Формы государственного правления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы государственного правления



Форма правления – организация высшей государственной власти, порядок образования высших органов государства и их взаимоотношения с населением.

Виды форм правления: 1) монархия, в которой вся государственная власть сосредоточена у одного человека – монарха, выполняющего одновременно функции главы государства, законодательной и исполнительной власти, а также контролирующего правосудие и местное самоуправление.

Признаки монархии:

а) наличие единоличного главы государства;

б) передача власти по наследству представителям правящей династии;

в) осуществление верховной власти единолично, пожизненно и бессрочно;

г) отсутствие конкретной юридической ответственности монарха за результаты своей деятельности.

Виды монархии:

а) абсолютная (неограниченная), в которой вся полнота государственной власти принадлежит по закону одному лицу – монарху (в Саудовской Аравии, Омане, Катаре, Бахрейне);

б) конституционная (ограниченная), в которой власть монарха ограничивается другими высшими органами власти:

– парламентская – власть осуществляется правительством, формируемым парламентом из представителей победившей на выборах партии, а повеления монарха приобретают юридическую силу только с согласия соответствующего министра, являющегося членом правительства (в Англии, Дании, Бельгии, Японии и т. д.); – дуалистическая – вся государственная власть разделена между парламентом и формируемым монархом правительством (в Марокко, Бутане, Иордании и т. д.); 2) республика, в которой народом государственная власть передается выборным органам, выполняющим свои функции совместно с исполнительными и судебными органами власти.

Признаки республики:

а) формально—юридическое признание народа в качестве источника власти;

б) передача народом государственной власти коллегиальному органу правления;

в) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви;

г) сменяемость и выборность представительной власти;

д) подотчетность и ответственность (юридическая и политическая) власти за результаты своей деятельности.

Виды республик:а) президентская – власть распределена между президентом и парламентом (в США, Мексике, Аргентине);

б) парламентская – всей властью обладает парламент (в ФРГ, Италии, Индии);

в) полупрезидентские и полупарламентские республики (Франция, Финляндия).

Также выделяют смешанные формы правления республики и монархии (Малайзия), абсолютной и ограниченной монархии (Кувейт).

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

Форма государственного устройства – политико—территориальное устройство государства.

Простые (унитарные) государства – единые и централизованные государства, состоящие из административно—территориальных единиц, подчиняющихся центральным органам власти и не обладающих признаками суверенитета (Франция, Норвегия и т. д.).

Признаки:

1) единство и суверенитет;

2) административные единицы, не обладающие политической самостоятельностью;

3) единый и централизованный государственный аппарат;

4) общая законодательная система;

5) единая система взимания налогов. Виды:

1) в зависимости от способа контроля:

а) централизованные (на местах – представители из центра);

б) децентрализованные, в которых избираются органы местного самоуправления;

в) смешанные;

2) региональные, состоящие из политических автономных образований с собственными представительными органами и администрацией.

Сложные государства – государства, состоящие из государственных образований, которые пользуются какой—либо степенью государственного суверенитета:

1) федерация – объединение нескольких ранее самостоятельных государств в одно государство (США, РФ и т. д.).

Признаки:а) союзное государство;б) наличие самостоятельности;в) общефедеральное законодательство и законодательство субъектов федерации;г) двухканальная система налогов.

Виды:

а) в зависимости от принципа формирования субъектов:

– административно—территориальная;

– национально—государственная;

– смешанная;

б) в зависимости от юридической основы:

– договорная;

– конституционная;

2) конфедерация – межгосударственные объединения либо временные юридические союзы суверенных государств, создаваемые с целью обеспечения общих интересов.

Признаки:

а) отсутствие суверенитета, единого гражданства, законодательства и единой денежной системы;

б) координация деятельности государств по вопросам, для решения которых они объединялись;

в) добровольный выход и отмена действия общеконфедеративных актов на своей территории;

3) империя – государство, созданное в результате завоевания чужих земель и обладающее различной зависимостью ее составных частей от верховной власти.

 

МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА

Механизм государства – это система государственных органов и организаций, призванных осуществлять государственную власть, решать задачи и выполнять функции государства по управлению общественными делами.

Признаки механизма государства:

1) наличие системы государственных органов, основанной на единстве принципов разделения властей, организации и деятельности государственного аппарата;

2) наличие сложной структуры;

3) тесная взаимообратная связь между государственным механизмом и функциями государства;

4) решение задач по обеспечению управления государством и выполнению государственных функций.

Структура механизма государства:

1) государственные органы, связанные между собой отношениями соподчинения и правомочные совершать действия от имени государства:

а) органы представительной власти;

б) органы исполнительной власти;

в) судебные органы;

г) контрольно—надзорные органы;

2) государственные учреждения и организации, которые не обладают властными полномочиями и специально не выполняют функции управления, так как на основе государственной собственности, властных предписаний вышестоящих органов они выполняют функции в сфере производства, образования, здравоохранения, культуры, науки и т. д.:

а) государственные учреждения – государственные организации, которые выполняют организационно—распорядительные и социально—культурные функции в сферах образования, культуры, науки, здравоохранения;

б) государственные предприятия – государственные организации, которые создаются с целью производства различной продукции и оказания услуг населению государства;

3) государственные гражданские служащие – лица, которые профессионально занимаются управлением, занимают определенную государственную должность;

4) материальные придатки – здания, сооружения и различное оборудование, обеспечивающие в соответствии с научно—техническим уровнем реальное функционирование механизма государства.

Принцип разделения властей – принцип, согласно которому государственная власть делится на следующие ветви власти:

1) законодательная – власть, обладающая верховенством, так как формируется непосредственно народом и устанавливает правовые основы государственной и общественной жизни;

2) исполнительная – власть, представленная в лице государственных органов, занимающихся непосредственной реализацией принятых законодательными органами норм права;

3) судебная – власть, осуществляемая судебными органами и призванная охранять права и свободы граждан, правовые устои государственной и общественной жизни от любых посягательств и независимо от того, кто совершил эти посягательства.

19. ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

Функцией государства считают направление его деятельности по решению вставших перед ним задач. Функции – это то, чем занимается государство. В функциях определяется сущность государства, его социальное назначение, направления, в которых государство осуществляет управление обществом. Функции охватывают деятельность государства в целом.

Наиболее распространенным является разделение функций государства на внутренние и внешние – в зависимости от целей, а также в зависимости от важности и социальной значимости тех или иных направлений.

Внутренние функции государства – это направления деятельности государства, которые связаны с решением задач внутреннего развития общества.

К числу внутренних относятся функции:

1) экономическая – реализация государством управленческого влияния на экономическую сферу. Действующая Конституция предписывает государству обеспечивать свободу экономической деятельности в Российской Федерации и поддерживать добросовестную конкуренцию, исключая монополизацию. Конституция также провозглашает равенство и защиту всех форм собственности в стране;

2) финансовая – осуществление управленческой деятельности по сбору и распределению денежных средств в целом относится к экономической функции Российского государства;

3) социальная – речь идет о деятельности государства в сфере оказания различных социальных услуг членам общества, а также заботе о повышении уровня благосостояния малообеспеченных категорий населения, оказание им материальной и другой помощи;

4) политическая – данная функция государства определяет ее деятельность по формированию и организации работы всех органов государственной власти;

5) экологическая – это деятельность государства, включающая мероприятия по охране природы и рациональному применению природных ресурсов. Содержание экологической политики Российского государства составляет деятельность по разработке наиболее рационального режима природопользования, по переоснащению предприятий с точки зрения их экологической безопасности;

6) культурная – направление деятельности государства по духовному, культурному развитию общества, так как в современных условиях для нормального функционирования и развития общества необходимы развитые духовно и интеллектуально люди, знающие, квалифицированные специалисты;

7) охраны правопорядка, прав и свобод граждан – эта функция содержит деятельность государства в области борьбы с правонарушениями для создания благоприятных условий для действенной реализации всех прав и свобод граждан, их объединений, органов государства. Самое важное – это возможность использовать государственное принуждение, необходимое для поддержания порядка в обществе;

8) обеспечения общественной безопасности – деятельность государства по предупреждению и ликвидации последствий различных неблагоприятных явлений: стихийных бедствий, аварий, катастроф, массовых беспорядков, организованной преступности.

Внешние функции государства – функции, которые реализует государство за пределами своей территории для решения своих внешнеполитических задач.

Российское государство в современном мире реализует свои внешние функции в соответствии с новыми задачами внешней политики, а именно:

1) последовательное продвижение национальных интересов при соблюдении открытости и сотрудничества в международных отношениях;

2) создание благоприятных условий для внутреннего развития страны и продолжения реформ.

Можно выделить две основные внешние функции Российского государства.

1. Военную – в содержание данной функции государства входит ведение войн, оборона страны в военное время, обеспечение готовности к обороне в мирное время, охрана государственных границ. В настоящее время сохраняются очень острые межгосударственные и межнациональные противоречия.

2. Функцию сотрудничества с другими государствами – она в разных сферах деятельности становится объективно необходимой для всех современных государств, в том числе и для Российской Федерации. Мир обретает новое качество, сегодня уже невозможно, да и невыгодно придерживаться политики самоизоляции.

Среди главных направлений межгосударственного сотрудничества необходимо выделить сотрудничество:

1) в экономике;

2) поддержании мира и мирового правопорядка;

3) природоохранительной деятельности;

4) борьбе с международной преступностью;

5) сфере науки, культуры, образования;

6) решении демографической, сырьевой, энергетической проблем, освоении космического пространства.

 

 

20. ГОСУДАРСТВО, ПРАВО И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

Глобальными считаются проблемы, охватывающие население всего земного шара, всеобщие, т.е. относящиеся ко всем и каждому государству, которые не могут быть решены одним, отдельно взятым государством. Они обладают следующими признаками: во-первых, эти проблемы затрагивают интересы всего человечества, а в перспективе и будущее существование человеческого общества, т.е. имеют общепланетарный характер; во-вторых, эти проблемы проявляют себя как объективные характеристики развития общества во всех или в большинстве регионов мира; в-третьих, нерешенность их создает угрозу для будущего человечества, препятствует прогрессу общества, что делает их неотложными; в-четвертых, они могут быть решены только благодаря усилиям всего мирового сообщества, большинства или многих государств; в-пятых, они предполагают примат международного права, т.е. неукоснительное соблюдение всеми государствами международных норм, повышение роли институциональных механизмов современного международного права, осознание всеми значимости международного суда как конечной инстанции по разрешению международных споров юридического характера и важности международных переговоров на основе посредничества или партнерства при урегулировании споров политического, территориального, национального и другого характера.

Принято выделять несколько групп глобальных проблем:

– международное сотрудничество и упрочение мира;

– обеспечение прав и свобод человека;

– национальная и международная безопасность;

– экология;

– народонаселение или установление демографического равновесия планеты;

– научно-техническая революция и использование ее результатов для преодоления отсталости;

– международное сотрудничество в борьбе с преступностью и другими антиобщественными явлениями.

Указанные группы проблем тесно между собой связаны, а поэтому решение их взаимообусловленно и должно быть комплексным. Содержание их можно конкретизировать следующим образом:

1) предотвращение мировой ядерной катастрофы, прекращение гонки вооружений, испытаний ядерного оружия;

2) обеспечение международного сотрудничества и партнерства в экономической, политической, экологической, духовно-культурной и других областях;

3) преодоление разрыва в уровне экономического роста между государствами развитыми и развивающимися;

4) ликвидация или уменьшение энергосырьевого, продовольстветного, демографического кризиса (или предкризисного состояния), соблюдение требований экологии, совместное освоение космического пространства и т.д., т.е. создание условий выживания и нормального существования, относящихся к взаимоотношениям человека и среды обитания;

5) использование достижений научно-технического прогресса для совершенствования систем здравоохранения и просвещения, социального и духовного развития личности и т.д.;

6) международное сотрудничество в борьбе с терроризмом, наркобизнесом, взрывами самолетов, попытками преступников скрыться от правосудия за рубежом, сбытом похищенного или «отмыванием» преступных доходов за границей, незаконным оборотом наркотиков, культурных ценностей и оружия и т.д.

Новое мышление государственных деятелей предлагает перешагнуть через то, что мир разделяет, ради общих человеческих интересов, ради жизни на Земле. Нормализация международных отношений в экономике, в сфере информации, в экологии может быть осуществлена на основе широкой интернализации, парнерства, поиска баланса интересов государств, т.к. без этого невозможна стабильность на планете. Основной исходный принцип взаимоотношений между государствами и во внутренней политике каждого государства прост: ядерная война не может быть средством достижения политических, экономических, каких бы то ни было иных целей, что означает коренной отход от традиционных представлений о войне и мире. В глобальном ядерном конфликте не оказалось бы ни победителей, ни побежденных и неминуемо погибла бы вся цивилизация. Соответственно в основу международной политики должны быть положены общечеловеческие морально-этические принципы и нормы, способные гуманизировать межгосударственные отношения. В этом контексте решение глобальных проблем экономического развития, экологии и др. должно служить обеспечению прочного и справедливого мира, с одной стороны, развитию личности, общества и государства – с другой. Провозглашен и осуществляется приоритет общечеловеческих ценностей, прежде всего выживания и прогрессивного развития человечества. Отсюда конверсия, закрытие ядерных полигонов, цивилизованное решение экономических и экологических проблем.

По существу, все глобальные проблемы современности входят в содержание экономической, политической, социальной и духовно-культурной функций каждого государства, но в разной мере и степени реализуются в жизни.

Положение дел с экологией, продовольствием, энергетическими ресурсами и т.д. диктует необходимость повышения ответственности мирового сообщества за решение глобальных проблем или продвижение по пути к их решению. Необходимы научные методы решения глобальных проблем и социальные условия претворения их в жизнь, что также входит в содержание функций государств. При этом центральным звеном стратегии должно быть развитие международного сотрудничества государств, объединение усилий всего человечества путем расширения политических, экономических, гуманитарных и культурных связей, совершенствования средств коммуникации на основе утверждения в международных отношениях нового политического мышления, исходящего, как уже отмечалось, из приоритета общечеловеческих идей справедливости и солидарности.

Помимо норм международного права каждое государство должно иметь и обеспечивать реализацию специальных блоков законодательства, регулирующего социальное развитие, охрану природы и окружающей среды, оборону и внешнюю безопасность. Законодательство, регулирующее экономику и охрану общественного порядка, также необходимо сориентировать на решение глобальных проблем современности.

Заслуживают поддержки, выделяемые в литературе основные тенденции глобализации мировой политики, относящиеся к каждому государству и всему мировому сообществу:

– понимание целостности современного мира и приоритета глобальных проблем как целей международной политики;

– создание вместо существующих военно-политических блоков международной системы содружества, все составляющие которой исходят из примата международного права над национальным, прежде всего применительно к общепризнанным правам и свободам человека, и международных форм – над национально-государственными;

– усиление взаимодействия государств при решении глобальных проблем, ориентация внутренних функций на глобальное сотрудничество и решение задач мирового сообщества;

– повышение ответственности государств перед мировым сообществом за решение национальных проблем, могущих стать глобальными;

– повышение политической культуры сотрудничества на основе компромисса при выработке соглашений;

– разработка совместных с другими государствами содружеств или согласованных с ними научных программ решения глобальных проблем;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.248.208 (0.039 с.)