Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы исслед-ния гос-прав. явлений: соврем. подходы к проблеме
Под методом науки понимается сов-сть приемов, ср-тв, принц. и правил, с помощью к-ых постигается предмет, получаются нов. знания. Метод - это подход к изучаемым явл-ям, предметам и процессам, планомерный путь науч. познан. и устан-ния истины. Учение о самих методах, об их класс-ции и эфф. применении, теорет-кое обоснование испол-мых в науке методов познания окр. действит-ти принято называть методологией(М). Термин "М" склад-ся из двух греч. слов: "метод" (путь к чему-л.) и "логос" (наука, учение). Т.о., дословно "М" - учение о методах познания. Термин "М" обознач. с-му всех тех методов, к-е примен-ся данной наукой. Все методы ТГП в завис-ти от степ. их распрост-сти можно привести в след. с-му. 1) Всеобщие м. -это философ., мировоззренческие подходы, выраж. наиболее универс-е принц. мышления. Среди всеобщих выдел. метафизику (рассм-щую гос-во и право как вечные и неизменные институты, глубоко не связ. др. с др. и с иными обществ-ми явл-ми) и диалектику (материал-ческую и идеалистич.; последняя, в св. очередь, может выступ. как объектив. либо субъект. идеализм). Так, причины возникн-ния и сам факт сущ-ния гос-ва и права объектив. идеализм связ. с божествен. силой либо объект. разумом; субъект. идеализм - с сознанием чел-ка, с согласованием воли людей (дог-ром); материалистич. диалектика - с соц-эк. изменениями в общ-ве (появлен. частн. собст-ти и разделен. общ-ва на антагонистич. классы). С позиций материалистич. диалектики всякое явление (в т.ч. гос-во и право) рассм-ся в развитии, в конкрет. историч. обстан-ке и во вз/связи с др. явлен. 2) Общенаучные м. - это приемы, к-е не охват. все научн. познание, а примен-ся лишь на отд. его этапах, в отлич. от всеобщих м.. к числу общенаучных м. относят: анализ, синтез, системный и функц-ный подходы, м. соц. эксперимента. Анализ означает условн. разделение сложного гос-прав. явления на отд. части. Так, многие категории ТГП формир-ся путем раскрытия их сущ-ных признаков, св-тв, качеств. Синтез, предполаг. изуч. явления путем условн. объединения его составн. частей. Анализ и синтез, как правило, применяются в единстве. Системный подход ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразн. типов связей в нем. Этот метод дает возм-ть рассм-ть в качестве системных образований гос. аппарат, политич. и прав. сис-му, нормы права, прав. отнош., правонаруш., правопорядок и т.п. Функц-ный подход ориентирует на выяснение форм воздействия одних соц. явлен. на др. Этот м. дает возмож-ть познать ф-ции гос-ва и отд. его органов, ф-ции права и его специфич. норм, ф-ции правосознания, юр. ответ-ти, прав. льгот и поощрений, прав. привилегий и иммунитетов, прав. стимулов и ограничений и т.д. М. соц. эксперимента связ. с проверкой того или иного проекта решения с целью предотвр. ущерб от ошибочн. вариантов прав. регул-ния. В качестве примеров можно назвать эксперименты по введению в регионах РФ судов присяжных, по организации в ряде муницип. образований охраны общ-ного порядка ОМСУ и т.д. 3. Частнонаучные м. - это приемы, к-е выступ. следствием усвоения ТГП научн. достижен. Конкретных (частных) технич., естествен. и гуманит. наук. К ним относят конкретно-социологич., статистич., кибернетич., матем. и т.д. Социолог. м. позволяет с помощью анкетиров-я, интервьюирования, наблюдения и др. приемов получ. данные о фактич. поведении субъектов в гос.-прав. сф. Статистич. м. позвол. получ. колич. показатели тех или иных массовых повтор-хся гос-прав. явлений, таких, как правонаруш., юр. практика, деят-ть гос. органов и т.д. Статистич. исслед. склад-ся из трех стадий: сбор статистич. матер, сведение его к единому критерию и обработка. Кибернетический м. - это прием, позвол. с помощью с-мы понятий, законов и технич. ср-тв кибернетики познать гос.-прав. явления. 4. Можно выделить два м., к-е относ-ся к частноправовым, явл-мся сугубо юр.: Форм-юр. м. позвол. опред-ть юр. понятия (н-р, такие спец. юр. термины, как существ. вред, юр. лицо, тяжкие телесные повреждения, смягч. вину обстоят-ва и т.д.), выявлять их признаки, проводить классиф., толковать содержание прав. предписаний и т.п. Сравнит-прав. м. позвол. сопоставить различные прав. с-мы либо их отд. элементы - законы, юр. практику и т.д. - в целях выявления их общих и особ-ных св-тв. Сравнивая, н-р, прав. с-мы Германии и России, мы узнаем, что между ними есть немало тождественного, но есть и опред. различия, присущие им исторически.
Понятие и признаки гос. орг, их класс-ция в современном гос-ведении
Орган гос - это струк-но обособл-я часть гос-го аппарата обладающая властными полномочиями и осущест-ая опред-ые зад. и фун. гос-ва. Признаки: 1.Предс-ет соб сам-ый элемент механ. гос-ва, выступая неотъем-й частью единого гос.орг-ма, занимая в нем свое спец-ое место 2.Дей-ет от имени гос-ва и по его поруч-ю 3.образ-н и деййст-ет на основе нпа(Кон, законов, подз.актов) 4.выпол-ет свой-ые только ему задачи и ф-ии, исполь-я для этого соотв-ие формы и методы 5.сост-ит их гос.служащих и соотв-их подразд-ий, скрпленных едминством цели, ради кот-х образ-н 6.имеет соотв-ую матер-ую базу (здание, ТС, оргтехнику) и фин.ср-ва, кот. треб-ся для осущ-я его задачи целей. 7.облад-ет опред-ым прав.статусом, в кот. отраж-ся положения данного гос.органаи его конкрет-ое соц-ое содер-е. 8.имеет соотв-ую компет-ю, под кот. понимают сов-ь закреп-х полномочий, предост-х конкрет-ому органу. 9.осущ-ет свою компет-ю тремя споб: путем принятия нпа (предпис-я общ.хар-ра), путем правоприменит-х актов (предпис-я индив-ого хар-ра), путем конкр-организ-о деят-и, 10.в процессе реализ-ии имущ-х прав выступает в кач-ве юрид.лица 11.дей-ет на опред-о терр-ии. Класс-ия: 1.по пор-ку образ-ия (формир-ия) орг гос. подраздел-ся на первичные и производные. Первич формируются населением, т. е. такие органы создаются непосредственно народом (Гос. дума). Вторич (производные) – это органы кот-е форм-ся первичными органами или какими-либо производными органами. 2.по форме реал-ии гос.деят-и: 1.з/дат-ые (Фед Собр РФ- призваны непоср-о выраж-ь в законах волю и интересы об-ва) 2.исполнит-распоряд-ые (Прав-во Рф, мин-ва, вед-ва, админ-ии краев, обл-ей – призваны обес-ть реал-ию принятых законов и подзак.актов 3.суд (конст-ые, обычные, военные, арбитр-ые судьи – приз-ны осущ-ять правосудие, рассматр-ь имущ-ые споры физ и юр.лиц, обесп-ть защиту прав и свобод гр-н 4.контр-надз-ые органы (Прокуратура, органы промыш-ого надзора) 3.по пр-пу разделения властей 1.з/дат-ые (Фед Собр РФ состоящее из ГосДумы и Совета Фед; респуб-ие и област-ые з/д-ые стр-ры) 2.исполн-ые (Прав-во РФ, мин-ва, вед-ва, админ-ии) 3.суд(КСРФ, Арб.суд РФ, Верхов СудРФ, соотв-ие суды суб.РФ) 4.по иерархии 1.фед-ые (През-тРФ, Генер. прокур-ра) 2.респуб-ие (Презид.ЧР, мин-во внутр.дел ЧР) 3.местные (губернатор области, прав-во Пенз.обл.) 5. по хар-ру подчиненности: на органы искл-но «вертик-ого» подчин-я (прокурат-ра, суд) и органы «двойного» подчинения (полиция, гос.банки) 6.по срокам полномочий: на пост-ые (прокур-ра, полиция) и временные (временная админ-я в усл-ях ЧП) 7.по спос принятия реш-я: на коллегиал-ые (ГосДума, Прав-во) и единоначал-ые (През-т,министр) 8.по прав формам деят-и: 1.правотоврч-ие (Сов Фед РФ, Прав-во РФ) 2.правопримен-ые (Мин-во образ-я РФ) 3.правоохран-ые (тамож.органы) 9. по хар-ру компет-ии 1.органы общ.комп-ии, кот. в пределаъх своих полн-ий принимают решения по любым вопросам (Фед.Соб РФ, Прав-во) 2.спец. компет-и, кот. осущ-ют деят-ь в к-л одно сф общ.жизни (мин-ва, ведомства) Осн-е ф-и науки ТГП Ф-ии – основн. направ-я исслед-й дея-ти науки, необх-е для реш стоящ п/ней задач. Функции: 1.Онтологич – нахождение и иссл-е матер-в о гос-прав явл-х. отвеч на вопр, что есть гос и право, как и почему они возник и дейс-т и т.п. 2.гносеологич – учение о познании, ф-я ТГП сост в выработке научн концепций, доктрин, прав-х понятий, категорий, а так же приемов и спос-в, помог-х науч-у позн-ю гос-а и права. 3.эвристич – не только познает бытие, но и открыв нов законом-ти. С пом эвристич ф-и ТГП откр-т нов законом-и в разв-и гос-прав инст-в, в частности в усл-х совр-х рын-х реф-м. 4.прогностич – стремится выдвинуть гипотезы о дальнейш.разв-и ТГП. Прогност-я ф-я ТГП проявл-я в предвидении тех или иных измен-й в гос-но – прав-й деят-ти, в опред-и тенденций раз-ия гос-но – прав-й жизни, в выдвиж гипотез об их будущем. 5.методологич – метод-я познания гос-прав явл-й. мет-ая ф-я создает сист понятий и категорий, примен-ся во всех иных юрид. науках, имеющую основополагающее знач-е для юриспруденции в целом. 6.осущ-я идеологич ф-ю, ТГП приводит в с-му идеи о гос и праве. Воздейств непосред на сознан суб и соц жизнь как важнейш идеолог фак-р, 7. прикладная – выраб-т практи-е реком-и. Орг-но – прикл-ая ф-ия ТГП проявл-я в преобр-и, рефор-ии гос-прав жизни, в разр-е реком-й и предл-й по реш-ю акт-ных проблем гос- прав строит-ва, в обесп-и научности гос-го упр-я и прав-го рег-я.
5. Закон-ти истор-го развития гос-ва и права Причины возникновения государств. Гос-во-полит-ая стр-ра особого рода, возникшая на опред. этапе общ-го развития, представ-ая собой центральный институт власти в полит-ой сис-ме конкр-го общ-ва. Вопрос о проис- ии гос-ва яв-ся дискуссионным. Причины показ-ся в разл.теориях возн-ия гос-ва: в теологич. (божественная сила); в договорной (сила разума, сознания); в психол-ой (факторы психики ч-ка); в органической (биол-ие факторы); в материалистич(соц-эк факторы); в теории насилия (военно-полит.факторы). Названные теории яв-ся наиболее распр-ми учениями о способах и пр-ссе появления такого соц-го инс-та, как гос-во, вкл в себя с-мы взглядов, выдел-щие в кач-ве глав.ту или иную причину возн-ия гос-ности. 1.Переход от охоты и собир-ва к производящ-м эк,к-ю в юр лит-ре назыв неолитич революц, 2 три крупных общественных разделения труда: от собир-ва к земледелию, от собир-ва к охоте, появлен ремеслен-ков, а следом купцов, к-е заним-сь исключ-но обменом продукц, 3. Появилась класс раздроблен-ть (богат и бедн) 4. Переход от парного брака к моногамн позвол сосредоточ имущ-во в рамках одной семьи 5. Появл частной соб-ти, а также института наслед-я, к-е влияют на класс раздроблен-ть, а как следствие полит нерав-во Возникновение права. Право как соц-ый инс-ут воз-ет практ-ки одновр-но с гос-ом, так как они призваны обес-ть эф-ть дей-ия др др. Как невозможно сущ-ие гос-ва без права (последнее организует полит власть, выступает зачастую сред-ом осущ-ия пол-ки конкретного гос-ва), так и права без гос-ва (кот. устанав-ет, применяет и гарантирует юр. нормы). Если признать тот факт, что гос-во вызвано к жизни для экон. и полит-го управления всевозможными общест-ми делами, то для реального осущ-ия этого оно должно принимать общеобяз-ые правила поведения в виде юрид. норм или придать общеобяз-ть правовым обычаям. Право – един-ая форма, в кот.гос-во может выражать свои веления как общеобяз-ые. Правовые нормы склад-сь преимущ-но 3 путями: 1) превращение мононорм (первобытных обычаев) в нормы обычного права и санкцион-ие гос-ом; 2) правотворчество гос-ва, кот. выражается в издании спец. док-ов, содер-их юр. нормы – нормат-ых актов (законов, указов, постановлений и т.п.); 3) формирование суд-го права, сост-го из конк-ых реш-ий (приним-ых суд-ми орг-ми и приобр-их хар-ер образцов, эталонов для реш-ия аналогичных дел). Возн-ние права - длительный пр-сс, протекавший на протяж. жизни многих поколений. Поначалу зарожд-сь эл-ты права, отд. прав. идеи и пр-пы, прав. нормы и правоотнош. Право истор-ки возникло как классе явление и выраж прежде всего волю и интересы эк. господств-их классов. Чтобы убедиться в этом, достат. посмотреть древнейш прав акты рабовладельч и феод эпох. На процесс возник-ия и развитправа также оказ влияние специфика геогр-их, культ.-истор. и иных обст-тв. В частности, на Востоке где весьма велика роль традиций, обычаев, религ, осн. источниками права выступ нравст.-религ. воззрения и нормы (идеи Конфуцпя в Китае, Законы Maну в Индии, Коран в мусул-их странах и т.п.) В Европе же кроме обычаев заявляли о себе правотв-во гос орг (законод акты) и суд-ое право (прецеденты). Если обычаи содерж-сь в сознании людей, то прав нормы нач оформляться письменно для всеобщего сведения. Форм-ая определ-ть права – его важнейш признак, без к-го права в принципе быть не может. Возн-ие права – следствие усложнения соц-ых связей, обострения противореч в общ-ве, с регул-ем к-х первобытные нормы справлял все меньше и меньше.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.129.19 (0.012 с.) |