Социальное регулирование в условиях догос. (родового) строя. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальное регулирование в условиях догос. (родового) строя.



Исторические факты, данные антропологии и этологии свидетельствуют о том, что регулирование поведения осуществлялось разнообразными нормами. Если попытаться выстроить такие нормы по степени очередности их возникновения, то картина будет выглядеть так: ритуалы, обряды, мифы, традиции, обычаи, религиозные нормы, моральные нормы, нормы этикета.

Первым видом норм были ритуалы - форма символического внешнего поведения, предполагающая цепь последовательно совершаемых действий сигнально-знакового характера. Высказана гипотеза о том, что они использовались уже тогда, когда человечество еще не овладело речью. Ритуал - это церемония, демонстративное действие, отличающееся театрализованностью и массовостью. Ритуал - это и порядок выполнения определенных действий в определенной форме. Цель ритуала - внушить определенные чувства. Он выполняет компенсаторную функцию, т.е. объясняет, внушает индивиду необходимость совершения определенных действий. Так, известно, что деление общин на семьи - общая закономерность первобытного общества. Соответственно этому существовал ритуал: в присутствии старейшин и родственников разрывалась веревка. Каждой из сторон полагалось взять с собой ее часть со словами "мы разделены".

Обряды (религиозные). Если ритуалы позволяли выразить самые примитивные эмоции (страх, гнев и др.), то обряды - более тонкие регуляторы. Через обряды выражались радость, жалость, память об умершем и т.д. Так, у многих народов существовал обряд инициации (посвящения, приведения к присяге). Такой обряд применялся при переходе из одной возрастной группы в другую, при приеме в род или племя. Многим народам был известен обряд захоронения. У разных народов он применялся по-разному. Но всегда он отражал скорбь и печаль по умершему. Развитым был и древний обряд поминовения.

Мифы, или мифологическая нормативная система -одна из древнейших и очень мощных форм социального регулирования. В единстве с обрядами и ритуалами мифы играли основную социально-нормативную и информационную роль: в них закреплялись способы изготовления орудий, сведения о маршрутах кочевий, местах для стоянок, о всех географически значимых местах, о нормах семейно-брачных отношений, половые, пищевые и возрастные табу. В мифах соединялись и подлинные знания, и художественные образы, и нравственные предписания, и религиозные представления. Главное в мифах - их нормативная, предписывающая часть, которая аккумулировала опыт человечества и доводила его до каждого члена первобытного общества.

Обычай - правило поведения, сложившееся исторически, на протяжении жизни нескольких поколений, ставшее всеобщим в результате многократного повторения. Обычай регулирует отношения, складывающиеся в течение нескольких десятков поколений. Таким для древнего общества был обычай кровной мести. Поскольку род ставил всех сородичей под защиту, то обычай кровной мести осуществлялся совместно членами обиженного рода в отношении членов того рода, к которому принадлежал обидчик.

Будучи разными по форме выражения, нормы первобытного общества вместе с тем выступали компонентами единой системы нормативного регулирования. Все они детально регулировали различные стороны общественной жизни членов общины. Можно говорить о засилье таких норм.

В нормах первобытного строя еще не было разделения на права и обязанности. Специфическими являлись способы обеспечения норм. Они преимущественно исполнялись добровольно. Каких-то особых институтов принуждения первобытное общество (во всяком случае, до начала своего распада) не знало. Санкции существовали в виде: общественного порицания, укора и жестких (жестоких) наказаний - изгнания из общины (остракизма), равносильного смерти; нанесения телесного повреждения; смертной казни.

Теории происхождения права.

Учения о возникновении права обычно тесно связаны с концепциями происхождения Г-ва, хотя и содержат немало специфического. Нередко проблемы правообразования рассматриваются в единстве с проблемами его природы, сущности, назначения права и правового регулирования.

Теологическая теория исходит из божественного Происхождения права как вечного, выражающего божью волю и высший разум явления. Но она не отрицает наличия в праве природных и человеческих (гуманистических) начал. Многие религиозные мыслители утверждали, что прайо — Богом данное искусство добра и справедливости. Теологическая теория одна из первых связала право с добром и справедливостью, В этом ее несомненное достоинство. Вместе с тем рассматриваемая теория опирается не на научные доказательства и аргументы, а на веру.

Теория естественного права (распространенная во многих странах мира) отличается ббльшим плюрализмом мнений ее создателей по вопросу происхождения права. Сторонники этой теории считают, что параллельно существуют позитивное право, созданное Г-вом путем законодательствования, и естественное право.

Если позитивное право возникает по воле людей, Г-ва, то причины появления естественного права иные. До начала буржуазной эпохи господствующим был взгляд о божественном происхождении естественного права как высшего и неизменного. С наступлением капиталистических отношений многие мыслители перестали связывать естественное право с именем Бога. Так, виднейший представитель этой теории Г. Греции утверждал, что мать естественного права есть сама природа человека, что оно вытекает из неизменной природы человека. В человеке оно проявляется в виде голоса его совести, человек познает естественное право, обращаясь именно к ней. По мнению Вольтера, естественное право вытекает из законов природы, оно самой природой вписано в сердце человека. Естественное право выводили также из присущей людям вечной справедливости, из нравственных начал. Но во всех случаях естественное право людьми не создается, а возникает само по себе, спонтанно; люди каким-то образом лишь познают его как некий идеал, эталон всеобщей справедливости.

В естественно-правовой теории доминиру.ет антропологическое объяснение права и причин его возникновения. Если право порождено неизменной природой человека, то оно вечно и неизменно, пока существует человек. Однако такой вывод вряд ли можно признать научно обоснованным.

Создатели исторической школы права в Германии XVIII-XIX вв. (Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта) доказывали, что право зарождается и развивается исторически, как язык, а не декретируется законодателем. Оно вытекает из «национального», «народного» сознания. Историческая школа права смыкается с религиозными воззрениями. Так, Г. Пухта, утверждал, что «право от Бога, который в природу наций вложил силу создавать право».

Создатель нормативистской теории права Г. Кельзен выводил право из самого права. Право, утверждал он, не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе. Для Кельзена проблемы причин возникновения права вообще не существовало.

Психологическая теория права (Л. Петражицкий и др.) усматривает причины правообразования в психике людей, в «императивно-атрибутивных правовых переживаниях». Право — это «особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в сфере психики индивида».

Думается, отрицать влияние психологического фактора на возникновение и функционирование права нет оснований, однако еще меньше оснований считать психические переживания людей его первопричиной.

Марксистская концепция происхождения права последовательно материалистическая. Марксизм убедительно доказал, что корни права лежат в экономике, в базисе общества. Поэтому право не может быть выше экономики, оно становится иллюзорным без экономических гарантий. В этом заключено несомненное достоинство марксистской теории. Вместе с тем марксизм так же жестко связывает генезис права с классами и классовыми отношениями, видит в праве лишь волю экономически господствующего класса. Однако право имеет более глубокие корни, чем классы, его возникновение предопределено и другими общесоциальными причинами.

Этапы формирования права.

Право как особая система юр. норм и связанных с ними правовых отношений возникает в истории общества в силу тех же причин и условий, что и Г-во. Процессы возникновения права и Г-ва идут параллельно. Вместе с тем, у разных народов и в разные эпохи правообразование имело свои особенности, однако существуют и общие закономерности.

Экономическая и социальная жизнь любого общества требует определенной упорядоченности деятельности людей, участвующих в производстве, распределении и потреблении материальных благ. Она достигается с помощью социальных норм. В первобытном обществе это были обычаи, слитые с религиозными и нравственными требованиями. Социальное расслоение общества, появление в нем разных социальных слоев и групп с различными, зачастую несовпадающими, интересами, привел к тому, что родовые обычаи уже не могли выполнять роль универсального регулятора. Качественно новые социально-экономические условия требовали новых общеобязательных норм, установленных (или санкционированных) и охраняемых Г-вом.

Возникновение права, как и Г-ва, занимало целые эпохи, испытывало различные внешние влияния. Поэтому общетеоретическое схематическое изложение не отражает всех особенностей происхождения права у разных народов.

В глубокой древности наиболее сложившейся идеологической силой выступала религия. Особую роль она сыграла в возникновении права у народов, где в производящем хозяйстве доминировали скотоводство и земледелие. Так, естественной для земледельцев, особенно в странах жаркого климата, стала религия Солнца (Месопотамия, Передняя Азия, Индия, Древний Египет, Месоамерика, Горное Перу). Возникновение культа высшего божества содействовало возвышению племенных обычаев над обычаями отдельных родов и вело к упрочению веры в единый для всего народа порядок, данный свыше верховным божеством. Жрецы, носители новой религии, выработали представления о временах года, воплотившиеся в древних агрокалендарях, устанавливающих для всех цикличность проведения сельскохозяйственных и ирригационных работ, сопровождавшихся религиозными обрядами поклонения Солнцу. Этот порядок поддерживался властью первых городов-государств, находившейся в руках царей, военной верхушки и бюрократии.

В Древней Греции, Древнем Риме и у славянских народов, кельтов, германцев, где поливное земледелие было неразвитым, а полевые работы оставались делом сельской общины, календари природы и поклонение Солнцу не получили столь явного "огосударствления".

Одним из источников права были обычаи, сложившиеся в период формирования древних цивилизаций и освящаемые религией, и охраняемые Г-вом (обычное право или правовой обычай). Среди них все большее значение приобретали обычаи, закрепляющие неравенство членов сельской общины, привилегии высших сословий и обязанности низших. В дальнейшем многие нормы обычного права составили основу первых писанных законов (Законы ХII таблиц, "варварские правды).

Большую роль в формировании права сыграли судебные органы. Они содействовали разрушению системы обычаев родового строя, закрепляя в своих решениях нормы, которые соответствовали новым порядкам. Постепенно возникает прецедентное право, т.е. решение суда по конкретному делу превращается в общую норму (судебный прецедент).

С развитием письменности появляются и первые писанные законы. Становление Г-ва требовало все более прочного закрепления правовых норм, придания им высокой степени формальной определенности.

Возникающее право опиралось на принудительную силу Г-ва, иначе бы ему не вытеснить родовые обычаи.

Формирующееся право преследовало двоякую цель: с одной стороны - закрепление классового (кастового, сословного) господства и, с другой - установление и поддержание единого для всего населения страны порядка в общественных отношениях, без чего невозможна нормальная жизнь любого общества.

Установлению единого правового порядка у некоторых народов способствовали победоносные междоусобные или межгос. войны.

Гос. объединение племен в единые народы способствовало и правовой защите их внешнеполит. интересов. Вырабатывались нормы, касающиеся межгос. союзов, установления таможенных правил и т.п. Начинается формирование зачатков международного права.

 

Понятие и признаки права.

Признаки права - это совокупность основных черт права, придающих ему характер особенной господствующей системы нормативного регулирования в обществе. Праву присущи такие признаки, как:

системность, означающая, что право есть упорядоченная внутренне согласованная система норм. Вследствие присущей праву системности оно представляет целостное нормативное образование (нормативный комплекс), дифференцированное на специфические группы норм (см. система права). Таким образом обеспечивается закрепление и охрана регулируемых отношений;

нормативность, означающая, что правовому регулированию подлежат те отношения и действия людей, которые в данных условиях типичны, наиболее устойчивы, характеризуются повторяемостью и всеобщностью. Нормативность указывает на то, что право представлено нормами - правилами поведения, или установлениями, определяющими права и обязанности участников регулируемых отношений, их ответственность, меру свободы и поведения (см. нормы права);

государственная обеспеченность, означающая, что создание, реализация, охрана права неразрывно связаны с гос. деятельностью. Г-во есть та социальная сила, без которой действие права оказалось бы невозможным;

общеобязательность права, означающая, что правовые установления (нормы) обязательны для всех, кому они адресованы; они действуют, не ограничиваясь кругом определенных лиц, во времени и пространстве. Право в этом смысле характеризуется всеобщностью действия;

формальная определенность - означающая, что принципы и предписания права характеризуются определенностью, т.е. всегда содержат определенное указание относительно границ правомерности поведения их адресатов и находят закрепление в том или ином источнике права (законе, договоре нормативного содержания и т.д.);

право есть реально действующая система нормативного регулирования. Право существует, напоминает о себе постольку, поскольку оно действует, т.е. отображается в сознании, психике людей, осуществляется в их практических действиях. То, что не действует, не может быть признано правом;

нетождественность (несводимость) права закону. Законодательство выступает одной из форм выражения права. Закон (иной нормативный правовой акт Г-ва), не отвечающий идеям права, его природе, ценностям и приоритетам личности, может (и должен) в установленном порядке признаваться недействительным и, следовательно, в этом случае правом не является.

Исходя из указанных выше признаков права, можно определить право как систему установленных или санкционированных Г-вом общеобязательных, формально определенных нормативных предписаний, регулирующих общественные отношения и обеспеченных к выполнению принуждением со стороны Г-ва.

Право есть система общеобязательных, формально определенных юр. норм, выражающих консолидированную волю общества (конкретные интересы различных классов, социальных групп, слоев), устанавливаемых и обеспечиваемых Г-вом, и направленных на урегулирование общественных отношений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.015 с.)