Разделение властей: понятие и виды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разделение властей: понятие и виды.



Для уменьшения опасности посягательства на права и свободы человека и гражданина путем её чрезмерной концентрации в одних руках или в руках одного органа в либеральном правовом государстве предусматривается разделение государственной власти на несколько ветвей: законодательную, исполнительную и судебную. При этом происходит не просто их отделение друг от друга, но создаются такие условия, чтобы они, действуя самостоятельно, могли взаимно контролировать друг друга на основе системы взаимных "сдержек и противовесов". Это означает, что законодательная власть может контролировать власть исполнительную путем издания обязательных для нее законов и отстраняя от должности тех её представителей, которые эти законы нарушают. Исполнительная власть контролирует и сдерживает власть законодательную через право законодательной инициативы, право вето (отклонение закона) и право роспуска законодательной власти. Судебная власть контролирует обе ветви власти путем проверки на соответствие конституции принимаемых ими юридических актов. Специфика устройства некоторых государств предполагает возможность выделения дополнительно президентской и контрольной властей. Это возможно когда президент не является главой исполнительной власти и имеет собственные независимые ни от кого полномочия, а контрольная власть (прокуратура) не входит в систему исполнительной власти. В сложных государствах разделение властей имеет место не только по горизонтали но и по вертикали. Так субъекты федерации полностью самостоятельны при решении всех вопросов в пределах своего ведения. В тоже время субъекты федерации обязаны подчиняться федеральной власти по решениям, относящимся к предмету ведения федерации. 72. Понятие политической системы общества. Политическая система общества - это целостное единство взаимодействующих между собой на основе сложившихся социокультурных норм политических субъектов, борющихся за политическую власть или осуществляющих её легитимными средствами. В этом смысле полит. системы возникают даже до гос-ва. В современных полит. системах важнейшую роль играет аппарат гос-ва, который действует наряду с гражданами, полит. партиями, профсоюзными объединениями и общественными движениями, реализуя как свои собственные функции, так и функции полит. системы. Политическая система существует и функционирует наряду с правовой, экономической, идеологической и иными подсистемами. Политический режим в наибольшей степени характеризует полит. систему общества. По мнению американского политолога Ч.Ф.Эндрейна полит. системы включают в себя три аналитически различаемых составляющие: социально-политические структуры, культурные ценности и отдельные линии поведения. Эти системы являются взаимосвязанными. Автор полагает, что подобный интегральный подход дает возможность связать теорию с практикой. 72. Понятие политической системы общества.

Политическая система – упорядоченная совокупность институтов и общества, форм взаимодействия между ними, в рамках которых проходит политическая жизнь общества.

Элементы политической системы: 1)политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политич.системы; 2)политическая организация общества – полит.партии и тд; 3)социально-политические правовые нормы; 4)политические взгляды и идеи; 5)полит.практика=полит.деятелность+полит.опыт

Если рассматривать государство в политическом аспекте то его можно определить как – организация полит.власти, содействующая осуществлению конкретных интересов в пределах опр.территории.

Понятие государство и политическая система общества соотносятся как часть и целое. Политическая система – деятельность субъектов политики на основе норм.

 

Понятие формы государства.

Под формой государства понимается устройство государственной власти.

Устройство государства может быть рассмотрено с разных сторон.

Порядок формирования высших органов власти, их компетенция и взаимодействие между собой определяют форму правления.

Территориальное устройство государственной власти, то есть характер взаимоотношений центральных органов власти и управления с органами составных частей государства и местными органами, характеризует территориальную форму государственного устройства.

Совокупность методов реализации публичной власти, характер взаимоотношений власти и населения составляют форму политического режима. 74. Политический режим и его виды.

Понятие государственного режима в современном государствоведении трактуется неоднозначно. Это совокупность средств и методов осуществления политической власти, или иными словами политическая система в действии.

Выделяют демократический и недемократический политические режимы.

Демократический политический режим. Слово демократия в переводе означает народовластие. В современной политологии рассматриваются различные виды демократий. Например Козлихин выделяет демократию участия, полиархию и консоциативную демократию. Демократия участия тоеретически и практически возможна в небольших этнически однородных государствах. При этом прямая демократия (референдумы, народные собрания) считается предпочтительнее чем представительная. Однако современная полит.наука пришла к выводу о том, что демократию участия в чистом виде неосуществима (невозможно вовлечь все население в политику) и неэффективной (сложные полит.вопросы не доступны для адекватного разрешения всеми подряд). Поэтому современные демократические режимы чаще всего существуют как полиархии (многовластие).Политолог Даль определил полиархию как существование множества центров политической активности, привлекающих к себе граждан и от имени своих лидеров отстаивающих интересы граждан. Консоциативная демократия – в обществе с разными культурами в управлении участвуют каждая культура.Но в современных правовых государствах они имеют общие черты: 1) наличие у граждан реальной возможности реализации принадлежащих им прав и свобод, как лично, так и через политические организации; 2)признание прав политического меньшинства и гарантированность соблюдения их прав; 3)отсутствие у органов гос.власти внеправовых полномочий, то есть установленных по своему усмотрению; 4)доступность общественно значимой информации.Недемократический политический режим имеет ряд признаков: 1)запрет на деятельность демократических партий; 2)господство одной идеологии; 3) отсутствует выборность органов власти; 4)отсутствуют демократические права и свободы. Недемократический политический режим делится на авторитарный и тоталитарный.

Авторитарный хар-тся монополией правящего лица или группы лиц. Зак. и исп. власть сосредотачивается в одних руках. Авторитарный режим не контролирует полностью эк, соц, и культурную сферу деятельности общества и личную жизнь граждан. Террор используется как временное и крайнее средство. Поэтому можно выделить либеральный и консервативный авторитаризм. Либеральный авторитаризм часто преследует цель осуществления в обществе необходимых реформ. Консервативный авторитаризм ориентирован на сохранение жизненно необходимых основ общественного строя, стабилизацию общества и опирается на религиозно-политическую идеологию.

Тоталитарный режим хар-ся полным подавлением всех автономных институтов, всеохватывающем соц-эк.планированием и тотальным контролем за поведением и мыслями людей. Левый (коммунизм) и правый (фашизм).

+ 2 дополнительных: анархический (хар-тся разрушением института публичной власти, распад ее системы); охлократический (возникает в результате прихода к власти толпы, движимой эмоциями).

 

 

75. Понятие формы правления и ее виды. Форма правления - порядок формирования высших органов власти, их компетенция и взаимодействие между собой. По форме правления государства делятся на монархии и республики.

Монархия – такое государство, где верховная власть принадлежит одному лицу и передается по наследству Исторически монархия связана с религией, монарх получил власть от бога. Монарх – юридически безответственное лицо, не может быть привлечен к какой-либо ответственности. В руках монарха сосредоточена вся полнота власти. От его имени издаются законы, осуществляется исполнительная власть, творится правосудие. Ему принадлежит право отмены приговора и помилования. Монарх представляет свое государство на международной арене. Такая монархия называется абсолютной. Подобные монархии имели наибольшее распространение на Древнем Востоке. В настоящее время в Омане, Катаре, Кувейте.

Монархии бывают и ограниченные: 1)синьериальная монархия 2)сословно-представительская, когда есть сословно-представительный орган.3)конституционные *дуалистические * парламентские

Дуалистическая монархия представляет собой такую форму правления, при которой монарх делит власть с парламентом, отдавая ему функцию законотворчества, но сохраняет контроль над правительством. Марокко,Иордания.

В парламентской монархии большинство властных полномочий сосредоточено в руках парламента, действующего независимо от монарха. В парламентских монархиях правительство назначается парламентом и ответственно перед ним. В своих решения монарх полностью зависим от правительства. За ним остаются лишь церемониальные функции: обращение к парламенту с речью, принятие послов. Англия, Швеция, норвегия.

Республика – такая форма правления, при которой власть осуществляется представительными органами, избранными на определенный срок. В республике отсутствует институт правящей династии, а вся полнота власти принадлежит народу. Глава государства избирается или назначается. Он обладает в сфере личных, гражданских прав обычным юридическим статусом и несет ответственность за свои действия.

Можно выделить следующие виды республик: античные, аристократическая, нового времени *парламентская * президентская.

В парламентской республике не действует принцип разделения властей в его классическом виде. Правительство не представляет собой самостоятельной и независимой ветви власти. Оно формируется парламентским большинством и выполняет свои функции до тех пор пока располагает его поддержкой. Политическая роль президента при такой форме правления почти аналогична роли монарха в парламентской монархии. Он лишен права вето, не может вводить чрезвычайное положение, проводить референдум. Германия, Польша, Италия.

В президентской республике глава государства избирается всем населением и является главой правительства, которое он сам формирует и которое ответственно перед ним за свои действия. США и Мексика. 76. Смешанные формы правления. В политической действительности зачастую возникают формы правления, которые соединяют в себе разные черты, например, республики и монархии (Малайзия), абсолютной и ограниченной монархии (Кувейт), президентской и парламентской республики (Франция). Такие формы правления называют смешанными. Создание смешанных форм направлено на улучшение взаимодействия органов государства, так как в определенных случаях может устранить недостатки, присущие чистым формам правления: склонность к авторитаризму в президентской республике и нестабильность правительства – в парламентской

 

. 77. Понятие территориальной формы гос.устройства. Территориальное устройство государственной власти, то есть характер взаимоотношений центральных органов власти и управления с органами составных частей государства и местными органами, характеризует территориальную форму государственного устройства.По форме территориального устройства государства делятся на унитарные и федеративные. +78,79,80. 78. Федерация и её виды. союзное (от лат. "fedus" - союз) государство, включающее в себя субъектов федерации. В федерации наряду с федеральными органами законодательства и исполнительной власти, представляющими все гос-во, существуют органы власти и законодательства в отдельных его частях (субъектах - кантонах, округах, землях, штатах, республиках). Государственные образования внутри федерации обладают юридически определённой политической самостоятельностью, в сферу которой не могут вмешиваться федеральные органы. Они могут, например, принимать собственные законы, не противоречащие федеральным законам, иметь денежные средства и расходовать их на собственные нужды и т.д. Но субъекты федерации не обладают суверенитетом. В частности они лишены права на односторонний выход из федерации, не являются самостоятельными субъектами международных отношений (субъектом международных отношений является федерация в целом), не имеют собственной валюты, собственных вооруженных сил и т.д. В случае нарушения субъектом федеральной конституции центральная власть получает право на применение принудительных правовосстановительных мер по отношению к такому субъекту. Принцип построения федерации - целое определяет части. Всего в мире 24 федерации (Мексика, Пакистан, Бразилия и т.д.). Если федерация возникает путем объединения суверенных унитарных государств, то она может строится как договорная федерация Если же унитарное гос-во преобразуется в федерацию, то вполне возможно образование конституционной федерации. Федерации могут строится по территориальному и национальному признаку. Выделяют также симметричные и ассимитричные федерации (1- США; 2- Россия. по полномочиям субъектов).

79. Унитарное государство и его виды. Унитарное - единое (от латинского UNUS - один) государство отличается полным политическим единством. Такое государство централизовано и неделимо. Это означает что оно включает в себя лишь административно-территориальные (иногда национально-территориальные) образования, которые хотя и отличаются известным своеобразием, но ни имеют ни собственного законодательства, ни собственного правительства, ни особого судоустройства, ни собственного аппарата принуждения и подчиняются центральной власти во всех вопросах проводимой ею политики (Греция, Болгария, Польша). Унитарные государства бывают простыми (симметричными) и сложными (ассиметричными). Простое гос-во состоит только из адм.-тер. единиц, имеющих одинаковый юридический статус (Алжир, Колумбия). Сложное унитарное гос-во имеет в своем составе одно или несколько автономных образований, которые имеют некоторые права, отличные от прав других адм.-тер. едениц. (Дания, Великобритания, Китай). В теории гос-ва выделяют подчас так называемое региональное государство, которое рассматривают как переходное от унитарного гос-ва к федерации (Италия, Испания, ЮАР, Шри-Ланка). Вся территория регионального гос-ва разделена на политические автономные образования. Эти образования не принимают своих конституций, но имеют местные представительные 80. Конфедерация. Конфедерация представляет собой объединение или союз государств, при котором государства, её образующие, полностью сохраняют свою самостоятельность, имеют свои собственные высшие и местные органы власти, органы управления и правосудия. Для координации действий государства - члены конфедерации создают объединенные органы. Конфедерация нередко рассматривается как промежуточное звено на пути движения государств к образованию федерации. В настоящее время конфедерацией в формально-юридическом плане считается Швейцария, хотя она фактически считается федерацией. Признаки конфедерации имеются и у СНГ. В качестве конфедерации нередко рассматривается Евросоюз. Одни авторы воспринимают её исключительно как форму государственного устройства, другие как международно-правовое объединение, как субъект международного права. Конфедерация образуется на основе договора или пакта для достижения вполне определенных целей. Сходство с федерацией в наличии суверенитета у субъектов, отличие в его объеме и уровне. В условиях существования как федерации так и конфедерации центральная власть может иметь прямую связь с населением. Сторонники этой точки зрения считают этот фактор сближающим, противники считают наоборот. Конфедерация нередко превращается в федерацию (США с 1776 по 1789 год).

81. Смешанные формы территориального устройства. В теории государства выделяют так называемое региональное государство, которое рассматривают как переходное от унитарного государства к федерации. В настоящее время такая форма существует в 4 странах: Италии, Испании, Шри-Ланке и ЮАР. Вся территория регионального государства разделена на политические автономные образования. Это образования не принимают своих конституций, но имеют местные представительные собрания с законодательными полномочиями и свою администрацию.

 

82. Функции государства. Государство существует постольку, поскольку оно функционирует. Под функциями государства понимают основные направления его деятельности. Функции зависят от формы государства. Так при тоталитаризме государство стремится максимально увеличить объем своих функций для установления полного контроля над обществом. При либеральном политическом режиме преобладает наоборот стремление минимизировать гос.функции.

Виды функций:

Политическая функция регулирует политические процессы в обществе, определяет и закрепляет права и свободы граждан.

Идеологическая функция присутствует в любом государстве. Любое государство вынуждено контролировать общественную идеологию. Например, бороться с расизмом.

Культурно-воспитательная функция направлена на поддержание и развитие национальной культуры, на культурную социализацию всех членов общества.

Экономическая функция призвана обеспечить нормальное функционирование и развитие экономики.

Фискальная функция заключается в обеспечении доходов гос.казны.

Социальная функция направлена на осуществление мер по удовлетворению соц.потребностей людей, поддержание достойного уровня жизни.

Экологическая функция – функция охраны природы и рационального пользования природными ресурсами.

Информационно-коммуникативня функция выражается в обеспечении передачи информации.

Особое значение имеет функция правового регулирования. Ее специфика заключается в том, что все остальные функции тесным образом на ней завязаны. 83. Понятие механизма государства. Любое государство действует через свои органы, образующие в совокупности аппарат государства. Деятельность аппарата государства по осуществлению своих функций и раскрывает понятие механизма государства. В учебной литературе предлагается различать механизм гос-ва и аппарат гос0ва. В отличие от аппарата гос-ва в механизм гос-ва включается помимо гос.органов гос.организации и учреждения, принципы организации деятельности всех элементов механизмов гос-ва и структурные связи между ними. Орган гос-ва может представлять как отдельное лицо, так и группа лиц. Но и в том и в другом случае органы гос-ва явл.его органическими частями и в качестве таковых обладают специфическими признаками: 1)образуется и действует в установленном гос-вом порядке 2)осуществляет функции гос-ва, действуя в пределах отведенной им компетенции 3)предоставленные им полномочия обладают гос-властным хар-ром, это выражается в том, что в пределах своей нкомпетенции они могут решать опр.вопросы, издавать обязательные для исполнения правовые акты 4)явл.частями единого гос.аппарата.

Таким образом, орган гос-ва – это часть гос.аппарата, образуемая в специальном порядке, наделенная властными полномочиями и действующая в пределах установленной компетенции.

Виды органов гос-ва:

1.по способу образования первичные (которые не образуются икакими другими, президент) и вторичные (создаются первичными).2.в соответствии с разделением властей законодательные (представительные органы), исполнительные (выступают как непосредственные исполнители требований ПА), судебные, надзорные.3.по составу участников единоначальные (президент) и коллегиальные (гос.дума).4.с точки зрения федеративного устройства федеральные, субъектов, местные.

86. Действие права.

Действие права означает его системное функционирование. Действие права и есть реальное осуществление им охранительных и регулятивных функций. Возникновение у субъектов прав и обязанностей означает наличие социального, поведения, соотнесенного со смыслом этих принадлежащих субъектам возможностей и обязанностей. В этом контексте действие права также означает непрерывный процесс возникновения, изменения и прекращения межличностных правовых коммуникаций. В рамках системы права функционирует как государственное, так и социальное право. 87. Механизм действия права. Механизм правового регулирования в широком смысле складывается из 2 блоков: социопсихического механизма действия права (механизма восприятия, интерпретации, легитимации правовых текстов, придание им правового значения), и собственно из нормативно-поведенческого правового механизма, что соответствует двум этапам правовой коммуникации: информационному и поведенческому.

Под механизмом правового регулирования в узком смысле можно понимать структуру поведенческой правовой коммуникации. Если действие права есть его системное функционирование, то оно осуществляется при помощи специального механизма, который называется механизмом действия права.

Механизм права в узком смысле слова состоит из следующих элементов: общих и индивидуальных правовых норм, правовых фактов и правовых отношений.

Правовая норма – это формализованное общезначимое общеобязательное правило поведения, имеющее предоставительно-обязывающий характер.

Правовые факты – это определенное жизненное обстоятельство, с которым норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правового отношения.

Правовое отношение – это такое коммуникативное социальное отношение, субъекты которого соотносят свое поведение с принадлежащими им общезначимыми (общепризнанными) коррелятивными (взаимообусловленными) правами и обязанностями.

Схема действия механизма права:

1)правовые нормы интерпретируются субъектами права и создают когнитивные правовые нормы

2)социально признанные когнитивные нормы порождают когнитивные правовые связи между субъектами и воздействуя на их поведение конституируют общие правовые отношения

3)общие правовые отношения при возникновении определенных правовых фактов трансформируются в конкретные правовые отношения

4)при возникновении препятствий для реализации своего права к действию правового механизма подключается государство

Результатом действия права является общественный правопорядок.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 691; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.97.189 (0.028 с.)