Классические методы: групповой, индивидуальный и общинный 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классические методы: групповой, индивидуальный и общинный



Индивидуальный – это форма работы, которая используется социальным работником для помощи индивидам и семьям в решении психологических, межэтнических, социально-экономических проблем путем личностного взаимодействия с клиентом.

Групповые методы – это форма или вид работы, кот используется с целью оказания помощи клиенту через передачу группового опыта для развития его физического и духовного потенциала, формирование соц. потенциала. Цели с которыми люди объединяются в группы: 1)обмен информацией, 2)развитие практических или социальных умений, 3)изменение ценностных ориентаций, 4)перестройка асоциального поведения в положительном направлении.

Общинный метод – это форма или вид работы, направленный на помощь людям, проживающим в общине, в определенном месте жительства.

Вторичные методы: супервизия, планирование, консультирование, социальный менеджмент, развитие организации.

Инновационные методы: Мобильная социальная работа (социальный работник идет в среду молодежи, для работы с подростками, не склонными обращаться в социальные службы). Индивидуальные методы: диагностический подход (ФРЕЙД) – следует обращать внимание на сколько личность больного ценна сама по себе, в независимости от болезни. Функциональный подход (ОТТО РАНК) – все признанные явления, присущие человеку, заложены в нем с рождения. Встреча социального работника и клиента неизбежн6а. Основное внимание на развитие техник и методик. Метод решения проблем – объединяет 2 методики. Процесс помощи из 2-х компонентов – техник и методик социального работника и ресурсов клиента.

Проблема – ситуация, в которой индивид не в состоянии реализовать свои потребности и это осложняет его соц. функционирование. Процесс – повторяющаяся последовательная модель деятельности, приводящая к изменению ситуации и личности клиента. Этот процесс делится на определенные действия:

1.Выпуск отрицательной энергии

2.Снижение беспокойства

3.Защита и помощь в формировании положительной мотивации

4.Рационализация проблемы.

Процедура взаимодействия социального работника и клиента в рамках этого метода:

1.идентификация проблемы

2.взаимные убеждения социального работника и клиента в правильности понимания проблемы

3.сбор и анализ информации

4.составление плана действий

Групповые методы. Главная цель: снятие проблемы и страхов клиента.

Стадии развития

1.целенаправленность, основ. на понимании взаимодействия (ср и члены группы)

2.Управление групповым процессом (взаимодействие между членами группы)

3.установка вербальной коммуникации между членами группы

4.установка невербальной коммуникации между членами группы

5.Создание членами группы особой терапевтической среды

Соц. помощь в группе 2 видов: 1 социокультурная.2 терапевтическая

1 – направлены на расширение жизненного пространства. Осознание и приобретение новых жизненных ценностей, реалистическая оценка своих проблем, принятие соц. норм и помощи (групповое восстановление, групповая самопомощь и дт.).2 - разрешение проблем, которые мешают нормально функционировать в обществе

Плюсы групповой терапии: Опыт; В группе человек вырабатывает роль для успешного функционирования в обществе; Поддержка; Сохранение человеческого достоинства


Успешная семья

Семья должна уметь: понимать и постоянно учиться понимать себя; контролировать, влиять на своих членов; защищать себя; мобилизоваться в критической ситуации; сбалансировано реагировать на поведение своих членов (запрет-поощрение, наказание-похвала); уважать, любить, радоваться успехам; получать поддержку (знать свои права и обязанности. Семейный кодекс; помогать противостоять личностной деградации, самоуничтожению любого своего члена; сосредоточить внимание и усилия на предупреждении возможных осложнений, а не быть скорой помощью; культивировать общение через диалог)

 

Семейный образ жизни

Это сложный социально-психологический процесс, имеющий свои этапы и противоречия между ними.

Это может быть:

- семья или отдельные члены не успевают за сменой этапов;

- адаптационность к зрелым и поздним этапам семейной жизни может осложняться несовершенством психологических установок взаимоотношений: насильственное удержание детей в подчинении, пренебрежение здоровьем, утрата взаимопонимания супругов и др.

Формирование семейного образа жизни – это результат потребности в нем, в основе которого лежат фамилистский образ мышления и поведения.

Его свойства:

- осознанное участие в «соц.обмене» с О-вом;

- семейная самоидентификация, потребность личности в семейной жизни;

- ответственность членов семьи друг перед другом;

- ответственное родительство (не только право родителей на определение количества желаемых детей, но и их ответственность за материальное обеспечение и духовно-душевные усилия по воспитанию детей);

- ответственность перед будущим поколением, предотвращение всего, что может осложнить жизнь детей (нездоровье, аборты, психологическое отрицательное взаимодействие, агрессивность, насилие);

- уважение к детям;

- совпадение в главном целей и ценностей, исповедуемых в семье;

- толерантность как основа межпоколенного взаимодействия;

- полифункционая направленность во всех сферах жизнедеятельности

Сферы жизнидеятельности:

· Производственная (экономическое самоопределение и самообеспечение на основе семейного труда или труда во внесемейном пространстве)

· Экономическая (накопление, распроряжение собственностью, передача ее по наследству)

· Репродуктивная

· Хозяйственно-бытовая

· Духовного общения

· Эмоционально-психологические отношения

· Сексуальные отношения

- предвидение отрицательных форм поведения, взаимоотношений, семейных решений.

- самоконтроль, самоограничение как основа консенсуса, эгалитарных внутрисемейных отношений.

- социокультурная обучаемость и психологическая готовность к структурным изменениям семьи (рождение детей, вдовство, усыновление) и смене социальных ролей.

Деформация семейного образа жизни непосредственно и негативно влияет и на семью и социум в целом. Семейный образ жизни выступает одновременно следствием и основанием функционирования семьи.

21. Т.А. Гурко. Родительство в меняющихся социокультурных условиях.

Одна из важных особенностей сегодняшнего российского общества - переход от "узкого" типа культурной социализации (ориентации на стандарт, жесткий норматив) к "широкому", предполагающему, плюрализм, вариативность, личност­ную независимость.

Фактически речь идет о последствиях того, что прежде называли "возрастание личностного фактора". Ко­нечно, отклонения от принятой нормы существовали и в советский период - на уровне неформальной морали и недекларируемых ценностей. Научное их ис­следование было затруднено.

Что происходит с социальными институтами в новой ситуации? Можно говорить о постоянном увеличении удельного веса матерей (а на Западе и отцов), воспитывающих ребенка без мужа (жены). Растет и число родителей (отчимов, мачех, приемных), не связанных с воспитываемым ребенком биологическими узами. Вследствие увеличения разводов и внебрачных рождений многие отцы (иногда матери) не проживают с детьми, причем некоторые из них являются "эпизодическими", а другие, не поддерживая никаких контактов с ребен­ком, так и остаются только биологическими родителями.

Как результат снижения рождаемости увеличивается число однодетных роди­телей; в то же время некоторые матери и отцы сознательно ориентированы на большое число детей.

Возраст родителей в значительной мере влияет на родительские чувст­ва.

Происходит возрастание разнообразия стилей воспитания и общения с детьми (то, что Р. Мертон определял как "девиацию" в семейной социализации, сегодня можно квалифицировать в определенных границах как вариативный тип).

Изучение родительства в сегодняшних российских условиях представляется особенно актуальным.

Задача данной статьи состоит в анализе установок матерей с точки зрения

со­циокультурных норм в сфере родительства.

Цель такого анализа - подтвердить гипотезу об отсутствии доминирующего норматива, описать распространенные типы. Рассматривается также специфика отношения мальчиков и девочек к отцам и матерям, распределение родительских ролей в семьях различных типов по оценкам матерей.

Выборка и методы

Результаты получены в исследовании, проведенном в конце 1994-начале 1995 г. Всего опрошено 980 подростков в четырех городах, а также 450 их матерей из нуклеарных однодетных семей (этот тип как среди полных, так и неполных семей становится все более распространенным).

Результаты

Как свидетельствуют полученные данные, матери подростков в полных однодетных семьях занимаются с ребенком (ходят на прогулки, следят за учебой, посещают школу, занимаются с ребенком дома) чаще, чем отцы.

Отчимы еще меньше времени занимаются с детьми, чем отцы, причем чаще с мальчиками, неже­ли с девочками. Почти половина матерей объясняет это тем, что "отец ему/ей неродной" как бы заведомо не предполагая нового мужа в роли отца.

Среди подростков, проживающих с матерью после развода родителей, 34% мальчиков и 19% девочек общаются с неживущим с ними отцом часто, 41 и 56% соответственно видятся редко и иногда разговаривают по телефо­ну, 23% не видятся совсем. Среди тех, кто рожден вне брака, никто не об­щается с отцами. По мнению матерей, инициаторами встреч являются дети, а бывшие мужья обычно и не проявляют никакого интереса".

В семьях с обоими родными родителями критичны и к матерям и к отцам, нежели мальчики (любят мать "без но" - за то, что она добрая и хорошая 51% мальчиков и 41% девочек, а отца 53 и 44% соответственно). Девоч­ки чаще считают, что матери их не понимают, а также выражают несогла­сие с их требованиями. И девочки и мальчики недовольны, что мать ругает "не за что", кричит, "пилит", а также тем, что "не дает самостоятельности", "слишком беспокоится", "лезет в мои дела". В семьях с отчимами девочек не устраивает характер матери (19%), мальчиков (12%) - то, что она мало дает денег.

В отношении отцов претензии несколько иные. И девочкам и мальчикам не нравится грубость отца (мальчиков отцы "доводят", некоторые его боят­ся), несправедливость, строгость и сердитость, претензии на абсолютную правоту (традиционные отцовские качества в крайнем выражении). С отца­ми дети хотят "быть чаще", жалуются на его отсутствие дома. Девочки ча­ще, чем мальчики, отмечают пьянство отца и его привычки (их "бесит" то, что он неопрятен, ленив, зануден). Таким образом, многие подростки дале­ко не всегда "принимают" своих родителей, что сказывается и на восприятии их требований.

В концепции исторических типов семьи СИ. Голод выделяет детоцентрический тип, превалирующий, по мнению автора, в современный период в России [14]. Анализ установок матерей в сфере межличностных отношений с детьми в какой-то мере подтверждает его тезис. Более половины матерей имеют максимальные показатели по шкале "кон­центрация на ребенке", причем устоявшееся мнение о том, что матери в не­полных семьях более "детоцентричны" не подтвердилось.

Матери в большей мере считают себя контролирующи­ми, нежели сами подростки.

Последние несколько пе­реоценивают свою самостоятельность (но не настолько, как это принято считать).

Нет необходимости доказывать, что материнская установка, часто реализуе­мая через подспудное "программирование", - один из важнейших факторов в со­циальном конструировании пола. Для определения таких установок были про­анализированы ответы на открытые вопросы анкеты. Взгляда опрошенных ма­терей нельзя свести к какой-либо доминанте. Очень условно можно их классифицировать на пять типов. 29% матерей считают, что когда юноша и девушка вырас­тут, оба они должны создать семью и получить специальность, некоторые указы­вают исключительно на семейные роли, иногда упоминается одновременно необ­ходимость заботы о своих родителях. 28% матерей очень определенно представляют роль девушки, которая в первую оче­редь должна стать, матерью и хозяйкой, мужская же роль выглядит туманно. Мальчик должен стать "мужчиной", в это понятие вкладываются различные характеристики - от галантности ("подавать руку при выходе из троллейбуса") до "отслужить в армии", соответствовать "званию мужчины". Мужчина мыслится при этом или находящимся где-то на периферии каждодневной жизни, или как элемент интерьера. Третий тип (10%) соот­ветствует взаимодополнительной модели распределения семейных ролей - мальчику предписывается в будущем роль хозяина, главы, имеющего высокооплачиваемую работу и способного "обеспечить семью", а девушка „должна. "удачно" выйти замуж, быть ласковой и женственной^ поддерживающей мужа в трудную мину­ту, заботящейся о детях. Два других выделенных типа представлений не расточают семейные роди, 14% матерей указывают на сходные личностные черты - девушка и юноша долж­ны стать хорошими разносторонними людьми, уметь работать.

На вопрос "Что Вы прежде всего хотели бы воспитать в своих детях?" треть матерей не зависимо от по­ла ребенка, возрастной группы, уровня обеспеченности и образования поста­вили на первое место "частность, правдивость", 20% - "целеустремленность, усердие в достижении успехов", 14% - "здравый смысл, обдуманные суж­дения" (см. табл. 2). Если интерпретировать полученные результаты соглас­но концепции автора методики М. Кохн, то можно сделать вывод, что об­следованные матери в меньшей мере ориентированы на развитие внутрен­них регуляторов поведения детей (ответственность, чуткость и вниматель­ность к другим людям, любознательность, сдержанность - всего 17%), и в большей - на конформистские ценности (умение вести себя на людях, чест­ность, аккуратность, послушание родителям, хорошие оценки и поведение в школе - всего 46%).

Расхождение ценностей, отношение детей к родителям сказывается и на подростковой идентификации. Среди опрошенных девятиклассников, только 16% девочек и 6% мальчиков хотели бы быть похожими на мать, 3 и 14% со­ответственно - на отца, и только 2% на обоих родителей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 915; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.58 (0.019 с.)