Проект «Достопримечательности нашего села» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проект «Достопримечательности нашего села»



7 класс, 9 человек

 

Цель: создать альбом о достопримечательностях села, предназначенный для школьной библиотеки.

 

Руководил проектом учитель истории, поэтому он особо подчеркнул, что в программе истории 7 класса такой темы нет. Это замечание учителя показывает, что многие педагоги, использующие в своей работе метод проектов, осознают себя в первую очередь учителями-предметниками, даже находясь в роли руководителя проекта. По нашему мнению, проект не может сводиться к изучаемой теме в рамках программы по школьному предмету, так как исходит из необходимости решить какую-то значимую для учеников проблему.
Педагог провел с учениками беседу об истории села и задал им вопрос о том, что можно считать достопримечательностью села. Ученики сначала назвали, какие, с их точки зрения, памятные места, интересные здания, сооружения есть в селе. Но не смогли выделить критерии для определения достопримечательностей. В процессе оживленного обсуждения родилась идея сделать о селе видеофильм. Скорее всего, самого учителя побудило к проведению такой беседы то обстоятельство, что в школе, в которой работает учитель, поощряется работа по патриотическому воспитанию учащихся. Следует обратить внимание на то, как профессионально учитель спровоцировал обсуждение, в котором родился замысел проекта.
Однако сразу же от этой идеи учащиеся отказались, потому что не умеют снимать видеокамерой. Для учащихся главным было определить, о каких достопримечательности села следует найти информацию, а не как ее представить. Учащиеся, которые занимаются краеведением, указали на то, что в школьной библиотеке очень мало информации об истории села и совсем нет литературы о тех объектах, которые ученики отнесли к разряду достопримечательностей. Поэтому учащиеся признали необходимым создание альбома «Достопримечательности нашего села», который мог бы хранится в школьной библиотеке, чтобы все учителя и учащиеся могли брать информацию для уроков истории, географии. На этом примере мы видим, как был проведен предварительный анализ необходимых ресурсов, в результате одна из проектных идей была отклонена, после чего учащиеся конкретизировали свои намерения и поставили цель проекта. При планировании продукта учащиеся назвали потенциальных потребителей и области использования продукта.
Учащиеся самостоятельно определили, как будет выглядеть альбом. Его структура должна быть простой – каждой достопримечательности отводится отдельная страничка альбома, на которой располагается статья и фотография. При этом статьи, посвященные достопримечательностям, должны быть составлены по одному и тому же плану. Ученики продемонстрировали высокий уровень сформированности информационной компетентности, так как смогли самостоятельно определить способ систематизации сведений.
План работы над проектом был составлен с помощью учителя, так как ученики не смогли рассчитать время, необходимое для выполнения шагов по реализации проекта. План не корректировался в процессе работы. Это типичное затруднение, которое испытывают младшие подростки. Велика вероятность того, что это происходит потому, что в школьной жизни у учащихся мало опыта планирования своей деятельности на большие промежутки времени. Тем более полезной кажется в этом случае работа над проектом.
По словам учителя «дети живо включились в работу и собирали материалы, беседовали с руководителями предприятий, собрали информацию о старых организациях, старинных зданиях» и т.п. В итоге несколько страниц в альбоме полностью построены на информации, полученной в ходе интервью. Конечно, ученики использовали при работе над проектом краеведческую литературу. В процессе интервьюирования учащимся приходилось вступать в коммуникацию с представителями старшего поколения, такой опыт коммуникации также очень ценен для подростков.
Идею интервью со старожилами села высказала во время группового обсуждения одна из учениц. Так как группа была большой (9 человек), учащиеся распределили работу между собой. Они договорились, что книги по истории края и района должны изучить все, а искать информацию каждый будет по одной из достопримечательностей. При этом двое учащихся выразили желания работать только в библиотеке и не опрашивать односельчан. Им было поручено подобрать книги по теме проекта в школьной и сельской библиотеках. Перед нами пример планирования информационного поиска. В этом случае он обусловлен разделением обязанностей и ответственности при работе в группе. Учащиеся самостоятельно выделили те вопросы, по которым они работают индивидуально, и те, которые нужно изучить всем. Можно поставить под сомнение эффективность такого способа работы, но именно он был принят учащимися.
За консультациями учащиеся несколько раз обращались к руководителю проекта. Во-первых, при составлении плана работы. А также по поводу того, "как и где собирать материал для альбома".  
Вместе с учителем проходило обсуждение найденного материала, когда у учеников возникли вопросы о том, насколько можно доверять сведениям, полученным методом опроса жителей села. Педагог предложил сравнить информацию об одном и том же объекте, полученную от разных людей. Ученики смогли реализовать предложенный учителем способ проверки достоверности полученной информации.
К сожалению, учащимся не удалось достичь единообразия в оформлении текстов. Это проявилась в том, что в разных страничках альбома использовался разный шрифт и кегль. Педагог указал на этот недостаток оформления учащимся, но, по словам учителя, "на оценку это не повлияло".  
Презентация проходила на школьной конференции. Каждую страницу альбома представлял на презентации тот ученик, который ее оформлял.  

 

 

Проект «Семь чудес света»

10 класс, индивидуальный проект

Цель: оформить альбом, в котором будет рассказано обо всех чудесах света и который впоследствии пригодится остальным учащимся.

 

Замысел проекта возник, когда в рамках курса всемирной истории класс изучал историю Древнего мира. Ученицу заинтересовали семь чудес света, о которых она решила узнать как можно больше. По словам учителя, девушку удивляло, что многие из тех, кого она спрашивала о семи чудесах света, не могли их перечислить. Учитель отметил, что ни выявить, ни сформулировать проблему при работе над проектом не удалось. Учитель рассказал, что был удивлен интересом, который проявила девочка, поскольку она "очень замкнута, и до этого времени у нее не было четких и ясных ответов даже на уроке". Это первая проектная работа ученицы. Трудно сказать, насколько целесообразно было рассматривать такую работу проектом, если не была определена проблема, решению которой посвящен проект. В тоже время педагогу удалось зафиксировать познавательный интерес ученицы, что само по себе значимо, учитывая характеристику, данную ученице. Тем более необходимо было, на наш взгляд выяснить, что стоит за этим интересом.
План работы над проектом был составлен под руководством учителя. Учащаяся демонстрирует невысокий уровень сформированности компетентности решения проблем. Умение составлять план работы включено в требования к ученикам 7-8 классов.
Цель проекта была сформулирована таким образом: оформить альбом, в котором будет рассказано обо всех чудесах света и который впоследствии пригодится остальным учащимся. По словам педагога, ученица не сразу определила, каков будет продукт, а выбирала из различных вариантов (стенд, компьютерная презентация и т.д.). В итоге она остановилась на альбоме, поскольку он лучше хранится, доступен. Планируемый продукт описан, но его практическое значение не до конца понятно. Зачем нужен десятиклассникам альбом о чудесах света? Или он предназначен для учеников 5 класса, которые знакомятся с историей Древнего мира? Почему альбом должен долго храниться и где именно?
Учитель рассказал, что первоначально работа заключалась в том, что ученица собирала информацию о чудесах света. Источники информации девочка старалась находить самостоятельно. В основном это были энциклопедии для школьников. По просьбе ученицы педагог предложил ей хрестоматию по истории Древнего мира. Учитель отметил, что девушка активно использовала ресурсы Интернета, однако не смог назвать, какие именно. Многие педагоги отмечают, что учащиеся используют ресурсы Интернета, но, к сожалению, не всегда могут рассказать, что именно из них и как было использовано в работе ученика. На наш взгляд, это может свидетельствовать о том, что при работе не соблюдаются правила оформления справочно-библиографического аппарата. Кроме того, в подобных случаях возникает опасение, что имели место существенные недоработки на этапе работы с информацией.
Инициатором проведения консультаций была ученица. Консультации проходили по отбору информации и структуре альбома.  
Когда у девушки возникла проблема с тем, что она не могла определить, какую именно информацию о чудесах света необходимо представить в альбоме, она составила примерный план описания. По словам учителя, он в ходе беседы «подтолкнул» ее к идее о том, что обо всем необходимо рассказать достаточно сжато, но интересно. Иллюстрации ученица сканировала с открыток, а также брала из Интернета. С точки зрения сформированности компетентности по работе с информацией, умение отбирать информацию для работы необходимо учащимся 5-7 классов, а умение зафиксировать информацию, полученную из разных источников в единой системе, предложенной учителем, - учащимся 8-9 классов.
В этой работе ее консультировал преподаватель компьютерного клуба, который посещала учащаяся.  
В результате получился иллюстрированный альбом. Описания чудес света представлены в классической для исторической литературы последовательности.  
Презентация альбома проходила в День проектов в форме доклада с показом альбома. Учитель отметил, что учащаяся «раскрепостилась, чувствовала себя уверенно» и при рассказе, и при ответе на вопросы.  
Учитель большой удачей считает то, что получили развитие коммуникативные умения ученицы. После защиты проекта она стала значительно активнее на уроках. Учитель зафиксировал образовательный эффект работы над проектом.

 

 

Проект «Осторожно: грипп!»

10 класс, 2 человека

Цель: выяснить, какие меры профилактики препятствуют заболеванию гриппом.

 

Предложение учителя начать работу над проектами совпало по времени с началом эпидемии гриппа. Поэтому, по мнению педагога, две ученицы решили выпустить информационный бюллетень о гриппе, и распространить бюллетень в школе и микрорайоне, чтобы дать информацию населению о профилактике гриппа. Такое широкое распространение своего продукта учащиеся задумали, поскольку, по их мнению, информированность отдельных жителей микрорайона не является гарантией профилактики эпидемии, меры профилактики должны соблюдать все вокруг. В данном примере тема проекта была актуальна в связи с эпидемией гриппа. Примечательно, что с помощью учителя удалось приблизиться к пониманию проблемы. Особенность этой работы в том, что суть существующей проблемы профилактики гриппа придает проекту социально-значимый характер, хотя изначально такой ориентации проекта не предполагалось.
У учащихся не было опыта проектной деятельности, поэтому педагог предложил им, по его словам, «начать с самого конца», то есть с представления о том, что будет представлять собой конечный продукт. О том, что обязательно должен включать в себя санитарный бюллетень ученицы, смогли проконсультироваться у медработника школы. Это предложение учителя позволило на этапе планирования определить характеристики будущего продукта, важные для его последующего использования потенциальными читателями.
Еще одна консультация потребовалась, чтобы понять, чем профилактика заболевания отличается от лечения. Экспертом по этому вопросу выступил руководитель проекта – учитель биологии.  
Основными источниками информации стали медицинские энциклопедии и справочники и другая специальная медицинская литература.  
Презентация проекта проходила на Дне проектов. Аудитория больше всего интересовалась, помогло ли соблюдение мер профилактики избежать заболевания гриппом авторам проекта.  
Бюллетени «Осторожно: грипп!» вывешивали в школе, а также на подъездных дверях в домах микрорайона школы. Таким образом, замысел проекта был полностью реализован. Бюллетень выпущен, размножен. Жители микрорайона получили возможность познакомиться с ним и узнать о мерах профилактики заболевания гриппом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 625; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.8.110 (0.008 с.)