Геоисторические этапы формирования государственной территории России. Территориальные потери в 19-20 в.в., территориальные притязания к России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Геоисторические этапы формирования государственной территории России. Территориальные потери в 19-20 в.в., территориальные притязания к России.



Объект исследования экономической географии и регионалистики

Экономическая география - это наука широкая, включающая географическое изучение природы, населения, хозяйства. В некоторых развитых странах в силу традиций прошлого параллельно существуют: география человека, экономическая география, политическая география, историческая география. Целостность анализа и прогноза социально-экономических территориальных систем при такой классификации утрачивается, так как прежде всего разрывается изучение населения и хозяйства.

Суть единства экономической географии в широком её понимании состоит в том, что она включает в своё рассмотрение все производительные силы, многие социальные и политические процессы, в том числе и исторические явления в их экономико-географической интерпретации. Такое единство экономической географии связано с решающей роли экономических условий в жизни общества, в его истории, в его взаимодействии с географической средой. Таким образом, термин " экономическая география" имеет глубокое принципиальное значение. Не может быть ни одной отрасли экономической географии, в которой бы определяющим не был экономический процесс, будь то география населения или политическая география. Конечно, степень влияния экономического процесса на отдельные стороны, изучаемые экономической географией, различна: в географии науки и культуры это влияние меньше, чем в географии промышленности, но всё равно оно тоже достаточно сильно.

Понятие "объект науки" бывает 3х видов: широкий, конкретный и специфический. Так, широкий объект изучения многих наук - Земля. Но наук о Земле много и каждая из них имеет свой объект исследования: геология - строение Земли, физическая география - географическую оболочку Земли. Объектом экономической и социальной географии (ЭСГ) в широком понимании является взаимодействие географической среды и общества. Конкретные объекты ЭСГ - это народное хозяйство, его отрасли, развивающиеся в конкретных социально-экономических условиях географической среды, а также население и природные ресурсы. К специфическим объектам относятся экономические районы, ТПК, агломерации, транспортные системы и т.д.

Изучение размещения как результата пространственной организации "всего сущего на Земле" объединяет все географические науки, изучающие как законы природы, так и законы функционирования хозяйства и общества. Предметом исследования ЭСГ являются различные территориальные системы (городские агломерации, транспортные узлы, системы расселения).

Таким образом, главная задача экономико-географической науки - изучение производственных и социальных комплексов и существующих в них взаимосвязей с тем, чтобы на основе этого изучения разработать рекомендации по наиболее рациональному использованию природных ресурсов и созданию оптимальных условий для жизни и производственной деятельности человека. Именно этим определяется значимость ЭГС как одной из фундаментальных наук.

Итак, экономическая география - это наука, изучающая социально-территориальные системы, которые формируются в процессе развития общества. Это наука, которая:

1.совместно с физической географией изучает взаимодействие природы и общества, географическую среду, в которой развивается производство;

.устанавливает конкретные пространственные взаимозависимости между географической средой и производством и их закономерности;

3.исследует расселение людей, их трудовые навыки, производственный опыт, географию и типы поселений;

.выявляет реально существующие территориальные системы производительных сил и закономерности развития и размещения их комплексов;

.производит научно обоснованное экономическое районирование;

.производит районирование отраслей, выделяя районы, узлы, зоны;

.изучает территориальное разделение труда между странами и районами, устанавливая закономерности его развития;

.производит типологию территориальных единиц разного масштаба;

.характеризует разные территориальные единицы с экономико-географической точки зрения;

10.делает практические выводы о рациональности территориальной организации производительных сил, о перспективах освоения и взаимодействия географической среды и производства.

 

Методы изучения размещения производительных сил

Программно-целевой метод

Программно-целевой метод в условиях формирования рыночных отношений имеет важное значение для разработки комплексных программ по отраслям и территориям, охватывающим все этапы работы от сбора фактических данных, оценки свойств территориальных систем, установления закономерностей их функционирования, от прогноза развития до экспертизы проектов, связанных с изменением территориальных систем. Каждая программа должна разрабатываться с учетом адресности и временного ограничения, содержать задачи конкретным исполнителям и детально разработанную систему управления. Финансирование данных программ осуществляется из федерального и местного бюджета.

Метод системного анализа

Метод системного анализа основан на принципе поэтапности, включает определение целей, задач, постановку научной гипотезы, всестороннее изучение каждой из территориальных систем, особенности размещения и развития производительных сил (главным критерием оптимального размещения является эффективность производства, наиболее полное удовлетворение потребностей населения). Метод системного анализа рассматривает целостность системы, ее внутренние и внешние связи, увязывает сложные отраслевые и территориальные проблемы, что особенно важно в условиях суверенизации регионов при становлении рыночных отношений. Этот метод наглядно показывает хозяйственный комплекс страны в его единстве и многообразии.

Балансовый метод

Балансовый метод — один из основных методов исследования, который позволяет выбрать наиболее рациональные соотношения между отраслями, определяющими профиль хозяйства экономического района, и отраслями, дополняющими данный территориальный комплекс. Балансы необходимы при разработке вариантов размещения производств, их экономического обоснования, внутрирегиональных и межрегиональных связей. Используя балансовый метод, можно определить потребности регионов в ресурсах и товарах, в рабочей силе, оценить степень удовлетворения региона в продукции за счет собственного производства, объемы ввоза и вывоза необходимой продукции, а также выявить диспропорции в развитии хозяйственного комплекса региона и наметить пути по их устранению. Балансы позволяют оценить целесообразность размещения нового хозяйственного объекта на конкретной территории, определить его мощность и стоимость.

Статистические методы

Основываясь на отчетной статистической информации, отраслевых и региональных банках данных, этот метод позволяет обеспечить систематизацию собранных данных, придать количественную характеристику факторам, влияющим на состояние объектов, сравнить между собой сами объекты по конкретным количественным и качественным характеристикам.

Картографический метод

Картографический метод, являясь частью моделирования, имеет в то же время и относительно самостоятельное значение и позволяет наглядно представить как временной срез процессов и явлений, так и их динамику. Любая карта представляет собой мысленное, идеальное создание и выступает как определенная система большей или меньшей сложности, отображающая ту или иную сторону объекта в качестве источника нового знания о нем.

Социально-экономическая карта адекватно отражает пространственные процессы и структуру, несет в себе подробную информацию о пространственной организации общества. Тематика социально-экономического картирования постоянно расширяется. Разработаны карты размещения и пространственно-временного изменения явлений и процессов, появились прогнозные карты, карты взаимосвязей и отношений.

Сравнительный метод

Дает возможность сопоставить ряд территориальных единиц с помощью математических приемов.

Индексный метод

Используется для определения специализации экономических районов и экономической эффективности размещения производительных сил.

Метод таксонирования

Предполагает членение территории на сопоставимые или иерархически соподчиненные таксоны — равнозначные или иерархически соподчиненные территориальные образования (административные районы). Фактически процесс районирования на любом уровне является таксонированием.

Вариантный метод

Чаще всего используется при разработке схем размещения производства по территории на первых этапах планирования и прогнозирования. Он предусматривает рассмотрение вариантов размещения отдельных отраслей экономики, различных уровней развития хозяйства территорий любого таксономического ранга.

Помимо этого используются и некоторые другие методы: геоинформационный метод — новейший метод, связанный с накоплением, обработкой, хранением и использованием геоинформации, методы социологических исследований, методы сопоставления уровня жизни населения и прогнозирования развития социальной инфраструктуры.

Применение вышеперечисленных методов позволяет обеспечить рациональное размещение производительных сил, создать более совершенную территориальную структуру хозяйства и способствует повышению эффективности развития отдельного региона и страны в целом

5. Производительные силы общественного развития: содержание и основные черты. Понятие территориальной организации производительных сил и территориального разделения труда.

. производительные силы и производственные отношения: понятие, признаки и структура

Производительные силы – объективная основа материального производства, в котором люди взаимодействуют с техникой, другими средствами труда, по преобразованию ресурсов природы, обеспечивая возникновение технико-эконом отношений. Признаки: 1) производительные силы существуют, функционируют и развиваются всегда только в диалектической взаимосвязи с производственными отношениями; 2) производительные силы всегда образуют органическое единство взаимодействующих между собой моментов, конкретно-историческую цельность. Структура: 1) предмет труда - тот элемент природы, на который направлено воздействие человека с целью его преобразования; 2) средства труда - орудия труда, с помощью которых происходит воздействие на предмет труда (механические, физические, химические), а также производственная инфраструктура - производственные здания, сооружения, каналы, трубопроводы, дороги, энергосети, средства связи.

Предметы труда и средства труда в совокупности составляют средства производства. Средства производства образуют материально-техническую базу. Производственные отношения – те связи и отношения людей, которые возникают помимо их воли в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Признаки: 1) объективность; 2) взаимоотношения между людьми по присвоению и использованию средств производства; 3) взаимодействие с производительными силами; 4) взаимосвязь с надстроечными отношениями. Структура: 1) технико-эконом (организационно-эконом) отражают организацию производительных сил, особенности определенного этапа развития факторов производства и их общественной комбинации; 2) соц-эконом о Общественное разделение труда (ОРТ) — родовое понятие для форм общественной организации производства: концентрации, специализации, кооперирования и комбинирования. Все формы организации производительных сил взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они позволяют наиболее рационально организовать производство, сокращают затраты живого и прошлого труда, сводят к минимуму отходы производства и потери сырья, уменьшают транспортные расходы. В конечном счете появляется возможность снижения общих издержек производства, роста его эффективности и прибыльности.

Под территориальной организацией общества понимается сочетание, совокупность взаимосвязанных и функционирующих территориальных систем, объединяемых системой управления для воспроизводства в соответствии с целями развития и на основе действующих экономических законов.

Территориальная организация общества охватывает территориальное разделение труда, размещение производительных сил, региональные различия в производственных отношениях и расселении, взаимодействие общества и природы и проблемы региональной социально-экономической политики. Она включает также такие категории, как политическая и административно-территориальная организация государства, территориальное управление, формирование территориально-производственных комплексов, экономическое районирование. Территориальная организация общества является сложной системой, составляющими которой являются взаимодействие между отраслями, а также между территориями (отраслевая и территориальная структуры).

Отраслевая или компонентная структуры отражает связи и пропорции между крупными группами отраслей.

Хозяйственный комплекс страны образует следующие группы отраслей:

- отрасли материального производства: промышленность, строительство, сельское хозяйство, торговля, общественное питание;

- отрасли непроизводственной сферы: жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, транспорт, связь и т.п.

- социальное обслуживание населения: здравоохранение, наука, культура и искусство, просвещение, управление, оборона.

Различные элементы отраслевой структуры, локализуясь в пространстве, создают хозяйственные комплексы, образующие территориальную структуру экономики. В её основе лежит территориальное разделение труда, базирующееся на природном, демографическом и иных факторах. Территориальная структура представляет собой членение систем народного хозяйства по территориальным единицам, промышленным центрам, узлам. Территориальная структура меняется медленнее, чем отраслевая, так её элементы сильнее привязаны к конкретной территории. Элементы территориальной структуры имеют разные формы пространственно-планировочной организации. Для районов начального хозяйственного освоения характерны очаговая структура – обособленное расположение отдельных центров производства и населения при сохраняющихся вокруг больших неосвоенных пространствах или разбросанная структура – редкое размещение отдельных пунктов при общем низком уровне территориальной концентрации производства и населения. Районам более активного хозяйственного освоения свойственны разбросанно-узловая структура – равномерное размещение по территории центров и менее освоенных пространств, или агломерационно-узловая структура – размещение городов – центров агломерированных с ними пунктов. Для районов высоко интенсивного освоения территории характерны агломерационная структура – размещение городов – центров и агломерированных с ними пунктов, и мегаполисная структура – слияние городских агломераций на больших пространствах.

Элементы территориальной структуры являются самостоятельными системами и при этом весьма многообразными. Закономерности их формирования проявляются в тех признаках, которые характеризуют основные функции систем. По этим признакам территориальные системы можно классифицировать следующим образом:

- интегральные территориальные системы – экономические районы, административно-территориальные единицы, территориально-производственные комплексы, т.е. достаточно большие территории, объединяющие все расположенные на них взаимосвязанные подсистемы;

- частные территориальные подсистемы – территории, выделенные по отраслевой принадлежности (промышленные, агропромышленные, сельскохозяйственные, транспортные, услуги и т.д.) или функциональному признаку (материального производства, расселения, природоиспользования и др.). В результате взаимодействия частных подсистемобразуются интегральные территориальные подсистемы;

- региональные системы – территории, территории характеризующиеся внутренней дифференцированностью производства и разнообразием ресурсов;

- локальные системы – территории, отличающиеся высокой концентрацией производства и населения при ограниченной ресурсной обеспеченности. Локальные системы являются центрами роста и развития регионов, обеспечивающими окружающие территории продуктами и услугами. Примерами локальных систем являются города.

Экономические районы как интегральные территориальные системы объединяют различные функциональные элементы: производственно-экономическую подсистему, социально-экономическую подсистему и эколого-экономическую подсистему. Процесс формирования экономических районов общем виде выглядит следующим образом: отраслевое разделение труда (обособление отраслей, как специализированных видов деятельности), территориальное разделение труда (обособление территорий по видам деятельности), выделение районов как специализированных территориальных частей национальной экономики, интеграция экономики внутри районов (образование комплексных экономических районов).

Крупные экономические районы – макрорайоны – отличаются большими масштабами производства и ресурсов, широкой комплексностью хозяйства и высокой степенью специализации.

Административно-территориальное деление означает строгое очерчивание пространственных границ между административно-территориальными единицами. Они являются объектами территориального управления, в рамках которого жизнедеятельность населения организуется административными органами. Разные административно-территориальные единицы отличаются друг от друга управленческим статусом, который зависит от общего характера государственного устройства и их места в иерархической структуре управления. Административно-территориальное устройство определяется рядом факторов.

Социально-экономический фактор означает, что территориальное устройство соответствует социально-экономическим, исторически сложившимся общностям тех или иных территорий.

Однако односторонней подчинённости территориального устройства объективным процессам территориального системообразования не существует. Обратная связь заключается в самостоятельном воздействии на эти процессы административных границ. Длительное функционирование систем и структур управления в неизменных границах – очень важный и вполне самостоятельный организационно-управленческий фактор территориального системообразования.

Этнический (национальный) фактор проявляется в определении границ административно-территориальных единиц с учётом сложившихся ареалов расселения народов России.

Административно-территориальное деление и его виды.

Административно-территориальное деление страны эволюционирует по мере развития социально-экономических связей между регионами, а так же новых политических приоритетов в формировании территориальных сообществ.

Существует несколько видов деления общей территории России:

На макроуровне происходит деление на две макро-зоны:

1. Европейская зона.

2. Восточная зона.

Внутри них начинается подразделение на экономические районы. Экономический район обладает специализацией в территориальном разделении труда, имеет присущую только ему структуру хозяйства, возникшую естественным путем на основе природных ресурсов.

На сегодняшний день выделяют 11 крупных экономических районов:

1. Северный.

2. Северо-западный.

3. Центральный.

4. Волго-вятский.

5. Центрально-черноземный.

6. Северокавказский.

7. Уральский.

8. Западносибирский.

9. Восточносибирский.

10. Дальневосточный.

11. Калининградский (иногда включатся в состав Северо-Западного).

Чтобы добиться координации деятельности региональных властей и повысить эффективность управления экономическими районами, создано 8 федеральных округов:

1. Центральный.

2. Южный.

3. Приволжский.

4. Уральский.

5. Сибирский.

6. Дальневосточный.

7. Северо-западный.

8. Северо-Кавказский.

Следующий уровень деления – в экономических районах выделяются субъекты федерации. На сегодняшний день существует 83 субъектов Российской Федерации.

На микроуровне выделяются административно-территориальные образования в составе регионов, как субъектов федерации. Они представляют собой относительно самостоятельные производственно-территориальные объединения с собственной системой управления и собственными закономерностями общественного производства. К этим административно-территориальным образованиям относятся районы в субъекте федерации, города, поселки городского типа и сельские администрации.

Существующая на сегодняшний день сетка экономических районов подвергается серьезной критике и требует корректировки в соответствии с практикой районирования и общегосударственными задачами.

Выделяются следующие ее недостатки:

1. Разномасштабность отдельных районов, которые сильно различаются по своему экономическому потенциалу.

2. Недостаточно полно и последовательно отражение принципа территориальной специализации.

3. Чрезмерная дифференциация принципа территориальной специализации: резко различаются по своей специализации области, края и республики, которые объединены в Поволжский, Западносибирский и Дальневосточный районы.

4. Чрезмерная дифференциация районов по наличию экономического потенциала.

В связи с этим высказывается различные претензии к существующему административно-территориальному делению.

По международным стандартам (классификация ООН) Россия относится к мононациональным государствам, но административно-территориальное деление было произведено по смешанному национально-территориальному признаку, что привело к существенному нарушению, во-первых, научных критериев экономического районирования, а во-вторых, к фактически разному административно-политическому статусу уже административно-территориальных единиц.

Существует несколько точек зрения относительно выхода из сложившейся ситуации:

1. Проведение нового административно-территориального деления исключительно по экономическому признаку.

2. Проведение деления исключительно по территориальному признаку.

3. Постепенное доведение политического статуса краев и областей до уровня республик. При этом предлагается постепенно укрупнять территории субъектов федерации исключительно по экономическому признаку

Административно-территориальное устройство России. Состав субъектов РФ, их отличительные черты. Основные принципы федерализма в России. Особенности взаимоотношений между Федеральным центром и субъектами РФ.

Субъект Российской Федерации или сокращённо субъект Федерации — название территориальной единицы верхнего уровня в Российской Федерации. Согласно Конституции России 1993 года Россия является федеративным государством и состоит из равноправных субъектов Российской Федерации.

 

Согласно Конституции, Российская Федерация состоит из 85[1] субъектов — республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Каждый субъект федерации, помимо федеральных органов, имеет свою исполнительную (как правило, губернатора или главу), законодательную (региональные парламенты) и судебную (конституционный (уставный) суд субъекта) ветви власти. Субъекты имеют свою собственную конституцию либо устав, а также собственное законодательство, принимаемое региональными парламентами. Субъекты федерации имеют по два представителя в верхней палате российского парламента — Совете Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты федерации между собой равноправны. Субъекты имеют полномочия решать вопросы, отнесённые Конституцией к ведению субъектов. Субъекты Российской Федерации не имеют права выхода из её состава

Конституционный статус РФ определяется Конституцией РФ и включает государственно-правовые признаки, характерные для федеративного государства:

  1. Суверенитет РФ, распространяющийся на всю её территорию (а также суверенные права на континентальный шельф и исключительную экономическую зону).
  2. Государственная территория РФ, состоящая из территорий всех субъектов РФ, внутренних вод и территориального моря, воздушного пространства над ними, её целостность и неприкосновенность.
  3. Конституция РФ и федеральные законы, их верховенство на всей территории РФ, высшая юридическая сила Конституции РФ.
  4. Федеральные органы государственной власти (глава государства, законодательные, исполнительные, судебные и иные органы), чьи полномочия распространяются на всю территорию РФ.
  5. Единое экономическое пространство, свобода перемещения товаров, услуг и финансовых средств (установление внутренних таможенных границ не допускается).
  6. Единое гражданство РФ.
  7. Государственный язык - русский язык.
  8. Единые Вооруженные Силы РФ во главе с Верховным Главнокомандующим - Президентом РФ.
  9. Единая денежная единица - рубль (денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным Банком РФ, введение и эмиссия других денег не допускается).
  10. Государственные символы - государственный флаг, государственный герб, государственный гимн, установленные федеральными конституционными законами.
  11. Столица РФ - город Москва.

Конституция РФ признаёт общепризнанные принципы и нормы международного права частью правовой системы РФ. Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечёт ограничения прав и свобод человека и не противоречит основам конституционного строя РФ.

Динамика численности и естественное движение населения России. Типы воспроизводства и периоды демографических кризисов. Современная демографическая ситуация в России. Региональные различия. Причины и последствия демографического кризиса.

Население России — состав жителей, населяющих территорию России.

На 1 января 2016 года по оценке Росстата в России было 146 544 710[1] постоянных жителей

Плотность населения — 8,57 чел./км2 (2016). Население распределено крайне неравномерно: 68,25 % россиян проживают в европейской части России, составляющей 20,85 % территории. Плотность населения европейской России — 27 ч/км², а азитской — 3 ч/км². Городское население — 74,15[2] % (2016).

Перепись 1897 года зарегистрировала в Российской империи 125 640 021 жителя, из них в городах проживало 16 828 395 человек (13,4%). Уровень грамотности составил 21,1%, среди мужчин он был выше чем среди женщин более чем в 2 раза (29,3% и 13,1%, соответственно). По вероисповеданию, крупнейшие конфессии, в порядке убывания, составили: православные — 69,3%, Ислам (мусульмане) — 11,1%, римо-католики — 9,1% и иудеи — 4,2%. Основными сословиями по данным переписи 1897 года в России были: крестьянство — 77,5%, мещане — 10,7%, инородцы — 6,6%, казаки — 2,3%, дворяне (потомственные и личные) — 1,5%, духовенство — 0,5%, почётные граждане (почётные и личные) — 0,3%, купцы — 0,2%, прочие — 0,4%.

 

Население государства (в современных границах) составляло 67 млн 473 тыс. человек.[6] Численность населения указана на первое число соответствующего года (например, численность населения в 2009 г. указана по состоянию на 1 января 2009 г.). Численность населения для 2010 года дана по результатам переписи населения 1 октября 2010 года.

 

В России ведётся учёт демографической динамики населения:

 

Переписи (последняя перепись была проведена в 2010 году)

Текущий учёт населения (необходим между переписями, позволяет оценивать демографическую ситуацию в любой момент времени)

Текущий учёт естественного движения (Федеральная служба государственной статистики (Росстат) и её территориальные органы, а также ЗАГСы)

Текущий учёт миграционного движения (ведётся паспортными столами по факту прибытия)

Регистрация естественного движения населения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 1997 года «Об актах гражданского состояния».

Согласно ежегодному Докладу Фонда ООН в области народонаселения за 2011 год, в России имеет место демографический кризис[22]. Суммарный коэффициент рождаемости составил 1,539.

 

Почти 60% от всех смертей происходят из-за болезней сердечно-сосудистой системы, ещё около 15% — от онкологических заболеваний, примерно по 4% — от заболеваний органов дыхания и пищеварения. В 45% смерть от заболеваний органов дыхания вызвана курением табака [23]. По оценкам экспертов ежегодная смертность от болезней, связанных с курением составляет до 400 тысяч человек в год [24].

 

В 2006 году, согласно данным Росстата, родилось 1 млн 479,6 тыс. человек[25], что на 22,2 тыс. больше, чем в 2005 году[26]. Коэффициент рождаемости — 10,4. Кроме того в 2006 году умерло 2 млн 166,7 тыс. человек, что на 137,2 тыс. меньше, чем в 2005. Коэффициент смертности — 15,2. Соответственно, убыль населения в 2006 году составила 687,1 тыс. человек, что на 159,5 тыс. меньше, чем в 2005 году. Общая убыль населения России в 2006 году с учётом миграционного прироста составила 532,6 тыс.

 

В 2006 году значительно увеличилась ожидаемая продолжительность жизни. В конечном итоге она составила 66,8 года (в 2005 году — 65,3 года), у мужчин она впервые с 1998 года превысила пенсионный возраст, составив 60,37 года (+ 1,5 года в сравнении с 2005 годом), у женщин выросла на 0,83 года, составив 73,23 года[27].

 

В 2007 году, согласно данным Росстата[28], ухудшение демографической обстановки замедлилось. Так, в России в течение 2007 года родилось 1 млн 610,1 тыс. детей (коэффициент рождаемости — 11,3) и умерло 2 млн 080,4 тыс. человек (коэффициент смертности — 14,6), что, соответственно, на 130,5 (+ 8,8 %) тысячи новорождённых больше и на 86,3 тысячи умерших человек меньше (-4 %) по сравнению с показателями аналогичного периода прошлого года. Кроме того, в октябре 2007 года родилось рекордное количество детей за последние 15 лет — 154,3 тыс. Естественная убыль составила 470,3 (коэффициент естественной убыли 3,3) тысячи человек против 687,1 тысяч человек годом ранее (коэффициент естественной убыли 4,8). Общая убыль постоянного населения России за январь — декабрь 2007 года составила 212,1 тысяч человек (0,15 %).

 

Увеличившийся миграционный прирост в 2007 году, составивший 258 193 человек, на 54,9 % компенсировал численные потери населения от естественной убыли. Миграционный прирост населения России увеличился на 103,7 тыс.человек, или на 67,1 %. В 2007 г. было отмечено увеличение миграционного прироста в обмене населением со всеми государствами-участниками СНГ и сокращение миграционного оттока из России за границу.

 

В 2007 г. во всех субъектах Российской Федерации отмечалось увеличение числа родившихся (даже в Магаданской области[прояснить] при окончательном подведении итогов число родившихся увеличилось с 1820 до 1825 человек (на 0,3 %) и снижение числа умерших (кроме Чукотского автономного округа и Ханты-Мансийского автономного округа Югра). В целом по стране превышение числа умерших над числом родившихся составило 1,3 раза (в 2006 г. — 1,5 раза), причём в 8 субъектах Российской Федерации оно составило 2,0-2,5 раза. Естественный прирост населения в 2007 г. отмечен в 21 субъекте Российской Федерации (в 2006 г. — в 18 субъектах).

 

В 2008 году, согласно окончательным данным Росстата[29], улучшение демографической обстановки продолжилось. Так, в России в течение 2008 г. родилось 1713947 человек (коэффициент рождаемости — 12,0), умерло — 2075954 человека (коэффициент смертности — 14,5). Естественная убыль составила 362007 человек (коэффициент естественной убыли — 2,5) против 470,35 тыс. человек годом ранее (коэффициент естественной убыли — 3,3). Общая убыль постоянного населения России за 2008 год составила 104,9 тыс. человек (0,07 %).

 

Миграционный прирост в 2008 году (257148 человек против 258193 человек в 2007 году) на 71 % компенсировал численные потери населения от естественной убыли.

 

В 2009 году демографические показатели в России вновь существенно выросли по сравнению с предыдущим годом. По данным Росстата[30], в течение года в стране родилось 1761687 человека (коэффициент рождаемости — 12,3), умерло — 2010543 человек (коэффициент смертности — 14,1). Естественная убыль составила 249426 человек (коэффициент естественной убыли — 1,8).

 

Миграционный прирост в 2009 году полностью компенсировал естественную убыль населения и впервые за последние 15 лет численность населения России увеличилась, (141 927 297 человек по состоянию на 1 января 2010 года — на 23 тыс. человек больше, чем на 1 января 2009 года).

 

Увеличение числа родившихся наблюдалось в 67 субъектах Российской Федерации, снижение числа умерших — в 75 субъектах. В целом по стране превышение числа умерших над числом родившихся составило 1,1 раза (в 2008 г. — 1,2 раза), в 4 субъектах Российской Федерации (Тульской, Псковской, Тамбовской и Ленинградской областях) оно составило 2,0—2,2 раза.

 

В 2010 году в Российской Федерации родилось 1788948 человек (коэффициент рождаемости — 12,5), умерло 2028516 (коэффициент смертности — 14,2). В 2010 году произошёл небольшой подъём смертности, основной причиной которого была Аномальная жара, обрушившаяся на Россию в июле-августе. Естественная убыль составила 239568 человек (коэффициент естественной убыли — 1,7). Миграционный прирост в 2010 году полностью компенсировал естественную убыль населения.

 

Росстат на сайте «Перепись 2010» разместил предварительные данные по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года. Согласно этим официальным данным, население России составило 142 905 200 человек[31].

За январь — апрель 2011 г. отмечено снижение рождаемости в России по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. (на 14,1 %). Смертность тоже снизилась на 20,6 %.

 

За 2012 год:

родилось 1 902 084 человек (на 105 455 человек или на 5,9 % больше, чем за 2011 год);

умерло 1 906 335 человек (на 19 385 человек или на 1,0 % ниже, чем за 2011 год);

убыль: 4 251 человек (в 2011 году убыль 129 091 человек);

миграционный прирост населения: 294 930 человек (в 2011 году 320 100).

Естественный прирост в 2012 году отмечен в 40 субъектах федерации (18 — республики) против 28 (16 — республики) в 2011 году[32].

 

За 2013 год:

родилось 1 895 822 человек (на 6 262 человек меньше, чем за 2012 год);

умерло 1 871 809 человека (на 34 526 человек меньше, чем за 2012 год);

прирост: 24 013 человек (в 2012 году убыль 4 251 человек);

миграционный прирост населения: 295 858 человек (в 2012 году 294 930).

Естественный прирост в 2013 году отмечен в 43 субъектах федерации (18 — республики) против 40 (18 — республики) в 2012 году[32].

 

За 2014 год (с учётом Крыма):

родилось 1 947 301 человек (на 51 479 человека больше, чем за 2013 год);

умерло 1 913 613 человек (на 40 538 человек больше, чем за 2013 год);

прирост 33 688 человек (в 2013 году прирост 19 076 человек);

Естественный прирост в 2014 году отмечен в 43 субъектах федерации (18 — республики) как и в 2013 году.

 

За 2015 год

родилось 1 944 136 человек (на 3 165 человек меньше, чем за 2014 год);

умерло 1 911 413 человек (на 2 200 человек меньше, чем за 2014 год);

прирост 32 723 человека (в 2014 году прирост 33 688);

миграционный прирост населения 219 748 человек

Естественный прирост в 2015 году отмечен в 43 субъектах федерации (18 — республики) также как и в 2014 году.

 

За январь-февраль 2016 года:

родилось 291 064 человека (на 2 798 человек меньше, чем за январь-февраль 2015 года);

умерло 326 550 человек (на 4 910 человек меньше, чем за январь-февраль 2015 года);

убыль 35 486 человек (в январе-феврале 2015 убыль 37 598 человек);

Естественный прирост в январе-феврале 2016 года отмечен в 27 субъекте федерации (16 - республики) против 24 (13 - республики) в 2015 году.

Возрастно-половая пирамида населения России на 2014 год



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.213.209 (0.108 с.)