит в глубокую древность: кедайлар, ашыкълар, йырджылар, чалгъыджылар, усталар. Но религиозно-государственная идеология ислам также противилась прогрессу музыки, хотя некоторые оформления музыкой предполагала даже ее обрядово-ритуальная сторона. Тексты из Корана речитировался муэдзинами, а со временем их заменила светская музыка.

Очень часто исполнять народную крымско-татарскую музыку запрещали, особенно при проведении массовых праздников. Сами ханы и известные крымско-татарские деятели когда-то занимались музыкой как любители. Но основные ее носители, которые сохранили культуру, это были обычные татары, которые играли на слух, без нот. Но, именно все испытания, которые выпали на долю крымско-татарской музыки, сделали ее многовариантным и неисчерпывающимся богатством народного творчества.

http://cidct.org.ua

http://qmusic.at.ua

 

Культура - Украинская музыка

Музыкальность — одна из характерных черт украинского народа.

Музыка в Украине появилась во времена Киевской Руси и в своём развитии охватывает практически все типы музыкального искусства — народную и профессиональную, академическую и популярную музыку. Сегодня разнообразная украинская музыка звучит на Украине и далеко за её пределами, развивается в народной и профессиональной традициях, является предметом научных исследований.

Народная музыка

Начальный период развития

Музыкальные традиции на территории современной Украины существуют с доисторических времён. Найденные киевскими археологами возле Чернигова музыкальные инструменты — трещётки из бивней мамонта датируют 18 тысячелетием до нашей эры. К тому же времени относят флейты, найденные на стоянке Молодово в Черновицкой области.

На фресках Софии Киевской (XI век) изображены музыканты, играющие на разных духовых, ударных та струнных (похожих на арфы и лютни) инструментах, а также танцующие скоморохи. Эти фрески свидетельствуют о жанровом разнообразии музыкальной культуры Киевской Руси. К XII веку относятся летописные упоминания о певцах Бояне и Митусе.

В целом, первобытная музыка имела синкретический характер — песня, танец и поэзия были слиты и чаще всего сопровождали обряды, церемонии, трудовой процесс и т. д. В представлении людей музыка и музыкальные инструменты играли важную роль оберегов во время заклинаний и молитв. В музыке люди видели защиту от нечистой силы, от плохого сна, от сглаза. Также существовали специальные магические мелодии для обеспечения плодородности почвы и плодовитости скота.

В первобытной игре начинали выделяться солисты и другие певцы. Развитие первобытной музыки и стало тем источником, из которого возникла народная музыкальная культура. Эта музыка и дала начало национальным музыкальным системам и национальным особенностям музыкального языка.

О практике народной песни, существовавшей в древнейшие времена на территории Украины, можно судить по старинным обрядовым песням. Многие из них отображают цельное мировоззрение первобытного человека, и раскрывает его отношение к природе и к природным явлениям.

Самобытный национальный стиль полнее всего представлен песнями центрального Приднепровья. Им свойственны мелодичная орнаментика, вокализация гласных. Связи с белорусским и русским фольклором ярко прослеживаются в фольклоре Полесья.

В Прикарпатье и в Карпатах развились особенные песенные стили. Их определяют как гуцульский и лемковский диалекты.

Украинские народные песни подразделяются на многие разнообразные жанры, которым присущи определённые признаки. В этом понимании наиболее типичными жанрами украинской песни являются:

Календарно-обрядовые — веснянки, щедривки, гаивки, колядки, купальские, обжинковые и другие

Семейно-обрядовые и бытовые— свадебные, шуточные, танцевальные (в том числе коломийки), частушки, колыбельные, погребальные, причитания и др.

Крепостного быта — чумацкие, наймитские, бурлацкие и т. д.;

Исторические песни и думы

Солдатского быта — рекрутские, солдатские, стрелецкие;

Лирические песни и баллады.

Думы и исторические песни

В XV—XVI веках исторические думы и песни стали одним из самых ярких явлений украинской народной музыки, своеобразным символом национальной истории и культуры.

Создателей и исполнителей исторических песен и дум, псалмов, кантов называли кобзарями. Они играли на кобзах или бандурах, которые стали элементом национального героико-патриотического эпоса, свободолюбивого характера и чистоты моральных помыслов народа.

Огромное внимание в думах обращалось на борьбу с турками и поляками. К «татарскому» циклу относятся такие известные думы, как «Про Самойла Кошку», «Про трёх братьев Азовских», «Про бурю на Чёрном море», «Про Марусю Богуславку» и другие. В «польском» цикле центральное место занимают события Народно-освободительной войны 1648—1654 годов, особое место занимают народные герои — Нечай, Кривонос, Хмельницкий. Позже появились новые циклы дум — о шведчине, про Сечи и её разрушении, о работах на каналах, о гайдаматчине, о панщине и воле.

Уже в XIV—XVII и XVIII веках украинские музыканты прославились за пределами Украины. Их имена можно найти в хрониках тех времён среди придворных музыкантов, в том числе, при дворе польских королей и российских императоров. Наиболее известные кобзари — Тимофей Белоградский (известный лютнист, XVIII в.), Андрей Шут (XIX в.), Остап Вересай (XIX ст.) и др.

Народные музыканты объединялись в братства: песенные цехи, которые имели свой устав и защищали их интересы. Особенно эти братства развились в XVII—XVIII ст., а существовали до самого начала XX века, вплоть до уничтожения их советской властью.

Инструментальный фольклор и народные инструменты

Важное место в украинской музыкальной культуре занимает инструментальный фольклор. Музыкальный инструментарий Украины и очень богат и разнообразен. Он включает широкий ряд духовых, струнных и ударных инструментов. Значительная часть украинских народных музыкальных инструментов происходит от инструментов времён Руси, другие инструменты (например, скрипка) принялись на украинской почве, позднее, хотя затем стали основой новых традиций и особенностей исполнения.

Самые древние пласты украинского инструментального фольклора связаны с календарными праздниками и обрядами, которые сопровождались маршевой (марши для шествий, поздравительные марши) и танцевальной музыкой (гопачки, козачки, коломийки, полечки, вальсы, голубки, арканы и т. д.) и песенно-инструментальной музыкой для слушания. Традиционные ансамбли чаще всего состояли из троек инструментов, например, скрипки, сопели и бубна. Исполнение музыки также предусматривает определённую импровизацию.

Во время молитв в бытовых условиях (в доме, на улице, возле церкви) для аккомпанемента к кантам и псалмам часто использовали лиру, кобзу и бандуру.

Во времена Запорожской Сечи в оркестрах Войска Запорожского звучали литавры, барабаны, казацкие сурьмы и трубы, причём литавры были среди клейнодов Запорожской Сечи, то есть были в числе символов казацкой государственности.

Инструментальная музыка стала также неотъемлемой частью городской культуры. Кроме общенациональных инструментов, таких как скрипки и бандуры, городская культура представлена такими инструментами, как столоподобные гусли, цитру, торбан. Под их аккомпанемент пели величальные песни, городские песни и романсы, религиозные песнопения.

Украинский фольклор

В XX веке к теме украинского фольклора обращались многие профессиональные и любительские коллективы Украины, также создавались ансамбли в эмигрантских кругах зарубежных стран. Характерной стала особенность представления фольклорных традиций в формах академического музицирования.

Так, в начале XX века украинский ансамбль этнической музыки во главе с Павлом Гуменюком из Филадельфии получил популярность в США. Украинские традиции сохранились в творчестве таких украинско-американских музыкантов из Нью-Йорка, Кливленда, Детройта, як Зиновий Штокалко, Григорий Китастый, Юлиан Китастый, Виктор Мишалов и др.

В советской Украине также было создано много коллективов, которые специализировались на обработках украинских народных песен и танцев, а также на произведениях украинских композиторов в подобном стиле: оркестры народных инструментов Украины, ансамбли песни и танца, народные хоры и т. д.

Украинская народная песня легла в основу произведений многих украинских композиторов. Наиболее известные обработки украинских песен принадлежат Н. Лысенко и Н. Леонтовичу, значительный вклад в исследование и собирание народного творчества внесли отечественные фольклористы — Филарет Колеса, Климент Квитка.

С 1980-х гг. наблюдается повышение интереса к аутентичным формам народного музицирования. Первопроходцами этого направления считается основанная в 1979 год группа Древо, возглавляемая профессором Киевской консерватории Е. Ефремовым. В 2000-ных годах на Украине возникли такие фестивали этнической музыки, как «Країна мрій» и «Шешоры», где народная музыка звучит как в аутентичном исполнении, так и в разнообразных обработках рок - или поп-направлений. Организаторы фестиваля "Шешоры" решили подарить своему детищу новое имя - "АртПоле". Дело в том, что с 2003 года фестиваль проводился в селе Шешоры Ивано-Франковской области, но с 2007 года обосновался в селе Воробиевка (Винницкая область). "В последние годы фестиваль начал отходить от того сугубо этнического стиля, в котором были рождены "Шешоры", поэтому мы решили, что пришло время подчеркнуть новое лицо нашего фестиваля, изменив вслед за форматом и его название. Кроме того, это более корректно по отношению к тем, настоящим, географическим Шешорам, которые остались в Ивано-Франковской области", - рассказала директор фестиваля "АртПоле-2009" Ольга Михайлык.

Среди современных групп аутентичного пения следует назвать группы «Божичі», «Володар», «Буття». Этнические мотивы используются группами Рушничок «Тартак», «Воплі Відоплясова», «Мандри», «Гайдамаки», «Очеретяний кіт», оригинальное наслоение элементов предлагает группа «ДахаБраха».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 653; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.159 (0.018 с.)