Глава 1. Правовое регулирование вопросов материнства, детства и семьи Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Правовое регулирование вопросов материнства, детства и семьи Российской Федерации



Глава 1. Правовое регулирование вопросов материнства, детства и семьи Российской Федерации

Где переход от Главы к параграфу???

Механизмы социально правовой защиты материнства и детства в современной России

Современные представления о социально-правовой защите семьи проистекают из особенностей семейной политики государства и опираются на теоретические представления о семье и ее взаимодействии с государством как в правовом, так и в социальном аспектах. В контексте рассматриваемой темы семья изучается не только как социальный институт, но также как объект социально-правовой защиты государства.

Социально-правовая защита предполагает удовлетворение базовых потребностей семьи, связанных с ее материальным благосостоянием, охраной здоровья, получением образования, обеспечением безопасности и прочими аспектами.

Социальная защита населения и механизм ее реализации базируются на соответствующих конституционно-правовых установках.

Первое направление социальной защиты - это социальная защита детей, детства и отрочества, которая ориентирована на создание условий жизни и развития детей.

В части 2 ст. 7 Конституции РФ закреплено, что в Российской Федерации… обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. Часть 1 ст. 38 Конституции РФ провозглашает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Этим признается, что семья, брак, рождение детей являются не только частным делом участников семейных правоотношений, но и имеют большое общественное значение.

Одним из существенных признаков высокого уровня демократического развития государства является контроль граждан над структурами публичной власти, подотчетность гражданам властных органов. Наиболее радикально этот контроль осуществляется посредством выборов. Однако есть и другие, не менее значимые формы влияния граждан на осуществление власти, которые действуют между выборами и делают контроль граждан над властью более полным, регулярным и, главное, содержательным, предметным. Такой контроль осуществляется посредством функционирования гражданского общества, представленного в публичной сфере различными группами интересов, общественными объединениями и движениями[10].

Социально-правовая защита является сложным нормотворческим и правоприменительным процессом, включающим в себя не только издание нормативных правовых актов (кодексов, законов, указов, постановлений и др.), но и исполнение всей совокупности нормативных правовых установлений и других политических, экономических, нравственных, иных норм и мер.

Законодательно предусмотрены определенные нормы, позволяющие еще до рождения будущей матери защищать интересы свои и плода. Так, беременность и роды являются одними из оснований регистрации брака до достижения девушкой брачного возраста (ст. 13 СКРФ). Также беременность и роды предоставляют брачующимся выбор даты бракосочетания (т. е. возможность сделать это досрочно, даже в самый день подачи заявления) (ст. 11 СК РФ). Такие правовые нормы закрепляют условия того, чтобы ребенок родился и рос в юридически оформленной семье – естественной для него среде, т. к. законодательство РФ определяет приоритет семейного воспитания.

Учитывая потребности и нужды различных категорий семей, женщин и детей семейная политика государства уделяет особое внимание созданию эффективных мер поддержки. Государство в целях стимулирования рождаемости устанавливает и гарантирует единую систему пособий гражданам, имеющих детей, в соответствии с ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей», которая обеспечивает материальную поддержку материнства, отцовства и детства:

- пособие по беременности и родам (право на пособие по беременности и родам имеют: женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в т. ч. женщины из числа гражданского персонала воинских формирования РФ, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами РФ; женщины, обучающиеся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, научных организациях и др.);

- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

- единовременное пособие при рождении ребенка;

- ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет;

- ежемесячное пособие на ребенка.

В последнее десятилетие одним из наиболее важных направлений государственной политики стала материальная поддержка семей, имеющих двое и больше детей установило - материнский (семейный) капитал (средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на реализацию дополнительных мер господдержки, установленных настоящим законом). Правом получения семейного капитала обладают как женщины, так и мужчины (в случае, если они являются единственными родителями или усыновителями второго, третьего или последующих детей, ранее не воспользовавшихся этим правом)[11]

В настоящее время отмечается довольно неравномерное и не единообразное формирование регионального законодательства о социальном обеспечении семей и детей[12].

Анализ законодательства субъектов Российской Федерации свидетельствует о том, как в одних регионах принимаются законы только о выплате пособий на детей, в других – уже существует довольно развитая система, определяющая порядок предоставления различных видов социального обеспечения семьям с детьми. Подобная ситуация возникает, в первую очередь, вследствие такого уровня разработанности федерального законодательства, который препятствует эффективному формированию законодательной базы на уровне субъектов.

В настоящее время регионами осуществляется поиск новых форм государственного и негосударственного устройства детей, попавших в сложную ситуацию. Создаются кадетские школы-интернаты, школы-интернаты с первоначальной летной подготовкой, центры муниципальных попечительских округов на базе детских домов, детские дома-школы; негосударственные учреждения для детей-сирот (пансионаты, детские дома и приюты религиозных, других общественных организаций, детские деревни «SOS» и др.). В целях улучшения организации питания воспитанников, их дальнейшей социально-трудовой адаптации создаются и развиваются подсобные сельские хозяйства при детских домах, детских домах-школах и школах-интернатах для детей-сирот.

В регионах России действуют законы субъектов Федерации, регулирующие порядок предоставления приемным семьям дополнительных льгот и материальной поддержки, порядок и размеры оплаты труда приемных родителей.

В отдельных регионах приняты местные законы о дополнительных гарантиях защиты семьи, материнства и детства, которые предусматривают диспансерное наблюдение и бесплатное лечение; медико-социальную помощь и питание нуждающимся на льготных условиях; адресную социальную помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; оказание адресной помощи нуждающимся беременным женщинам и кормящим матерям; содействие развитию и поддержание деятельности общественных организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинское, психологическое консультирование, иную помощь указанной категории. Осуществляется дополнительное информирование населения об их правах в области охраны и защиты материнства и детства.

 

Глава 2 Основные направления совершенствования социальной защиты материнства и детства в современном обществе

Таблица 1 Численность граждан, получающих пособия в 2016 г и их размер.

№ п/п Вид выплаты Кол-во на 01.01.2016г размер пособий руб. Выпл. за 2015г. (тыс. руб.)
  Ежемесячное пособие на ребенка до 16 лет   142,00 4066,4
  на детей одинокой матери   284,00 1620,1
  на детей военнослужащих и разыскиваемых родителей   213,00 7,0
  Пособие на детей, проживающих в сельск.местн.   115,0 125,3
  Пособие на учащихся из многодетных семей(проезд.)   410,0 3678,5
  Пособие на детей из малоимущ.семей(соц.пособие)   132,5 2301,5
  Пособие семьям, в которых одновременно родилось 2 и более детей   500,0 71,0
  Пособие отдельным категориям многодет. семей, имеющим 4 детей   1500,00 2976,4  
  Пособие отдельным категориям многодет. семей, имеющим 5 и более детей   2000,00
  Пособие по уходу за ребенком – инвалидом 1 и 2 степени огр.   532,50 536,2
  Пособие по уходу за ребенком – инвалидом 3 степени огран.   1000,0 40,5
  Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет неработающим родителям, в т.ч. уволенным в связи с ликвидацией предприятия, обучающимся по очной форме   на первого: 3126,09 на второго: 6252,17  

Пособие на ребенка до 16 лет в Давлекановском районе в 2013 - 2015 г. составляет 142 рубля. По состоянию на 1 января 2016 года получателей ежемесячного пособия до 16 лет 1006 человек, всего за 2015 год выплачено 142852 рубля.

Пособие на 3 - его и последующих детей выплачивается в размере прожиточного минимума, установленного в регионе. Величина прожиточного минимума в Башкортостане в среднем за месяц IV квартала 2015 года установлена (ПМ) для детей составлял 8313 рублей[27]. Рассмотрим на примере г.Давлеканово и Давлекановского района количество многодетных семей (табл.2)

семей, получающих пособие на 3 - его и последующих детей Количество семей, получающих пособие Таблица 2 –

Глава 1. Правовое регулирование вопросов материнства, детства и семьи Российской Федерации



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 1355; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.156.46 (0.008 с.)