Предмет, метод, способы правового регулирования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет, метод, способы правового регулирования.



Содержание предмета правового регулирования в значительной мере определяет специфику содержания правового регулирования, в конечном счете - структуру права. Предмет является основанием для структурирования права на частное и публичное, выделения в его составе относительно самостоятельных образований, норм, образующих институты, подотрасли, отрасли права. Соответственно, изменение в содержании отношений, составляющих предмет правового регулирования, влечет за собой и изменение содержания отрасли права - отмену, изменение или появление новых юр. норм, институтов.

Под предметом правового регулирования в юр. теории понимается то, что подлежит урегулированию, т.е. те отношения (действия, деятельность, формирующие эти отношения), которые подвергаются правовому воздействию. К таким отношениям относятся не все, а лишь те отношения, которые: являются устойчивыми и характеризуются повторяемостью событий и действий людей; допускают по своим свойствам возможность государственно-правового (внешнего) контроля; вызывают заинтересованность Г-ва и общества в их урегулировании.

Характер регулируемых правом отношений предопределяет специфику доридического воздействия на эти отношения или, другими словами, указывает на метод правового регулирования. Метод правового регулирования - это совокупность своеобразных приемов юр. воздействия, их сочетание, характеризующее использование применительно к регулируемым отношениям специфического набора юр. средств. В отличие от предмета правового регулирования, отвечающего на вопрос, что регулируется правом, метод правового регулирования указывает на то, как регулируются эти отношения.

Особенности метода правового регулирования характеризуют: основания возникновения прав и обязанностей сторон регулируемого отношения (таковыми могут быть административно-правовой акт, договор, иск и др.); способы взаимосвязи прав и обязанностей участников правоотношений; характер юр. средств обеспечения прав и обязанностей в правоотношении (особенность санкций, юр. процедур и др.).

На этом основании принято выделять два основных метода правового регулирования: 1) диспозитивный, характеризующийся автономией и равноправием сторон регулируемых отношений, и 2) императивный, или метод власти и подчинения, основанный на подчиненности одних участников другим. Диспозитивный метод признается господствующим в гражданском праве, императивный - в административном, хотя в действительности они имеют более широкое проявление. Можно считать, что диспозитивный метод характерен для всех отраслей частного права, а императивный для отраслей публичного права.

Императивный, или властно-побудительный, метод -строго обязательный, не допускающий отступления от требований юр. установления. Данный метод в качестве основного юр. средства использует властное предписание. Что предписано, то и следует делать, не допуская каких-либо отступлений. Юридическим фактом для возникновения правоотношений в данном случае является государственно-властное предписание (приказ о переводе на другую работу, решение суда и др.).

Диапозитивный метод основан на учете инициативы, самостоятельности участников регулируемых отношений в выборе того или иного поведения. Он позволяет сторонам отношения регулировать собственные действия по своему усмотрению. Законом лишь определяются пределы такого усмотрения либо устанавливаются определенные процедуры. В основе диспозитивного метода лежит свободное (неподчиненное) положение участников правоотношения и договор как источник его возникновения. Если императивный метод как бы вынуждает участников отношения вступать в юридическую связь, то диспозитивный связан с тем, что фактические действия граждан, их организаций, складывающиеся на этой основе отношения имеют приоритет перед юридическим установлением.

Метод - это совокупность юр. способов правового регулирования. Способы являются составляющими метода, его, так сказать, "строительным материалом" (юридическим "веществом"). Принято различать следующие основные способы правового регулирования: а) позитивное обязывание - возложение на лиц (субъектов) обязанности к активному поведению; б) дозволение - предоставление лицам права на свои собственные активные действия; в) запрещение - возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершения действий, запрещенных законом. В качестве дополнительных способов называют поощрение и рекомендации - своеобразные стимулы к правомерному поведению.

Механизм правового регулирования: элементы и стадии.

Правовое регулирование - длящийся во времени и в пространстве процесс. Условно можно выделить следующие его стадии.

1. Определение правового положения субъектов права. Нормативное регулирование логически начинается с установления исходного, базового правового положения гражданина или организации. Правовое положение гражданина определяется конституционными правами и обязанностями и основанной на них правоспособностью лица, т.е. признаваемой Г-вом заданным лицом способностью быть участником правовой жизни общества, выступать стороной в различных правоотношениях. Конституционные установления получают развитие в иных законодательных актах, которые в своей основе и образуют правовую основу для поведения и деятельности граждан в различных областях права. Это значит, что они вправе привлекать предусмотренные законом юридические средства для удовлетворения своих потребностей и интересов. Правовой статус органов Г-ва составляют их компетенция, определяющая круг полномочий, которыми обладает данный орган, и круг возложенных на него обязанностей.

2. Возникновение правоотношения - следующая стадия правового регулирования. Предпосылками к тому выступают определенные жизненные факты, правовое признание которых в правовых нормах придает им качество юридически значимых (имеющих определенные последствия для конкретного лица или организации). В зависимости от характера правоотношений такие юридические факты могут исчерпываться однократными действиями либо требуют некоторой их совокупности, так называемого фактического состава,

3. Для возникновения правоотношений.в ряде случаев воли их участников недостаточно. Требуется вовлечение в механизм действия права специальных субъектов - правоприменительных органов (должностных лиц), действия (решения) которых позволяют конкретизировать общую модель правоотношения, возникшую на основе закона, снять "помехи", блокирующие действия управомоченного, и т.д.

Обычно к стадиям правового регулирования в специальной литературе относят и фактические правомерные действия, деятельность участников правоотношений, связанные с достижением ими фактических целей (удовлетворения своих законных интересов). Думается, что действия такого рода находятся за пределами правового регулирования, они, как ранее отмечалось, завершают работу механизма действия права и охватываются содержанием иного его звена - правореализации. Задача же правового регулирования ограничивается снабжением механизма действия права регулирующими средствами поведения, совокупность которых образует механизм правового регулирования. Механизм правового регулирования - это совокупность юр. средств (нормы права, субъективные права и юридические обязанности, юридические факты, властные акты правоприменительных органов, организационная деятельность Г-ва и его органов), с помощью которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений.

Достаточность этих средств, их качество являются условием эффективного действия права.

Формы реализации права.

Многообразие норм права, способов их формулирования в законе, субъектов, к которым они обращены, сфер, в которых происходит их реализация, определяет и многообразие форм реализации права. В зависимости от способов правового регулирования: запрещения, позитивного обязывания и дозволения и соответствующих им видов правовых норм - запрещающих, обязывающих и управомочивающих - принято выделять три формы реализации права: соблюдение, исполнение и использование.

Соблюдение права - такая форма реализации права, которая заключается в воздержании субъектов права от совершения запрещенных нормой права действий. Так, участники дорожного движения - пешеходы и водители автотранспортных средств обязаны прекратить движение по красному сигналу светофора; лица, заключающие договор страхования, обязаны воздерживаться от страхования противоправных интересов, страхования убытков, от участия в играх, лотереях и пари, страхования расходов, к которым лицо может быть принуждено в целях освобождения заложников (ст. 928 ГК РФ).

Исполнение права - форма реализации, которая заключается в осуществлении субъектами права обязывающего юр. предписания. Если для соблюдения права достаточно не совершать каких-либо действий, то исполнение всегда предполагает совершение обязанной стороной правоотношения активных действий.

Так, продавец товара обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже (ст. 495 ГК РФ); арендодатель обязан передать нанимателю имущество на оговоренных договором условиях (ст. 606 ГК РФ); арендатор должен своевременно вносить арендную плату (ст. 614 ГК РФ); в соответствии с Федеральным законом от 17 сентября 1997 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" участковые избирательные комиссии обязаны предоставить для всеобщего ознакомления списки избирателей не позднее чем за 30 дней до дня выборов.

Использование права - форма реализации, которая заключается в совершении субъектами дозволенных правовыми нормами действий. Эта форма реализации права обусловлена наличием прав субъекта, которые он может в собственных интересах осуществить. Использование права чаще всего выражается в активной форме. Обладатель права в этом случае совершает'какие-либо действия (заключает сделки, собственник передает свое имущество в аренду, доверительное управление, может его завещать, подарить, продать и совершать иные дозволенные ему действия). Однако использование возможно и в несовершении определенных действий (отказ обвиняемого, подозреваемого давать показания, отказ свидетеля давать показания в отношении близких родственников (ст. 51 Конституции РФ), отказ обладателя активного избирательного права от участия в голосований и др.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 632; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.23.130 (0.007 с.)