Кодификация как вид систематизации законодательства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кодификация как вид систематизации законодательства.



Кодификация представляет собой систематизацию, проводимую путем объединения нормативных актов в единый юридически цельный акт с изменением их содержания. Кодификация может быть всеобщей (когда переработке подвергается значительная часть законодательства), отраслевой (когда перерабатываются нормы определенной сферы законодательства) и специальной (когда перерабатываются нормы какого-либо правового института).

Для кодификации характерны следующие черты:

· она представляет собой наиболее сложную, трудоемкую и вместе с тем совершенную форму систематизации;

· является особым видом правотворчества;

· осуществляется только компетентными государственными органами на основании конституционных или иных законных полномочий;

· ее результаты рассчитаны на длительный срок;

· итоговым результатом кодификации является создание единого кодификационного акта, который отличается юридической и логической целостностью, сводным характером (т.е. объединяет не утратившие своего значения нормативные предписания), сложным строением, главенствующим положением среди других отраслевых актов.

Существует несколько видов кодифицированных актов: основы законодательства, кодексы, уставы, положения, правила.

Основы законодательства - это отраслевые нормативные акты, которые содержат основополагающие нормы, регулирующие ту или иную область сходных общественных отношений, вследствие чего являются юридической базой для развития законодательства в сфере совместного ведения Российской Федерации, республик в ее составе и других субъектов Федерации.

Кодексами называют нормативные акты, которые содержат правовые нормы, направленные на регулирование качественно близких общественных отношений: гражданских, брачно-семейных, уголовных и других.

Уставы представляют собой нормативные акты, которые регулируют определенную сферу государственной деятельности (работу железнодорожного транспорта, внутреннего водного транспорта, воинскую службу и т. д.).

Положения - это нормативные акты специального действия, которые детально регулируют статус либо организацию деятельности государственных органов, организаций и учреж дений (например, Положение о службе в органах внутренних дел).

Под правилами понимаются нормативные акты, определяющие порядок организации какого-либо рода деятельности.

Работа по кодификации проходит в несколько этапов. Сначала разрабатывается общий план систематизации действующего законодательства и рабочий план кодификации в каждой отрасли права. В этих планах указываются цель предполагаемой работ и ее основные этапы, определяются сроки проведения кодификации и необходимые для этого средства.

Второй этап - определение объема того нормативного материала который подлежит обработке. Отбор тех или иных нормативно-правовых актов зависит от предполагаемой цели кодификации, а также их характера и значения самого правового материала. После определения объема правового материала, подлежащего кодификационной обработке, его собирают воедино и регистрируют. Как правило, основной формой регистрации правовых актов являете карточная регистрация, позволяющая создать полное хронологическое собрание законодательного материала по соответствующему вопросу.

Следующий этап кодификационного процесса - выявление актов, официально отмененных соответствующими органами, а также актов об отмене других актов, не устанавливающих новых правовых норм. Итогом проведения данной операции является существенно сокращение объема законодательного материала, подлежащего дальнейшей обработке. На этом же этапе кодификатор освобождается от актов с определенными в них сроками действия, уже истекшими и непродленными.

Затем из собранного материала исключаются акты, формально пока не отмененные, но фактически утратившие силу в связи с после дующим развитием законодательства. Вопрос о том, какие из актов фактически утратили силу, решается совместно с государственными органами, их принявшими, при согласовании с ведомствами, которых они непосредственно касались. По окончании таких консультации составляется список фактически не действующих актов, подлежащих исключению из дальнейшей кодификационной обработки. К списку прилагаются подробные справки с указанием мотивов исключения из процесса кодификации каждого из внесенных в него акта.

Получив, таким образом, лишь действующие нормативные акты кодификатор подвергает их дальнейшей обработке. В частности, из текста акта исключаются:

v вводные части, если они не содержат принципиальных указаний;

v статьи с перечнем отменяемых актов, с временными правилами применения акта при введении его в действие;

v статьи, которые фактически утратили силу;

v статьи ненормативного характера.

Все исключения также сопровождаются мотивированными объяснениями в специальных справках, на основании которых законодатель при обсуждении проекта кодификационного сборника будет решать вопрос об окончательной судьбе данных статей.

Наконец, получив полное собрание действующего законодательства, кодификатор создает алфавитно-предметную картотеку, а затем в алфавитном порядке располагает свободные листы с текстами законодательных актов. Это позволяет быстро получать необходимые справки по действующему законодательству, является основанием для систематического толкования действующих правовых норм, а также облегчает решение других вопросов кодификационной работы, в частности, о схеме будущего кодификационного сборника, в соответствии с которой весь действующий законодательный материал распределяется по разделам.

Закончив распределение законодательного материала по разделам, кодификатор приступает к устранению имеющихся в действующем законодательстве противоречий и повторений. На этом этапе обнаруживаются существующие в законодательстве пробелы, о которых кодификатор может и должен поставить в известность законодателя.

Итогом кодификации является создание проекта единого, сводного, юридически и логически цельного, согласованного нормативного акта (кодификационного сборника) представляемого на утверждение соответствующего компетентного государственного органа.

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Одной из серьезных проблем, возникающих в процессе правотворчества, является неуправляемый процесс лоббирования. Термин «лоббизм» происходит от англ. lobby - кулуары и означает оказание давления на парламентария путем личного или письменного обращения или каким-либо другим способом со стороны какой-либо группы или частных лиц с целью добиться принятия или отклонения какого-либо законопроекта. Для упорядочения данного процесса, например, в законе краснодарского края «О правотворчестве и нормативно-правовых актах Краснодарского края» есть отдельная глава, посвященная вопросам лоббирования.

Считаете ли вы необходимым внести соответствующие изменения в Конституцию РФ, которые бы регламентировали процесс лоббирования при принятии федеральных законов? Или же, по вашему мнению, лоббирование вообще следовало бы запретить? Обоснуйте свою точку зрения.

Подготовить письменный ответ.

Тема 18: «ТИПЫ ПРАВА.»

План:

1. Формационный и цивилизационный подходы к типологии права.

2. Характеристика исторических типов права:

а) рабовладельческого права;

б) феодального права;

в) буржуазного права;

г) социалистического права.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 825; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.230.82 (0.008 с.)