Проект «Русский народный костюм» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проект «Русский народный костюм»



8 – 10 класс, 8 человек

 

Цель: сшить своими руками русский народный костюм.

 

Одной из традиций школы, в которой учатся авторы проекта, является изучение и сохранение народной культуры. Учитель рассказал, что директор школы "любит народные праздники и все, что связано с народной культурой". Предложение сделать народный костюм исходило от директора, и поэтому учитель, преподающий технологию, вышел с этим предложением к учащимся. Учитель объяснил школьникам, что "нужно поддерживать народные традиции, тем более, что школа расположена в сельской местности". Педагог отметил, что сначала дети восприняли идею без энтузиазма, но потом все же "решили заняться проектом, раз это нужно школе". То есть работа над проектом началась фактически по приказу директора школы, который руководствовался, по-видимому, самыми благими намерениями. Но поставленная задача не была актуальна для учащихся. На наш взгляд, в данном случае учителю было дано задание, которое он выполнял вместе с детьми. Следовательно, ни о каком использовании метода проектов, подразумевающем решение значимой для учащихся проблемы, в этом случае не может быть и речи.
Сначала учитель организовал просмотр видеофильма о быте XIX – XX веков. На кассете "учащиеся увидели разные костюмы: крестьян и господ, в том числе бальные костюмы, которые их заинтересовали. В ходе обсуждения учащиеся пришли к тому, что нужно сделать крестьянский костюм молодой девушки. Такой костюм можно будет впоследствии использовать во время школьных праздников. Выбор был сделан в том числе и потому, что учащиеся сразу решили, что для изготовления бального платья конца XIX - начала XX века не хватит средств. Педагог предпринял определенные действия для того, чтобы мотивировать учащихся на выполнение работы. Однако сразу же перед учащимися были поставлены жесткие рамки – отсутствие средств. Поэтому им пришлось действовать, принимая в расчет имеющиеся ресурсы, в то время как проект в подлинном смысле слова предусматривает решение проблемы именно в ситуации ограниченности ресурсов.
Учитель рассказал, что сам руководил обсуждением, вносил коррективы в идеи учащихся. Однако если ученики не соглашались с доводами педагога, он оставлял за ними право "иногда сделать так, как они считали нужным". Таким образом, на протяжении всей работы учитель достаточно жестко руководил деятельностью учеников, не допуская, чтобы по принципиальным вопросам учащиеся принимали решения самостоятельно.
Главным источником информации были книги из школьной библиотеки по истории костюма. Но в ходе реализации проекта ученики вспомнили, что пожилые жители села многое могут рассказать о традиционной одежде. Одна бабушка помогла учащимся "не только рассказом, но и делом". Она подарила для школы свою рубашку, хранившуюся в сундуке. За этим последовало изменение в плане работы. Было решено, что нет необходимости шить новую рубашку, если можно использовать сохранившуюся. Если бы целью проекта было воссоздать традиционный крестьянский костюм, то это был бы хороший ход. Однако цель проекта была сшить костюм. То есть возможно отклонение от цели проекта.
План работы над проектом был составлен учащимися самостоятельно. Они разбились на подгруппы по 2-3 человека по желанию, для выполнения конкретной задачи. Каждая подгруппа занималась определенным делом: кто-то искал материалы по истории головных уборов, кто-то – в целом по костюму, кто-то занимался оформлением записей. По такому же принципу выполняли практическую часть работы. Обязанности в группе распределяли, исходя их возможностей учеников, по принципу «делаю то, что лучше всего умею» (например, кто-то умеет лучше делать внутренние швы, кто-то - отделочную строчку). Учащиеся продемонстрировали хорошие навыки организации групповой работы.
В план работы вносились коррективы по совету учителя - менялся состав подгрупп в связи с болезнью одной из участниц проекта, поскольку "иначе выполнение проекта затянулось бы". Снова решение за учащихся принял учитель, обеспокоенный тем, чтобы закончить работу к началу школьной научно-практической конференции.
Трудно была найти информацию о головных уборах. Дети обращались за помощью к учителю, который рекомендовал им посмотреть книги по истории культуры, краеведению и т.п. Так как учащиеся были ограничены в средствах, они выбрали для костюма заменявшую головной убор налобную ленту, которую украсили вышивкой. Выбор делается, исходя из имеющихся в наличии ресурсов, при этом не предпринимаются попытки их изыскать.
Во время реализации проекта учитель проводил консультации по вопросам, возникающим у учащихся. Например, сначала девочки решили, что костюм можно делать только из однотонной ткани, потом они увидели иллюстрации, где ткань была с рисунком. На консультации обсуждался выбор ткани, ткань была выбрана по совету педагога. Обсуждался принципиальный с точки зрения того, как будет выглядеть продукт, вопрос - выбор материала, и снова все делается «по совету» педагога, который подменяет собой учеников при принятии наиболее важных решений.
На практическом этапе учитель помог разместить выкройку на ткани. Расположение выкройки на ткани – одно из умений, которым должны овладеть учащиеся 10 класса в рамках предмета «Технология». Вызывает сомнение тот факт, что помощь учителя была необходима.
Учитель рассказал, что после изготовления костюма учащиеся увидели практическую пользу от своего труда – костюм можно использовать в различных школьных постановках. Из слов учителя следует, что учащиеся заранее не обсуждали, каким образом планируется использовать продукт. Этот замысел был у директора или у учителя, и только изготовив костюм, учащиеся увидели возможности для применения полученного продукта.
Предметом долгого обсуждения стало то, как будет проходить презентация. В итоге решили, что презентация пройдет в виде маленького спектакля с участием такого персонажа, как кукла Барби, которая приехала в гости и задавала вопросы о костюме – интересовалась историей, техникой выполнения работ. Для того чтобы сделать презентацию, пришлось проделать дополнительную работу: написать сценарий, подготовить костюм Барби, взять на прокат народные костюмы для всех авторов проекта. Презентация состоялась на школьной научно-практической конференции, где его увидели учителя и ученики. Следует обратить внимание на творческий подход к проведению презентации, которая позволила интересно рассказать о работе учащихся. Так как презентация была подготовлена для учащихся средней ступени, можно сказать, что форма ее проведения была адекватна целевой аудитории.

 

 

Проект «Фонтан»

7 класс, 7 человек

Цель: сделать своими руками действующую модель фонтана и показать его работу.

 

Во время изучения темы «Атмосферное давление» на уроке физики лаборант показал ученикам действие простейшего фонтана с помощью пластиковой бутылки. Учащиеся легко определили, что чем выше поднимаешь бутылку, тем больше давление и, соответственно, выше фонтан. Продемонстрированный опыт очень заинтересовал учащихся, и они решили сами сделать модель фонтана. Учащиеся с помощью учителя так сформулировали проблему: «Хотим узнать как можно больше о фонтанах и сделать модель действующего фонтана своими руками из подручных материалов». В данном примере тема проекта определялась на основе познавательного интереса учащихся. Согласно требованиям к уровню сформированности компетентностей учащихся 7 класса цель проекта может быть поставлена на основании проблемы, сформулированной совместно с учителем. Приведенную в этом случае формулировку нельзя назвать проблемой. Это фиксация намерений учащихся, сделанная педагогом на поисковом этапе и не актуализированная, не «докрученная» до проблемы.
В группу, работающую над проектом, вошли семеро учащихся. По наблюдению учителя, "две инициативные девочки фактически взяли управление группой в свои руки и распределили обязанности между остальными ее членами". Возникает вопрос о том, что делать учителю в таком случае: допустить такой вариант распределения ролей в группе или вмешаться? По нашему мнению, это зависит от того, является ли актуальным для конкретной группы учащихся формированию коммуникативной компетентности, в частности, формирование умений работать в группе.
План работы учащиеся составляли самостоятельно. Ход работы над проектом корректировался. Сначала они предполагали, что сделают один действующий фонтан. Для поиска информации учащиеся разделились на группы. В результате каждая группа остановилась на каком-то определенном виде фонтана, а затем эти микрогруппы приняли решение о том, что каждая из них будет делать свою модель фонтана. Первая группа работала над моделью фонтана, предназначенного для питья, вторая - фонтана без слива, в котором можно будет купаться, третья – для украшения интерьера. В связи с этим в каждой микрогруппе обязанности делились по степени информированности, по способностям и с учетом желания учеников. Интересно, что до момента презентации ученики не показывали модели фонтанов друг другу, объясняя это тем, что иначе во время презентации будет неинтересно. Такой поворот событий объясняется тем, что предварительно не было согласовано общее представление учащихся об окончательном виде продукта и его практическом предназначении, что следовало бы сделать на аналитическом этапе работы над проектом. Фактически далее работали три независимых друг от друга проектных группы.
Одна из консультаций касалась практической работы. У учащихся возникли затруднения в том, какие материалы для изготовления фонтана использовать, учитель внес свои предложения, решение принимали ученики. Принципиальным для работы был вопрос о том, как создать атмосферное давление. Учитель проконсультировал учащихся с позиции эксперта в области физики. Инициаторами консультаций всегда были дети.  
Кроме учителя – руководителя проекта, ученики обращались к учителю рисования на этапе поиска информации об архитектурном решении фонтанов, а также к лаборанту кабинета физики с практическими вопросами.  
Учитель рассказал, что одна из моделей получилась неудачной: фонтан работал только при нажатии на емкость. Еще в процессе работы педагог понял, в чем проявится недостаток модели, но не стал на него указывать, чтобы у учащихся была возможность увидеть ошибку самостоятельно. Эта модель была также допущена до презентации, потому что главное было сделано – фонтан работал, а в описании планируемого продукта не было указано, что модель должна действовать с помощью атмосферного давления. К сожалению, не все ученики применили знание темы «Атмосферное давление» в работе над своими моделями фонтанов. Примечательно, что учитель, судя по его словам, признает за учащимися право на ошибку и не предупреждает своими действиями возможных неудач, чтобы ученики получали опыт самостоятельной работы, в том числе и опыт выявления своих ошибок. Следует отметить, что педагог поступил корректно, допустив к презентации «неудачную» модель, так как среди характеристик планируемого продукта не было ни одной, связанной с принципом действия.
Презентация действующих моделей фонтанов проходила в форме демонстрации на открытом уроке физики в рамках территориального информационно-методического семинара для руководителей образовательных учреждений. Когда демонстрировалась «неудачная» модель фонтана, учащиеся рассказали, что в их модели давление создается нажатием на стенки емкости с водой, но возможны и другие способы, например, применение насоса. Директора и завучи районных школ не задавали вопросов – это делали одноклассники авторов проекта. Самый эмоциональный момент обсуждения касался практического применения фонтанов.  

 

 

Проект
«Воздушный змей»

 

7 класс, 2 человека

Цель: изготовить воздушного змея.

 

Двое учеников 7 класса увлекаются моделированием. Их увлечение поддерживают родители. У одного мальчика отец - программист, а у другого – инженер-конструктор. Учащиеся посещали авиамодельный кружок, но их не устраивало то, что для занятий необходимо покупать наборы готовых деталей, из которых следовало собирать модели. Отец одного из учеников, занимавшийся авиамоделированием в детстве, выразил сомнение в ценности такой работы и в способностях мальчиков. Проблема, с которой столкнулись начинающие авиамоделисты, возникла не в стенах школы. Смысл работы над проектом для учеников заключался в том, чтобы доказать, они на что-то способны. Данный пример показывает, как личностно значимая для учащегося проблема может быть решена с помощью проекта.
По его мнению, нельзя разобраться в устройстве летательных аппаратов до тех пор, пока не узнаешь, как сделан воздушный змей. Поэтому ученики решили самостоятельно сделать свой первый летательный аппарат - воздушный змей. Примечательно, что руководителем их проекта стал учитель, преподающий не технологию (то есть эксперт в том, как изготовить), а математику.
Мальчики самостоятельно нашли и изучили много литературы. В основном это были различные справочники, журналы. Обращались они к историческому материалу и узнали о том, как возник воздушный змей, что такое японский змей. Ученики увлеклись также версией о том, что пирамиду Хеопса строили с помощью воздушного змея. Ученики были мотивированы на решение проблемы, поэтому действовали в основном самостоятельно. Опытный педагог зафиксировал интересный момент, связанный с возрастными особенностями учащихся, – их увлечение яркими фактами, имеющими косвенное отношение к проблеме.
Учитель особо отметил, что сам узнавал много нового вместе с ними. Это замечание учителя убеждает нас в том, что он выступал в роли руководителя проекта, владеющего общим алгоритмом проектной работы, а не эксперта по изготовлению воздушных змеев.
Работа учеников длилась около трех месяцев. Так как они хотели сделать своего собственного воздушного змея, а не модель по готовому клише, им нужно было производить расчеты, подбирать определенные материалы для изготовления змея.  
На консультациях учитель, по его признанию, старался подтолкнуть учащихся к тому, чтобы ответы на все вопросы они нашли сами. Например, необходима была какая-то тонкая бумага. Сначала пробовали использовать газетную, но не получилось, и тогда взяли кальку. Затем им нужны были деревянные рейки, которые были бы достаточно легкими. В этом примере описан поиск необходимых ресурсов. В частности, отбор материалов связан с основными характеристиками планируемого продукта.
Учащиеся сами приняли решение о том, чтобы обратиться за помощью к учителю технологии, который посоветовал использовать сосновый шпон. При изготовлении хвоста воздушного змея ученики убедились, что "газетная бумага для этого не годится". Возник вопрос: из какого материала можно сделать этот элемент? Учитель рисования посоветовал ученикам использовать ветошь. С ним же обсуждали возможные способы оформления воздушного змея после того, как не раскрашенная красками калька деформировалась. После чего учащиеся остановились на маркерах. Консультантами в этом проекте выступали педагоги школы. К учителям ребята обращались только после того, как столкнулись с каким-то затруднением на практике и сами не могли преодолеть его.
Воздушный змей был готов, необходимо было его запустить. Оказалось, "что это тоже не просто, и есть несколько способов это сделать". Поэтому потребовалось определить способ запуска. Ученики составили инструкцию по запуску воздушного змея. Инструкция по запуску воздушного змея фактически представляет собой рекомендации по использованию полученного продукта другими, что свидетельствует о развитых умениях оценивать полученный результат.
К сожалению, запустить змея и снять об этом видеофильм не удалось, так как на протяжении трех последних недель мая почти ежедневно шли дожди. Погодные условия не позволили запустить воздушного змея и в День последнего звонка. В ходе обсуждения с учителем было решено, что проект выполнен, так как продукт получен. Ученики столкнулись с объективными обстоятельствами, не позволившими им реализовать задуманную презентацию, потому в данном случае было важно организовать итоговую рефлексию.
Поэтому презентация проекта проходила в форме устного выступления учеников во время Дня проектов. Их много спрашивали, задавали вопросы о том, как они делали змея. Они смогли ответить на все вопросы, рассказали о том, с какими трудностями столкнулись в работе над проектом и почему, что им особенно удалось и по каким причинам. По наблюдениям учителя, эти учащиеся на уроках редко высказываются и очень мало говорят. По собственному признанию, педагог не подозревал, что на презентации ребята смогут так выступить. На презентации учащиеся продемонстрировали не только способность выступать перед аудиторией и навыки устной коммуникации, но и умения, связанные с оценкой полученного результата.
Учащиеся отметили, что только при работе над проектом они окончательно убедились в том, что их привлекает авиамоделирование. Один из участников проекта заявил, что собирается связать свою будущую профессию с конструированием летательных аппаратов. Перед нами пример того, как результат работы над проектом связан жизненными планами на будущее.
Как только установилась сухая погода, воздушный змей запустили.  

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.36.141 (0.015 с.)