Божественное представление египтян о земной жизни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Божественное представление египтян о земной жизни



 

Сложное напластование верований разных времён и в разных местах представляла собой религия Древнего Египта. Древние египтяне имели множество верховных богов, которые носили не просто разные имена, а некоторые из них в разное время суток назывались по-разному. Например, главный бог Солнца в Египте во время восхода назывался Хепри или Хепрер, в зените – Ра, во время заката – Атум. Боги египтян являлись олицетворением природы и общественного порядка. Важным богом был Птах – бог воды, земли, мирового разума и создателем всего сущего. Считалось, что он вынашивал идею о сотворении мира в своём сердце, а затем с помощью языка, то есть словом дал ей жизнь. Птах в Египте являлся покровителем искусств и ремёсел, изображался в облике человека.

Существовал в Египте и другой миф о боге Нун, который представлял собой первобытный водный хаос. Из него возник бог Атум, превратившийся в Ра. «Из Атума-Ра возникла первая пара богов – бог воздуха Шу и его жена, богиня влажности Тефнут. От них родились Геб – бог земли и Нут – богиня неба, которые, в свою очередь, породили Осириса, Исиду, Сета и Нефтиду[26]. Это были важнейшие и изначальные боги, от которых произошли все другие божества и люди»[27]. Осирис воплощал умирающую и воскресающую природу, был богом добра. Сестрой и женой Осириса была богиня плодородия, воды и ветра, волшебства и мореплавания Исида (Изида). Она олицетворяла супружескую верность и материнство, и изображалась женщиной с головой или рогами коровы. Их сын бог Солнца Гор почитался в облике Сокола, побеждающего силы мрака. В одном из почитаемых египтянами мифов сказано, что Осириса убил его брат, злой Сет, бог пустыни и суховея. Гор в поединке с ним победил Сета и воскресил Осириса, дав ему проглотить свой глас. Но воскресший Осирис больше не вернулся на землю и стал царём мертвых. Царём живых стал Гор.

Солнечный храм фараона Ниусерра (реконструкция)

Египтяне во всём на земле видели божественное начало, поклонялись кошкам, змеям, крокодилам, баранам, навозным жукам – скарабеям и прочее, считая их своими богами. Религиозные обряды были у них пышными. Например, таким обрядом являлся обряд чёрного быка Аписа, который считался символом плодородия и слугой бога Птаха. Он находился в священном специальном хлеву при храме. За ним ухаживал специальный жрец. При нём был горем коров. Умершего быка бальзамировали и при огромном стечении народа с соблюдением сложного ритуала хоронили. Затем на смену ему подбирали такого же чёрного быка с такими же тридцатью признаками, а именно с белым пятном на лбу в форме треугольника, с наростом под языком в форме жука скарабея и прочее.

Статуэтка богини из гробницы Тутанхамона Бог мудрости и письменности Тот

с головой ибиса.

Богиня Исида с сыном Хором. Ипи, начальник дворца, перед богом

Бронзовая статуэтка конца мёртвых Анубисом с головой шакала.

Нового царства Новое царство.

Из растений египтяне наиболее почитали лотос. Они считали, что из цветка лотоса вышел бог Солнца Ра. Среди неорганической природы больше всего почитались заострённые камни, по аналогии с которыми стали строиться обелиски.

Многобожие египтян не способствовало укреплению централизованного государства. Один из фараонов XIV века до н.э. Аменхотеп IV попытался упразднить всех богов, оставив только бога Солнца Атона. Для этого он сделал столицей государства город Ахетанон (нынешнее городище Эль-Амара), сам принял имя Эхнатон (угодный богу Атону), отменил культы других богов, закрыл их храмы, конфисковал храмовое имущество. Но сопротивление могущественного старого жречества и знати было настолько велико, что после Эхнатона, его преемники не сумели сохранить его реформы. Культы старых богов были восстановлены.

Главная доктрина египетской религии – бессмертие души. На основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, по которому смерть не означает конец жизни. Умерший непременно должен воскреснуть и продолжить прекрасную жизнь. Согласно их вероучению, человек состоит из тела – Сах, его тени – Шунт, его имени – Рен, его привидения – Ах, проявления сущности – Ба и души человека – Ка, которая является его бессмертным двойником. Со смертью погибает материальная основа человека. Его душа живёт вечно, и если созданы необходимые условия, одно из которых сохранение тела умершего, то душа непременно соединиться со своим телом и умерший воскреснет. Для сохранения тела в Египте возникло искусство изготовления мумий.

Сведения о пути на тот свет, насыщенном препятствиями, подробно описаны в нескольких книгах, где даются советы, как их преодолеть: «Книга мёртвых», «Книга о вратах», «Книга о подземных пещерах», «Книга о том, что есть в другом мире». В них рассказывается также о том, как проходит суд над умершими перед троном Осириса. На одну чашу весов клали сердце усопшего, на другую страусовое перо богини истины и справедливости Маат. Каждый из сорока богов, окружавших Осириса, задавал вопрос умершему, а весы контролировали правильность его ответа. Ответ должен быть всегда отрицательным: «Я не причинил людям зла», «Я не мучил животных», «Я не богохульствовал», «Я не совершал насилия над бедными», «Я никого не убивал», «Я ни к кому не посылал убийц», «Я чист». Взвесив все «за» и «против» Осирис выносил приговор. При неблагоприятном решении умерший попадал в утробу чудовища с телом гиены и бегемота, львиной гривой и пастью крокодила по имени Амелит – Пожирательницы. После этой второй смерти человек умирал окончательно. В случае положительного решения умерший попадал в царство Осириса, которое не являлось раем и было заселено страшными львами, змеями, скорпионами и крокодилами. Кроме того, там нужно было работать. Если умерший при жизни имел рабов и слуг. Они могли работать за него. Их олицетворяли статуэтки у него в могиле. Заупокойный культ был настолько силён у египтян, что вся их жизнь была посвящена приготовлениям к долгой, безопасной и счастливой жизни после смерти через заботу о погребальной утвари, жертвоприношения, через строительство гробниц, пирамид и обелисков.

Религия египтян отразилась на всей их культуре. Наиболее древние египетские тексты, дошедшие до нас, представляли собой молитвы богам и хозяйственные записи. Занимаясь посевами и жатвой зерна, они создали точный календарь, построенный на наблюдении за небесными светилами. По этому календарю весь год состоял из 365 дней и делился на три сезона, каждый из которых состоял из четырёх месяцев. Древние египтяне примерно тогда же, а именно во II тысячелетии до н.э., первыми в истории человечества изобрели часы – водяные, а также маленькие карманные и солнечные нашейные часики. Обычай мумификации трупов дал толчок развитию медицинской науки в Египте. Было сформулировано учение о кровообращении и сердце как его главном органе, установлена связь между повреждением мозга и расстройством функций частей тела и прочее. Искусство также развивалось на основе египетской религии. Ставился высокий, сужающийся кверху, обелиск в честь бога Ра, верхушка которого покрывалась медью, а сами обелиски – иероглифами. Перед заупокойными храмами возвышались сфинксы, олицетворявшие мудрость, загадочность и силу правителя. Сфинкс представлял собой существо с головой египетского фараона и телом льва. Шедеврами египетского искусства также были статуи фараонов, образцы декоративно-прикладного искусства. Музыка в Древнем Египте называлась «хи» – удовольствие, наслаждение. Ей приписывалась магическая сила. Поэтому для звучания музыки подбирались инструменты не по тембру, а по их мистическим свойствам.

Иначе говоря, египетская культура отразила желание древних египтян воспеть их жажду бессмертия и собственное осознание силы. Второе желание воплотилось в монументальном искусстве.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.008 с.)