Детский сад – это социализация. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Детский сад – это социализация.



Сложно спорить, особенно учитывая, что социализация – это этап формирования личности при столкновении с социумом. В этих условиях ребенок учится взаимодействовать. Вы можете возразить, что можно ходить на кружки, в развивающие группы, в гости. Да, это тоже социализация, но она проходит под присмотром. Все же в этих ситуациях мама (или кто-то из близких) находится рядом с ребенком либо дети занимаются под жестким контролем тренера. Садик – это возможность выстраивать самостоятельные отношения, например, в конфликте с другими детьми, когда воспитатель рядом. То есть речь идет не столько о социализации как таковой, сколько о навыках самостоятельности в принятии решений. Можно ли этого добиться вне сада? Можно. Для этого изначально должна быть выработана демократическая система воспитания, в которой за ребенком не бегают, не решают все за него, а дают ему право выбора. И, конечно, кружки-площадки – это тоже чудесно.

 

Детский сад – это закалка иммунитета.

Опять не поспоришь. Первые полгода в саду дети интенсивно болеют. Но некоторые болеют и год, и два. И уже неясно: ходит ребенок в сад или нет. Педиатры называют таких малышей «часто болеющие дети». Психологи предлагают подумать о психосоматике. Если ребенок, заболевая, остается дома, он получает в полном объеме внимание мамы, развлечения, вкусняшки. Его мозг откладывает в подсознание информацию: «нам так комфортно». И ребенок начинает болеть все чаще и чаще, легко подхватывая вирусы. Неоднозначная закалка иммунитета получается… В этом случае надо искать причину, почему ребенок стремиться остаться дома, то есть заболеть? Может, ревность к младшему, тоска по маме, ему некомфортно в детском саду, назрел конфликт с детьми или воспитателем?

 

В детском саду ребенка готовят к школе.

То есть учат читать, писать и т. д. Вот тут я против как мама и как психолог. Особенно, когда в дополнение к саду ребенка отдают на курсы подготовки к школе. Зачем? В школу не возьмут? Возьмут. Хотите в супергимназию? Да, это довод, но вопрос «зачем?» при этом не снимается. Для ребенка до 6 лет игровая деятельность является ведущей, детям тяжело сидеть на этих занятиях, и даже если они внешне сидят хорошо, то ритм, цикл нормальной жизни и развития это сбивает. Если этот параметр для вас важен, то выберите или/или: или сад, или курсы подготовки к школе. Поверьте, время пройдет, и вы поймете, что это было ни к чему. Учитесь на чужих ошибках! Учитель все равно будет начинать сначала, с азов. Да и мало кто из детей сейчас не умеет читать к школе. Чтение можно отлично освоить в интересной игре.

 

Ребенку надо идти в детский сад потому, что маме нужно выходить на работу или выделить время на себя.

Имеет право? Конечно! Идеальными будут группы кратковременного пребывания, но для работающий мамы это невозможно. Значит, надо четко соблюдать правила и нормы безболезненной адаптации.

Противники часто говорят: детский сад превращает детей в стадо, лишает их возможности мыслить самостоятельно. Есть такая опасность, но все равно многое идет из семьи. Если ребенок ощущает себя личностью внутри семьи, «сломать» детскому саду его вряд ли удастся. Если для вас этот аргумент важен, то имеет смысл думать о домашнем обучении и для школьной поры.

Лично я убеждена: ребенок вырастет гармоничной личностью независимо от того, ходит он в сад или нет.

 

Психологическое здоровье малыша закладывается в семье. От того, как с ним общаются, уважают как личность, принимают его желания и потребности и будет зависеть его развитие.

 

А все остальное – выбор отдельно взятой семьи, сделанный по потребностям и обстоятельствам.

 

Как решить проблемы в детском саду

 

Мы любим говорить, что ребенку детский сад нужен для знакомства с социумом. Однако социум бывает разным: он может удивить и даже напугать не только самого ребенка, но и его родителей. В этой главе речь пойдет о некоторых реалиях, с которыми вы можете столкнуться, отдав своего малыша в сад, и о том, как преодолеть возникшие трудности.

«Невоспитанные» воспитатели. Как известно, есть в детском саду такие люди, с которым все боятся испортить отношения. Это, прежде всего, воспитатели. Мы много раз говорили о том, что надо защищать интересы своего ребенка, но почему-то перед «властвующими» силами детского сада это правило забывается. Итак:

 

• Прежде всего, надо помнить, что воспитатель играет серьезную роль в жизни ребенка. Поэтому имеет смысл либо выбирать воспитателя с самого начала, либо выстраивать с ним отношения, избегая конфликтов.

• Будьте взаимовежливы! Старайтесь помогать в работе группы – это всегда полезно.

• Ваш первый сторонник – это психолог детского сада! В случае проблем пробуйте поговорить с ним.

• Если вы не знаете, кому верить, ребенку или воспитателю, предложите за счет родительского комитета установить видеонаблюдение в группе. Это разрешено законом и пользуется все большим спросом. Либо положите в вещи ребенка диктофон.

• Если воспитатель откровенно травит вашего ребенка или даже поднимает на него руку – незамедлительно ставьте это вопрос перед заведующей детским садом. Из-за попытки обойти острые углы вы можете нанести ущерб психике вашего ребенка, что будет проявляться долгие годы!

 

Денежные поборы. Частая практика в современных детских садах. И хотя это запрещено и принимает форму «добровольных пожертвований», для многих родителей это – момент откровенного психологического стресса. Ведь не всегда есть возможность эти деньги сдать. Пути два – или идти на конфликт, или нет. С первым вариантом все понятно: можно со всеми поругаться и потом обижаться, что ребенок стал изгоем. Можно, конечно, и законом апеллировать в этих вопросах, но дело в другом. Детский сад – это коллектив, причем как детей, так и их родителей. Как правило, большинство выступает за то, чтобы улучшить нахождение своего ребенка в детском саду. Поэтому ваш протест будет воспринят как вражеская позиция. Если у вас нет возможности помочь деньгами, быть может вы готовы что-то сделать своими руками? Часто детскому саду требуется именно такая помощь: пошить шторы или костюмы к празднику, выложить плитку, починить ящички для одежды. Или попросите отсрочку, деление взноса на части. Ведь все мы живые люди и готовы идти на встречу друг другу!

Неадекватные родители. Иногда встречается и такая категория родителей в рамках детского сада. Как всегда, лучший совет – не связываться. Дело в том, что человек покажет вам свои проблемы, только если вы будете акцентировать его внимание на себе или своем ребенке. И лучше этого не делать. Если такой родитель обижает вашего малыша, то вы должны защищать интересы своего ребенка по сценарию: 1 – разговор с родителем; 2 – разговор со вторым родителем, если он имеется; 3 – обсуждение ситуации на родительском собрании. Но часто эта тема бывает напрямую связана с тем, что у такого родителя «агрессивный ребенок». Что же делать тогда?

 

• Главное – не пытаться воспитывать чужого ребенка! Это табу. И лучше напрямую с ним не говорить. Но задать своему ребенку вопросы или сказать: «Милый, боюсь у того, кто поставил тебе синяк, будут проблемы», – можно.

• Однозначно – обратиться к руководству детского сада, начав с психолога. На самом деле, это прежде всего их проблема, и они должны помочь в ее разрешении.

• На крайний случай – есть методы коллективной борьбы. Например, общее письмо в Комитет образования, которое здорово портит статистику, поэтому до этого точно никто не захочет доводить ситуацию.

 

Как выбрать школу

 

Было время, когда при упоминании первого сентября мое сердце начинало учащенно биться, причем, как ни странно, от радости. Случалось это еще 12 лет назад, когда в школу шла моя старшая дочь. К моменту принятия в школу второй дочери о восторженном трепете уже не приходилось говорить. Когда в школу предстояло идти Степану, третьему сыну, то первое сентября я ждала с ужасом, а сердце если и заходилось, то от горьких переживаний.

То, что школа – враг отношений между детьми и родителями, я поняла лет 10 назад. Помимо этого, неудачный выбор школы – это толчок для развития большого количества психосоматических заболеваний. Замечали: дети надевают очки, у них портится осанка и появляется новый бич – язвы? Конечно, этому есть физиологические причины: от нагрузок, тяжелых портфелей, неправильного освещения классов и безобразной еды. Но и «горя от ума» много: на детей морально давят, кричат и уничтожают их индивидуальность. Весьма удручающая картина получилась. Конечно, так происходит не везде! Есть чудесные школы, как правило, с директорами «старой закалки», которым далеко за 70 лет. Они держат в руках все: от поведения детей, которые удивительным образом не хамят, не кричат и ведут себя прилично, профессионализма каждого учителя до чистоты в уборных и вкусных булочек в столовой. В этих школах комфортно и детям и взрослым. Есть, разумеется, и молодые специалисты, но живут они по другим стандартам, и, к сожалению, таким школам далеко до идеала. В связи с этим я призываю отнестись очень серьезно к выбору школы для вашего первоклассника!

Предположим, возраст вашего ребенка неизбежно приближается к моменту, когда необходимо идти в школу. Согласно современному законодательству, нижняя возрастная отметка – 6,5 лет (на момент первого сентября ребенку должно исполниться 6,6 лет). Для тех, кто очень спешит, часто делают исключения и принимают с 6,2 лет. Но поговорим о самих образовательных учреждениях: какой же выбор есть у семьи?

Общеобразовательная школа. Многие родители отдают предпочтение школе, расположенной рядом с домом, «во дворе». Это удобно, ведь ребенка не приходится далеко возить. Не лишено логики предположение о том, что в начальной школе главное – психологический комфорт ребенка и хороший учитель. На мой взгляд, выбирать школу, ориентируясь на личность учителя, – очень верно! Можно только позавидовать тем, кому в этом плане повезло.

Прогимназии. Если в подобном заведении удалось и преподавателя найти отличного, то это почти чудо! Прогимназии, как правило, организованы на базе бывших детских садов, а точнее – в том же здании. В них обучаются дети с 4 лет (старшая группа детского сада) до 4 класса (момента окончания начальной школы). Отдельное здание без присутствия старшеклассников, школа полного дня (кружки, бассейн, выполнение домашнего задания), питание на базе собственной кухни, прогулки – все это существенно смягчает адаптацию ребенка в школьных реалиях. Но будет ли ребенку комфортно, какие он получит знания – это по-прежнему зависит от учителя.

«Крутая» школа. Многие родители стремятся отдать ребенка в школу «с именем». Это может быть известная языковая школа, школа с лучшим рейтингом в городе или та, где учатся дети всех местных знаменитостей. На мой взгляд, это грустно. Мне жаль малышей, которые с первого дня находятся в жестких дисциплинарных рамках, в числе которых, как минимум, 5 уроков и запрет на шумные игры в коридорах. Такие школы любят «удобных» детей, то есть послушных, тихих и желательно не выражающих свои желания и эмоции. Я знаю множество детей, чьи родители одумывались к концу первого полугодия и бежали переводить детей в школы попроще.

Частные школы или школы за деньги. Среди них есть хорошие, честное слово! Я знаю очень довольных и счастливых родителей и учеников таких заведений. Но есть и те школы, которым платят большие деньги, не получая ничего взамен. Если вы предпочитаете частную школу, не отказывайте себе в правах и возможностях за ваши же деньги. Посетите урок того учителя, который будет заниматься с вашим ребенком, отведайте еду в столовой, загляните в местный туалет. Я, кстати, считаю, что школа начинается с туалета. Хороший директор обязательно позаботится об этом помещении: туалет будет чистым, не прокуренным и непременно с горячей водой. У частных школ необходимо также изучить документы (лицензии, уставы), поговорить с родителями и учениками, проштудировать отзывы в интернете.

Домашнее обучение. Весьма распространенная форма в наши дни. Если мама талантлива, если ребенок имеет развитый социум: кружки, секции и т. д., – почему нет? Подробнее о домашнем обучении мы поговорим в отдельной главе.

Все вышеперечисленные виды школ отличаются друг от друга еще по многим параметрам: программе обучения, наличию бассейнов и спортзалов, уровню изучения иностранного языка (а то и двух), наличием или отсутствием продленки и так далее, но… «Но» состоит в том, что с высоты своего опыта (моя старшая дочь – уже студентка) я хочу вам сказать: все это неважно.

 

Имеет значение лишь комфорт пребывания ребенка в школе, психологический комфорт прежде всего.

 

Я от всей души желаю вам сделать правильный выбор! А наша семья, в свою очередь, склоняется к Вальдорфовской школе, стоящей на трех китах: разум, воля и чувства. Вальдорфскую школу порой называют выбором многодетных родителей. К сожалению, лишь на собственных шишках учишься принимать верные решения: в мире ГИА и ЕГЭ я для своих детей выбираю здоровье, адекватное психологическое состояние и познание через собственный опыт. А проставить нужные галочки в аттестатах можно за один год.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.239.46 (0.014 с.)