Методы изучения размещения производительных сил 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы изучения размещения производительных сил



Программно-целевой метод

Программно-целевой метод в условиях формирования рыночных отношений имеет важное значение для разработки комплексных программ по отраслям и территориям, охватывающим все этапы работы от сбора фактических данных, оценки свойств территориальных систем, установления закономерностей их функционирования, от прогноза развития до экспертизы проектов, связанных с изменением территориальных систем. Каждая программа должна разрабатываться с учетом адресности и временного ограничения, содержать задачи конкретным исполнителям и детально разработанную систему управления. Финансирование данных программ осуществляется из федерального и местного бюджета.

Метод системного анализа

Метод системного анализа основан на принципе поэтапности, включает определение целей, задач, постановку научной гипотезы, всестороннее изучение каждой из территориальных систем, особенности размещения и развития производительных сил (главным критерием оптимального размещения является эффективность производства, наиболее полное удовлетворение потребностей населения). Метод системного анализа рассматривает целостность системы, ее внутренние и внешние связи, увязывает сложные отраслевые и территориальные проблемы, что особенно важно в условиях суверенизации регионов при становлении рыночных отношений. Этот метод наглядно показывает хозяйственный комплекс страны в его единстве и многообразии.

Балансовый метод

Балансовый метод — один из основных методов исследования, который позволяет выбрать наиболее рациональные соотношения между отраслями, определяющими профиль хозяйства экономического района, и отраслями, дополняющими данный территориальный комплекс. Балансы необходимы при разработке вариантов размещения производств, их экономического обоснования, внутрирегиональных и межрегиональных связей. Используя балансовый метод, можно определить потребности регионов в ресурсах и товарах, в рабочей силе, оценить степень удовлетворения региона в продукции за счет собственного производства, объемы ввоза и вывоза необходимой продукции, а также выявить диспропорции в развитии хозяйственного комплекса региона и наметить пути по их устранению. Балансы позволяют оценить целесообразность размещения нового хозяйственного объекта на конкретной территории, определить его мощность и стоимость.

Статистические методы

Основываясь на отчетной статистической информации, отраслевых и региональных банках данных, этот метод позволяет обеспечить систематизацию собранных данных, придать количественную характеристику факторам, влияющим на состояние объектов, сравнить между собой сами объекты по конкретным количественным и качественным характеристикам.

Картографический метод

Картографический метод, являясь частью моделирования, имеет в то же время и относительно самостоятельное значение и позволяет наглядно представить как временной срез процессов и явлений, так и их динамику. Любая карта представляет собой мысленное, идеальное создание и выступает как определенная система большей или меньшей сложности, отображающая ту или иную сторону объекта в качестве источника нового знания о нем.

Социально-экономическая карта адекватно отражает пространственные процессы и структуру, несет в себе подробную информацию о пространственной организации общества. Тематика социально-экономического картирования постоянно расширяется. Разработаны карты размещения и пространственно-временного изменения явлений и процессов, появились прогнозные карты, карты взаимосвязей и отношений.

Метод экономико-математического моделирования

Используется в связи с проблемами размещения производительных сил и развития хозяйства регионов, которые становятся более сложными, а отраслевые и территориальные связи — более трудноуправляемыми. Выделяют такие направления экономико-математического моделирования территориальных экономических процессов, как:

§ составление моделей территориальных пропорций развития хозяйственного комплекса России;

§ составление математических моделей по размещению различных отраслей хозяйства;

§ моделирование процессов размещения производительных сил в разрезе страны и отдельных регионов;

§ моделирование формирования хозяйственных комплексов регионов.

Составляя экономико-математические модели, можно отработать десятки и сотни вариантов территориальных сочетаний производительных сил, что дает оптимальное решение их территориальной организации.

Метод математического моделирования вносит значительные изменения и дополнения в существующие экономико-географические методы, которые исследуют пути формирования и развития общественного производства в региональном и отраслевом разрезе.

Сравнительный метод

Дает возможность сопоставить ряд территориальных единиц с помощью математических приемов.

Индексный метод

Используется для определения специализации экономических районов и экономической эффективности размещения производительных сил.

Метод таксонирования

Предполагает членение территории на сопоставимые или иерархически соподчиненные таксоны — равнозначные или иерархически соподчиненные территориальные образования (административные районы). Фактически процесс районирования на любом уровне является таксонированием.

Вариантный метод

Чаще всего используется при разработке схем размещения производства по территории на первых этапах планирования и прогнозирования. Он предусматривает рассмотрение вариантов размещения отдельных отраслей экономики, различных уровней развития хозяйства территорий любого таксономического ранга.

Помимо этого используются и некоторые другие методы: геоинформационный метод — новейший метод, связанный с накоплением, обработкой, хранением и использованием геоинформации, методы социологических исследований, методы сопоставления уровня жизни населения и прогнозирования развития социальной инфраструктуры.

Применение вышеперечисленных методов позволяет обеспечить рациональное размещение производительных сил, создать более совершенную территориальную структуру хозяйства и способствует повышению эффективности развития отдельного региона и страны в целом

5. Производительные силы общественного развития: содержание и основные черты. Понятие территориальной организации производительных сил и территориального разделения труда.

. производительные силы и производственные отношения: понятие, признаки и структура

Производительные силы – объективная основа материального производства, в котором люди взаимодействуют с техникой, другими средствами труда, по преобразованию ресурсов природы, обеспечивая возникновение технико-эконом отношений. Признаки: 1) производительные силы существуют, функционируют и развиваются всегда только в диалектической взаимосвязи с производственными отношениями; 2) производительные силы всегда образуют органическое единство взаимодействующих между собой моментов, конкретно-историческую цельность. Структура: 1) предмет труда - тот элемент природы, на который направлено воздействие человека с целью его преобразования; 2) средства труда - орудия труда, с помощью которых происходит воздействие на предмет труда (механические, физические, химические), а также производственная инфраструктура - производственные здания, сооружения, каналы, трубопроводы, дороги, энергосети, средства связи.

Предметы труда и средства труда в совокупности составляют средства производства. Средства производства образуют материально-техническую базу. Производственные отношения – те связи и отношения людей, которые возникают помимо их воли в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Признаки: 1) объективность; 2) взаимоотношения между людьми по присвоению и использованию средств производства; 3) взаимодействие с производительными силами; 4) взаимосвязь с надстроечными отношениями. Структура: 1) технико-эконом (организационно-эконом) отражают организацию производительных сил, особенности определенного этапа развития факторов производства и их общественной комбинации; 2) соц-эконом о Общественное разделение труда (ОРТ) — родовое понятие для форм общественной организации производства: концентрации, специализации, кооперирования и комбинирования. Все формы организации производительных сил взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они позволяют наиболее рационально организовать производство, сокращают затраты живого и прошлого труда, сводят к минимуму отходы производства и потери сырья, уменьшают транспортные расходы. В конечном счете появляется возможность снижения общих издержек производства, роста его эффективности и прибыльности.

Под территориальной организацией общества понимается сочетание, совокупность взаимосвязанных и функционирующих территориальных систем, объединяемых системой управления для воспроизводства в соответствии с целями развития и на основе действующих экономических законов.

Территориальная организация общества охватывает территориальное разделение труда, размещение производительных сил, региональные различия в производственных отношениях и расселении, взаимодействие общества и природы и проблемы региональной социально-экономической политики. Она включает также такие категории, как политическая и административно-территориальная организация государства, территориальное управление, формирование территориально-производственных комплексов, экономическое районирование. Территориальная организация общества является сложной системой, составляющими которой являются взаимодействие между отраслями, а также между территориями (отраслевая и территориальная структуры).

Отраслевая или компонентная структуры отражает связи и пропорции между крупными группами отраслей.

Хозяйственный комплекс страны образует следующие группы отраслей:

- отрасли материального производства: промышленность, строительство, сельское хозяйство, торговля, общественное питание;

- отрасли непроизводственной сферы: жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, транспорт, связь и т.п.

- социальное обслуживание населения: здравоохранение, наука, культура и искусство, просвещение, управление, оборона.

Различные элементы отраслевой структуры, локализуясь в пространстве, создают хозяйственные комплексы, образующие территориальную структуру экономики. В её основе лежит территориальное разделение труда, базирующееся на природном, демографическом и иных факторах. Территориальная структура представляет собой членение систем народного хозяйства по территориальным единицам, промышленным центрам, узлам. Территориальная структура меняется медленнее, чем отраслевая, так её элементы сильнее привязаны к конкретной территории. Элементы территориальной структуры имеют разные формы пространственно-планировочной организации. Для районов начального хозяйственного освоения характерны очаговая структура – обособленное расположение отдельных центров производства и населения при сохраняющихся вокруг больших неосвоенных пространствах или разбросанная структура – редкое размещение отдельных пунктов при общем низком уровне территориальной концентрации производства и населения. Районам более активного хозяйственного освоения свойственны разбросанно-узловая структура – равномерное размещение по территории центров и менее освоенных пространств, или агломерационно-узловая структура – размещение городов – центров агломерированных с ними пунктов. Для районов высоко интенсивного освоения территории характерны агломерационная структура – размещение городов – центров и агломерированных с ними пунктов, и мегаполисная структура – слияние городских агломераций на больших пространствах.

Элементы территориальной структуры являются самостоятельными системами и при этом весьма многообразными. Закономерности их формирования проявляются в тех признаках, которые характеризуют основные функции систем. По этим признакам территориальные системы можно классифицировать следующим образом:

- интегральные территориальные системы – экономические районы, административно-территориальные единицы, территориально-производственные комплексы, т.е. достаточно большие территории, объединяющие все расположенные на них взаимосвязанные подсистемы;

- частные территориальные подсистемы – территории, выделенные по отраслевой принадлежности (промышленные, агропромышленные, сельскохозяйственные, транспортные, услуги и т.д.) или функциональному признаку (материального производства, расселения, природоиспользования и др.). В результате взаимодействия частных подсистемобразуются интегральные территориальные подсистемы;

- региональные системы – территории, территории характеризующиеся внутренней дифференцированностью производства и разнообразием ресурсов;

- локальные системы – территории, отличающиеся высокой концентрацией производства и населения при ограниченной ресурсной обеспеченности. Локальные системы являются центрами роста и развития регионов, обеспечивающими окружающие территории продуктами и услугами. Примерами локальных систем являются города.

Экономические районы как интегральные территориальные системы объединяют различные функциональные элементы: производственно-экономическую подсистему, социально-экономическую подсистему и эколого-экономическую подсистему. Процесс формирования экономических районов общем виде выглядит следующим образом: отраслевое разделение труда (обособление отраслей, как специализированных видов деятельности), территориальное разделение труда (обособление территорий по видам деятельности), выделение районов как специализированных территориальных частей национальной экономики, интеграция экономики внутри районов (образование комплексных экономических районов).

Крупные экономические районы – макрорайоны – отличаются большими масштабами производства и ресурсов, широкой комплексностью хозяйства и высокой степенью специализации.

Административно-территориальное деление означает строгое очерчивание пространственных границ между административно-территориальными единицами. Они являются объектами территориального управления, в рамках которого жизнедеятельность населения организуется административными органами. Разные административно-территориальные единицы отличаются друг от друга управленческим статусом, который зависит от общего характера государственного устройства и их места в иерархической структуре управления. Административно-территориальное устройство определяется рядом факторов.

Социально-экономический фактор означает, что территориальное устройство соответствует социально-экономическим, исторически сложившимся общностям тех или иных территорий.

Однако односторонней подчинённости территориального устройства объективным процессам территориального системообразования не существует. Обратная связь заключается в самостоятельном воздействии на эти процессы административных границ. Длительное функционирование систем и структур управления в неизменных границах – очень важный и вполне самостоятельный организационно-управленческий фактор территориального системообразования.

Этнический (национальный) фактор проявляется в определении границ административно-территориальных единиц с учётом сложившихся ареалов расселения народов России.

Административно-территориальное деление и его виды.

Административно-территориальное деление страны эволюционирует по мере развития социально-экономических связей между регионами, а так же новых политических приоритетов в формировании территориальных сообществ.

Существует несколько видов деления общей территории России:

На макроуровне происходит деление на две макро-зоны:

1. Европейская зона.

2. Восточная зона.

Внутри них начинается подразделение на экономические районы. Экономический район обладает специализацией в территориальном разделении труда, имеет присущую только ему структуру хозяйства, возникшую естественным путем на основе природных ресурсов.

На сегодняшний день выделяют 11 крупных экономических районов:

1. Северный.

2. Северо-западный.

3. Центральный.

4. Волго-вятский.

5. Центрально-черноземный.

6. Северокавказский.

7. Уральский.

8. Западносибирский.

9. Восточносибирский.

10. Дальневосточный.

11. Калининградский (иногда включатся в состав Северо-Западного).

Чтобы добиться координации деятельности региональных властей и повысить эффективность управления экономическими районами, создано 8 федеральных округов:

1. Центральный.

2. Южный.

3. Приволжский.

4. Уральский.

5. Сибирский.

6. Дальневосточный.

7. Северо-западный.

8. Северо-Кавказский.

Следующий уровень деления – в экономических районах выделяются субъекты федерации. На сегодняшний день существует 83 субъектов Российской Федерации.

На микроуровне выделяются административно-территориальные образования в составе регионов, как субъектов федерации. Они представляют собой относительно самостоятельные производственно-территориальные объединения с собственной системой управления и собственными закономерностями общественного производства. К этим административно-территориальным образованиям относятся районы в субъекте федерации, города, поселки городского типа и сельские администрации.

Существующая на сегодняшний день сетка экономических районов подвергается серьезной критике и требует корректировки в соответствии с практикой районирования и общегосударственными задачами.

Выделяются следующие ее недостатки:

1. Разномасштабность отдельных районов, которые сильно различаются по своему экономическому потенциалу.

2. Недостаточно полно и последовательно отражение принципа территориальной специализации.

3. Чрезмерная дифференциация принципа территориальной специализации: резко различаются по своей специализации области, края и республики, которые объединены в Поволжский, Западносибирский и Дальневосточный районы.

4. Чрезмерная дифференциация районов по наличию экономического потенциала.

В связи с этим высказывается различные претензии к существующему административно-территориальному делению.

По международным стандартам (классификация ООН) Россия относится к мононациональным государствам, но административно-территориальное деление было произведено по смешанному национально-территориальному признаку, что привело к существенному нарушению, во-первых, научных критериев экономического районирования, а во-вторых, к фактически разному административно-политическому статусу уже административно-территориальных единиц.

Существует несколько точек зрения относительно выхода из сложившейся ситуации:

1. Проведение нового административно-территориального деления исключительно по экономическому признаку.

2. Проведение деления исключительно по территориальному признаку.

3. Постепенное доведение политического статуса краев и областей до уровня республик. При этом предлагается постепенно укрупнять территории субъектов федерации исключительно по экономическому признаку



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 601; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.164.151 (0.052 с.)