Тгп в системе общественных наук. Тгп. Предмет тгп, методы тгп. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тгп в системе общественных наук. Тгп. Предмет тгп, методы тгп.



ТГП в системе общественных наук. ТГП. Предмет ТГП, методы ТГП.

Государство – особая политическая организация общества, управляющая его делами.

Право – система общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством.

ТГП – это наука, изучающая такие явления общественной жизни, как государство и право, основные закономерности их возникновения и развития, их сущность, назначение, функционирование в обществе, а также ТГП изучает особенности правового сознания и правового регулирования.

Методы – это приемы, способы, подходы, используемые для познания и получения научных результатов.

Предмет – это то, что изучает наука.

Методы бывают: общенаучные, частнонаучные (специальные).

Общие: сравнение (методы престолонаследия, форма правления); анализ (рассмотрение позиции в отдельности); синтез; абстрагирование, подведение менее общего понятия от более общего.

Частные: метод сравнительного государствоведения и правоведения; метод формально юридический (исследование внутреннего строения правовых норм); государственное и правовое регулирование

Функции ТГП:

1) онтологическая (наука о бытие) – ответ на вопрос о возникновении государства и права, как и почему они возникли, какова их сущность и судьба

2) гносеологическая (теория познания)

3) эвристическая (наука нахождения истины) – ТГП не только описывает понятия, но и открывает новые закономерности

4) методологическая - ТГП задает другим юридическим наукам определенный уровень, предает им теоретическую и логическую целостность, формулирует понятия, принципы, категории

5) политико-управленческая – ТГП формулирует научные основы внутренней и внешней государственной политики

6) идеологическая (влияние науки на общественное сознание, общественную жизнь)

7) прогностическая (прогнозы, модели поведения, развитие государства и права)

Место ТГП в системе юридических наук.

Юридические науки бывают:

1) историко-теоретические (ТГП, история государства и права, история правовых учений, римское право)

2) отраслевые (все, предметом которых являются знания конституционного, гражданского, уголовного и т.д. права)

3) прикладные (криминалистика, судебная медицина, криминология, судебная психиатрия)

 

Власть и социальные нормы в догосударственном обществе.

Общая характеристика догосударственного общества:

1) первобытная праобщина

2) родовая община

3) крестьянская община

Община – универсальная форма, через которую прошли все государства мира.

Ведущая роль в общине – вождь (первоначально – женщина)

Формальные признаки самоуправления:

1) существование власти в рамках рода

2) субъекты и объекты правления совпадают

3) власть старейшины основывается на авторитете, опыте, уважении, должность старейшины не давало никаких привилегий

4) отсутствие противоположных интересов

5) разделение труда (скотоводство и земледелие; ремесло, торговля), что приводит к усложнению хозяйственной деятельности. Матриархат сменяется патриархатом. Создаются парные семьи и крестьянские общины. Появляется избыточные продукт, что приводит к имущественному расслоению. Общество начинает делиться не только на неравных экономически, но и на людей, занимающихся управлением. Власть начинает делиться на гражданскую, военную, религиозную. Появляется племенная бюрократия. Образуется Совет Старейшин, который работает в постоянном режиме. Появляется необходимость обеспечения власти, сохранения жизни общества, ограждение от внешних и внутренних угроз. Так и появляется государство.

Роль социальных норм (общественных регуляторов)

Мононормы – нормы морали, обычаи, традиции в последствии перешедшие в правовые нормы. Они закрепляли равенство людей, одновременно являясь и правами и обязанностями. Нормы не фиксировались. Они исполнялись либо добровольно, либо под давлением общественного мнения.

Табу – обязательный и непререкаемый запрет.

Признаки первобытного строя:

1) первобытнообщинное общество социально однородно, в нем нет антагонистических противоречий

2) совпадение публичной власти со всем населением, а в государстве публичная власть отделена от населения, потому что государство удовлетворяет интересы господствующего класса

3) отсутствие аппарата принуждения

4) отсутствие распределения функций между органами власти

5) отсутствие сбора налогов

6) неписанные правила поведения - обычаи

Причины и предпосылки возникновения государства.

Общая характеристика догосударственного общества:

4) первобытная праобщина

5) родовая община

6) крестьянская община

Община – универсальная форма, через которую прошли все государства мира.

Ведущая роль в общине – вождь (первоначально – женщина)

Формальные признаки самоуправления:

6) существование власти в рамках рода

7) субъекты и объекты правления совпадают

8) власть старейшины основывается на авторитете, опыте, уважении, должность старейшины не давало никаких привилегий

9) отсутствие противоположных интересов

10) разделение труда (скотоводство и земледелие; ремесло, торговля), что приводит к усложнению хозяйственной деятельности. Матриархат сменяется патриархатом. Создаются парные семьи и крестьянские общины. Появляется избыточные продукт, что приводит к имущественному расслоению. Общество начинает делиться не только на неравных экономически, но и на людей, занимающихся управлением. Власть начинает делиться на гражданскую, военную, религиозную. Появляется племенная бюрократия. Образуется Совет Старейшин, который работает в постоянном режиме. Появляется необходимость обеспечения власти, сохранения жизни общества, ограждение от внешних и внутренних угроз. Так и появляется государство.

Причины возникновения государства:

1) усложнение: разделение труда, расслоение общества, потребовалось совершенствование управления обществом

2) необходимость обеспечения социальной устойчивости, поддержания порядка

3) защита территории от внешних угроз в целях обороны и захватнические устремления

4) организация крупно масштабных работ (ирригация, строительство плотин, каналов)

Древняя Греция и Египет - первые государственно оформившиеся страны.

Теория: государства делятся на унаследованные и новые. Новые делятся на:

1) поданные привыкли подчиняться государю

2) поданные жили свободно

Задачи нового правителя:

  • истребить род прежнего государя
  • меры для сохранения прежних налогов, законов, для того чтобы сохранить целостность государства
  • ослабить сильных
  • образовать колонии
  • не допустить завоевания новым правителем

Только легитимное (законное) государство может существовать длительное время.

Типология государств

По хронологическому критерию: древнее раннеклассовое государство (защита интересов рабовладельцев); государство средних веков (феодалы); государство нового времени (народ); новейшее государство (политический плюрализм).

По формационному критерию: (определяется главенствующей формой собственности): рабовладельческие, феодальные, капиталистические, социалистические (бесклассовый характер).

Классы – большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размером той доли общественного богатства, которой они располагают.

В зависимости от политического режима: тоталитарные, авторитарные, либеральные, демократические.

Формационный подход: история рассматривается как смена формаций, господствующих форм собственности. Рабовладельческие – (Древний Рим, Греция) – два основных класса: рабы и рабовладельцы, преобладающая форма собственности – собственность рабовладельца на раба. Рабы не считались субъектами права, класс собственников использует публичную власть как орудие классового угнетения и подавления. Феодальные ( возникли в Европе в 6-9вв н.э., стадии развития: централизованная монархия, феодальная раздробленность, сословно-представительная, абсолютная монархия). Два класса: феодалы и крестьяне. Феодалы – право частной собственности на землю. Крестьяне юридически ущемлены. Капиталистические – (Европа, Северная Америка 200-300 лет назад): люди, Лишенные средств производства, могут свободно продавать свой труд и в обмен получают плату за него – заработную плату. Экономическая зависимость. Классы: капиталисты (собственники средств производства) и наемные работники. Господствующая форма собственности – частная собственность капиталиста на средства производства. Стадии капитализма: свободной конкуренции, период монополистического капитализма, период правового государства. Социалистические – власть принадлежит трудящимся классам, господствующая форма – государственная собственность на средства производства.

Цивилизационный подход: история – смена цивилизаций. (цивилизация – состояние материальной и духовной культуры: язык, идеи, искусство, наука, промышленность, религия, города, дороги, высокие технологии – компоненты). Разные критерии классификации: 1. древние, средневековые, современные. 2. Крестьянские, промышленные, научно-технические. 3. Локальные, особенные, современные. Если критерий – промышленность, то: доиндустриальные – промышленности нет, индустриальные – развитая промышленность, постиндустриальные - наука основное средство производства, широко применяются передовые, наукоемкие технологии, развита инфраструктура транспорта, связи и т.п. Критерий – сложный набор цивилазационных факторов ( форма собственности, характер государства, общественное сознание, менталитет и т.д.): Западные – преобладает частная собственность на средства производства, плюрализм форм собственности, царит идеология прав человека, личности, государства строятся на принципе разделения властей, политический режим – демократия и т.д. Восточные – государственная, коллективная форма собственности, правовые режимы – авторитаризм, тоталитаризм, в иерархии общественной ценности преобладает все коллективное, Общественное, государственное. Смешанные – смешение черт западного и восточного типов государств (Россия).

Классификация Ростоу: традиционное общество, переходное общество, стадия сдвига, стадия созревающего общества, стадия массового потребления (государство всеобщего благоденствия)

Государство и экономика

Экономика – отношения по производству, распределению и потреблению материальных и нематериальных благ. Государство по-разному влияет на экономику в зависимости от правового режима.

Материалистическая теория: экономика первична, она предопределяет тип государства. В 20 веке доказано влияние государства на экономику:

1) системы с отсутствующими традиционными рыночными отношениями;

2) с зарождающимися рыночными отношениями;

3) системы с высокоразвитой рыночной экономикой.

1) В настоящий момент такие государства практически отсутствуют (Северная Корея, Куба, СССР, КНР): 1. доминирование государственной собственности над другими формами: (на природные богатства, государственная собственность – основа государства и экономики, подвергается особой защите). Частная собственность на производство запрещалась, вводились ограничения по объему и количеству собственности; 2. государство осуществляет ценообразование; 3. жесткое государственное управление экономикой: как следствие: затоваривание непродаваемой продукцией, дефицит; 4. зарплата не зависит от производительности труда: всеобщая уравниловка. К плюсам можно отнести: обеспечение минимальными социальными гарантиями, социальную защищенность населения. Такой тип экономики хорош в восстановительный период (после войн, кризисов и т.д.).

2) Переходная экономика (от командно-административной к рыночной): приватизация государственных предприятий и сочетание черт нерыночной и рыночной экономик.

3) Роль государства в рыночной экономике: 1. протекционизм, 2.обеспечение единства и стабильности общества; 3. субъект экономических отношений ( финансирование образования, культуры, забота о денежном обращении, бюджет - лежат на государстве); 4. воспрепятствование негативным тенденциям ( борьба с монополиями, контроль за качеством и безопасностью продукции, соблюдение экологических требований в процессе производства и т.д.),

Право собственности: - единая юридическая основа всех отношений экономического цикла, особые отношения между людьми по поводу материальных средств. Правовое определение: полномочия владения, пользования и распоряжения.

Владеть – относиться к вещи как к своей, право обозначать вещь как свою. Пользоваться – возможность извлечения полезных свойств из определенной вещи. Распоряжаться - возможность определять дальнейшую судьбу вещи.

Приобретение собственности:

- первоначальное производство (создание нового);
- отчуждение от одного субъекта к другому;

- национализация;

- приватизация.

Основные формы собственности:

· Государственная (федеральная собственность + собственность субъектов);

· Муниципальная собственность (собственность городских и сельских поселений);

· Частная - собственность граждан и юридических лиц. Общая собственность: долевая (каждому участнику принадлежит определенная доля) и совместная (доли не определены, собственники пользуются долей

вместе).

Государство и этнос

Две тенденции:

1) экономическая дифференциация

2) экономико-политическая дифференциация

Этнос – это исторически возникашая общность, которая обладает общими территориями, языком, культурой, вероисповеданием.

Но языковая общность не всегда совпадает с общность культурной.

Этнос – это устойчивый коллетив людей, противопоставляющий себя другим аналогичным коллективам, что определяется ощущением комплментаронсти и отличающимся своеобразным стереотипом поведения, который закономерно меняется в историческом времени (биологичесикй признак).

Этногенез – учение о рзавития этноса (Гумилев).

Пассионарный толчок - это микромутация этносов на достаточно большой площади (территория шириной 200-400 км и длиной до 1\2 окружности Земли) возникает большое количество пассионариев, которые создают новый этнос. Продолжительность этноса – 1.5тыс. лет. Исключение – война, агрессия.

Фазы в развитии этноса:

1) фаза пассионарного подъема этноса (фиксируются изменения в этносе, основной стереотип поведения: «Будь тем, кем ты должен быть»)

2) акматическая фаза (ок.300 лет, стереотип поведения «Будь самим собой»)

3) фаза надлома (увелеичение числа индивидов энергодефицитного вида - субпассионариев, 200лет, стереотип поведения «Мы устали от великих. Дайте нам жить!»)

4) инерционная фаза (300лет, «Пора золотой осени», медленное угасание, стереотип поведения: «Будь таким как я»)

5) фаза обскурации (300лет, настрой убывает до 0, разрушаются системные связи в обществе, увеличивается число субпассионариев, стереотип поведения: «Будь таким как мы»)

6) мемориальная фаза (завершение процесса эволюции этноса)

2стадии:

· регенерация (попытки сохранить этнос за счет оставшихся пассионриев)

· реликтовая (образ жизни консервируется и сохраняются лишь немногие отдельные части этноса)

Стереотип поведения: «Будь самим собой доволен!»

Каждая фаза развития этноса характеризуется:

  • изменение уровня активности этноса (миграционный, социально-экономический, политический и др.)
  • количество и «качество» господствующих индивидов

Гумилева критикуют по следующим причинам:

1) Гумилев не объясняет причину пассионарного толчка

2) Практика развития этноса показывает, что в мирной атмосфере долго никто не существовал

Биологическое развитие этноса позволяет учитывать, как государство и право должно регулировать жизнь общества.

Монархия.

М. отличается тем, что государственная власть осуществляется одним лицом, которое передает власть в установленном порядке престолонаследия.

А) абсолютная монархия

  • Власть сосредоточена в руках монарха
  • Отсутствие представительных органов
  • Народ лишен права участия в осуществлении государственной власти
  • В некоторых АМ существуют законосовещательные органы (Госсовет 19в. Россия; Парламент в Саудовской Аравии). Эти органы имеют лишь совещательный характер, у них нет властных полномочий по принятию нормативных актов или осуществлению других действий

Республика

Характеризуется тем, что власть осуществляется коллегиальным органом, имеющим представительный характер. Республика как и монархия весьма древняя форма правления (Древний Рим, Древняя Греция, Новгород, Псков).

А) Президентская республика

Отличается от парламентсокй принципами организации и деятельности органов государственной власти

Признаки:

  • Президент является главой государства и главой исполнительной власти
  • Внеправламентский метод избрания президента, пардамент избирается либо народом, либо коллегией выборщиков
  • Внепарламентский выбор формирования правительства, т.е правительство формируется президентом
  • Правительство не несет ответственности перед парламентом, оно может быть распущено только президентом
  • Парламент не несет ответственности перед президентом, т.е президент не имеет права роспуска парламента, но парламент может привлечь президента к ответственности в случае совершения последним тяжкого преступления; в президентской республике, как правило, закреплен и осуществляется принцип разделения властей

Италия, Индия

В)смешанная республика

В таких странах власть парламента и президента находятся в равновесии, ни один из этих органов не имеет довлеющего влияния на другой.

Унитарные государства

Унитарное государство отличается абсолютной полити­ческой целостностью. Унитарное государство неделимо: его отдельные административно-территориальные единицы (области, округа, районы, провинции) не имеют своего собственного законодательства, органов госу­дарственнoй власти и управления, не обладают суверенитетом.

Каждая из составных частей единого государства обладает одинаковыми правами и представительством в органах государ­ства.

Признаки унитарного государства

1. Единый Основной Закон, нормы которого применяются на всей территории страны.

2. Единые в масштабе всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы.

3. Единая система законодательства.

4. Единое гражданство.

5. Единая денежная единица.

6. Общая для всех административно-территориальных единиц на­логовая и кредитная политика.

7. Составные части унитарного государства не обладают сувере­нитетом (не являются государственными образованиями).

Власть в унитарном государстве управляет из одного центра и не делит­ся «по вертикали». В унитарном государстве единые высшие органы, еди­ное гражданство, единая конституция, единая система права.

Все административно-территориальные единицы обладают одинако­выми правами и находятся в подчинении центра (либо в двойном подчине­нии - центра и местных органов).

Унитарные государства могут быть и мононациональными (Швеция, Норвегия), и многонациональными по составу населения.

Унитарные государства могут иметь в своем составе автономии, т. е. самоуправляющиеся образования. Наличие автономии само по себе не дела­ет государство федеративным.

В унитарной Испании, помимо провинций, имеются также 17 ав­тономных областей: Каталония, Страна Басков, Валенсия, Наварра, Ка­нарские острова и т. д.

Унитарные государства могут иметь двухпалатные парламенты: парла­мент Великобритании, например, состоит из двух палат - Палаты общин и Палаты лордов.

К числу унитарных государств относятся Великобритания, Франция, Италия, Норвегия, Швеция, Испания, Португалия, Гре­ция, Таиланд, Япония, Финляндия, Египет

Федерации

Федерация - государство, состоящее из государ­ственных образований (штатов, кантонов и т.д.), обладающих определенной юридической и политической самостоятельно­стью.

Для этой формы государственного устройства характерны общие для всей федерации высшие органы власти и управления, однако при сохранении высших органов власти и управления каждого из государственных образований - членов федерации (республик, штатов и т.д.) (США, Канада, Бразилия, Мексика, ФРГ, Австрия, Бельгия, Швейцария, Индия, Малайзия, Паки­стан).

 

Признаки федерации

1. Территория федерации состоит из территорий ее субъ­ектов.

2. Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.

3. Компетенция между субъектами федерации и самой фе­дерацией разграничивается союзной Конституцией.

4. Субъекты федерации имеют свои конституции, свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.

5. Высший законодательный (представительный) орган федерации имеет двухпалатную структуру (верхняя палата, пред­ставляющая интересы субъектов федерации, и палата, представ­ляющая интересы населения всей страны).

Виды федераций

Террuторuальные - созданные по территориальному признаку; за основу в таких федерациях берутся территориальные образования - без учета национального состава.

1.Государственные образо­вания, составляющие данный вид федерации, не являются суверен­ными образованиями.

2.Субъекты лишены консти­туцией права прямого представи­тельства в международных отношениях.

3.Установлен запрет одно­стороннего выхода из союза.

4.Управление вооруженными силами осуществляется феде­ральными органами.

(США, Мексика, ФРГ)

 

Национальные - созданные по национальному признаку; за основу в таких федерациях берется национальный состав»; такого рода федерации чаще подвергаются распаду (Чехосло­вакия, Югославия)

1.Субъекты - нацио­нально-государственные образования.

2.Субъекты федера­ции объединяются со­гласно принципу добро­вольности.

3.Гарантированность суверенитета больших и малых наций.

4.Утверждение права наций на самоопределе­ние.(Индия)

 

- смешанные; в основу их устройства положены одновременно и терри­ториальный, и национальный принципы (Канада, Индия, Россия).

 

В федерации власть делится «по вертикали» на власть в центре и власть в регионах.

В федерациях имеются как общие (федеральные) высшие органы влас­ти, так и органы государственной власти субъектов федерации.

Наличие двойной (двухуровневой) системы органов государственной власти требует разграничения компетенции между общефедеральным и региональным уровнями власти.

Разделение полномочий (власти) осуществляется с помощью консти­туционного механизма разграничения предметов ведения на три сферы:

. сферу федеральной компетенции,

. сферу совместной компетенции,

. сферу компетенции субъектов.

В субъектах федерации могут быть органы государственной власти, представляющие все три ветви власти, - законодательную, исполнительную и судебную. Однако может быть и так, что судебная ветвь власти, например, «по вертикали» не делится, а остается общефедеральной.

Так, в США сложился дуализм судебной системы: имеется судебная система общефедеральная и судебные системы штатов. В России существует только федеральная судебная система.

В субъектах федераций могут быть свои конституции, свое гражданство.

Существуют федерации, исторически создававшиеся «снизу» - путем передачи полномочий от субъектов общефедеральным органам. (США, ФРГ).

Существуют федерации, исторически создававшиеся «сверху», - путем передачи полномочий от высших органов государства тер­риториальным единицам. (Россия).

 

№11. Политические режимы

Демократические режимы

Демократический режим предполагает достаточно ши­рокий круг реально обеспеченных прав и свобод человека и гражда­нина, защищенность личности от произвола и беззакония, осуще­ствление деятельности государства только на основе и в рамках закона и т. д.

Так, в рамках демократического режима могут существовать социал-­демократический, либерально-демократический и другие разновидности режимов.

При демократических видах режима государственный аппарат функци­ониpyeт на принципе разделения властей, в обществе гарантируется поли­тичecкий плюрализм, население реально влияет на состав грсударственных органов, обеспечиваются права и свободы человека; государством применя­ются методы убеждения, законности, парламентаризма.

 

Недемократические режимы

Антидемократический режим фактически отвергает де­мократические принципы и основывается на подавлении личности, установлении диктатуры одного класса, группы, партии; огосу­дарствлении общественных организаций; милитаризации общест­ва и т.д.

В рамках недемократического режима чаще всего выделяют авторитарный и тоталитарный режимы.

При авторитарном режиме население отстраняется от управления об­ществом и государством, ограничиваются права и свободы граждан. Ограничения демократии получают законодательное закрепление. Ограни­чивается деятельность оппозиционных партий, нарушается принцип разде­ления властей, парламент становится придатком исполнительной власти.

Тоталитарный режим ограничивает не толькополитическую жизнь граж­дан, но и личную жизнь. Запрещаются любые партии, кроме правящей. К выборам в парламент, если он существует, не допускается значительная часть граждан либо выборы превращаются в фикцию.

Часто наличие недемократических видов режима можно объяснить ис­торической неразвитостью демократических институтов, общественного сознания, цивилизационными особенностями общества и т. п.

Функции государства

Функции государства- основные направления его деятельности по решению определенных задач. Бывают: внутренние, внешние.

Классификация:

1) продолжительность осуществления ( постоянные, временные);

Постоянные функции осуществляются государством систематически, на всех этапах его развития (например, экономические, социальные, оборонные функции).

Временные функции обусловлены конкретными историческими условиями, они связаны с определенным этапом в жизнедеятельности общества. По отпадении условий и причин, поро-дивших данную деятельность государства, эти функции прекращаются. Например, функция вос-становления разрушенного хозяйства в послевоенный период, функция устранения последствий глобальных стихийных бедствий и катаклизмов.

2) направленность деятельности ( внутренние, внешние);

3) характер ( регулятивный, охранительный).

4) степень участия общества в осуществлении функций государства (общесоциальные, специальные)

Общесоциальные - это функции, в осуществление которых принимают участие как госу-дарство, так и общественные институты (например, экономическая, экологическая функции).

Специальные - это функции, которые осуществляются только государством (функция охраны правопорядка, функция обеспечения единой налоговой и денежной сис-темы и др.).

Идеологическая функция:

· Обеспечение гражданам способности познавать мир;

· Повышение образовательных условий нации;

· Предоставление информационной свободы обществу;

· Пропаганда здорового образа жизни.

Внешняя идеологическая:

· Государство пропагандирует свой образ жизни, свои достижения и скрывает недостатки;

· Выпускает СМИ на других языках.

Экономическая: государство может само внутри страны владеть предприятиями получать прибыль за счет:

· Налогов и сборов

· Владения частью акций коммерческих компаний

· Осуществление финансирования кредитования

· Регулирования ценообразования

· Политики протекционизма.

Внешнеэкономическая:

· Торговля

· Участие в инвестиционных проектах

· Займы, кредитование

· Участие в ВТО.

Политическая: Государство определяет правила осуществления власти:

a. Механизмы разрешения споров и конфликтов между законодательной и исполнительной ветвями;

b. Ограничение выборов, избирательных компаний

c. Придание политической борьбе юридических границ.

Внешнеполитическая:

a. Общение на высшем уровне

b. Участие глав государства в саммитах и т.д.

Социальная функция - развитие, содействие развитию, поддержка здравоохранения, просвещения, науки, культуры, социального обеспечения, функции регулирования трудовых от-ношений, установление минимальной заработной платы и т. д.

Экологическая функция - обеспечение права граждан на здоровую окружающую среду, обеспечение рационального использования природных ресурсов, мероприятия по оздоровлению окружающей среды и т. д.

Признаки функций:

1) функции носят объективный характер;

2) функции носят систематический, постоянный характер;

3) в функциях выражается сущность и социальное назначение государства, реализуется деятельность государства;

4) функции возникают и развиваются в соответствии с задачами и целями государства;

5) функции осуществляются всем государством, механизмом государства в целом (напри-мер, функция обороны осуществляется как органами государства - Министерством обороны, Со-ветом Безопасности, так и материальными средствами - вооруженными силами).

6) функции государства осуществляются в определенных формах и определенными мето-дами.

В зависимости от условий деятельности государства, внутренних и внешних факторов за-висят приоритеты, которые получает та или иная функция.

 

Правительство

Это высший назначаемый, постоянно действующий коллегиальный орган общей компетенции, осуществляющий руководство исполнительно-распорядительной деятельностью в стране (министры, председатели правителсьтва, заместители председатеей правительства)

Некоторые министерства подчиняются не только председателю правительства, но и президенту (силовые структуры)

Формирование: участвуют глава государства и парламент

В парламентских монархиях правителсьвто формируется парламентом.

В президентских республиках парламент соглашается с должностью, предложенной президентом.

В США Сенат дает одобрение на назначение министров.

Виды правительств: от партийного состава

Однопартийное (Великобритания)

Многопартийное (Украина)

Беспартийное (РФ, США)

Министерства и другие органы исполнительной власти

РФ – агенства (платные государственные услуги обществу) и службы, комиссии, комитеты

Судебная власть

Суды – государственные органы, осуществляющие правосудие в форме рассмотрения уголовных, гражданских, административных дел в установлено законом процессуальном порядке.

Органы, не вошедшие в систему разделения властей: Прокуратура, ОбутсменЮ Счетная Палата, Центральный банк)

 

Право – это

  1. совокупность общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством и обеспечиваемой его принудительной силой
  2. закрепленная в законе воля господствующего класса
  3. часть нравственности
  4. это низшая ступень нравственности (Семейный кодекс и определение семьи)
  5. обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи: нормативность, формальная определенность в официальных источниках и системность, обеспеченность возможностью государственного принуждения.

Правопонимание зависит:

    • история
    • культура
    • философская позиция

Основные теории правопонимани:я

главный критерии – базовый элемент права:

  1. НОРМАТИВИСТСКАЯ (норма права)

Право – это совокупность правовых норм, закрепленных в законах и других нормативных актах

  1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ (психические эмоции)

Петражицкий: право – это психическая реальность, это переживания

  1. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ

Право – это порядок общественных отношений

главный критерии – источник правообразования

1) ЕСТЕСВЕННО-ПРАВОВАЯ

источник- природа, всевышний, абсолютный дух

2) ПОЗИТИВИСТСКАЯ

источник – государство

Шершенович

Берг Бам

Плюсы и минусы естественно-правовой и позитивистской теорий:

+ естественно-правовой теории

  • законы соответствуют духу человека, нельзя принимать античеловеческие законы, интересы прибыли далеко не на первом месте

- естественно-правовой теории

  • несовпадение интересов, невозможно добиться одинакового счастья для всех
  • разделяет право и закон (неправовые законы)

+ позитивистской теории

  • конкретна
  • по своей сути придает ценности придает правовой характер
  • государство требует любой свой закон исполнять

Нормативный правовой акт

Нормативно правовой акт – это акт компетентного государственного органа или акт, принятый на референдуме, содержащий в себе нормы права и устанавливающий юридические рамки их действия во времени, пространстве и по кругу лиц.

Признаки НПА:

  • содержит нормы права
  • выражает государственную волю, сформулированное как общеобязательное требование
  • издается компетентным государственным органом или принимается на референдуме
  • всегда документально оформлен
  • обращен к индивидуальному неопределенному кругу субъектов
  • предназначен для длительного временного действия
  • общеобязательное для исполнения, охраняемы е от нарушения силой государства

Виды НПА:

  • по юридической силе:
    1. законы (любой правовй акт)
    2. подзаконные акты (нормативные указы главы государства, постановления правительства, приказы, инструкции министерств и других органов исполнительной власти)

 

Выбор нормы права

Сначала определяется отрасль, а потом конкретная норма права.

Обстоятельства, затрудняющие выбор нормы права:

      • коллизия
      • пробелы в праве

Коллизия возникает тогда, когда обнаруживается противоречие между разными нормами, регулирующих обстоятельства одного и того же дела.

Причины коллизий:

  • несовершенство законодательства
  • сложное государственное устройство
  • противоречия между нормами международного и национального права
  • В случае противоречия между нормами международного и национального права, преимущество имеют нормы международного законодательства. + необходимость толкования.

Пробелы в



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.6.114 (0.264 с.)