Предмет науки общей теории права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет науки общей теории права.



ТГП занимает фундаментальное место в системе юр.наук. Это основополагающая юридическая дисциплина. По своим задачам, функциям, предмету и методу имеет общенаучное значение для юриспруденции в целом.

В рамках ТГП выявляется, определяется и разрабатывается вся общенаучная проблематика предмета и метода юриспруденции в целом, ее научной концепции, ее системы и структуры, ее онтологических, гносеологических и аксеологических характеристик, ее места и роли в системе др.наук.

Предмет – это совокупность знаний об объекте данной науки. Объектом явл.само право.

Следовательно предмет – это совокупность знаний о праве. Определенности в ТП нет. Ясности о предмете нет.

Основная задача ТГП – определение и обоснование предмета и метода всей юриспруденции как отдельной самостоятельной науки. В этом и закл. Существо предмета ТГП.

Предмет ТГП составляют: закономерности возникновения, развития и функционирования гос-ва; сущность, типы, формы, структура механизм действия гос-ва и права, правовая система; основные гос.-правовые понятия, общие для всей юр.науки.

Предмет общей ТГП – это общая теория и методология всей юриспруденции как единой, самостоятельной, системно целостной науки. Наука теории государства и права развивается во взаимодействии с другими юр.науками.

Что есть право? Некая независящая от общества объективная реальность или создание самого общества? Является ли оно установлением государства, природным свойством человека, индивидуальным психическим явлением или интерсубъективным актом социального взаимодействия? Где искать право? В какой мере на право можно рассчитывать? Что есть теория правового знания? Какие существуют обоснования ценностной природы права? Вопросы правовой техники, правовой догматики и правовой социологии, вопросы практической философии права и многие другие. Общая теория права как наука призвана ответить на выше поставленные вопросы. Её предметом как раз и является совокупность наиболее общих знаний об исследуемом объекте - праве. Раскрытие сущности (эссенции) права, то есть осмысление, описание и определение его онтологического статуса (того, что есть право в отличии от других феноменов) составляет главную задачу науки общей теории права, а совокупность полученных знаний об этом - её предмет. Предмет науки - совокупность знаний об объекте, заданных специфическим ракурсом его рассмотрения.

Наука и идеология.

Под идеологией следует понимать в первую очередь, нечто, отличное от достоверного, очевидного и беспристрастного (аксиологически нейтрального) всеобщего знания. Ведь аксиомы, лежащие в основе такой эпистемологии и представляют собой ценности (слово "аксиома" - греческое, однокоренное со словом "аксиология" и означает в переводе - признанное, справедливое, достойное, т.е. ценное). В этом смысле идеология есть аксиоматическое знание. Идеология представляет собой разновидность ценностного знания, т.е. знания, основанного на ценностных предпочтениях. Право является ценностным явлением, но оно не сводится только к нему (его значимость в рамках социума является эмпирической и соответственно верифицируемым фактом). Если право по своей природе всегда имеет ценностный аспект, то теоретическое обоснование права не может быть построено на предпочтении какой либо конкретной ценности, так как это означало бы не создание какой-либо научной теории, а формулирование определённой правовой идеологии. Идеология проявляет себя прежде всего как форма социально-группового, коллективного самосознания, одной из функций которого является создание внутригрупповой идентичности, противопоставляемой субъективности других лиц.

Специфика правового знания.

Научное знание является необходимой ступенью к философско-правовому пониманию. Поэтому специфика правового знания как раз и состоит в том, что в силу своей социальной природы оно комплементарно (взаимодополнительно) правовому пониманию и в конечном итоге является знанием коммуникативным. Но научная коммуникация должна вырастать из жизни. Флоренский был недалек от истины, когда утверждал, что наука - зачастую дело кружка, сословия, касты, мнением которых она и определяется, и в этом схемостроительстве из себя, не ведая нищеты духовной, наука может быть враждебна жизни. Такое объяснение и решение двух разных задач (теоретической и практической) в единой философии права позволит говорить о последней как о науке, изучающей правовую гносеологию, правовую онтологию и правовую теоретическую аксиологию (теоретическая философия права), и как о практической философии права. В таком контексте философия права должна восполнить ограниченные возможности науки права. В конечном счете философия права призвана выражать тот идеал правовой коммуникации, который может служить наилучшим основанием для коммуникации "экзистенциональной". Это с самого начала проявляется уже в том, что вся философия принуждает к общению, выражает себя хотела бы быть услышанной, что её сущность есть сама сообщаемость, а эта последняя неотторжима от бытия истинного. Лишь в коммуникации достигается цель философии, когда находит окончательное обоснование смысл всех целей: постижение бытия, раскрытие любви, осуществление спокойствия.

 

 

Понятие типа правопонимания; классические и неклассические типы правопонимания.

Тип правопонимания - определенный образ права, характеризуемый совокупностью наиболее общих теоритических признаков права и наиболее общих признаков практического (ценностного) к нему отношения. Можно выделить 3 типа правопонимания, соответствующим трём образам науки, трём этапам её развития. Это классический тип правопонимания (различные варианты метафизики, диалектики, позитивизма); неклассический тип (неопозитивизм, феноменология, экзистенциализм, герменевтика, структурализм, фрейдизм); и постнеклассический тип правопонимания (постпозитивизм, постструктурализм и синергетика). Последний вариант часто рассматривают в контексте постмодерна как культуры, пришедшей на смену культуре нового времени (модерна).

Правовой этатизм.

Относится к классическому типу правопонимания. Название происходит от фр.слова etat= государство. По своей сути является идейной противоположностью юснатурализма. Возникает как результат секуляризации (утраты религиозного значения) правовой культуры, когда государство стало пониматься как человеческое дело. Согласно данному подходу, право всегда является созданием государства. Право в этом случае понимается как совокупность норм, правил поведения, установленных или санкционированных государством в форме закона. Основными признаками права признаются формальная определенность и защищенность публичной властью государства. Иными словами право – это внешний нормативный порядок, поддерживаемый при помощи физического принуждения со стороны государства. Плюсы правового этатизма: констатация того что право должно иметь способ своей защиты; хорошо разработана система источников права. Минус – право сводится к государственно-организованному явлению.

Идеи, характерные для этого направления, высказывались уже некоторыми древнегреческими софистами. Свое философское обоснование этатизм получил в учении позитивизма. Философский позитивизм возник в 30-х годах 19 века, его основатель – французский мыслитель О.Конт. Конт полагал, что человеческий разум не способен проникать в сущность вещей, поэтому наука должна заниматься лишь их описанием.

Одним из представителей этатизма в России является Шершеневич. Считал единственным источником права государство, а право – произведение государства. Утверждал, что отличительной чертой права, понимаемого как совокупность норм, установленных государством, является его принудительный характер.

Юснатурализм.

Один из древнейших типов правопонимания. Явл. Противоположностью правового этатизма. Естественное право трактовалось как постоянное и неизменное и подобно совершенным законам природы такое же совершенное и разумное. В силу этого оно воспринималось как абсолютная ценность, воплощение справедливости, добра, нравственности и гуманизма.

Начиная с античности естественное право уподоблялось разумным законам природы, которым подчиняется все живое: и люди, и животные. В средние века естественное право получило теологическое (божественное) обоснование. Его трактовали как волю Бога, которая находит отражение в священном писании. Еще позднее в 17-18 веках естественное право связали с правами и свободами человека. В новейшее время значительное распространение получила точка зрения согласно которой естественное право представляет собой некий правовой идеал, на который необходимо равняться позитивному (государственно установленному) праву.

Несмотря на свое многообразие концепции юснатурализма имеют сходство в следующих моментах: 1.естественное право как безусловная ценность противопоставляется позтивному праву; 2.естественное право понимается как существующее независимо от государства и общества; 3.естественное право даровано человеку.Недостатки юснатурализма: невозможность различия права и нравственности; естественное право скорее всего нравственный идеал.Достоинство – в рамках этого подхода была выявлена ценностная составляющая права.

Юснатурализм.

Один из древнейших вариантов правопонимания. Возникает в рамках парадигмы классической научной рациональности. Естесственное право трактовалось как постоянное и неизменное и, подобно совершенным законам природы, такое же совершенное и разумное. В силу этого оно воспринималось как абсолютная ценность: воплощение справедливости, добра, нравственности и гуманизма. Возникновение естесственно-правовой идеологии обусловлено социокультурными условиями бытия аграрного общества. Начиная с античности естесственное право уподоблялось разумным законам природы, которым подчиняется все живое. В средние века естесственное право получило теологическое (божественное) обоснование. Его трактовали как волю бога, которая находит отражение в человеческом разуме и в священном писании. Еще позднее, в ХVII - XVIII веках, ест. право связывали с правами и свободами человека, которые непосредственно вытекали из его природы. Несмотря на свое многообразие, концепции юснатурализма имеют сходство в следующих моментах: 1) ест. право как безусловная ценность, как хорошее, настоящее, правильное право противопоставляется несовершенному, плохому, неправильному позитивному праву. 2) ест. право понимается как существующее независимо от государства, общества и сознания человека. 3) Как явление идеальное и абсолютное, ест. право постоянно и неизменно, не подвержено порче в рамках любого социального хронотопа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 601; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.217.134 (0.009 с.)