Как помочь ребенку, пережившему разлуку с семьей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как помочь ребенку, пережившему разлуку с семьей.



Определенность: ребенку важно знать, что будет дальше, какие порядки в том месте, куда он попал. Необходимо заранее рассказать ребенку о других членах семьи, показать их фотографии, показать ребенку его комнату (либо часть комнаты), объяснить что это - его пространство. Нужно все время кратко, но внятно рассказывать ребенку о том, что будет дальше происходить

Утешение: если ребенок подавлен, и проявляет другие признаки горя.

Физическая забота: любимая ребенком еда, спокойный сон, забота о нем.

Инициатива: нужно инициировать «+» взаимодействие с ребенком, проявлять первыми внимание и заинтересованность его делами и чувствами, задавать вопросы и выражать тепло и участие, даже если ребенок кажется равнодушным или угрюмым.

Воспоминания: ребенок может захотеть поговорить о том, что с ним было, о своей семье. Важно поговорить с ребенком. Если его рассказ вызовет сомнения или смешанные чувства; ребенку важнее быть внимательно выслушанным, чем получить совет.

Памятные вещи: фотографии, игрушки, одежда - все это связывает ребенка с прошлым, является материал воплощением значительной части его жизни. Важно: каждый ребенок, переживший разлуку или утрату, должен иметь что-то на память, и недопустимо выбрасывать это, тем более без его согласия.

Помощь в организации дел: дети часто чувствуют себя растерянными в новом месте и при таких серьезных изменениях в своей жизни. Могут обсуждать и планировать дела вместе, давать конкретные советы по поводу какой-либо деятельности, писать записки-памятки и т.д. Важно: поддерживать ребенка, если он злится на себя за свои промахи: "то, что происходит с тобой - нормальная реакция на ненормальные обстоятельства", "мы справимся" и т.д.

В характере приемного ребенка могут быть черты, про которые смело можно сказать: "это уже не его горе, а мое!". Необходимо помнить, исправить все срезу нельзя. Сначала ребенок должен привыкнуть к нов семье, принять изменения в своей жизни, и только потом он будет меняться сам. Вышеприведенное описание относится к сфере внутренних переживаний детей, столкнувшихся с проблемой разрыва близких отношений и необходимостью формирования новых привязанностей. При этом существует четкая динамика в процессе строительства внешних отношений с теми людьми, которые заботятся о ребенке, и волею обстоятельств становятся для него самыми близкими, в той или иной степени заменяя родителей.

Большинство детей, чей опыт жизни в семье не был катастрофическим, и чье доверие ко взрослым подорвано не окончательно, ждут новую семью как средство исцеления от одиночества и покинутости, с надеждой на то, что в их жизни все еще будет хорошо.

Работа с ребенком при помещении в новую семью.

Дети, разлученные с семьей: разница между знанием о собственной ситуации и пониманием ее. Помощь приемным детям по восстановлению идентичности. Постоянство и непрерывность. Настоящее: разделение чувств и предоставление стабильности.

* Объяснение ребенку необходимости перемещения приемлемым образом ("правда не должна уничтожать").

* Сообщение о том, что будет происходить в ближайшее время и что планируется в будущем.

* Работа с возникающими эмоциональными проблемами. Признание страха, тревоги ребенка, его печали о людях, оставленных позади, и неуверенности по поводу будущего.

* Предоставление конкретного места и наличие конкретного заботящегося лица в настоящий момент.

* Сохранение любимых вещей и допустимых привычек (еда, одежда, жизненный уклад). Прошлое: осмысление и принятие

* Обеспечение информацией о прошлом (каждый ребенок в соответствии с обстоятельствами и возрастом должен представлять, кто он, каково его происхождение, где и когда он родился, где прежде жил, кто его биологические родители и где они сейчас, информацию о других родственниках).

* "Книга жизни" - материальные свидетельства о прошлом: фотографии самого ребенка прежде и теперь, значимых людей и мест, записи и т.д. Акцент - на успехи, «+» события, «-» события также обозначаются, но сдержанно.

* Контакты, насколько они уместны, с кровной семьей и прежними знакомыми.

* Выяснение того, как именно ребенок объясняет расставание с семьей. Проблемы ответственности и контроля. Работа с чувствами вины и потери.

Прояснение разницы между любовью к родителям и принятием их плохого обращения с собой как "правильного".

* Помочь ребенку понять связь между имеющимися проблемами в настоящем (замешательство/депрессия/агрессия) и прошлым травматическим опытом.

Будущее: цели и перспективы.

* Признание различия между биологическим и психологическим родительством без оценивания этого различия.

* Помощь в построении моделей будущей самореализации, включая возможность последующего воссоединения с кровной семьей.

15. Проблемы семей мигрантов. Валитов В.Н. "социальные сети российских мигрантов и коренных жителей"

Массовая иммиграция в Россию, обусловленная ростом националистических движений на периферии бывшего СССР, изменяет социальный состав принимающей стороны и порождает проблемы адаптации иммигрантов. Включение их в новую городскую среду предполагает приобщение к соответствующему жизненному укладу, языку, традициям. В данной статье рассматриваются способы построения социальных сетей и их влияние на формы экономической активности иммигрантов и коренных жителей.

Социальная сеть определяется как "заключение соглашений между двумя взаимодействующими акторами".

Зависимость между типом построения социальных сетей и стилями экономического поведения дает возможность говорить о существовании трех групп социальных сетей и соответствующих тактиках экономического поведения.

Первая группа социальных сетей строится на основе "сильных" связей, свойственных семейной организации. Эта группа главным образом связана с поиском второй работы, новой работы и поиском возможности уехать за границу.

Вторая группа социальных сетей – "деловые" связи. Тактика, реализуемая с их помощью, заключается в повышении квалификации, соответственно до вращения и после вращения. Третья группа основана на "слабых" связях, которые сформированы общественными организациями, религиозными организациями и контактами с местными органами власти. Реализуются они в стремлении наладить связи с нужными людьми, уехать за границу и изменить профессию. После вращения добавляется еще одна тактика – стремление начать свое дело.

Сильные связи.

Социальные связи в таком случае играют двойную роль: через них идет поиск рабочей силы, а также устройство на рабочие места вновь прибывших членов без официального оформления, "по звонку".

Деловые связи.

сеть служит и для минимизации случаев несоблюдения условий договоров, и для регулирования взаимоотношений между партнерами. Социальная сеть устанавливает критерии отбора партнеров, ограничиваясь кругом лиц, чья профессиональная безупречность проверена совместной работой.

Слабые связи.

Социальная сеть, построенная внутри общины, направлена на увеличение человеческого, а не экономического капитала. Таким образом, возникают солидарности, основанные на этничности, формируются социальные сети и конструируются границы этнических групп.

Социальные сети являются важным информационным и экономическим источником. "Слабые" связи служат дополнительным ресурсом для эффективных стратегий экономического поведения – открытия собственного дела, эмиграции. В то же время исследование опровергает взгляд на существование этнического предпринимательства как формы экономической мобилизации этнических общин. Община не обеспечивает значительной экономической выгоды входящим в нее этническим меньшинствам.

Исследование также показало, что экономическое поведение не строится на основе этнического предпочтения. Этничность как один из определяющих моментов деловых сетей является востребованной лишь на начальном этапе экономической деятельности, впоследствии же она рассматривается как форма дополнительного социального капитала. Деловые сети в большей степени служат для минимизации рисков, в то время как для получения дополнительной прибыли предприниматели стремятся установить слабые связи с местными органами власти. Вместе с тем этническая идентичность играет заметную роль на рынке труда при неформальной занятости.

 

16. Принципы социальной работы с семьей.

1. Опора на социологию семьи как наиболее естественную и продуктивную среду для социальной работы. Актуальность социологического анализа социальной работы самоочевидна;

2. Рассмотрение семьи как целостного организма в контексте социального окружения;

3. Конкретность существования, которая отражает нравственное, социально-психологическое становление и самосохранение личности, объединяя такие её качества, как социальная идентичность; немифологичность - реалистичность в оценке своих ближних и дальних социальных кругов; самоощущение в максимальном совпадении с целостным восприятием семьи, общества («знать себя, знать мир в котором живёшь»), избегание «социального самозванства». Здесь же: пристальное внимание ко всем аспектам проблем клиента и его терапии, к подробностям, мелочам жизни. Освоение данной категории должно способствовать преодолению достаточно сложных состояний клиента «три беды»:манипулятивность, неуправляемость, социальная апатия.

4. Семейная ситуация может быть описана в категориях: временная проблемность, Кризис/проблема, кризис/распад. Социальная работа с такой семьёй идёт по принципу субъект - субъектного терапевтического взаимодействия. Но резкая перемена в семейной жизни может затруднить реализацию данного принципа. К сожалению, ещё достаточно семей- объектов, принудительных клиентов соц.работы.

5. Принцип фамилизма, который можно расшифровать, как: «благополучие каждого зависит от благополучия всей семьи» и наоборот «не может семья считаться благополучной, если есть неблагополучие хотя бы одного члена семьи.

6. Семья в социальной работе должна восприниматься, как целостный организм. Члены семьи как составляющие элементы любой общности находятся в процессе общения, взаимодействия, взаимозависимости.

7. Принцип сохранения, оберегания семейно- личностного пространства, целостности семейной среды.

8. Нахождение решений приемлемых для всей семьи в целом. Вместе с тем, единицей непосредственной терапии является индивидуум.

9. Анализ потенциала, ресурсности семьи, пределов её компетентности для оптимального вмешательства.

10. Синергетический принцип совместных усилий семьи и соц.работы.

11. Принцип прямого активизирующего, самостоятельного действия/участия семьи во всех сферах повседневной жизни, реализации функций.

12. Ориентация на самоосуществление, организацию семейной жизнедеятельности, семья-сама себе технолог, терапевт.

13. Приоритет самоощущения и самооценки семьи при допущении необъективности, отклонений и уклонения от действительного состояния внутрисемейных отношений.

14. Защита семьи от социума и от себя самой.

15. Семья -"S" социально – психологической самотерапии и социальная работа с другими семьями.

16. Принцип осуществления социальная работа на индивидуальном и общинном уровнях через семью.

17. Принцип предвидения возможных негативных последствий для отдельных членов семьи, изменений во внешней среде и внутреннем мире клиента-семьи.

18. Принцип суверенности семьи по отношению к обществу. Семья имеет право охранять свою жизнь от внешнего вторжения, за исключением случаев, определённых законом.

19. Принцип "социального минимума" в отнесении семей к той или иной категории, включая душевой доход, качество питания, обеспеченность жильём, доступ к системам здравоохранения, информации и культуры.

20. Приоритетное внимание наиболее важным, не терпящим отлагательства семейным проблемам.

21. Критерий эффективности семейной терапии - стабилизация, укрепление семейного взаимодействия и способности к саморазвитию.

 

Семейные социальные роли

Семейная роль – один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяемости в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Индивид должен четко представлять себе, что, значит, быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения ждут от него, какие правила, нормы ждут от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение. Для того чтобы сформулировать образ своего поведения, индивид должен точно определить свое место и место других в ролевой структуре семьи. Например, может ли он исполнять роль главы семьи, вообще или, в частности, главного распорядителя материального достояния семьи. В этом плане немаловажное значение имеет согласованность той или иной роли с личностью исполнителя. Человек со слабыми волевыми качествами, хотя и старший по возрасту в семье или даже по ролевому статусу, например, муж, далеко не подойдет к роли главы семьи в современных условиях. Для успешного формирования семьи немаловажное значение также имеет чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого поведения, которая проявляется в способности без особых затруднений выходить из одной роли, включаться в новую сразу, как этого потребует ситуация. Например, тот или иной богатый член семьи играл роль материального покровителя других ее членов, но его финансовое положение изменилось, и изменение ситуации сразу же требует изменения его роли. Ролевые отношения в семье, образующиеся при выполнении определенных функций, могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. Социологи отмечают, что ролевой конфликт чаще всего проявляется как:

1) конфликт ролевых образцов, что связано с неправильным их формированием у одного или нескольких членов семьи;

2) межролевой конфликт, при котором противоречие заложено в противоположности ролевых ожиданий, исходящих из разных ролей. Такого рода конфликты наблюдаются часто в многопоколенных семьях, где супруги второго поколения одновременно являются и детьми и родителями и должны соответственно сочетать противоположные роли;

3) внутриролевой конфликт, при котором одна роль включает в себя противоречивые требования. В современной семье такого рода проблемы бывают чаще всего присущи женской роли. Это относится к случаям, когда роль женщины предусматривает сочетание традиционной женской роли в семье (хозяйки, воспитательницы детей и т.д.) с современной ролью, предполагающей равное участие супругов в обеспечении семьи материальными средствами. Конфликт может углубиться, если жена занимает более высокий статус в социальной или профессиональной сфере и переносит ролевые функции своего статуса во внутрисемейные отношения. В подобных случаях очень важна способность супругов к гибкому переключению ролей. Особое место среди предпосылок ролевого конфликта занимают трудности с психологическим освоением роли, связанные с такими особенностями личностей супругов, как недостаточная моральная и эмоциональная зрелость, неподготовленность к исполнению супружеских и, в особенности, родительских ролей. Например, девушка, выйдя замуж, никак не хочет переложить на свои плечи хозяйственные заботы семьи или родить ребенка, пытается вести прежний образ жизни, не подчиняясь тем ограничениям, которые накладывает на нее роль матери, и т.д. В современном обществе семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и в других важнейших функциях. Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились ролевыми, при которых подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддийской культурами стали участвовать в производстве, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в принятии семейных решений. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оно способствовало росту самосознания женщины, равенство в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличивало уровень смертности. Социальные роли и нормы определяют соответствующее и ожидаемое поведение, которое ориентировано на удовлетворение специфических социальных потребностей.

 

Методы социальной работы

Под методами ср понимается специфическая форма вмешательства, осущ. на разных уровнях: групповом, индивидуальном и общинном.

Виды методов:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 738; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.117.109 (0.034 с.)