Тема 1. Факторы развития ребенка. Характеристика видов деятельности. Ребенок как субъект деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Факторы развития ребенка. Характеристика видов деятельности. Ребенок как субъект деятельности.



Модуль. Детская психология.

Раздел 1.Детская психология

Тема 1. Факторы развития ребенка. Характеристика видов деятельности. Ребенок как субъект деятельности.

Вопросы

  1. Роль биологических и социальных факторов в развитии ребенка дошкольного возраста.
  2. Активность ребенка в разных видах деятельности и их влияние на его развитие.
  3. Периодизации психического развития детей.

Учебно-исследовательские задания

  1. Подготовить таблицу
Возраст Ведущий вид деятельности Актуальные мотивы Стадии развития Влияние на личностное развитие Влияние на познавательное развитие Новообразования возраста
             
             
             

Литература

Смирнова Е.О. Детская психология. Учеб для студ высш. Пед учеб. заведений. –М., 2003.

Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства. Уч.пособие для студентов высших уч. заведений. – М., 2005.

Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога детского образоательного учреждения. Ростов-на-Дону.-2005.

Шаграева О.А. Десткая психология: теоретический и практический курс. Уч. пособ. для студ. Высш. уч. завед. - М. 2001.

Психология человека от рождения до смерти /Под ред А.А. Реан – СПб., 2002

Тема 2. Развитие познавательных процессов детей раннего и дошкольного возраста

Вопросы

Закономерности психического развития.

Онтогенез познавательных психических процессов восприятия, речи, мышления, внимания, памяти, воображения.

Литература

Смирнова Е.О. Детская психология. Учеб для студ высш. Пед учеб. заведений. –М., 2003.

Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства. Уч.пособие для студентов высших уч. заведений. – М., 2005.

Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога детского образоательного учреждения. Ростов-на-Дону.-2005.

Шаграева О.А. Десткая психология: теоретический и практический курс. Уч. пособ. для студ. Высш. уч. завед. - М. 2001.

Психология человека от рождения до смерти /Под ред А.А. Реан – СПб., 2002

Учебно-исследовательские задания

Подготовить рефераты на одну из тем:

1. Закономерности и особенности развития восприятия в период раннего и дошкольного детства

2. Закономерности и особенности развития памяти в период раннего и дошкольного детства

3. Закономерности и особенности развития речи в период раннего и дошкольного детства

4. Закономерности и особенности развития мышления в период раннего и дошкольного детства.

5. Закономерности и особенности развития воображения в период раннего и дошкольного детства.

Тема 3. Развитие личности и межличностных отношений ребенка раннего и дошкольного возраста

Вопросы

Общение и отношения в развитии личности ребенка дошкольного возраста. Место ребенка в системе общественных отношений.

Становление «Я-концепции» под влиянием отношений. Эмоционально-личностное общение детей и взрослых.

Его роль в становлении личности ребенка. Структура «Я-концепции» как социально-психологического феномена.

Становление «Я-концепции» в раннем возрасте. Становление «Я-концепции» в дошкольном возрасте.

Литература

Смирнова Е.О. Детская психология. Учеб для студ. высш. Пед. учеб. заведений. –М., 2003.

Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства. Уч.пособие для студентов высших уч. заведений. – М., 2005.

Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога детского образовательного учреждения. Ростов-на-Дону.-2005.

Шаграева О.А. Десткая психология: теоретический и практический курс. Уч. пособ. для студ. Высш. уч. завед. - М. 2001.

Психология человека от рождения до смерти /Под ред А.А. Реан – СПб., 2002

Учебно-исследовательские задания

Предложить модель «Условия развития «я-концепции» в раннем и дошкольном возрасте»

Раздел 2. Развитие коммуникативных способностей

Тема 2. Развитие коммуникативных способностей

Вопросы

З астенчивость, демонстративность, агрессивность, конфликтность, обидчивость как проблемные формы общения

Вопросы для обсуждения

Формы общения ребенка дошкольного возраста со сверстниками и взрослыми.

Агрессивное, обидчивое, демонстративное, застенчивое поведение детей дошкольного возраста. Характеристика.

Признаки, причины появления.

Подходы к коррекции проблем межличностных отношений детей дошкольного возраста.

Игровая деятельность как средство коррекции проблем в межличностном взаимодействии.

Игры и упражнения по преодолению агрессивного, застенчивого, демонстративного поведения, обидчивости у детей дошкольного возраста.

Литература

Галигузова Л.Н., Смирнова О.Е. Ступени общения: от года до семи лет.-М.,1992

Е.Клепцова Детская нетерпимость.// Дошкольное воспитание. №7, 2008

Л.Пасечник Агрессивное поведение дошкольника- № 5, №6, 2008

Севастьянова Т. Избавляемся от агрессии с помощью игры. // Дошкольное воспитание- №12, 2008.

Лашкова Л. Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. - №3, 2009.

Алямовская В.Г., Петрова С.Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста.- М.,2002.

Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические исследования / Под ред. А.В.Запорожца, Я.З.Неворович.-М.,1986

Отношения между сверстниками в группе детского сада/ Под ред. Т.А.Репиной.-М.,1979.

Деятельность и взаимоотношения дошкольников/ Под ред. Т.А.Репиной.-М.,1987.

Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т.А.Репиной, Р.Б. Стеркиной. – М., 1990

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей.-Ярославль.,1997.

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность.- Ярославль.,1997.

Щипицина Л., Защиринская О., Воронова А., Нилова Т. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от трех до шести лет).-С.-Петербург.-2003.

Урунтаева Г.А., Афонькина Г.А. Практикум по детской психологии.-М.,1995.

Формирование нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры, упражнения/ Под ред. М.А.Панфиловой, Л.В. Кузнецовой.-М.,2002.

Учебно-исследовательские задания

Подобрать игры для преодоления застенчивости, демонстративности, агрессивности, обидчивости детей.

Модуль Семейная педагогика

Раздел 1. Семейная педагогика

Вопросы для обсуждения

Понятия семейный климат, родительский авторитет, такт, интуиция.

Модели педагогического общения в семье.

Методы семейного воспитания.

Влияние родительской авторитарности на воспитание и развитие ребенка.

Возможности преодоления родительской авторитарности.

Воспитание общением, сотрудничеством, сотворчеством.

Использование ролевых позиций в общении.

Педагогическая рефлексия как часть педагогической культуры родителей.

Методика повышения родительской эффективности Т. Гордона.

Литература:

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – М., 1993.

2. Соловейчик С. Педагогика для всех. – М., 1987.

3. Учимся общаться с ребенком. / Петровский В.А., Виноградова А.М., Кларина Л.М. и др. – М., 1993.

4. Гипенрейтер Ю.Б. Как общаться с ребенком. – М., 2005.

5. Гордон Т. Р.Е.Т. Повышение родительской эффективности. / Популярная педагогика. – М., 1997.

6. Фромм А. Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации.- Екатеринбург: АРД ЛТД,1996.-319с

7. Рахматшаева В. Грамматика общения: шаг за шагом к взаимопониманию. – М.,1995.

8. Шишова Т.Л., Медведева И.Я. Воспитание без ошибок. Книга для трудных родителей. – СПб., 2008.

9. Семейная педагогика: Учебно-методическое пособие. Сост. Н.В.Кущ – Глазов, 2005.

10. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. –М., 1999

Учебно-исследовательские задания

Выполнить реферат на один из вопросов, используя рекомендованную литературу.

Раздел 2. Методика работы с семьей

Вопросы

Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей

Специфика исследования семьи. Требования к исследователю семьи. Характеристика методов исследования семьи.

Методика организации и проведения традиционных и нетрадиционных форм работы с семьей ребенка дошкольного возраста Планирование работы по организации сотрудничества ДОУ с семьей

Содержание и методика повышения педагогической компетентности и культуры родителей

Проекты в работе с семьей в целях повышения педагогической компетентности и культуры родителей

Литература

Арнаутова Е.П. Педагог и семья. – М., 2002

Детский сад и молодая семья: основы успешного взаимодействия/ Под ред. Н.В.Микляевой. – М., 2010

Дешеулина Р.П., Козлова А.В. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М., 2004

Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М., 2010

Буторина Н.Н. Родитель и педагог: новая философия взаимодействия (мастер-класс для педагогов) // Методист -№9, 2012

Семейная педагогика: учебно-методическое пособие. / составитель Н.В.Кущ – Глазов, 2005

Учимся общаться с ребенком. / В.А. Петровский, Л.М.Кларина, Н.Ф. Виноградова и др. – М.,1993.

Я - компетентный родитель: Программа работы с родителями дошкольников /Под ред. Л.В.Коломийченко. – М., 2013.

Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. – М., 2012

Учебно-исследовательские задания

(одно из заданий на выбор)

Подготовить перспективный план сотрудничества ДОУ с семьей (на год).

или

Разработать сценарий родительского собрания, досуга, праздника и др ДОО и семьи.

или

Разработать проект по взаимодействию с семьей. На выбор слушателя.

 

Модуль «Дошкольная педагогика с основами методики воспитания и обучения в области дошкольного образования»

Вопросы для обсуждения

  1. Общие положения ФГОС ДО.
  2. Требования к разделам обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
  3. Плюсы и минусы ФГОС ДО.

 

Учебно-исследовательские задания

  1. Проанализировать основные общеобразовательные программы дошкольного образования: "Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования"; "От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования"; "Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования"; "Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада" (одну программу по выбору слушателя). "Мир открытий".

Алгоритм анализа программы

-название программы;

-автор (группа авторов);

-теоретико-методологические основы программы (цель, задачи, ведущая

идея);

-принципы построения;

-структура, характеристика основных компонентов программы (разделов);

-содержание по блокам (темам, методические рекомендации к ее реализации);

-отличительные особенности программы;

-субъективная оценка;

-вид ДОУ, которым рекомендована программа;

-прогноз возможных затруднений для педагогического коллектива при реализации данной программы;

-содержание профессиональной подготовки педагогов к работе по данной программе).

Литература

Требования к игрушкам детей дошкольного возраста

Вопросы для обсуждения

1. Проблемы организации развивающей среды в условиях детского сада.

2. Понятие "развитие", "среда", "развивающая предметная среда детства".

3. Деятельностный подход к организации среды в детском саду. Принципы построения развивающей среды (В.А.Петровский).

4. Концепция построения развивающей среды С.Л.Новоселовой.

5. Проблемы реализации представленных подходов в современном детском саду. Роль воспитателя в организации предметно-развивающей среды в ДОУ.

6. Требования к игрушкам детей дошкольного возраста. Развивающее значение игрушек. Педагогическая классификации игрушек.

7. Развивающие возможности компьютерных игр.

Учебно-исследовательские задания

  1. Проанализировать предметно-развивающую среду в своей группе, указать плюсы и минусы в соответствии с требованиями и принципами организации предметно-развивающей среды.

Литература

1. Артамонова О. Предметно-пространственная среда и ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание.–1995.–№4.

2. Лаврентьева. Т. Организация предметной среды и позиция воспитателя // Дошкольное воспитание.-1995.-№6.

3. Павлова Л. Какие игрушки предпочитают малыши? // Дошкольное воспитание.-1997.-№12.

4. Пантелеев Г. Оформление дошкольных учреждений: Пособие для воспитателей и заведующих детским садом.-М.,1982.

5. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. / Дошкольное образование в России. Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. – М., 1996. –С.57-90.

6. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда. Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. – М., 1995.

7. Анохина Т. Как организовать современную предметно-развивающую среду // Дошкольное воспитание.- 1999.-№5.

8. Ивакина О.И. О педагогических условиях развития интеллектуальной активности дошкольников в компьютерных играх // Дошкольное воспитание.-1995.-№12.- С.28-31.

9. Иванова Е. О роли интереса в приобщении старших дошкольников к компьютеру // Дошкольное воспитание.-1994.-№11.

10. Игра дошкольника / Под ред. С.Л.Новоселовой.-М., 1989.-С.201-230.

11. Коссаковская Е.А. Игрушка в жизни ребенка: Пособие для воспитателей детского сада / Под ред. С.Л.Новоселовой.-М.,1980.

12. Роль куклы в воспитании современного дошкольника // Детский сад от А до Я.- 2005.- №5.

13. Абраменкова В. Осторожно: антиигрушка! // Дошкольное воспитание.-2005.- №4.

14. Смирнова Е. Игрушки: как оценить их качество // Дошкольное воспитание.- 2005.-№4.

Раздел 2. Методики воспитания и обучения в дошкольном образовании

Вопросы для обсуждения

  1. Нравственное воспитание в целостном педагогическом процессе ДОУ.
  2. Особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
  3. Механизм нравственного воспитания. Задачи, содержание, методы нравственного воспитания.
  4. Средства нравственного воспитания детей.
  5. Воспитание нравственных чувств, формирование этических представлений.
  6. Организация деятельности детей и руководство ею в воспитании нравственного поведения детей в разных возрастных группах.

Учебно-исследовательские задания

1. Проанализировать и сопоставить задачи и содержание нравственного воспитания в примерных основных общеобразовательных программах дошкольного образования.

Литература

1.Дошкольная педагогика / Под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой.-М.,1988.-Ч.2.

2.Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений/ С.А Козлова, Т.А.Куликова. – М., 2004.

3.Виноградова А.М. Воспитание чувств и формирование этических представлений // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/ Под ред. А.М. Виноградовой – М., 1989.

4.Гришаева Н. Проблемные педагогические ситуации в детском саду // Обруч.- 1997.-№3.

5.Каплан Л.И. Посеешь привычку – пожнешь характер. М., 1980.

6.Пономаренко Т. О взаимосвязи этических представлений и поступков детей // Дошкольное воспитание.- 1992. -№3-4.

 

Вопросы для обсуждения

1. Проблемы нравственно-полового воспитания дошкольников.

2. Принципы полового воспитания детей.

3. Современные программы полового воспитания детей дошкольного возраста.

4. Задачи, содержание, средства, методы, формы и условия нравственно-полового воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

Учебно-исследовательские задания

1. Проанализировать и сопоставить задачи и содержание нравственно-полового воспитания детей дошкольного возраста в программах и методических пособиях.

Литература

· Алешина Ю.В., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии.-1991.-№ 4.

· Деятельность и взаимоотношения дошкольников/ Под ред. Т.А.Репиной.-М., 1987.

· Козлова С.А. «Я-человек». Программа приобщения ребенка к социальному миру. – М., 1996.

· Репина Т.А. Одинаково ли воспитывать сыновей и дочерей? // Дошкольное воспитание.- 1993. - №4.

· Коломинский Я.Л. Мальчики и девочки // Знание – сила.-1971.-№2.

· Раздельное воспитание: За и против // Обруч.- 1998.-№6.

· Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг.-М.,1993.

· Пименова Л.В. Программа нравственно-полового воспитания детей дошкольного возраста.-Пермь., 2000.

 

Детей дошкольного возраста.

Вопросы для обсуждения

  1. Актуальные проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

2. Этапы патриотического воспитания дошкольников (С.А.Козлова).

3. Средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

4. Программы и методические пособия патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Учебно-исследовательские задания

1. Выполнить сравнительный анализ программ патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Литература

· Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М., 1993.

· Пименова Л.В. К постановке проблемы социализации ребенка дошкольного возраста // Проблемы гуманизации воспитательно-образовательного процесса в детском саду: Межвузовский сборник научных трудов.- Пермь, 1993.

· Козлова С.А. Я-человек: Программа приобщения ребенка к социальному миру. М., 1996.

· Пименова Л.В. Программа патриотического воспитания детей дошкольного возраста. – Пермь, 2000.

· Суслова Э.К. Общение с людьми разных национальностей – важнейшее средство интернационального воспитания дошкольника // Дошкольное воспитание. – 1990. - №6.

· Суслова Э.К. Когда живется дружно, что лучше может быть! // Дошкольное воспитание. – 1991. -№ 11 –12.

· Куранов М. Культура межнационального общения // Педагогика.- 1992.- № 7-8.

 

Вопросы для обсуждения

1. Актуальность проблемы нравственно-экономического воспитания детей дошкольного возраста.

2. Задачи и содержания нравственно-экономического воспитания детей дошкольного возраста.

3. Условия, средства и методы нравственно-экономического воспитания детей дошкольного возраста.

4. Программы и методические пособия нравственно-экономического воспитания детей дошкольного возраста.

Учебно-исследовательские задания

1. Выполнить сравнительный анализ программ экономического воспитания детей дошкольного возраста.

Литература

1.Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране «Экономик»»: Для детей младшего и среднего школьного возраста. – М., 1992.

2.Шатова А.Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? // Дошкольное воспитание.- 1998.- №8.

3.Шатова А.Д. Дошкольник и… экономика // Обруч.-1999.-№1.

4.Шатова А.Д. Дошкольник и …экономика: Программа. –М., 1996.

5.Успенский Э., Агрон И. Бизнес крокодила Гены. – М., 1993.

6.Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику. - СПб., 2001.

7.Фенько А.Б. Дети и деньги: особенности экономической социализации. // Вопросы психологии –2000.- №2.

8.Экономическое воспитание дошкольников //Обруч.-1997.-№4.

9.Попова Т.Л., Меньшикова О.И. Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях. – М., 1993.

Вопросы для обсуждения

  1. Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.
  2. Задачи, содержание, методы эстетического воспитания, формы организации художественной творческой деятельности (художественно-речевая, музыкальная, изобразительная деятельность, художественная деятельность на занятиях, в быту и на праздниках, в труде).
  3. Принципы эстетического воспитания дошкольников.
  4. Технические средства обучения, предметная среда в эстетическом воспитании детей, эстетика быта, природа как средства эстетического воспитания.

Учебно-исследовательские задания

1.Разработать содержание консультации для родителей на тему "Встреча детей с прекрасным". Посоветуйте родителям как приобщить детей к прекрасному в домашних условиях, какие музеи и выставки лучше посетить, какие спектакли.

Литература

1. Доронова О.,Левищева И. Диагностика и формирование представлений о красоте в старшем дошкольном возрасте // Дошкольное воспитание.-1996.-№6.

2. Торшилова Е. Эстетическая одаренность: что это? // Дошкольное воспитание.-1992.-№2.

3. Эстетическое воспитание в детском саду / Под ред. Н.А.Ветлугиной.-М.,1985.

4. Рожников В. О программе эмоционально-эстетического развития детей «Маленький ЭМО» // Дошкольное воспитание.-1996.-№9.

5. Венгер Л.А. Путь к развитию детского творчества // Дошкольное воспитание.-1983.-№11.

6. Агарова Е. Нельзя вырастить полноценного человека без воспитания чувства прекрасного // Дошкольное воспитание.-1994.-№4.

7. Бабаева В.В. Эстетическое воспитание дошкольников.-М.,1982.

8. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста/ Под ред. Е.А.Дубровской.-М., 2002.

 

Вопросы для обсуждения

1. Цель, задачи, содержание, методы, формы, средства умственного воспитания дошкольников.

2. Формирование навыков и умений умственной деятельности, развитие познавательных процессов и способностей.

3. Методы и приемы формирования умственной активности у детей (дидактические игры, игры-головоломки, моделирование, проблемные ситуации, опыты).

4. Сенсорное воспитание как основа умственного развития детей дошкольного возраста. Задачи и содержания сенсорного содержания в разных возрастных группах детского сада.

5. Методы и приемы сенсорного воспитания.

6. Средства сенсорного воспитания детей.

Учебно-исследовательские задания.

1. Составить картотеку игр для детей дошкольного возраста, которые нацелены на умственное развитие.

Литература

1. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н.Поддъякова, Ф.А.Сохина. – М., 1988.

2. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А.Венгера. – М., 1986.

3. Кулагина Л. Учить логически мыслить // Дошкольное воспитание – 1994. -№11.

4. Венгер Л.А., Дьяченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М., 1989.

5. Крылов Е. ТРИЗ - школа творческой личности // Дошкольное воспитание. – 1992, №7, 8, 9.

6. Умственное развитие дошкольников в игре / Сост З.М.Богуславская, О.Е.Смирнова. – М., 1990.

7. Запорожец А.В. Развитие логического мышления у детей в дошкольном возрасте / Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. – М., 1995.

8. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка.-М.,1988.

9. Морозова О. Е.И.Тихеева. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание // Дошкольное воспитание.-1993.-№5.

10. Муханова К., Колядина А. Сенсорное развитие дошкольников // Дошкольное воспитание.-1994.-№4., №5.

11. Плеханов А., Морозова О. М.М.Манасеина: сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание.-1994.-№2.

12. Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.Н.Поддъякова, В.М.Аваневовой.-М.,1981.

13. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольника / Под ред. Л.А.Венгера.-М., 1978.

14. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. М., 1983.

Вопросы для обсуждения

  1. Определение основных понятий "дошкольная дидактика", "обучение", "учение", "преподавание", "учебная деятельность", "метод обучения".
  2. Знания, умения и навыки в структуре образования. Функции дидактики, типы и модели обучения.
  3. Содержание обучения дошкольников в примерных основных общеобразовательных программах дошкольного образования.
  4. Методы и средства обучения детей дошкольного возраста. Выбор метода обучения.
  5. Формы обучения дошкольников.
  6. Непосредственно-образовательная деятельность как одна из форм обучения в детском саду. Структура занятия. Вариативность организации занятия. Виды и типы занятий в детском саду.
  7. Своеобразие обучения в разных возрастных группах детского сада. Условия обучения детей в группе детского сада.

Учебно-исследовательские задания

1. Выясните, какие технические средства обучения имеются в дошкольном учреждении, с какой целью они используются.

 

Литература

1. Аванесова В.Н. Теоретические основы занятий как формы умственного воспитания и обучения: Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / Под ред. Н.Н.Поддъякова.- М., 1980.

2. Усова А.П. Обучение в детском саду / Под ред. А.В.Запорожца. – М., 1981.

3. Михайленко Н.Я, Короткова Н.А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования: Методические рекомендации. М., 1993 или // Дошкольное воспитание. - 1992. - № 5-6.

4. Галкина Л., Бодылева С. Нетрадиционные формы организации детей на занятиях // Дошкольное воспитание. – 1991.- №2.

5. Чиркова Т.И. Воспитатель и дети: анализ взаимодействия на занятиях // Дошкольное воспитание. – 1991.- №9.

6. Маврина И. Развивающие занятия: сотрудничество дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1995.- №11.

7. Павлова Л. Развивающие занятия: взрослые и дети // Дошкольное воспитание. - 1996.- №3.

Литература

1. Богина Т.Л., Терехова Н.Т. Режим дня в детском саду.-М., 1987.

2. Буре Р.С. С утра до вечера // Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. – М., 1985.

3. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой. – М., 1988.

4. Каплан Л.И. Посеешь привычку – пожнешь характер. – М., 1980.

5. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. – М., 1986.

6. Пусть ребенок растет здоровым / Под ред. Л.Ф.Островской.– М., 1979.

7. Студенкин М.Я. Книга о здоровье детей. – М., 1983.

8. Истоки: Базисная программ развития ребенка-дошкольника/ Л.А.Парамонова, Т.И. Алиева, А.Н.Давидчук и др.-М.,2000.

9. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др.-СПб.,1997.

10. Развитие / Л.А.Венгер, О.М.Дъяченко, Н.С.Варенцова и др.-М.,1995.

11. Радуга: Программа воспитания и обучения детей от трех до семи лет / Т.Н.Доронова, В.А.Гербова, Т.И.Гризик и др.-М.,1997.

12. Типовая программа воспитания и обучения в детском саду.-М.,1984.

Методические рекомендации к программам.

Тема 2 Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения

Вопросы для обсуждения:

1.Определение понятия «адаптация».

2.Факторы, определяющие характер и длительность привыкания детей к новым условиям.

3.Организация первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении:

А.приемы, обеспечивающие привыкание ребенка к условиям дошкольного учреждения;

В.общие медицинские и педагогические рекомендации по пребыванию ребенка в первые дни в ДОУ;

С. особенности работы с детьми первого, второго и третьего года жизни.

4.Степени адаптации детей к условиям дошкольного учреждения.

5. Взаимодействие детского сада и семьи по подготовке ребенка к дошкольному учреждению.

Учебно-исследовательские задания:

Выявить причины возникновения тяжелой степени адаптации.

или

Подготовить консультацию для родителей «Подготовка детей к условиям детского сада». На выбор слушателя.

Литература

Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста.-М.,1981.

Воспитание и развитие детей раннего возраста/ Под ред. Г.М.Ляминой.- М.,1981.

Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад. – М., 1983.

Мышкис А.И. О некоторых вопросах адаптации // Дошкольное воспитание.- 1980.-№6.

Желеску Р. Психологические условия адаптации // Дошкольное воспитание.- 1982.-№6.

Николаева Е.И. Размышления о подготовке ребенка к посещению детского сада // Дошкольная педагогика.-2004.-№1.

Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. - 2006.-№1.

Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации // Дошкольное воспитание.- 2006.-№3,4.

Соловьева Е. Адаптация ребенка к условиям детского сада // Дошкольное воспитание.- 1993.-№8.

Теплюк С. Как подготовить ребенка к детскому саду // Дошкольное воспитание.- 1991.-№8.

Жадинец М. Ребенок идет в детский сад // Дошкольное воспитание.- 1990.-№9.

Волкова Е. Поступаем в детский сад // Педагогический вестник.- 1995.-№2 (август).

Социальная адаптация детей к дошкольным учреждениям / Под ред. Р.В.Тонковой-Ямпольской. – М., 1980.

Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого-педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада.- М., 2004.

К детскому саду готовы? // Счастливые родители.- 2002.- №8.

Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации. – Краснознаменск, 2004.

Вопросы для обсуждения

  1. Игра как форма ориентации ребенка в смыслах человеческой деятельности, в реальных жизненных явлениях. Место игры в педагогическом процессе детского сада.
  2. Характеристика творческих игр.
  3. Творческие сюжетно-ролевые игры как основной вид деятельности дошкольников.
  4. Содержание и структура творческой сюжетно-ролевой игры (воображаемая ситуация, сюжет, содержание, игровое действие, роль, правила, мотив).
  5. Характеристика игр с правилами.
  6. Структура и виды дидактических игр.

Учебно-исследовательские задания

Доказать, что сюжетно-ролевая игра является не только основным видом деятельности, но и формой организации жизни и деятельности детей.

Литература

1. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой.-М.,1988.-Ч.2.

2. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре.-М.,1982.

3. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей.-М.,1976.

4. Эльконин Д.Б. Психология игры.-М.,1978.

5. Гаспарова Е. Ведущая деятельность дошкольного возраста // Дошкольное воспитание.- 1987.-№7.

6. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателей детского сада / Сост. А.К.Бондаренко, А.И.Матусик.-М.,1983.

Вопросы для обсуждения

  1. Условия и приемы формирования общественных мотивов деятельности.
  2. Содержание, виды трудовой деятельности детей дошкольного возраста, формы его организации.
  3. Содержание трудовой деятельности в разных возрастных группах.
  4. Особенности труда по самообслуживанию, хозяйственно-бытового труда, труда в природе, ручного труда.
  5. Комплексное руководство трудом детей дошкольного возраста.

Учебно-исследовательские задания

1.Проанализировать программные требования по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста (виды труда и их содержание по возрастным группам; воспитательные задачи, реализуемые в процессе труда дошкольников; основные направления в усложнении программных требований по трудовому воспитанию детей). На примере любой программы по ФГОС ДО.

 

Возрастная группа Виды и содержание труда
самообслуживание Хозяйственно-бытовой Труд в природе Ручной труд
Младшая        
Средняя        
Старшая        
Подготовит. группа        

Литература

Артемова Л.В. Ознакомление детей с трудом взрослых.-Киев.-1988.

Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться.-М.,1983.

Куцакова Л. Дошколята трудятся//Дошкольное воспитание.-1993.-№ 8

Макеева Г. Формирование представлений о труде взрослых // Дошкольное воспитание.-1989.-№2.

Сенько Т.В. Особенности взаимоотношений на занятиях по труду // Дошкольное воспитание.-1990.-№5.

Тимофеева И. Организация коллективного труда // Дошкольное воспитание.-1991.-№10.

Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В.Г.Нечаевой.-1983.

Сергеева Д.В. Воспитание детей в процессе трудовой деятельности.-М.,1987.

Сергеева Д.В. Руководство трудовой деятельностью дошкольников.-М.,1986.

Ковальчук Я.И., Васильева А.И. Трудовое воспитание дошкольников.-Минск.,1983.

Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования // Под ред. Л.А.Парамоновой.-М.,2011.

От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-М., 2010.

Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова.-СПб.,2011.

Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада.-М., 2011.

Модуль «Управление ДОО»

Раздел 1.Нормативно-правовые основы дошкольного образования

Модуль. Детская психология.

Раздел 1.Детская психология

Тема 1. Факторы развития ребенка. Характеристика видов деятельности. Ребенок как субъект деятельности.

Вопросы

  1. Роль биологических и социальных факторов в развитии ребенка дошкольного возраста.
  2. Активность ребенка в разных видах деятельности и их влияние на его развитие.
  3. Периодизации психического развития детей.

Учебно-исследовательские задания

  1. Подготовить таблицу
Возраст Ведущий вид деятельности Актуальные мотивы Стадии развития Влияние на личностное развитие Влияние на познавательное развитие Новообразования возраста
             
             
             

Литература

Смирнова Е.О. Детская психология. Учеб для студ высш. Пед учеб. заведений. –М., 2003.

Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства. Уч.пособие для студентов высших уч. заведений. – М., 2005.

Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога детского образоательного учреждения. Ростов-на-Дону.-2005.

Шаграева О.А. Десткая психология: теоретический и практический курс. Уч. пособ. для студ. Высш. уч. завед. - М. 2001.

Психология человека от рождения до смерти /Под ред А.А. Реан – СПб., 2002



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.13.255 (0.284 с.)