Системы распределения мандатов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Системы распределения мандатов



 

В мире существует две системы распределения мандатов по итогам голосования: мажоритарная и пропорциональная.

Мажоритарная система – это способ определения результатов голосования, при котором для получения мандата требуется собрать установленное законом большинство голосов. Ее главным принципом является принцип «победитель получает все». К разновидностям этой системы относится мажоритарная система абсолютного большинства и мажоритарная система относительного большинства.

При мажоритарной системе абсолютного большинства для избрания кандидату требуется получить абсолютное большинство поданных по округу голосов избирателей (более половины или 50% + 1 голос). Ее достоинством является простота определения результатов и то, что избранный депутат будет представлять абсолютное большинство избирателей. Однако существенны и недостатки такой системы: высокая непредставительность (в итоге может быть потеряно 49% голосов) и вероятность проведения нескольких туров голосования (в случае, если в первом туре ни один из кандидатов не набрал абсолютного большинства голосов).

При мажоритарной системе относительного большинства избирательным считается тот кандидат, который набрал голосов больше, чем каждый их его противников в отдельности. Эта система позволяет определить победителя уже в первом туре голосования, однако зачастую избранным оказывается кандидат, получивший весьма незначительный процент голосов и представляющий интересы явного меньшинства электората.

Пропорциональная избирательная система – это способ определения результатов голосования, в основу которого положен принцип разделения мест пропорционально полученному каждой партией количеству голосов. При такой системе создаются большие округа, от каждого из которых избирается несколько депутатов. Часто избирательным округом становится вся страна. Выборы проводятся только на партийной основе: каждая партия выдвигает свой список кандидатов на вакантные должности, а избиратель голосует не за отдельную личность, а за тот или иной партийный список в целом. Внутри списка мандаты распределяются в соответствии с тем порядком, в котором кандидаты расположены в списке. При такой системе невозможно выдвинуть так называемого «независимого» кандидата, т.е. для того чтобы быть избранным, нужно попасть в список. После голосования определяется избирательная квота («избирательный метр»). Простейший способ ее определения состоит в том, что общее число поданных по округу голосов делится на количество распределяемых мандатов, затем распределение депутатских мест между партийными списками осуществляется посредством деления полученных каждой партией голосов на квоту. Сколько раз квота уложится в количество полученных партией голосов, столько и будет у нее мандатов. При применении этого метода все места сразу не распределяются, после первой передачи мандатов нужно применить еще один способ распределения остатков (например: метод наибольшего остатка).

НАПРИМЕР:

В выборах участвовало пять партийных списков. Список партии А получил 126 тыс. голосов, партия Б – 94 тыс. голосов, партия В – 88 тыс., партия Г – 65 тыс., партия Д – 27 тыс. голосов. Всего по округу подано 400 тыс. голосов. Округ представляют в парламенте восемь депутатов.

Определяем избирательную квоту: 400.000 голосов: 8мест= 50.000.

Проводим первое распределение:

Список А – 126.000 голосов: 50.000 = 2 места (остаток 26.000 голосов).

Список Б – 94.000 голосов: 50.000 = 1 место (остаток 44.000 голосов).

Список В – 88.000 голосов: 50.000 = 1 место (остаток 38.000 голосов).

Список Г – 65.000 голосов: 50.000 = 1 место (остаток 15.000 голосов).

Список Д – 27.000 голосов: 50.000 = 0 мест (остаток 27.000 голосов).

ИТОГО: = 5 мест из 8

Таким образом, после первого распределения мандатов остались незамещенными три мандата. В соответствии с методом наибольшего остатка по одному дополнительному мандату получат списки с наибольшим остатком голосов – списки Б, В и Д.

 

Чтобы не допустить получение мандатов «карликовыми» партиями, в некоторых странах введен так называемый процентный барьер: списки, в совокупности не набравшие определенного числа голосов (как правило 5%), отстраняются от распределения мандатов, собранные ими голоса не учитываются при проведении итогов.

 

РЕФЕРЕНДУМ И ЕГО ВИДЫ

 

Основной формой прямой демократии является референдум – всенародное голосование по законопроектам, действующим законам либо иным вопросам государственного значения. Родиной референдума считается Швейцария, где первое всенародного голосование было проведено еще в 1439 году.

Референдумы подразделяются:

По правовой силе результатовна консультативные (решения такого референдума не обязательны к исполнению, его цель – выяснить мнение населения) и решающие (решения референдума обязательны и требуют утверждения каким-либо органом);

По содержанию проектов, выносимых на голосование, - на конституционные (принятие конституций либо внесение изменений и поправок в нее), законодательные (утверждение или отклонение законопроектов) и плебисцит (определение государственной принадлежности территории всей или части спорной территории на основе волеизъявления населения);

По способу организациина обязательные (выносимый на голосование вопрос может быть решен только референдумом) и факультативный (референдум по данному вопросу не является обязательным).

Инициатива референдума может исходить от главы государства, парламента в целом или группы его депутатов, от определенного числа граждан или органов местного самоуправления. На референдум обычно выносят вопросы, предполагающий однозначно положительный («да») или однозначно отрицательный («нет») ответ. Ряд вопросов выносить на референдум не разрешается. В Российской Федерации, например, к таковым относятся вопросы об изменении статуса субъекта РФ, о досрочном прекращении или продлении полномочий высших органов государственной власти, о государственном бюджете, налогах, амнистии и помиловании.

Как и на выборах, для проведения референдума образуется специальные комиссии, ведется агитационная работа. Правовые последствия связаны прежде всего с решающим референдумом, итоги которого в случае положительного ответа на вопрос становятся законом государства.

 

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

 

Реши задачи:

1. Всего в выборах приняло участие 2 млн.220 тыс. избирателей из 3 млн. зарегистрированных. В парламенте необходимо заместить 75 мест. 2/3 мест замещается путем выборов по мажоритарной системе, а 1/3 – по пропорциональной. Список А получил 350 тыс. голосов, список Б – 75 тыс. голосов, список В – 98 тыс. голосов, список Г – 290 тыс. голосов, список Д – 715 тыс. голосов, список Е – 495 тыс. голосов, список Ж – 197 тыс. голосов.

Распределите мандаты между списками.

 

2. Всего в выборах приняло участие 1 млн. 969 тыс. избирателей из 2,5 млн. зарегистрированных. В парламенте необходимо заместить 45 мест. 2/3 мест замещается путем выборов по мажоритарной системе, а 1/3 – по пропорциональной системе. Список А получил 220 тыс. голосов, список Б – 780 тыс. голосов, список В - 71 тыс. голосов, список Г – 94 тыс. голосов, список Д – 305 тыс. голосов, список Е – 174 тыс. голосов, список Ж – 325 тыс. голосов.

Распределите мандаты между списками.

Тема 10: «ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО»

План:

Зарождение и развитие идеи правового государства.

Признаки правового государства.

Правовое государство и гражданское общество.

 

К концу XX века человечество приблизилось к реальному воплощению выработанной веками идеи правового государства. У ее истоков стояли древние философы Платон и Аристотель, но наиболее полное отражение концепция правового государства получили в работах Ш.-Л. Монтескье и И.Канта.

И.Кант основываясь на прогрессивных идеях своих предшественников о политико-правовом устройстве общества, создал целостное учение о правовом государстве. Он полагал, что источником развития государства является социальный антагонизм. Существует противоречие между склонностью людей жить сообща и присущими им недоброжелательностью и эгоизмом. Разрешение этого противоречия, обеспечение реального равновесия всех членов общества, по мнению И. Канта, возможно лишь в условиях всеобщего правового гражданского общества, управляемого правовым государством. Правовое государство представляет собой державное соединение воли лиц, образующих народ. Им же формируется законная власть. Исполнительная власть подчиняется законодательной и, в свою очередь, назначает судебную власть. Такой способ организации власти, по мнению И.Канта, должен обеспечить не просто разделение властей, но и их равновесие.

На протяжении последующих веков идеи правового государства, сформулированные И.Кантом, постоянно привлекали внимание философов, юристов и государствоведов. В конце XIX века немецкий юрист Г.Еллинек выдвинул идею самоограничения государства создаваемыми им законами. Однако время показало, что это еще не гарантирует гражданскому обществу защиту от произвола со стороны государства. Государство может быть в равной степени связано как демократическими, так и авторитарными законами, возводящими в ранг права произвол и насилие. Например, фашистская Германия, объявлявшая себя правовым государством, неукоснительно выполняла принятые законы и тем не менее представляла собой типичное тоталитарное государство, основанное на насилии и произволе.

Значительный интерес к теории правового государства был проявлен и российскими правоведами в конце XIX – начале XX веков, когда перед Россией стояла проблема перехода от феодального, полицейского государства к буржуазному, основанному на лозунгах братства, равенства и свободы.

Так, знаменитый русский ученый-юрист, профессор Петербургского университета Н.М. Коркунов, рассуждая о механизме обеспечения законности в государстве, развил теорию разделения властей: он полагал, что главным в ней является не просто обособление их друг от друга, а их взаимное сдерживание. Такого содержания, по мнению Н.М. Коркунова, можно достичь тремя способами:

1. разделением отдельных функций между различными органами;

2. совместным осуществлением одной и той же функции несколькими органами (например, двумя палатами парламента);

3. выполнение различных функций одним и тем же органом, но в различном порядке.

Но этого для обеспечения режима законности мало, полагал ученый. Поэтому он ставил вопрос о создании особых средств и органов надзора за соблюдением законности в деятельности органов управления. Важной при этом является идея о всеобщем праве граждан на подачу петиций, т.е. жалоб.

Высказанные Н.М. Коркуновым идеи актуальны и сегодня, ибо они позволяют обеспечить реальную реорганизацию прав и свобод граждан.

Одним из последователей Н.М. Коркунова являлся С.А. Котляревский. Он считал, что «необходимые свободы» граждан должны быть закреплены в конституции и обеспечены государством. К ним С.А. Котляревский относил свободу собраний и союзов, свободу слова и печати, свободу вероисповедания, личную неприкосновенность и т.п.. ставя во главу угла признание важности «индивидуальных прав» личности, он предполагал и определенные условия их реализации. Это, прежде всего, организация судебной защиты против случаев нарушения этих прав и политическая ответственность высших представителей власти перед представителями народа за нарушения.

Выдвинутые С.А. Котляревским идеи нашли свое отражение в современной концепции правового государства и формулируются как принцип взаимной ответственности личности и государства.

Таким образом, идея правового государства, зародившаяся в античную эпоху, усилиями передовых мыслителей нескольких столетий превратилась в стройную теорию, а в последствии нашла свое практическое воплощение в ряде стран мира.

Современная юридическая наука во всей своей деятельности называет правовым такое государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах, обеспечивая правовую защищенность своих граждан.

 

Характеризуя признаки правового государства их можно выделить в основные четыре формы и раскрыть содержание каждого принципа следующим путем:

Признаки Содержание признака
Верховенство закона Все государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона. Должна соблюдаться иерархия законов: они не должны противоречить ни конституции, ни друг другу. Все иные подзаконные нормативно-правовые акты должны издаваться в полном соответствии с законами, не изменяя и не ограничивая их
Соблюдение и охрана прав и свобод человека Государство должно не только провозгласить, но и закрепить фундаментальные права человека в своих законах, гарантировать их и реально защищать на практике.
Принцип разделения властей Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви, их взаимоограничение и взаимный контроль
Взаимная ответственность государства и личности За нарушение закона должна обязательно последовать предусмотренная законом мера ответственности, не взирая при этом на личность правонарушителя

 

Предпосылками создания и функционирования правового государства (иногда их называют основами) являются:

1. производственные отношения, основанные на многообразии форм собственности, свободе предпринимательства. Необходима экономическая независимость и самостоятельность индивида. Только экономически самостоятельный гражданин может быть равноправным партнером государства в политико-правовой сфере;

2. режим демократии, конституционализма и парламентаризма, суверенитет народа, предотвращение попыток узурпации власти;

3. высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества, понимание необходимости сознательного участия в правлении государственными и общественными делами;

4. создание внутренне единой и непротиворечивой системы законодательства, которая только и может обеспечить действительное уважение закона;

5. гражданское общество, т.е. система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы. Лишь «разгосударствленное» общество, свободное самостоятельно, без повседневного вмешательства государства (что и создает основу для нарушения последним закона) решать встающие перед ним проблемы, может быть социальной базой правового государства.

Действующая Конституция РФ, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года, конституировала Российскую Федерацию как демократическое правовое государство с федеративной формой государственного устройства. В ней закреплён и демократический режим и его основные институты, принцип верховенства Конституции и законов, принцип разделения властей. Отдельная глава Конституции РФ посвящена правам и свободам граждан РФ, которые сформулированы в соответствии с нормами международного права.

Однако процесс формирования правового государства в Российской Федерации сталкивается со значительными трудностями, идет весьма медленно и достаточно противоречиво. В России пока еще не удалось реализовать в полной мере ни одного из основных принципов правового государства. Более того, Конституция РФ сделала шаг назад по сравнению с ранее действовавшим Основам законов СССР:

a) законодательный процесс вновь стал недоступен для граждан, поскольку прекратилась телевизионная трансляция заседаний Государственной Думы;

b) население лишилось права отзыва депутатов, не оправдавших их доверия;

c) деятельность исполнительных органов власти фактически оказалась выведенной из под общественного контроля.

Все еще не изжиты случаи нарушения принципа верховности закона. Имеют место факты принятия исполнительными и представительными органами субъектов РФ нормативно-правовых актов, противоречащих федеральным законам. Значительная часть норм, закрепленных федеральным законодательством, не реализуется, действует лишь формально. Часть населения лишена возможности иметь работу и получать достойное вознаграждение за свой труд. Государство оказывается неспособным обеспечить в должной мере права и свободы своих граждан в сфере образования, науки, социального обеспечения.

Принцип разделения власти в Конституции РФ закреплен таким образом, что законодательная власть не способна организовать действительный парламентский контроль за деятельностью исполнительной власти по организации и обеспечению действия федеральных законов.

Таким образом, для реального построения правового государства в России необходимо:

v устранить рассогласованность в системе права как между отдельными федеральными законами, так и между федеральными законами, с одной стороны, и законами субъектов РФ – с другой; привести все нормативно-правовые акты в соответствие с Конституцией РФ (в том числе подзаконные акты – в соответствие с законами РФ);

v преодолеть правовой нигилизм, как на нормотворческом и правоприменительном уровнях, так и в общественном сознании; воспитывать в обществе уважение к праву;

v усилить контроль за исполнением уже принятых законов;

v устранить декларативность прав и свобод, провозглашенных Конституцией РФ, путем установления реального процессуального порядка их судебной защиты, преодолеть идеологию недоверия к государству и его органам как институтам, противостоящим интересам индивида, способствовать формированию отношения к государству как к гаранту и защитнику прав и законных интересов граждан.

 

Решение этих вопросов и будет означать реализацию принципов правового государства и его фактическое создание.

 

Тема 11: «ГРАЖДАНСТВО»

План:

1. Понятие гражданства и подданства. Категории физических лиц по их отношению к гражданству, их правовой статус.

2. Принципы гражданства. Двойное гражданство.

3. Способы приобретения и прекращения гражданства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 2329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.214.215 (0.038 с.)