Религия в социальной и культурной жизни общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Религия в социальной и культурной жизни общества



 

Религия не является случайным образованием, навязанным богословами, философами, жрецами и тиранами, как полагали многие мыслители прошлого. Она представляет собой необходимый продукт самого общества в разной степени, воспринимавшийся на разных этапах его развития[6]. Религия необходимо возникает и существует в обществе, включена в контекст всемирной истории и культуры, подвержена изменениям в соответствии с общественными переменами, особенно, в материальной области. Скажем, догматика православного христианства со времён первых семи Вселенских Церковных соборов, которые проходили с IV по VIII века в городах Византийской империи, осталась в православии почти неизменной до сих пор. А внешний вид храмов, одежды духовенства, материальные условия богослужения, сохранив главную символику христианства, несколько изменились в соответствии с материальным развитием и научно-техническим прогрессом того или иного общества.

Роль религии в сферах жизни общества имела и имеет ту или иную значимость. Степень влияния религии связана с её местом в обществе, которое изменяется в контексте процессов сакрализации и секуляризации. Понятие «сакрализация» происходит от латинского слова «sacer», которое переводится как «священный». Сакрализация общества представляет собой процесс, когда в сферу религиозного санкционирования в максимальной степени вовлекаются формы общественного и индивидуального сознания, деятельности, отношений, поведения людей, институтов общества и государства. Так, сакрализация западноевропейского общества была очевидной в эпоху средневековья до Возрождения, когда папа римский со своей курией и всем католическим духовенством имели максимальное влияние на государственную политику европейских стран, социальную и культурную жизнь общества и отдельно взятого человека. Это влияние на сегодняшний день сохранилось в государственной символике европейских стран и в традиционной культуре. Например, многие современные европейские страны до их пор сохранили символические христианские цвета (белый, синий, красный, зелёный и чёрный) и христианские кресты на государственных флагах:

 

Болгария Болгария Германия

Польша Сербия Черногория

Испания Португалия Португалия

Португалия Португалия Португалия

Швеция Англия Шотландия

Ирландия Крит Самос

 

Самос Мальта

и прочее.

Ряд стран Ближнего Востока являются сакральными и сегодня, что отразилось в их государственной символике. К таковым относятся Королевство Саудовской Аравии, теократическая исламская республика Иран, Иорданское Хашимитское королевство, где проживает более 90% населения, исповедующего ислам, Объединённые Арабские Эмираты со 100% мусульманским населением и прочее.

Флаги исламских государств:

 

Египет Египет Египет

Сирия Сирия Ирак

Ирак Ливия Судан

Турция Турция Турция Турция

Понятие «секуляризация» тоже имеет латинское происхождение и переводится как мирской, светский. Иными словами процесс секуляризации напротив, ведёт к ослаблению влияния религии на общественное и индивидуальное сознание[7], к ограничению возможности религиозного санкционирования различных видов деятельности, поведения, отношений и институтов. Ярким примером процесса секуляризации могут служить результаты эпохи Возрождения, когда происходило активное обмирщение государственной политики, образования, искусства и в целом культуры, а также попытки строительства атеистического государства в нашей стране в XX веке.

Религия и искусство

Всякая религия есть образное отражение социальных и природных сил, реальных человеческих отношений через искусство. Ещё в древности религиозные верования нашли отражение в произведениях наскальной и пещерной живописи. Подавляющее большинство древних наскальных рисунков – это сцены охоты, изображения людей и животных, иногда людей, ряженных в звериные шкуры, а иногда – зооантропоморфных существ. Анализ этих рисунков позволил учёным сделать вывод о том, что первобытный человек верил в существование особого рода связей между людьми и животными, в возможность воздействия на поведение животных с помощью ряда магических приёмов.

Первая в мире цивилизация возникла в Южной Месопотамии (4300 - 2334 до н.э. (Шумер). Население этой плодородной заболоченной низменности объединялось и основывало небольшие города, как правило, на месте святилищ местных божеств. Первые крупные города были построены здесь около 3500 года до н.э. Они строились по принципу абсолютной самостоятельности в виде городов-государств. Существовало около 12 таких городов государств, главным из которых до 3000 года до н.э. являлся Урук. Каждый город поклонялся собственному божеству, и в его центре находился большой храмовый комплекс, управляемый жрецами. Религия в шумерском обществе играла очень важную роль[8]. Представление месопотамцев о богах и божественной силе отражалось в их художественном творчестве и литературе. Главным легендарным героем месопотамской литературы, наделённым сверхчеловеческой храбростью и силой был Гильгамеш. Первый в мире литературный эпос, записанный клинописью на 12 табличках, посвящался ему. Эпос, долгое время живший в устном народном творчестве, а затем записанный ассирийским царём в VII веке, рассказывает о царе Урука - полубоге, получеловеке. Согласно преданию, Гильгамеш был сыном смертного человека и богини Нинсун. Он правил в Уруке. Но сохранившаяся традиция позволяет полагать, что Гильгамеш был историческим лицом. Например, в шумерских царских списках он упоминается как один из царей первой династии города Урука.

Это один из рисунков эпоса, сопровождавших рассказ о подвигах Гильгамеша

В эпосе рассказывается как жители Урука, измученные работами, обратились к богам избавить их от царя Гильгамеша. Бог неба Анну велел одной богине сотворить такого героя, который мог бы победить Гильгамеша. Богиня слепила из глины могучего человека-дикаря по имени Энкиду. Силы соперников были равны, и они решили стать друзьями. Эта дружба оказалась верной. Они вместе убили страшное чудовище Хумбабу, которое охраняло лес, и совершили много других подвигов[9].

Наиболее стройная система искусств была сформирована в процессе длительного исторического развития в каждой мировой религии на уровне представлений обыденного и теологического, на уровне настроений и действий. Доминанта того или иного уровня в религии определяет оригинальность и своеобразие художественных и, возникающих стихийно, религиозных явлений в процессе взаимодействия всех уровней. Это взаимодействие приводит к синтезирующему искусству и определению общих принципов организации данной системы искусств. Несмотря на стихийность такого процесса, делались попытки практически организовать искусство вокруг церкви. Так, в XIII веке Иоанн Дамаскин реформировал систему византийского литургического пения, создав осмогласие, на основе которой было создано церковное пение[10].

 

Служба в русской православной Троице-Сергиевой Лавре

Религиозным искусством становится театрализованное действо, органически связанное с образной, метафорической природой слова. Например, в православной молитве, церковной службе, в обрядах и церковном пении определяющим элементом является слово. Это значение слова подчёркивают христианские богословы. Слово Божие занимает господствующее положение, а музыка является «только служительницей его – средством к усилению выразительности, к обострению действия слова»[11]. В православной церкви во время песнопения не используются никакие музыкальные инструменты. Музыкальным инструментом является человеческий голос, поскольку «в пении церковном главная задача совсем не красота…, а глубина, сила, важность и притом не мелодий самих по себе, а в связи с текстом, со словами»[12].

 

 

Вербное воскресенье в православном соборе Живоначальной Троицы Данилова монастыря

 

В католической церковной службе музыка более значимая, чем слово. Она не просто может сопровождать молитву, службу, обряды, а также играть доминирующую роль во время службы.

 

Вместе с тем, слово Божие и здесь имеет большое не только религиозное, но эстетическое и художественное значение

 

Тексты всех священных книг религий, богаты содержательной образностью. Таковыми, например, являются суры Корана. Тексты Вед и Библии, которые поражают воображение, просятся на язык поэтического, театрального и музыкального образа. В этих текстах черпается вдохновение для создания произведений светского искусства и литературы.

Слово, музыка, театрализованное представление дополняется церковной архитектурой, не менее эмоционально воздействующей, чем само драматическое действие. Церковная архитектура постепенно становилась необходимым эстетическим фоном, связующим воедино всю систему художественного воздействия. «Строгие и скромные храмы византийской базилики, трогательные и интимные церковки Ростово-Суздальской земли, суровые и величественные соборы Новгорода и Пскова, пышные и торжественные церкви московского пятиглавия, стремительно взлетающие вверх готические храмы европейского средневековья, ритмы крыльев буддийской пагоды и плывущие силуэты мусульманской мечети – всё это органично вплеталось в сложную систему искусств мировых религий»[13].

В каждой мировой религии и её системе искусств существует ведущее искусство, которое придаёт специфику религии, определяет принцип функционирования данной художественной системы, её реальную жизнь. Например, в буддизме и исламе ведущим является декоративно-прикладное искусство, в христианстве – изобразительное и пластическое искусство. Произведения того и другого искусства для верующих представляют собой предметы культового поклонения. Тем не менее, богословские тексты, библейское слово, музыка, архитектура, скульптура, фрески, мозаика, портреты христианской церкви, иконы Андрея Рублёва и других русских богомазов, скульптурные изображения Будды древнеиндийской художественной школы Матхура и прочее – являются произведениями искусства, отражая существенные стороны исторического конкретного бытия, культуры конкретного народа в совокупности и во всей многогранности.

 

Вопросы и задания для повторения:

1. Изложите проблему соотношения религии и культуры в историографии.

2. Охарактеризуйте функции религии в обществе.

3. Расскажите об образном отношении к миру через религиозное искусство.

4. В чём значение музыки и слова в богослужении мировых религий?

5. Какие Вы знаете предметы культового поклонения, относящиеся к произведениям искусства?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.019 с.)