Способы, методы, и типы правового регулирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способы, методы, и типы правового регулирования



Способы правового регулирования:

- Основные (Дозволения – состоят в предоставлении субъектам прав на совершение определенных положительных действий; Обязывания – заключаются в возложении обязанности совершать определенные положительные действия; Запреты – сводятся к возложению обязанности воздерживаться от запрещенных действий)

- Дополнительные (Поощрения – выражаются в награждении субъектов за определенные заслуги; Рекомендации – состоят в предложении избрать наиболее целесообразный вариант поведения)

Типы правового регулирования:

- Общедозволительный – выражается в принципе: «Разрешено все, что прямо не запрещено законом

- Разрешительный – выражается в принципе: «Запрещено все, что прямо не запрещено законом»

При правовом регулировании наиболее распространены императивный и диспозитивный методы.

В основе императивного метода лежит субординация между участниками правоотношения (один субъект правоотношения находится в подчиненном положении по отношению к другому). Императивный метод правового регулирования чаще всего применяется в публично-правовых отраслях (например, в конституционном, административном, уголовном праве) при регулировании властеотношений.

Диспозитивный метод предполагает равенство участников правоотношения, отсутствие между ними отношений власти и подчинения. Диспозитивный метод обычно применяется в частно-правовой сфере (например, отрасли гражданского права).

 

Механизм правового регулирования: понятие, структура

Механизм правового регулирования – это комплексная система, включающая юридические средства и процедуры, при помощи которых осуществляется правовое регулирование.

Структурными элементами механизма правового регулирования являются:

· нормы права;

· правовые акты регламентирующие поведение субъектов права;

· субъекты права;

· правоотношения;

· юридические (правовые) средства, методы, процедуры, при помощи которых и в рамках которых осуществляется процесс правового регулирования;

· юридические факты и фактические составы, с которыми связывается наступление, изменение, прекращение правоотношений;

· юридические последствия субъективных деяний, предусмотренных правовыми актами.

Можно выделить три стадии процесса правового регулирования:

§ общенормативное регулирование;

§ индивидуализация прав и обязанностей – возникновение прав и обязанностей у конкретных субъектов;

§ реализация права.

На первой стадии происходит оформление и юридическое закрепление властного предписания регулятивно-охранительного характера в соответствующем источнике права.

На второй стадии на основе норм права и юридических фактов возникают конкретные права и обязанности у конк­ретных субъектов права, в конкретных отношениях.

На третьей стадии реализации правовая норма начинает «работать» – использоваться участниками правоотношения, применяться к конкретной ситуации.

Различают че­тыре формы реализации норм права:

§ соблюдение,

§ исполне­ние,

§ использование

§ применение норм права.

Основной целью формирования и функционирования механизма правового регулирования является обеспечение социальной стабильности и поддержание режима законности и правопорядка, а также предупреждение и пресечение правонарушений, реализация мер юридической ответственности.

Действие механизма правового регулирования, является упорядоченным и осуществляется в рамках определенного правового режима.

Правовой режим – это особый порядок, выражающийся в определенном сочетании структурных элементов механизма правового регулирования, взаимодействие которых создает условия, благоприятствующие (препятствующие) реализации интересов субъектов права.

Важное место в механизме зани­мает правосознание.

Правовые средства – это юридические «инструменты», с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, разрешаются юридические коллизии, реализуются меры юридической ответственности.

Основными правовыми средствами являются:

§ правомочия – предусмотренные правом возможности;

§ обязывания – закрепленные правом долженствования, побуждающие субъекта к совершению определенных деяний правомерного характера и устанавливающих юридическую ответственность, как за отказ от совершения этих деяний, так и за совершение их с нарушением предусмотренных правил;

§ запреты.

Кроме того, выделяются правовые средства производного характера:

а) правовые стимулы;

б) правовые ограничения;

в) правовые льготы;

г) правовые поощрения.

 

Правомерное поведение: понятие, признаки, виды.

 

Правомерное поведение — деятельность в сфере социально-правового регулирования, основанная на выполнении требований норм права, которое выражается в их соблюдении, исполнении и использовании.

Правомерному поведению присущи следующие признаки.

1. Общественно (социально) полезное явление.

2. Субъективность. Со­вершая то или иное действие в правовой сфере, субъект соотносит его с имеющимися нормами и ценностями, анали­зирует его с позиций того, какую пользу он принесет обще­ству, себе, другим людям.

Формально-юридические критерии правомерного поведения.

1. Правовая регламентация. Правомерное поведение соответствует требованиям правовых норм.

2. Подконтрольность его государству в лице правоприменительных и правоохранительных органов. Деяния субъектов, препятствующие совершению правомерных действий, пресекаются государством.

В зависимости от характера мотивации варианта поведения различаются три основных вида правомерного поведения:

1. Социально-активное поведение, при котором правовые нормы воспринимаются как наиболее целесообразные ориентиры поведения.

2. Конформистское. Поведение по принципу: делаю как все или делаю как большинство.

3. Маргинальное (законобоязненное).

В зависимости от степени социальной значимости правомерное поведение может быть социально-полезным и социально-нейтральным.

1. Социально-полезное поведение порождает существенные положительные правовые последствия, например, повышение обороноспособности армии достигается и таким поведением призывника как прибытие в военкомат для отправки в войска.

2. Социально-безразличное поведение — поведение, при котором общественная польза практически равна нулю, хотя такое поведение вполне допустимо и, к тому же, регламентировано правовыми нормами.

В зависимости от объема затраченной энергии, правомерное поведение может быть подразделено на:

1. Активное правомерное поведение, выражающееся в инициативной деятельности, связанной с дополнительными затратами времени, энергии или материальных средств.

2. Пассивное правомерное поведение, проявляющееся при намеренном неиспользовании принадлежащих субъекту прав и свобод.

Правонарушение: понятие, признаки, виды.

Правонарушение – это общественно опасное, вредоносное, виновное противоправное деяние, совершенное дееспособным лицом, обязанным понести меру юридической ответственности, определенную санкцией соответствующей юридической нормы.

Основные признаки правонарушения.

1) Правонарушение - акт противоправного поведения, выражающийся в фактическом действии или бездействии.

2) Правонарушениями считаются только волевые действия, т.е. действия, зависящие от воли и сознания участников, осуществляемые или добровольно.

3) Правонарушением признается только такое деяние, совершая которое, индивид сознает, что действует противоправно, что своим поступком наносит ущерб общественным интересам, действует виновно.

Виды правонарушений.

По характеру и степени социальной вредности все правонарушения подразделяются на преступления и проступки.

Преступления и проступки следует четко разграничивать. Различаются они степенью общественной опасности.

Определяя степень общественной опасности, используют следующие критерии:

А) - Значимость регулируемого правом общественного отношения, ставшего объектом противоправного посягательства.

Б) - Размер причиненного ущерба.

В) - Способ, время и место совершения противоправного деяния.

Г) - Личность правонарушителя.

Преступление - общественно опасное, запрещенное уголовным законом, нравственно осуждаемое, виновное, наказуемое деяние, посягающее на конституционный строй государства, его политическую и экономическую систему, установленные формы собственности, права и свободы граждан, причиняемые вред охраняемым законом интересам государства, общественных организаций и личности.

Проступки - это правонарушения, посягающие на управленческие, трудовые, имущественные и иные отношения и не достигающие степени общественной опасности преступления.

Административный проступок - это противоправное, виновное действие или бездействие, посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Дисциплинарный проступок – нарушение рабочими и служащими предприятий, учреждений, иных организаций правил внутреннего трудового распорядка, служебной дисциплины, невыполнения служебных обязанностей.

Гражданско-правовые нарушения (проступки) - нарушение норм права в сфере имущественных и некоторых личных неимущественных отношений

Процессуальные правонарушения(проступки) - это нарушения установленных законом процедур, осуществление правосудия, прохождение юридического дела в правоприменительном органе, внесение правоприменительного акта.

 

76 Юридический состав правонарушения. Субъект и субъективная сторона правонарушения

Состав правонарушения: субъект, объект, субъективная и объективная сторона

Субъект правонарушения – лицо, достигшее установленного законодательством возраста, отдающее отчет о своих действиях и способное руководить ими.

Субъективная сторона правонарушения – внутреннее, психологическое отношение правонарушителя к внешне выраженному деянию и его общественно-вредным последствиям.

Субъективная сторона характеризуется целью, мотивом, умыслом и виной.

Мотив правонарушения – внутреннее побуждение лица к совершенному им противоправному деянию.

Цель правонарушения – результат, к которому стремится (явно или косвенно) лицо, нарушающее требования правовых норм.

Вина – психологическое отношение правонарушителя к противоправному деянию и его результатам.

Вина имеет различные формы. Она может быть умышленной и неосторожной, а умысел в свою очередь – прямым и косвенным.

Умысел – проявляется в том, что лицо не только сознает противоправность своего деяния и возможность наступления в результате его общественно опасных, вредных последствиях, но и желает (прямой умысел) или сознательно допускает (косвенный умысел) возможность наступления этих последствий.

Неосторожность – как форма вины в уголовном и административном праве делятся на преступную небрежность и преступную самонадеянность.

При преступной небрежности – лицо не отдает себе отчета в противоправности своего деяния, не предвидит его последствий, хотя могло и должно было их предвидеть.

При преступной самонадеянности – лицо осознает противоправность своего деяния, предвидит его вред и опасный результат, но легкомысленно рассчитывает его предотвратить.

Казус - (случай) – факт, который возникает не в связи с волей и желанием лица (невиновное причинение вреда), т.е. когда субъект не мог и не должен был предвидеть неблагоприятные последствия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.195 (0.022 с.)