Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие закона и его признаков

Поиск

Формирование правового государства связано с повышением роли закона в государственной и общественной жизни. Отражая в концентрированном виде социальные интересы, закон выступает главным регулятором общественных отношений, гарантом прав и свобод гражданина. Он служит важнейшим средством преобразований в экономической, социальной и иных сферах и одновременно1 способствует стабилизации устойчивости общественной обстановки. Закон устанавливает легальные рамки деятельности всех государственных и общественных институтов. Занимает ведущее место в правовой системе, поскольку его юридическая сила определяет динамику и содержание всех остальных правовых актов.

Закон является главной разновидностью нормативно – правовых актов, а также основной категорией законодательной системы страны. Закон – это нормативно – правовой акт высшей2 юридической силы (по отношению к иным нормативно – правовым актам), принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, регулирующий наиболее важные общественные отношения и являющийся (наряду с Конституцией РФ) основным источником права.

Теория закона сформулировала следующие основные и важнейшие признаки закона.

 

__________________________

1Малько А.В. Суменков С.Ю. Правовой иммунитет теоритические и практические аспекты. Журнал российского права 2002. С.473

2 Маврин, С. П., Филиппова, М. В. Хохлов, Е. Б. Трудовое право России: учебник. СПб., 2011.С.643.

 

Признаки закона:

1) принимается специально уполномоченными органами;

2) принимается при строгом соблюдении процессуального порядка;

3) регулирует наиболее значимые, важнейшие отношения;

4) общеобязательная трактовка, их отмены, общественные отношения;

5) стабилен;

6) обладает высшей юридической силой;

7) выражает волю и интересы народа;

Все эти признаки закона существуют не изолированно, а в единстве. Их нельзя разрывать. Они позволяют лучше понять природу и особенности закона, смысл законотворчества. Помогают избежать законодательных ошибок. Способствуют правильному толкованию и применению закона. Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество1 верховенства. Органами, уполномоченными принимать законы, являются:

- Федеральное Собрание РФ (Государственная Дума и Совет Федерации) – федеральные и федеральные конституционные законы России;

- законодательные (представительные) органы субъектов РФ- законы субъектов федерации;

Иные органы не обладают правомочиями принимать законы. Особый

__________________________

1Магазинер, Я.М. Избранные труды по общей теории права отв. ред. проф. А.К. Кравцов. СПб: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2009. С. 620

 

процессуальный порядок принятия1 закона (включающий ряд последовательных стадий) указан в Конституции РФ, конституциях, уставах субъектов РФ и регламентах органов, в компетенцию которых входит принятие законов.

Наиболее значимыми общественными отношениями, регулируемыми законом (на уровне государства), являются:

- вопросы конституционного характера;

- порядок образования и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

- права, свободы и обязанности человека и гражданина;

- порядок создания и деятельности общественных организаций;

- ключевые вопросы в области экономики;

- вопросы обороны и безопасности;

- международные отношения;

- принятие и изменение бюджета;

- установление налогов.

Общеобязательность закона2 подразумевает, что его нормы должны исполнять (соблюдаться и т.д.) всеми государственными органами, должностными лицами, гражданами, общественными организациями, юридическими лицами без исключения.

 

 

________________________

1Муратова С. А. Теория государства и права. Учебное пособие. М., 2011. С. 31.

2Мами К.А. Правовое государство социальный идеал и реальность. 2003. С.436.

 

Стабильность закона обеспечивается1 особым порядком принятия закона (изменения, отмены). Закон может быть изменен или отменен, минуя сложную юридическую процедуру, органом, принявшим его, в редких случаях и в силу большой общественной необходимости.

Высшая юридическая сила закона в том, что:

-он занимает главное (после Конституции РФ) место в иерархии нормативно правовых актов;

-положения данных2 актов должны соответствовать закону и не противоречить ему. народа в результате согласования различных социальных интересов. Закон представляет собой нормативное выражение воли.

 

 

_______________________________

1Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. Учебник для вузов М., Норма – инфра Москва. 2000. С. 448

2Пиголкин А. С. Общая теория государства и права. Академический курс в трех томах. 2007. С. 623

 

 

Виды законов

Классификация законов может проводиться по различным основаниям:

- их юридической1 силе (Конституция РФ, федеральный закон, федеральный конституционный закон, закон субъектов Федерации);

- субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом);

- предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.д.);

- сроку действия (постоянные законы и временные);

- характеру (текущие и чрезвычайные);

- сфера действия (общефедеральные и региональные);

- содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и т.д.);

- степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические – ГР РФ, УК РФ и т.д.);

- значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные);

- объем регулирования (общие и специальные) и т.д.

Основными видами законов (в зависимости от уровня органа, принявшего их) в Российской Федерации являются:

 

______________________

1Пучков О.А. Теории государства и права: учебник для вузов М., Норма, 2006. С. 202.

 

- федеральные законы;

- законы субъектов федерации;

В свою очередь федеральные законы подразделяются на:

- федеральные конституционные законы (разновидность федеральных законов);

- федеральные законы;

Федеральный конституционный закон – закон, непосредственно регулирующий1 важнейшие конституционные институты государства, принимаемые для регулирования вопросов, прямо указанных в Конституции РФ2. Среди них вопросы:

- о военном положении;

- о чрезвычайном положении;

- о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта;

- об изменении статуса субъекта РФ;

- о государственном гербе, гимне и флаге Российской Федерации;

- о референдуме;

- о судебной системе;

- о судах основного звена;

______________________

1Панкратов В.О. дисциплинарной ответственности к дисциплинарному судопроизводству. 2004. С.295.

2Певцова Е.А. Правовое образование в России. Формирование правовой культуры современного общества. М., АПКиПРО, 2002. С. 472.

- о Конституционном Суде РФ;

- о Верховном Суде РФ;

- о Высшем арбитражном суде РФ;

- о Конституционном собрании РФ;

Точно определено иерархическое место федерального конституционного закона ему не могут противоречить федеральные законы (п. 3 ст. 76 Конституции Российской Федерации. Специфичен порядок принятия федерального конституционного закона. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 2/4 от общего числа членов Совета Федерации (134 и более) и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (301 и более) Принятый федеральный конституционный закон в течении 14 дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию. Права вето в отношении федерального конституционного закона Президента РФ не имеет. Федеральный1 конституционный закон обладает более высокой юридической силой по сравнению с федеральным законом. Нормы федерального конституционного закона обладают повышенной стабильностью и занимают промежуточное Положение между нормами федерального закона и конституционными нормами. Федеральный закон – закон, принимаемый Федеральным Собранием от имени Российской Федерации по предметам ее ведения. Федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало 50 % + 1 голос от общего числа депутатов Государственной Думы (то есть 226 и более депутатов); а так же

 

_____________________

1Певцов Е.А. Теория и методика обучения праву. М., Владос. 2003. С.375.

 

50%+1 голос от общего числа членов Совета Федерации (90 и более); Президент РФ подписывает федеральный закон.

Сроки рассмотрения проекта федерального закона составляют:

- Государственной Думой не ограничены;

- Советом Федерации – 14 дней (в случае не рассмотрения Советом Федерации принятого Государственной Думой в окончательном варианте проекта федерального закона в течении 14 дней со временем его поступления законопроект считается одобренным Советом Федерации);

- Президентом РФ – 14 дней;

Сроки передачи принятого Государственной Думой законопроекта в Совет Федерации и принятого1 Совета Федерации законопроекта на подпись Президенту РФ обязан рассматривать принятые Государственной Думой проекта федеральных законов по вопросам: федеральных налогов и сборов; федерального бюджета; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров; статуса и защиты государственной границы; войны и мира. В случае неодобрения Советом Федерации принятого Государственной Думой проекта федерального закона (наложения вето Советом Федерации) данный2 законопроект может быть рассмотрен в согласительной комиссии палат парламента и передан на повторное45 рассмотрение в Совет Федерации либо вновь принят квалифицированным большинством (свыше 2федерального закона (наложения вето Советом

_______________________

1Поляков А.В. общая теория права. 2001. С.445.

2Пьянов Н.А. Консультации по теории государства и права. М., Юридический вестник. 2003. С. 654.

 

Федерации) данный законопроект может быть рассмотрен в согласительной комиссии палат парламента и передан на повторное рассмотрение в Совет Федерации либо вновь принят квалифицированным большинством (свыше 2/3 голосов) от общего1 числа депутатов Государственной Думы (301 и более) преодоление вето Совета Федерации и передан на подпись Президенту РФ, минуя Совет Федерации. Президент РФ рассматривает в течении 14 дней проект федерального закона, принятого либо простым большинством (50%+1) от общего числа членов обеих палат парламента, либо квалифицированным большинством (свыше 2/3 голосов) от общего числа депутатов Государственной Думы, и подписывает законопроект, после чего он становится законом, и обнародует его либо отклоняет (налагает вето) Вето Президента РФ считается отклоненным, если и Государственная Дума, и Совет Федерации вновь примут данный законопроект квалифицированным большинством (2/3) от их общего числа то есть соответственно 301 голос и более и 119 голосов и более, после чего2 Президент РФ обязан подписать и обнародовать данный федеральным законом в течении 7 дней. Законы субъектов федерации принимаются законодательными (представительными) органамисубъектов РФ. Порядок и процедура принятия данных законов и иные вопросы определяются регламентами законодательных (представительных) органов субъектов РФ, а так же конституциями республик в составе РФ и уставами иных субъектов Российской Федерации.

_______________________________

1Перевалова В.Д. Теория государства и права. М., Норма 2003. С. 374.

2Пешин, Н. Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели. М., 2011. С.41.

 

Структура закона

Закон как нормативно1 правовой акт высшей юридической силы имеет особую структуру, которую составляю следующие элементы (которые иногда называются реквизитами):

- наименование органами, принявшего закона;

- название закона;

- номер и дата принятия;

- преамбула;

- нормативно – правовое содержание закона;

- последствия несоблюдения закона;

- отмена законом иных нормативно – правовых актов (правовых норм);

- опубликованные закона и вступление его в силу;

- подписание закона.

Закон (как и любой нормативно – правовой акт) должен содержать наименование принявшего его органа. От уровня государственного органа, в компетенцию которого входит принятие2 соответствующего закона, зависит его юридическая сила. Название закона должно указывать на круг общественных отношений, для урегулирования которых он принят (то есть

__________________________

1Пешин, Н. Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели. М., 2011. С. 41.

2Пчелинцева, Л. М. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. М., 2010. С.281.

 

на предмет правового регулирования). Необходимо стремиться к тому, чтобы название закона (позволяющее индивидуализировать его из массы других законов) отражало его содержание, звучало кратко и понятно. Номер закона и дата его принятия также помогают индивидуализировать его и занять определенное место в иерархии нормативно – правовых актов. При принятии федеральных законов1 Федеральным Собранием (Государственной Думой, Советом Федерации) соответствующей датой считается день окончательного принятия данного акта Государственной Думой. Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.

Нормативно – правовое содержание является главным элементом закона. Содержание закона обычно делится на статьи, в которых содержатся нормы права. Статьи должны иметь нормы. В объемных законах могут выделяться разделы и главы. Преамбула обычно содержит мотивы принятия закона, его цели и задачи. Как правило, в самом законе содержится санкция, применяемая к нарушителям его норм. Преамбула обычно помещается в проектах наиболее важных законов. Нормативные предписания в нее не включаются.

Обязательным элементом закона должно2 быть указание об отмене действия иных нормативно – правовых актов данным законом. Обычно данное указание содержится в конце принятого закона (указываются реквизиты отмененных актов или их отдельные статьи).

_________________________

1Рукавишникова И.В. Метод в системе правового регулирования общественных отношений М., Правоведение 2003. С.381.

2Рассолова М.М., Лучина В.О., Эбзеева Б.С. Теория государства и права М., 2004. С.567.

 

После принятия закона подлежит опубликованию и вступает в законную силу непосредственно после опубликования либо со дня, указанного в законе. Закон действует, когда он известен людям и реализуется ими осознанно. Вот почему важен1 конституционный принцип: Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативно правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (п.3 ст. 15 Конституции РФ). Его реализации посвящен федеральный Закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Палат Федерального Собрания (принят Государственной Думой 25 мая 1994 г., одобрен Советом Федерации 1 июля 1994., подписан Президентом 14 июня 1994 г.) Последним элементом структуры закона обязательно должна являться подпись соответствующего должностного лица (для федеральных законов – Президента РФ)

Основные законы:

Конституция – это единственный правовой акт, обладающий особыми юридическими свойствами, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства государства и общества, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина. Непосредственно к конституции примыкают конституционные (органические) законы, также закрепляющие правовые основы государства и общества (например. Федеральный конституционный закон от 12 июля 1994 г. № 1 – ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации) необходимость принятия конституционных законов прямо предусматривает

________________________

1 Вишняков В.Г. Конституция России и межгосударственные объединения /Журнал российского права.№11. 2003. С. 34

 

 

Конституцией РФ. Для них установлена более сложная по сравнению с обычными законами процедура принятия Федеральным Собранием. На принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента (ст. 108 Конституции РФ). К разновидности конституционных законов можно отнести нормативные акты о принятии поправок к главе 3-8 Конституции РФ.

Обыкновенные законы.

Представляют собой акты действующего законодательства, которые посвящены различным сторонам политической, экономической социальной жизни общества. Они издаются в строгом соответствии с предписаниями Конституции РФ, конкретизируя ее положения и по своей внутренней структуре делятся на:

- текущие;

- кодифицированные.

Типичным примером текущего законодательного акта является закон о бюджете, который1 действует только в течение определенного года. Текущие законы могут регулировать какой – либо отдельный вопрос отрасли права. Так, Федеральный закон от 17 декабря 1994 г. «О федеральной фельдъегерской связи» регламентирует довольно специфический вид общественных отношений в сфере административного права.

Важное значение имеет классификация законов отраслям права: законы о труде, уголовные, финансово – кредитные законы и т.д. различного рода кодексы, уставы, положения, основы представляют собой так называемые

 

________________________

1Вишняков В.Г. Система и структура федеральных органов исполнительной власти: теория и практика. Журнал российского права. №8. 2006. С.325.

кодифицированные законы. Это единственный нормативный правовой акт, систематизирующий законодательство какой – либо отрасли права (гражданской, уголовной, земельной и т.д.) Кодекс является результатом сложной правотворческой деятельности, в ходе логически цельный, внутренне нормативный правовой акт. Структурно кодекс, как правило, содержит общую и особенную часть. В общей части закрепляются основополагающие принципы и нормы, которые определяют характер и содержание непосредственно действующих норм особенной части кодекса.

Например положения Общей части Уголовного кодекса (УК РФ) содержат принципы и задачи уголовного права, общие понятия уголовного права, которые конкретизируются в Особенной части. Особую роль в системе законодательства играют отраслевые кодексы, которые аккумулируют основные положения той или иной законодательной отрасли, иные нормативные акты данной отрасли «подстраиваются» к отраслевому кодексу. Кроме того, по характеру юридических норм, содержащихся в кодексах, выделяют материальные и процессуальные кодексы. Кроме отраслевых, в системе законодательства существуют межотраслевые законы, в которых содержатся нормы нескольких отраслей права (например, природоохранительные1 законы включают нормы административного, гражданского и иных отраслей права). В федеральном государстве, каким является Россия, различаются законы федеральные и законы субъектов РФ. В России развитие Конституции РФ и федеральных законов Президент РФ, Правительство РФ, федеральные министерства, комитеты также издают нормативные правовые акты. Издаваемые Президентом РФ нормативные правовые акты – указы и распоряжения – принимаются но широкому кругу вопросов. Наибольшее значение имеют указы по важнейшим вопросам ________________________

1Гаврилов В.В. Развитие концепции правовой системы в отечественной доктрине права: общетеоретический и международно-правовой подходы. Журнал россий-ского права. №1. 2004. С.32

экономики, культуры, образования, обороноспособности страны. Указы Президента, имеющие нормативный характер, вступают в действие на всей территории РФ одновременно по истечении семи дней после их официального опубликования в «Российской газете». В отдельных случаях может устанавливаться и иной порядок вступления указов Президента РФ в силу. Согласно ст. 115 Конституции РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, которые не могут противоречить Конституции РФ, федеральным законам, указам Президента РФ. Как орган федеральной исполнительной власти Правительства РФ наделено широкими полномочиями в сфере финансовой и кредитной политики, образования, науки, культуры управления федеральной собственностью, охраны правопорядка, прав и свобод граждан. Выполняя возложенные на него задачи. Правительство РФ не может не принимать нормативные правовые акты в развитии федеральных законов. Все постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны1 к исполнению на всей территории РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ, противоречащие Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ, подлежат отмене Президентом РФ. Важную роль в системе подзаконных федеральных актов играют нормативные2 правовые акты федеральных министров. Такие акты, как правило, регулируют отношения внутри системы министерства и принимаются в соответствии и на основе Конституции РФ, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, а также нормативных правовых актов Правительства РФ. Однако отдельные министерства обладают правом издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения с гражданами, а также с органами, учреждениями, предприятиями, не входящими в систему министерства. Например,

_____________________

1Пучков О.А. Теории государства и права: учебник для вузов М., 2006г. С. 202.

 

Министерство образования и науки РФ издает нормативные правовые акты по вопросам аттестации школьников, организации учебного процесса. Такие акты являются обязательными как для работников образования учреждений, так и для других граждан. Чтобы исключить нарушения прав граждан, иных лиц, нормативные акты министерств и ведомств, имеющие общеобязательный характер, подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ. В целях обеспечения развития единого правового пространства Российской Федерации Министерство юстиции РФ ведет Федеральный55 регистр нормативных правовых актов всех субъектов РФ, в который сегодня внесено уже более 200 тыс. правовых актов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 3276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.118.149 (0.01 с.)