Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Билет 7. 1. Выработка теоретической модели в процессе аналитического конструирования ситуации.
Выбор (разработка) теоретической концепции (модели). (2 этап аналит конструир ситуации) Теоретическое моделирование является необходимым шагом в познании ситуации. С его помощью удается выявить и наглядно представить наиболее существенные стороны объекта, связать воедино составляющие его элементы. И что не менее важно, теоретическая модель задает направленность исследованию, не позволяет «увязнуть» в несущественных деталях. Теоретическая модель ситуации представляет собой ее абстрактную конструкцию, поэтому ее создание требует хорошего знания методологии. Ее значение заключается в том, что она позволяет извлекать такое знание о ситуации, которое недоступно непосредственному наблюдению. Для познания одной и той же ситуации могут быть сконструированы различные теоретические модели, потому что, как отмечалось в предыдущем параграфе, любой науке свойственна многопарадигмальность, т.е. существование различных теоретических методов, объясняющих социальную реальность и поведение людей. Конструируя теоретическую модель, исследователь может руководствоваться методологией или системного, или научающе-бихевиорального, или когнитивного, или любого другого научного подхода, либо попытаться синтезировать некоторые из них. Приведем в качестве примера теоретическую модель, предложенную работниками центра политического консультирования «Никколо М». Эта модель, по мнению авторов, объясняет логику формирования определенного отношения населения к политическому лидеру, и поэтому она может быть положена в основу стратегии формирования имиджа политика. Ключевым в этой модели является понятие «образ», под которым понимается «субъективная картина мира или его фрагментов,… интериоризированный общественный опыт, закрепленный в языке». При рассмотрении феномена образа выделяются три составляющих его элемента: 1. Образ-знание, выступающий в форме зафиксированного знания, т.е. как отраженная субъектом картина существующей реальности. 2. Образ-значение, задающий для нас значение политического объекта (человека, группы, события и т.д.), встраивая конкретный объект в нашу оценочную систему. 3. Образ потребного будущего. Человек прогнозирует возможные изменения, предвидит возможные события, которые могут быть значимыми для него.
Структурные составляющие модели «образ» взаимосвязаны, соподчинены. Характер этого соподчинения следующий: «политическая активность масс определяется в первую очередь образом-значением и образом потребного будущего. Образ-знание в свою очередь концентрирует в себе переработанную и проинтерпретированную избирателем информацию. Он влияет на формирование образа-значения и образа потребного будущего, а через это – на политическую активность масс.» Теоретическую модель трудно понять неподготовленному человеку, для этого необходимы соответствующие знания, владение категориальным аппаратом. Приведенная модель дана исключительно в качестве иллюстрации, мы не будем разбирать ее содержание. Пока нам важно уяснить лишь то, что теоретическая модель – необходимый шаг в познании ситуации, если мы хотим, чтобы это познание было глубоким, всесторонним и одновременно направленным, ориентированным на решение конкретных проблем. Обычно при решении управленческих задач политические технологи используют модели, разработанные учеными теоретиками. Однако, нередко бывают управленческие ситуации, когда такие модели отсутствуют, либо не доступны. В этих случаях приходится заниматься их созданием самостоятельно. Информационные войны Информационная война – это планомерное информационное воздействие на всю инфокоммуникационную систему противника и нейтральные государства, с целью формирования благоприятной глобальной информационной среды для проведения любых политических и геополитических операций, обеспечивающих максимальный контроль над пространством. В информационной войне можно выделить три основных этапа: 1. Определение целей (зачем она нужна и что необходимо получить в результате). 2. Определение стратегии, которая должна учитывать четыре базовых компонента коммуникационной технологии: подготовку сообщения, определение канала коммуникации и целевой аудитории, на которую ориентировано сообщение, выбор коммуникатора. 3. Составление плана тактических мероприятий.
В настоящее время информационные войны выходят на авансцену возможных вариантов доминирования в информационной сфере. При этом необходимо различать два направления ведения информационных войн: непосредственно информационное и психологическое. В первом случае объектом воздействия становятся компьютеры и информационные системы, во втором - индивидуальное и массовое сознание. Соответственно, в зависимости от этого выбираются способы воздействия.
В ходе информационной войны необходимо планировать собственные ресурсы и ресурсы противника с учетом следующих факторов: 1. Распределение кампании во времени и пространстве. 2. Наличие соответствующей материально-технической базы. 3. Возможность привлечения высококвалифицированных специалистов. 4. Наличие соответствующей финансовой базы. 5. Доступ к средствам массовой информации. В случае проведения психологической войны на первое место выходят процессы формирования общественного мнения. В этом случае эффективно воздействует преуменьшение значимости того или иного события, недопущение его в информационное пространство, использование в ходе коммуникативной кампании "спирали молчания", то есть представления мнения меньшинства, как мнения большинства населения и смещение, таким образом, смысловых и идеологических акцентов.
Использование инструментария психологической войны в ходе войны информационной позволяет, с одной стороны, разрушить имеющуюся информационную систему, с другой - произвести смену коммуникативной установки в обществе и, таким образом, подчинить его интересы интересам стороны-агрессора.
Главным же инструментом информационного воздействия является новость. Американские специалисты дают новости следующее определение: "Новость - это нарушение нормы, которое всегда является асимметричным" (американский военный словарь терминов, 1965). Следовательно, можно сделать вывод о том, что успешность информационного оружия заключена в степени его асимметричности.
Ирако-американский конфликт фактически является иллюстрацией сложившегося в наши дни положения, когда господство на мировой арене обеспечивается, в первую очередь, с помощью средств массовой информации. СМИ превратились в "первую власть", от которой во многом зависят происходящие в мире геополитические изменения. Именно поэтому проблема ведения информационных войн и создания систем информационной безопасности является столь актуальной и востребованной на современном этапе.
Билет 8. 1. Методы сбора и анализа информации в процессе конструирования аналитической ситуации Сбор информации в аналитическом конструировании ситуации осуществляется с помощью различных эмпирических методов, ориентированных в отличие от теоретических на получение непосредственного знания о вполне конкретном объекте. Эмпирия (от греческого empeiria - опыт) - это очевидность, это реальные факты, конкретные действия людей, запечатленные в памяти и соответствующим образом описанные. Эмпирические методы, нацеленные на сбор и обработку фактического материала, на первый взгляд имеют много общего с познанием простым человеком окружающего мира. Наблюдение, интервью, опросы – со всем этим мы сталкиваемся в своей повседневной жизни. Однако в науке методы получения эмпирических фактов – это сложные процедуры, использование которых требует соответствующих знаний, умений и навыков.
Эмпирические методы принято делить на количественные («жесткие») и качественные («мягкие»). К количественным относятся: наблюдение, анкетные опросы, контент-анализ. К качественным – case-study (исследование случая), глубинные интервью, работа с фокус-группами. Метод наблюдения - это систематизированное, направленное восприятие какого-либо явления или процесса, черты и свойства которого фиксируются наблюдателем. Например, наблюдение в ходе избирательной кампании за действиями соперников предполагает фиксацию их заявлений, участие в предвыборных мероприятиях, оценка подготовленной рекламы и т.п. Метод наблюдения имеет много общего с нашим повседневным восприятием, когда мы следим за интересующими нас политическими событиями. Однако научно организованное наблюдение, осуществляемое профессионалами, отличается широтой поля наблюдения, способностью улавливать более разнообразную гамму поступков действующих лиц на политической арене, выявлять степень повторяемости тех или иных событий, определять характер взаимодействий, реконструировать их последовательность Анкетный опрос в отличие от наблюдения позволяет (при правильно разработанной научной методике) узнать о процессах, происходящих в сознании личности, о чем человек мечтает, какой тип государства считает наиболее целесообразным, каким лидерам и политическим партиям отдает предпочтение. Эти процессы сознания могут до определенного времени никак не проявляться в политическом поведении людей, но подспудно готовить последних к каким-либо действиям. Для политико-технологического управления значение анкетных опросов трудно переоценить, так как они позволяют выявить установки, ценностные ориентации, предпочтения населения, без знания которых невозможно всерьез рассчитывать на успех в достижении поставленных целей. Опросы могут также дать информацию о поступках, событиях, которые оказались в силу различных причин за пределами научного наблюдения. Контент-анализ - систематическая числовая обработка, оценка и интерпретация форм и содержания информационного источника. Контент-анализ позволяет выявить, какая информация и в каком объеме содержится в предвыборных плакатах и программных заявлениях кандидата, отражают ли эти документы состояние общественного мнения потребности и интересы масс. Контент-анализ особенно полезен в тех случаях, когда нет возможности провести анкетный опрос, но крайне необходима информация о приоритетных целях той или иной политической организации, государственного учреждения, политического лидера.
Case-study (изучение случая) предполагает относительно длительное «погружение» исследователя в изучаемый объект и дает возможность «всесторонне рассмотреть «случай» в единстве его взаимосвязей и динамике развития, изучить групповые нормы и ценности, структуру ролей или систему властных отношений». (В.А.Ядов. Стратегия социологического исследования. М.: «Добросвет»,1998, с.398) Этот метод дает возможность получить информацию об одном объекте, но эта информация будет многосторонней. В политическом менджменте с помощью case-study можно изучать отдельные политические движения, партии, а также отдельные личности, которые являются объектами управленческого воздействия. Глубинное интервью – это опрос, в котором исследователь непосредственно беседует с респондентом, предлагая последнему самому формулировать ответы на заранее подготовленные вопросы, побуждая его к рассуждениям, к оценке различных событий. В ходе такой беседы-интервью удается выявить сложную гамму представлений респондента, понять его эмоциональные переживания, опасения, надежды. Политические технологи обычно прибегают к этому способу получения информации при подготовке масштабного анкетного опроса или в условиях, когда в силу каких-либо причин нет возможности подготовить и качественно провести анкетный опрос. Метод «фокус-группы» или групповой дискуссии используется для выявления отношения различных групп к тому или иному событию, явлению. Он представляет собой направляемое и регулируемое исследователем обсуждение выбранной темы, в котором участвуют, подобранные на основе научно обоснованной выборки, люди. Благодаря хорошо продуманной методике организации групповой дискуссии можно изучить реакцию населения на выступление политического лидера, на предвыборное заявление, на политическую рекламу и т.п. После краткой характеристики количественных и качественных методов, используемых в политическом менеджменте для получения всесторонней информации о ситуации, суммируем их различия в таблице. (Подробнее см.: Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. – М.: «Добросвет», 1998, с.407.) Анализ данных. Конструирование ситуации. На этом этапе осуществляется аналитическое конструирование ситуации. Теоретическая модель наполняется конкретным содержанием, и теперь она позволяет видеть, если вновь обратиться к нашему примеру проведения политической кампании с целью формирования имиджа политического деятеля, как в сознании людей отражается личность политика N, что они знают о его деятельности, какие по этому поводу возникают у них суждения, чувства, оценки, что люди ожидают от N и как эти ожидания влияют на их восприятие, мотивацию, поведение.
Как показывает исследовательская практика, глубина анализа, его качество, быстрота обработки информации зависят от успешности решения предшествующих исследовательских задач – от ясности теоретической модели, от четкости операционализации, от продуманности методологического инструментария, от добросовестности лиц, отвечающих за сбор эмпирического материала. Аналитическое конструирование ситуации в политическом менджменте – не самоцель, а необходимое условие для принятия управленческих решений. Только зная реальные настроения людей, их установки, ценностные ориентации, стереотипы, поведенческие интенции, можно влиять на мировосприятие, мотивацию и поведение этих людей. У субъекта политического управления нет возможности принуждать, заставлять массы следовать поставленным им политическим целям, Его главным оружием становится знание об объективном мире, в котором живут люди и о процессах, происходящих в сознании этих людей. Понимая значимость и необходимость аналитического конструировании ситуации при принятии любого управленческого решения, будь-то такие важные, как утверждение стратегии избирательной кампании или менее значительные – выпуск рекламного буклета, следует вместе с тем отдавать себе отчет в том, что реальная ситуация и ее аналитическая конструкция – не одно и то же. Между ними всегда есть различия. Реальная ситуация всегда сложнее, противоречивее, красочнее. И даже самая совершенная система научных методов не позволяет охватить всего многообразия социальной реальности. Кроме того, реальная ситуация подвижна, изменчива, поэтому кропотливая работа по сбору информации всегда отражает прошлое, пусть недалекое, но прошлое. И хорошо, если к этим двум чертам аналитической конструкции ситуации не добавится третья - некомпетентность и недобросовестность исследователя. Надо ли, зная, что аналитическая конструкция ситуация является весьма лишь посредственной копией реальной ситуации, уделять описанному в этом параграфе процессу исследования столь пристальное внимание? Безусловно. Во-первых, всегда лучше иметь хоть какое-то знание, чем действовать наугад. Во-вторых, не следует преувеличивать значение выше названного различия. Сила теоретической концепции заключается в том, что она позволяет выделять наиболее важное и существенное, то, что действительно может оказать воздействие на ход управленческого процесса. Для контроля за изменением реальной ситуации проводятся мониторинги, которые фиксируют по заданным параметрам эти изменения и подсказывают, где возникли проблемы, появились «темные пятна», куда направить дополнительные усилия по прояснению ситуации. 2. Информационный терроризм Информационный терроризм - психоинтеллектуальная опасная диверсия направленная против нормального состояния здравомыслящего ума-рассудка-разума людей. И.т., производится посылами ложной мнимой информации для создания у людей противоречивого представления, негативного возмущения и ошибочного понимания. И.т., самое опасное коварное явление, которое прячется под личинами всевозможных ложных «измов». Честным людям нужна не "свобода", "равенство" и "братство" (ложные дезинформирующие посылы) - а правовой логический Порядок, социальная Справедливость и равно ответственный Закон для всех без исключения. Билет 9. 1. Социологические концепции организации как теоретическая основа политического менеджмента. Ключевые социологические подходы к анализу организации в конечном счете служат выражением основных течений социологической теории. В одних моделях подчеркивается роль структурных составляющих организации, в других моделях делается акцент на системах действия. Структурный подход предлагает как минимум две модели — функциональную и конфликтную. В первой организация представлена как адаптивная социальная система. Наличие коллективной цели вызывает необходимость устойчивых структурных порядков, которые воплощаются в сетях взаимосвязанных ролей и системах поведенческих ожиданий и норм, ограничивающих деятельность индивидов. При этом организация формируется в сильной зависимости от внешней среды и служит инструментом адаптации к ее изменениям. Она становится средством социализации индивидов, их включения в институционализированные рамки мышления и действия. А поскольку разные 1руппы внутри организации вырабатывают свои понимания и значения происходящего, эффективный внутрифирменный контроль ограничен. Организация складывается из множества реальностей и множества рациональностей, в ией наблюдается сложное взаимодействие культур (господствующей культуре неизбежно противостоят контр-кулыуры и т.п.).
2. Социальная структура общества и ее влияние на ход политического процесса Общество есть сложная организация взаимодействий и взаимосвязей человека, групп, каст, слоев, прослоек, классов. Структура общества — это совокупность больших и малых социальных групп, коллективных и индивидуальных отношений между ними. Социальной группой называют общность (объединение) людей, выделяемую на основе определенного признака (например, характер совместной деятельности, общность интересов и ценностей). Большие социальные группы выделяют по положению в обществе, величине доходов, способам получения средств к существованию, уровню образования, профессии и др. Некоторые исследователи называют большие группы «стратами», другие употребляют понятия «слой», «прослойка», «класс» и др. Единого мнения по этому вопросу не существует. Своеобразным типом социальных групп являются касты. Примером социальной группы являются сословия, сложившиеся в средневековой Европе. Сословное деление отличают значительные имущественные и социальные различия между отдельными группами. Сословные привилегии, права и обязанности складывались в первую очередь политическим путем и закреплялись законодательным. Примечательно, что общество не просто разделено на группы, но и имеет четко выраженную иерархическую структуру. В науке для обозначения данного явления используется термин «стратификация». Социальная стратификация проявляется во всех областях общественной жизни — политической, профессиональной, культурной. Формы социальной стратификации изменяются по мере развития общества Так, в средневековой Европе наиболее высоким статусом обладали духовенство и аристократия. Обедневший представитель знатного рода был более уважаем в обществе, чем зажиточный купец. В то же время в буржуазном обществе капитал стал определяющим фактором положения человека в обществе, открывал путь вверх по социальной лестнице.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.154.151 (0.037 с.) |