Государственная власть: характерные черты и методы осуществления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственная власть: характерные черты и методы осуществления



Государственная власть обладает характерными чертами, отличающими ее от других видов власти:

1. Целенаправленная организованность. Государственная власть – это, прежде всего, есть целенаправленно организованная (упорядоченная) власть, более, чем любая другая форма власти. Почти все ее коллективные субъекты, а также ее органы и учреждения, как правило, представляют собой не только и не столько общности или объединения, сколько организации, но организации особого рода – властно-государственные организации, отличные от всех других.

2. Территориальность. Государственная власть – это не только целенаправленно организованная, но и территориальная власть, то есть власть, которая возникает, существует, функционирует и развивается внутри государства как территориальной организации людей, которая осуществляется строго в пределах (границах) территории данного государства, а также ограничена ими. Государственная власть распределена как по всей территории государства, по всей его макротерритории, так и по определенным его субтерриториальным сегментам, частям, единицам, в которых она представлена ее субъектами и контрсубъектами. Государственная власть в государстве может быть распределена по нескольким – двум, трем или четырем территориальным уровням или звеньям.

3. Легальность и правосубъектность. Государственная власть – это не только целенаправленно организованная, территориальная, но, как правило, легальная (узаконенная), а также правосубъектная власть. Она основана на праве, юридических (правовых) законах. Ее носители, субъекты и контрсубъекты, как члены определенного государства, имеют определенные юридические права и обязанности. Их деятельность и отношения регулируются принятыми в данном государстве законами, а также нормами международного права.

4. Суверенность. Государственная власть – это не только целенаправленно организованная, территориальная, легальная, правосубъектная, но и суверенная власть, то есть автономная, самостоятельная, независимая и высшая, верховная власть. Это – власть, которая в определенной мере выделена из системы всех других отношений членов данного государства, отделена, отчуждена, автономна, самостоятельна, независима от них и других форм власти. Все ее индивидуальные и коллективные субъекты в определенной мере автономны, самостоятельны, отделены, отчуждены от контрсубъектов, независимы от них.

5. Сверхинституционность. Государственная власть – это не только целенаправленно организованная, территориальная, легальная, правосубъектная, суверенная, но и сверхинституционная власть, то есть в значительно большей степени, чем другие формы власти, институционная власть. Это – власть, субъекты которой выполняют определенные функции (роли) от имени государства. Эти функции (роли) в высшей степени стандартизованы, шаблонизированы, формализованы, упорядочены, организационно оформлены в определенную систему не только в соответствии с правовыми (юридическими) нормами, но и в соответствии со всеми другими существующими в государстве нормами, правилами, образцами, эталонами, предписаниями, например, нравственными, идеологическими или религиозными принципами. Это – власть, которая имеет безличный характер, существует дольше, до, вне и после любого ее субъекта и контрсубъекта. Она, как правило, представлена соответствующими властными органами.

6. Публичность. Государственная власть – это не только целенаправленно организованная, территориальная, легальная, правосубъектная, суверенная, сверхинституционная, но и публичная власть. Это есть открытая для общества и государства, народа и нации, связанная с ними власть. Она есть власть, действующая от имени государства и нации, а также от имени общества и народа. Публичной она называется потому, что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа.

7.Всеобщность, универсальность, сложность. Власть в той или иной организации может быть либо однофункциональной, либо многофункциональной, либо универсальной. Но в любом случае она является также либо частичной, охватывающей лишь определенную часть ее членов, либо всеобщей, охватывающих всех ее членов. Государственная власть – это не только целенаправленно организованная, территориальная, легальная, правосубъектная, суверенная, сверхинституционная, публичная, но и универсально-всеобщая власть.

Методы осуществления государственной власти можно разделить на административные и экономические. Административные методы обычно квалифицируются в качестве способов или средств внеэкономического или прямого управляющего воздействия со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности на соответствующие объекты управления независимо от конкретной области общественной жизни. Экономические методы обычно характеризуются в качестве способов или средств экономического или косвенного воздействия со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности на соответствующие объекты управления. Главное при этом заключается в том, что с их помощью субъект управления добивается должного поведения управляемых путем воздействия на их материальные интересы. То есть опосредствованно в отличие от способов прямого властного воздействия.

По способу воздействия методы осуществления государственной власти подразделяются на убеждение, поощрение и принуждение.

Убеждение – это метод активного воздействия на волю и сознание человека идейно-нравственными средствами для формирования у него взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, её целей и функций. Убеждение проявляется в использовании различных разъяснительных, воспитательных, организационных мер для формирования воли подвластного или ее преобразования. Оно направляется на то, чтобы подвластные сами исполняли выраженную в правовых актах волю субъекта власти.

Поощрения (стимулы) — это средства воздействия на деятельность людей, активизирующие их возможности. С помощью правовых стимулов формируется заинтересованность граждан в совершении определенных поступков. Стимулирование, побуждение к действию производится путем воздействия на потребности и интересы людей, а, следовательно, на их волю и поведение.

Принуждение – выполнение каких-либо действий (бездействие) вопреки своей воле или под страхом ответственности со стороны государства за неправомерные действия (бездействие). Чаще и в первую очередь используют методы, основанные не на принуждении, а на убеждении, учитывающие интересы граждан. Но при необходимости и наличии законных оснований принудительные меры могут применяться субъектами государственной власти ко всем гражданам или подданным их государства, к представителям всех его групп, объединений, организаций. Из истории известно множество примеров, когда субъекты государственной власти постоянно принуждали, угнетали и даже физически уничтожали значительную часть своих объектов - граждан своего государства. Но никогда и нигде субъекты государственной власти не могли продолжительно выполнять свои функции, основываясь лишь на принуждении, насилии, угнетении граждан данных.

КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВ

История выработала самые различные виды государств. Научно разобраться во всем этом многообразии только путем правильной классификации. При этом следует прежде всего отыскать наиболее подходящий масштаб для классифицирования, т.е. положить в основу деления государств на типические группы такой признак, который был бы наиболее характерен для государства.

Наиболее правильной представляется нам следующая классификация. Основное подразделение государств зависит от того, каковы свойства, так называемого высшего органа в государстве. При этом высшим органом именуется тот из органов государства, который 1) приводит в движение государственный механизм и поддерживает это движение и 2) которому принадлежит власть государств. С этой точки зрения мы получаем два основных типа государства: монархию и республику. Если воля высшего органа есть воля одного только лица, то мы имеем монархию; если высшим органом является коллегия лиц, то мы получаем республику. Этому делению не противоречит то обстоятельство, что и в республике может быть единоличный орган в составе высшего правительства – президент. Дело в то, что президент республики не есть высший орган государства в указанном выше смысле, тогда как монарх имеет это свойство высшего органа. Это проявляется в том, что президент ответственен за свои действия, тогда как монарх – безответственен; далее, в то, что конституция обыкновенно может быть изменяема и без согласия президента, тогда как в монархиях по крайней мере изменение статей закона, касающихся прав самого монарха, нуждается в санкции монарха; наконец, палаты в республиках могут собираться и без созыва со стороны президента, а в монархиях парламент обыкновенно не приступает к отправлению своих функций помимо монарха.

Если в монархии все остальные органы действуют по поручению монарха и находятся в зависимости от него, то мы имеем абсолютную монархию. Если же рядом с монархом существует коллегиальный орган высшего управления в виде палаты народных представителей, как орган независимый от монарха и разделяющий с ним власть, хотя и приводимый монархом в действие, то мы называем монархию конституционной или ограниченной. С юридической точки зрения высшим органом здесь всегда является монарх, ибо он созывает и распускает парламент и, по крайней мере в известных пределах, окончательно утверждает его решения. Но фактически (политически) преобладание может быть на стороне парламента; тогда мы называем монархию парламентарной.

Что касается республик, то их можно подразделять, смотря по составу той коллегии, которая представляет собой высший орган государства. Так мы получаем республики олигархические, где власть сосредоточена в руках немногих лиц, аристократические, где в отправлении власти участвует определенный класс лиц, демократические, где власть находится в руках всех взрослых граждан (кроме, обыкновенно, женщин). Демократия называется представительной, если участие народа в верховной власти состоит в производстве выбора депутатов в парламент, и непосредственной, если народ путем голосования участвует и в издании законов (референдум).

Типология государства – специфическая классификация, подразделяющая различные государства на определенные типы.

Тип государства – совокупность существенных признаков, которые характеризуют классовые и экономические стороны государства.

Подходы к типологии государств:

1) формационный, при котором под типом государства понимается система сущностных признаков, характерных для государств определенной общественно—экономической формации, выражающихся в общности их экономической основы, классовой сущности и социального назначения;

2) цивилизационный, согласно которому каждому историческому отрезку времени соответствует определенная цивилизация, в которой тип государства определяется на основе духовных признаков, которые могут блокировать или поощрять развитие государства.

Для определения типа государства при таком подходе учитываются:

1) соответствие государства определенной общественно—экономической формации, типу производственных отношений;

2) класс, инструментом политической власти которого является государство;

3) социальное назначение государства.

Типы государств по формационному подходу:

1) рабовладельческий;

2) феодальный;

3) буржуазный;

4) социалистический.

Согласно формационному подходу при смене экономических формаций происходит переход от одного исторического типа государства к другому, который является более новым.

Достоинства формационного подхода:

1) продуктивность деления государств на основе социально—экономических факторов;

2) объяснение поэтапности, естественно—исторического характера развития государства.

Недостатки:

1) односторонность, формализм;

2) недооценка духовных факторов.

Цивилизация – это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков (А. Тойнби). В зависимости от признаков выделяют египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую и иные цивилизации.

В цивилизационном подходе различают

хронологический, производственный, генетический, пространственный, религиозные и иные принципы типологии цивилизаций.

В рамках цивилизационного подхода выделяют теорию «стадий экономического роста» (У. Ростоу), теорию «менеджеризма», теорию «единого индустриального общества», теорию «постиндустриального общества», теорию «конвергенции» (А. Д. Сахаров) и др.

Достоинства цивилизационного подхода:

1) выделение культурных факторов;

2) наличие более четкой типологии государств.

Недостатки:

1) недооценка социально—экономических факторов;

2) преобладание типологии общества, а не государства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 649; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.158.148 (0.021 с.)