Бухгалтерский (финансовый) учет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бухгалтерский (финансовый) учет



В.В. Жаринов

 

БУХГАЛТЕРСКИЙ (ФИНАНСОВЫЙ) УЧЕТ

В ТОРГОВЛЕ

 

Курс лекций

для студентов, обучающихся

по специальности 080601 "Бухгалтерский учет, анализ и аудит"

 

Нижний Новгород


 

УДК 657.1

ББК 65.052

Ж 34

 

Жаринов В.В.

Ж34 Бухгалтерский (финансовый) учет в торговле и общественном питании: Курс лекций. -·Н. Новгород: НКИ, 2010. - 204 с.

 

 

Курс лекций составлен в соответствии с требованиями образовательного стандарта по специальности 060500 "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" и предназначен для студентов, обучающихся по этой специальности. Кроме того, он может быть использован студентами, обучающимися по специальностям "Коммерция в торговле и общественном питании" и "Менеджмент в торговле и общественном питании".

 

ББК 65.052

ã Нижегородский коммерческий

институт, 2010

ã В.В. Жаринов, 2010

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................... 4

 

РАЗДЕЛ I. УЧЕТ ТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ............................... 5

Лекция 1. Задачи и принципы учета товаров............................... 5

Лекция 3. Документальное оформление поступления товаров…15

Лекция 2. Учет поступления товаров............................................ 38

Лекция 3. Организация учета товаров на складе и в бухгалтерии 73

Лекция 4. Учет продажи товаров в оптовой торговле................. 80

Лекция 5. Учет продажи товаров в розничной торговле............. 112

Лекция 6. Учет тары....................................................................... 148

Лекция 7. Учет товарных потерь................................................... 159

Лекция 8. Отчетность материально-ответственных лиц............... 173

Лекция 9. Инвентаризация товаров и тары................................... 177

 

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Дисциплина "Бухгалтерский (финансовый) учет в торговле и общественном питании" является одной из основных дисциплин специализации "Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях" для студентов, обучающихся по специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Он предназначен для обеспечения студентов необходимыми знаниями по этой дисциплине с целью подготовки их к практической деятельности.

В современных условиях во многом возрастает значение бухгалтерского учета, усиливаются его контрольные функции, повышается действенность и оперативность учета во все возрастающем объеме информации.

Переход к принципиально новой модели рыночной экономики обусловливает необходимость пересмотра стереотипа взглядов на бухгалтерский учет как на систему фиксирования движения и состояния хозяйственных ресурсов, многие вопросы, связанные с отражением хозяйственных операций, должны решаться на предприятии самостоятельно. Централизованно устанавливаются только общие правила бухгалтерского учета, а конкретизация их и механизм выполнения разрабатывается на каждом предприятии исходя из условий деятельности.

Изучение задач, стоящих перед бухгалтерским учетом в условиях рыночной экономики, позволяет понять роль и значение учета в управлении хозяйством. Формирование в учете многих показателей хозяйственной деятельности дает возможность правильно использовать их при оценке результатов работы и является предпосылкой научно обоснованного прогнозирования. Овладение техникой, формами и организацией бухгалтерского учета способствует построению учета в соответствии с современными прогрессивными требованиями, предъявляемыми к управлению и методам хозяйствования в условиях рыночной экономики.

Изучение дисциплины основывается на знаниях, полученных студентами при изучении курсов "Теория бухгалтерского учета", "Бухгалтерский (финансовый) учет", "Бухгалтерская (финансовая) отчетность".

Курс лекций по данной дисциплине составлен в соответствии с требованиями образовательного стандарта по специальности 080601 "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" и предназначен для студентов, обучающихся по этой специальности. Кроме того, он может быть использован студентами, обучающимися по специальностям "Коммерция в торговле и общественном питании" и "Менеджмент в торговле и общественном питании".


 

РАЗДЕЛ I. УЧЕТ ТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ

 

 

Оценка товаров

 

Под оценкой товаров понимается выбор учетной цены, т. е. цены, по которой приходуют и списывают товары.

Порядок оценки товаров в бухгалтерском учете определяется общими правилами оценки имущества и обязательств, устанавливаемыми ст. 11 Федерального закона «О бухгалтерском учете».

Как и иные материально-производственные запасы, товары принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости (п. 5 ПБУ 5/01). Однако их оценка (определение этой фактической себестоимости) может отличаться в зависимости от способа получения предприятием данного имущества.

Так, товары могут быть получены организацией:

- за плату;

- изготовлены собственными силами;

- внесены в качестве вклада в уставный капитал;

- получены при оплате неденежными способами (бартером);

- получены безвозмездно (в порядке дарения).

Фактической себестоимостью товаров, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на их приобретение за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ). К таким затратам на их приобретение относятся (п. 6 ПБУ 5/01):

- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением товаров;

- импортные (ввозные) таможенные пошлины;

- невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы товаров;

- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены эти товары;

- затраты по заготовке и доставке товаров до места их использования, в том числе расходы по страхованию. Данные затраты включают также затраты по заготовке и доставке товаров;

- затраты по содержанию заготовительно-складского подразделения организации, затраты на услуги транспорта по доставке товаров до места их использования (хранения), если они не включены в цену, установленную договором;

- начисленные проценты по кредитам, предоставленным поставщиками (коммерческий кредит); начисленные до принятия товаров к бухгалтерскому учету проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения этого имущества;

- затраты по доведению товаров до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. Данные затраты включают затраты организации по подработке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик полученных товаров, не связанные с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг;

- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением товаров.

Фактическая себестоимость товаров, внесенных в счет вклада в уставный капитал торговой организации, определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями или участниками организации, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Фактической себестоимостью товаров, полученных по договорам, которые предусматривают оплату неденежными средствами (на товарообменной основе), признается стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией (п. 10 ПБУ 5/01).

При этом стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных активов. При невозможности установить стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией, стоимость товаров, полученных организацией по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, определяется исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные товары (то есть по рыночной цене, определенной с учетом требований ст. 40 НК РФ).При этом оприходование таких товаров в бухгалтерском учете отражается таким образом:

Специальные правила оценки товаров как составляющей товарно-материальных запасов организации устанавливается п. 13 ПБУ 5/01. Первое правило является традиционным и хорошо знакомо бухгалтерам. Согласно п. 13 ПБУ 5/01 товары, приобретенные организацией для продажи, оцениваются по стоимости их приобретения.

Второе правило имеет важное значение для организации бухгалтерского учета товарных операций и позволяет значительно сократить объем затрат на его ведение. Согласно п. 13 ПБУ 5/01 организация, осуществляющая торговую деятельность, затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов, производимые до момента их передачи в продажу, может включать в состав расходов на продажу.

Такая формулировка правила формирования фактических затрат на приобретение товаров объясняется тем, что учет «полной себестоимости единицы товаров» не характерен для торговли по причине неудобства и нерациональности. Чем больше ассортимент товаров и товарооборот, тем сложнее и бесполезнее становится процедура распределения транспортных и иных косвенных расходов на приобретение товаров между конкретными их единицами.

Традиционно основой оценки товаров выступает цена приобретения их у поставщиков. Прочие расходы, связанные с приобретением товаров, прежде всего транспортные, учитываются отдельно и списываются в уменьшение финансового результата от продажи товаров в полной сумме, относящейся к текущему отчетному периоду, либо пропорционально стоимости проданных товаров и их остатка на складе. Возможность применения такой методики сохраняется и в ПБУ 5/01.

Организациям, осуществляющим розничную торговлю, разрешается вести учет товаров в бухгалтерском учете, как по покупным, так и по продажным ценам с выделением торговых надбавок (п.13 ПБУ 5/01).

Учет товаров по покупным ценам позволяет максимально упростить определение покупной стоимости проданных товаров при ведении расчетов с большим количеством поставщиков, а также процедуру переоценки товаров (достаточно на ценнике зачеркнуть старую цену и написать новую, без оформления специального акта переоценки). Тем не менее данный порядок не получил широкого применения из-за сложности учета расхода товаров в розничной торговле. Как правило, при розничной продаже товаров покупателю не выдается никаких документов кроме чека контрольно-кассовой машины, в котором стоимость проданных товаров указана в продажных ценах, При этом в явном виде отсутствует информация о стоимости проданных товаров в покупных ценах.

Необходимо обратить внимание, что независимо от выбранного в бухгалтерском учете способа оценки товаров (по продажным или покупным ценам) для целей налогообложения их стоимость определяется несколько иначе.

Так, в соответствии со ст. 268 НК РФ (пп. 3 п. 1) при реализации товаров доходы уменьшаются на их покупную стоимость. Согласно ст. 320 НК РФ к прямым расходам при продаже товаров относятся (помимо цены, уплаченной поставщику) только суммы расходов на их доставку (транспортные расходы), если эти расходы не включены в цену приобретения данных товаров. Соответственно, все остальные расходы, связанные с их приобретением, являются косвенными.

Исходя из сказанного, под стоимостью приобретения товаров для целей налогового учета следует понимать только их контрактную (договорную) цену, а все прочие расходы необходимо учитывать в составе косвенных расходов текущего отчетного (налогового) периода.

Такие же выводы приведены и в Письме МНС России от 5 сентября 2003 г. N ВГ-6-02/945 "По вопросам, связанным с применением главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации".

Таким образом, при перепродаже товаров все торговые организации должны вести двойной учет формирования их стоимости: бухгалтерский (по продажным либо покупным ценам, включающим в себя все затраты, связанные с приобретением этих товаров) и налоговый (по покупным ценам, представляющим из себя только сумму расходов, уплаченную (или подлежащую уплате) поставщику без учета НДС).

 

 


ЛЕКЦИЯ 2. ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПОСТУПЛЕНИЯ ТОВАРОВ

 

План

1. Характеристика товарных документов

2. Документальное оформление приемки товаров со станции железной дороги

3. Документальное оформление приемки товаров на складе поставщика

4. Документальное оформление приемки товаров на предприятии

5. Документальное оформление поступления товаров от физических лиц

6. Документальное оформление приобретения товаров за наличный расчет

 

Со станции железной дороги

 

Основным документом, сопровождающим груз по железной дороге, является железнодорожная накладная в комплекте с дорожной ведомостью. При сдаче товаров к перевозке на станции отправления грузоотправителю передается грузовая квитанция, а станции отправления - корешок дорожной ведомости.

Товары от органов железной дороги и водного транспорта должен получать специально подготовленный работник-агент или экспедитор.

После уплаты причитающихся с него по окончательному расчету платежей и расписки в дорожной ведомости, предъявив доверенность и паспорт, экспедитор получает от станции назначения железнодорожную накладную. Затем он должен проверить исправность вагона или контейнера, целостность пломб, ясность оттисков на них, а затем в присутствии представителей железной дороги принимает товары по количеству товарных единиц, а в нужных случаях - по массе. Незатаренные грузы при приемке перевешивают, при этом выписывается специальный документ – приходный грузовой отвес (ф. № ТОРГ-17), в котором указывается состояние груза, его количество, согласно транспортным документам и по факту).

Об исправности вагона или контейнера представителем станции назначения делаются отметки в железнодорожной накладной. Если в ходе осуществления такого контроля никаких повреждений не обнаружено, то об этом также отмечается в железнодорожной накладной. В этом документе фиксируется факт выдачи груза без проверки массы. При обнаружении недостачи в пределах норм естественной убыли при перевозках станция назначения делает соответствующую запись на обороте накладной. Такая недостача возмещается, как правило, за счет покупателя и включается в состав расходов на продажу.

При неисправности вагона или контейнера, отсутствии или повреждении пломбы, неясности оттиска на ней, при повреждении, недостаче груза по количеству или массе экспедитор должен потребовать от станции назначения составления Коммерческого акта (ф. № ГУ-23) и получить его копию. Коммерческий акт - документ, являющийся юридическим основанием для предъявления претензий транспортной организации.

При отказе станции назначения составить коммерческий акт экспедитор (агент) должен принять груз с участием представителя отдела торговли органа местной исполнительной власти или железнодорожной милиции и составить Акт о результатах приемки (ф. № ТОРГ-2, ТОРГ-3). Отказ станции назначения составить коммерческий акт необходимо обжаловать в установленном порядке. В тех случаях, когда выявленные недостачи не превышают установленных норм естественной убыли при перевозках, коммерческий акт не составляется, а о недостаче делают отметку в железнодорожной накладной. Такая недостача возмещается, как правило, за счет организации-покупателя и относится к расходам на продажу.

Для доставки товара на склад покупателя экспедитор выписывает товарную накладную.

 

3. Документальное оформление приемки товаров

На складе поставщика

 

Для получения товаров на складе поставщика выписывается доверенность.

Согласно п.1 ст.185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представления перед третьим лицом.

Порядок оформления доверенностей и получения по ним товаров установлен Инструкцией о порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей, утвержденной Минфином СССР от 14.01.67 № 17. Доверенности выдаются лицам, с которыми заключен договор о материальной ответственности. При выдаче доверенности не материально ответственному лицу необходимо взять подписку о том, что полученные им ценности будут доставлены. Выдача доверенностей лицам, не работающим на предприятии, не допускается.

Доверенность является бланком строгой отчетности и выписывается в одном экземпляре под расписку получателя на срок не более 15 дней. Подписывают доверенность руководитель предприятия и главный бухгалтер. Подписи скрепляются печатью предприятия. Регистрацию выдачи и отметку об использовании доверенности делают на ее корешке или регистрируют в специальном журнале.

При выписке доверенностей следует иметь в виду, что перечень подлежащих получению товарно-материальных ценностей, предусмотренных на оборотной стороне доверенности, заполняется в случаях, когда в документе на отпуск, указанном на лицевой стороне, не приведены наименования и количество ценностей, подлежащих получению. Если в указанных документах приводятся наименования и количества ценностей, подлежащих получению, перечень ценностей на оборотной стороне доверенности прочеркивается.

Бухгалтер осуществляет контроль за использованием доверенностей на основании товарных документов, подтверждающих получение товара, в которых поставщик указывает номер доверенности. Материально- ответственное лицо, получившее товар, обязано не позднее следующего дня сдать в бухгалтерию документы, на основании которых бухгалтер делает отметку о получении товара. Неиспользованные доверенности возвращаются в бухгалтерию, о чем также делается отметка.

На складе поставщика товар получают, как правило, в тех случаях, когда поставщик местный. Если поставщик иногородний, то товар, как правило, принимают в тех случаях, когда необходимо проверить его качество.

Товары на складе поставщика получают по доверенности и по предъявлению паспорта. Затем товар принимается на соответствии данных сопроводительных документов, и материально ответственное лицо расписывается в получении товара. При приемке товара в закрытой таре на сопроводительных документах необходимо сделать надпись: «Товар принят по массе брутто (количеству мест) без фактической проверки» и «Товар принят по качеству согласно документам поставщика без фактической проверки» за подписями лиц, сдавших и принявших ценности. Эти отметки лишают поставщика возможности отрицать факт недостачи, несоответствия качества, комплектности ценностей, которые могут быть установлены покупателем после вскрытия тары.

Если при приемке установлена неисправность тары и маркировки, получатель должен потребовать вскрытия тары и проверки содержимого по количеству товарных единиц, массе нетто и качеству (по товарам, где такая проверка представляется возможной).

Если водитель автотранспортного предприятия перевозит товары без сопровождения его экспедитором грузоотправителя (грузополучателя), то при приеме товаров к перевозке шофер-экспедитор автотранспортного предприятия предъявляет грузоотправителю служебное удостоверение и путевой лист, заверенный печатью автотранспортного предприятия.

Прием грузов к перевозке оформляется подписью шофера-экспеди­тора на всех экземплярах товарно-транспортной накладной, один из которых остается грузоотправителю.

Шофер-экспедитор выдает товары в пункте назначения грузополучателю. Получение товаров оформляется подписью и штампом грузополучателя на трех экземплярах товарно-транспортной накладной, два из которых остаются у шофера-экспедитора.

 

4. Документальное оформление приемки товаров

В организации-получателе

 

При приемке товаров на складе организации получателя материально ответственные лица сопоставляют фактическое количество и качество поступивших товаров с данными, указанными в сопроводительных документах поставщика. Если расхождений не обнаружено, то составляется Акт о приемке товаров (ф. № ТОРГ-1). Если товар находится в ненарушенной таре, то приемка может проводиться без проверки содержимого по количеству мест, массе брутто или по количеству товарных единиц и маркировке на таре. Если фактическое наличие товара в таре не проверяется, то материально ответственным лицом делается отметка в сопроводительном документе поставщика о том, что товар принят без внутренней проверки. По количеству и качеству товары принимают окончательно при вскрытии тары. При неисправности тары, наличии следов ее вскрытия, течи и подмочки и других дефектов, указывающих на возможную несохранность товара, необходимо вскрыть такие места и проверить их содержимое.

Если количество и качество товара соответствуют указанным в сопроводительных документах поставщика, то приходные документы могут не составляться, а в сопроводительных документах проставляется подпись материально ответственного лица, штамп и печать организации-покупателя.

В случае, когда товар поступает в одной единице измерения (например, по весу), а отпускается со склада в другой (например, поштучно), его оприходование и отпуск отражаются в первичных документах и соответствующих регистрах бухгалтерского учета одновременно в двух единицах измерения. При этом, вначале записывается количество в единице измерения, указанной в документах поставщика, затем в скобках – количество в единице измерения, по которой товар будет отпускаться со склада.

Если затруднительно отражение движения такого товара одновременно в двух единицах измерения, возможен вариант перевода такого товара в другую единицу измерения с составлением акта перевода. Одновременно устанавливается учетная цена в новой единице измерения.

Если в расчетных (сопроводительных) документах поставщика указана более крупная или более мелкая, чем принято в организации единица измерения (например, тонны вместо килограммов), такие товары приходуются в той единице измерения, которая принята в данной организации.

При неисправности тары, наличия следов ее вскрытия, течи и подмочки и т. д., указывающие на возможную несохранность товара, необходимо вскрыть такие места и проверить их содержимое.

При приемке товара материально ответственные лица проверяют правильность оформления и содержание сопроводительного документа поставщика, количество, цены, стоимость товара, качество, ассортимент, сорт, артикул, указан ли НДС.

При приемке яиц производится их контрольная (выборочная) проверка и составляется акт по ф. № ТОРГ-22 в одном экземпляре с участием специалиста по контролю за качеством. При необходимости выдачи акта поставщику он составляется в двух экземплярах.

Ткани, поступающие в кусках (кипах) часто имеют больший метраж, чем указано в ярлыке, поэтому при приемке их следует перемеривать и резульаты отражать в акте по ф. № ТОРГ-24. Перемеривание производится членами комиссии в составе товароведа, представителя общественности и материально-ответственного лица. Фактическая мера длины куска проставляется на ярлыке производителя и скрепляется подписями членов комиссии. На ярлыке также указывается номер и дата акта, выявленные излишки тканей приходуются.

В случае расхождений фактического наличия ценностей с данными, указанными в сопроводительных документах, на эти ценности составляется акт в двух экземплярах. Один отсылают поставщику с рекламацией о возмещении убытков, а другой сдают в бухгалтерию с отчетом материально ответственного лица. В сопроводительном документе поставщика отмечают количество фактически принятого товара и делают запись о составленном акте. Вызов представителя поставщика для участия в составлении акта обязателен, если это предусмотрено договором; если представитель поставщика не прибудет в установленные сроки, акт составляется в присутствии незаинтересованного лица.

Если при приемке товаров, полученных в порядке централизованной доставки, будут выявлены некачественные товары или товары с истекшим сроком реализации, то предприятие имеет право отказаться от реализации и возвратить их поставщику тем же транспортом, на котором они были доставлены. Молоко, скисшее в магазинах розничной торговли, до истечения установленного срока реализации (при соблюдении правил хранения), возвращается поставщикам после проверки качества с возмещением полной стоимости молока. Выявленные розничными предприятиями в ходе приемки отдельные деформированные или горелые хлебобулочные изделия подлежат возврату поставщику за его счет. В этом случае на обороте накладной делается запись о возврате изделий. Черствые хлебобулочные изделия, а также изделия, деформированные по вине магазина, возвращаются поставщикам, от которых они были получены со скидкой, предусмотренной договором поставки по товарно-транспортной накладной. Поставщик может отказаться от приема черствых (деформированных) изделий, если они не отвечают санитарным требованиям.

Возврат ликеро-водочных изделий вследствие выпадения винного камня, помутнения, кулеза шампанского, вытечки минеральных вод производится за счет поставщика, если они хранились, если они хранились в надлежащих условиях и время их хранения не превышает гарантийные сроки.

При поступлении товаров на предприятие также следует обратить внимание на то, что, в соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 8 октября 1993 г. № 995 "Правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров" (с изменениями от 17 мая 1996 г.), для реализации товаров, подлежащих обязательной сертификации, в том числе импортных, продавец должен иметь в подтверждение факта сертификации один из следующих документов:

- подлинник сертификата;

- копию сертификата, заверенную держателем подлинника, или органом по сертификации, или нотариусом;

- товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком на основании подлинника сертификата или его копии, содержащие по каждому наименованию продукции сведения о наличии сертификата с указанием учетного номера сертификата, срока его действия, органа, выдавшего сертификат.

Сведения о сертификации в товарно-сопроводительных документах должны быть заверены изготовителем или поставщиком подписью и печатью с указанием адреса и телефона.

При поступлении незаказанных товаров, когда покупатель имеет основания отказаться от переданного поставщиком товара (при поступлении товаров, не указанных в договоре, с нарушением условий договора, а также при поступлении недоброкачественных товаров), он обязан обеспечить сохранность этого товара, приняв его на ответственное хранение, и немедленно уведомить об этом поставщика. Поставщик обязан вывести товар, принятый покупателем на ответственное хранение, или распорядиться им в разумный срок. Если поставщик в этот срок не примет решение, покупатель вправе продать товар или возвратить его поставщику. Расходы, понесенные покупателем в связи с принятием товара на ответственное хранение, подлежат возмещению поставщиком.

Приемка товаров, поступивших без сопроводительного документа поставщика (неотфактурованные поставки), осуществляется материально ответственными лицами по фактическому наличию. При этом составляется акт о приемке товара, поступившего без счета поставщика (ф. № ТОРГ - 4) в двух экземплярах, один из которых направляется поставщику с требованием выслать сопроводительные документы на поступившие товары. В акте фиксируются данные о фактически принятых по количеству и качеству товарах. Если определить стоимость поступивших товаров невозможно, то в акте указываются цены последнего поступления данных товаров либо рыночные.

При составлении такого акта обязательно участие материально ответственного лица и представителя поставщика, а в случае его неявки - представителя незаинтересованной организации. Эти товары до выяснения не могут быть проданы, но если товары не подлежат длительному хранению и должны быть реализованы в установленные сроки, то комиссия определяет стоимость товара и отражает эти данные в акте.

Прием предприятиями торговли товаров от индивидуальных частных предпринимателей осуществляется по предъявлении патента или регистрационного удостоверения и при наличии сертификата, подтверждающего качество и безопасность продукции для здоровья потребителей. Предприятие по согласованию с частным предпринимателем устанавливает цены на принимаемые товары, порядок реализации, размер вознаграждения в пользу предприятия, условия расчетов за принятые товары (предоплата, частичная оплата, оплата после реализации). Размер вознаграждения устанавливается в пределах средней торговой надбавки, сложившейся за отчетный период.

Прием товаров и условия их реализации определяется соглашением, которое составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр передается индивидуальному частному предпринимателю, второй остается на предприятии и служит основанием для учета движения товаров и расчетов. Соглашения учитываются на предприятии как бланки строгой отчетности. На принятые товары предприятие оформляет ценник.

Если товар не реализован в установленный срок, производится его уценка в размере, указанном в соглашении, уценка оформляется актом.

Расчеты с индивидуальными предпринимателями осуществляются путем перечисления денег на лицевой счет, указанный в соглашении или по расходному кассовому ордеру, который выписывается по предъявлении соглашения и паспорта.

Прием товаров от лиц, не имеющих патентов, осуществляется в соответствии с Правилами комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1998 г.

Товары, купленные у индивидуальных частных предпринимателей, право владения на которые перешло к торговому предприятию, учитываются по дебету счета 41 в корреспонденции со счетом 76.

 

5. Документальное оформление поступления товаров, приобретаемых за наличный расчет

Расчеты наличными денежными средствами за приобретаемые предприятиями торговли товары могут осуществляться как через кассу продавца, так и через кассу предприятия.

В первом случае уполномоченным должностным лицам предприятия выдаются под отчет наличные денежные средства, которые передаются ими продавцу в счет оплаты за приобретаемый товар.

Во втором случае сами продавцы доставляют реализуемые товары на предприятие, сдают их в установленном порядке и получают деньги в кассе.

При расходовании наличных денежных средств предприятиям необходимо соблюдать предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами в рамках одного договора, устанавливаемый Центробанком РФ.

Наличные денежные средства, выдаваемые для производства расчетов уполномоченным должностным лицам, оформляются расходными кассовыми ордерами, а у предприятий - продавцов приходными кассовыми ордерами или чеками контрольно-кассовых машин.

Исходя из этого, по каждой сделке, оплаченной организациями наличными денежными средствами через уполномоченных должностных лиц должны иметься как расходные кассовые ордера организации, так и квитанции к приходным кассовым ордерам или чеки ККМ, выписываемыми продавцами, и сдаваемыми подотчетными лицами вместе с документами на приобретенные товары в бухгалтерию.

При приобретении товаров за наличный расчет организации торговли должны учитывать положения налогового законодательства. Основанием для производства налогового вычета является наличие счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении организацией товаров, а также наличие документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога (п. 1, ст. 172 НК РФ).

Пример. Уполномоченному лицу выдано из кассы на приобретение товаров 12 000 руб. Уполномоченное лицо приобрело товары в организации оптовой торговли и представило в бухгалтерию авансовый отчет с приложением накладной и квитанции приходного кассового ордера на сумму 11 800 руб. в и.ч. НДС 18%.

1. Из кассы выдано подотчет

Д-т 71

К-т 50 12 000

 

2. Переданы денежные средства продавцу

Д-т 60

К-т 71 11 800

 

3. Оприходованы товары, полученные от продавца

а) на стоимость товаров по покупным ценам без НДС

Д-т 41

К-т 60 10 000

 

б) Отражается сумма НДС:

Д-т 19

К-т 60 1 800

 

4. Зачет НДС

Д-т 68

К-т 19 1 800

 

5. Остаток подотчетных сумм возвращен в кассу

Д-т 50

К-т 71 200

 

Расчеты с уполномоченными лицами организаций должны быть организованы в порядке установленном для расчетов с подотчетными лицами. В связи с этим должны выполняться положения п. 11 Порядка ведения кассовых операций:

- подотчетные суммы должны быть возвращены не позднее дня, установленного в приказе по организации;

- не должна допускаться выдача денежных средств работнику, не отчитавшегося полностью за ранее полученные;

- подотчетные лица должны быть предупреждены о запрещении передачи полученных денег другим работникам.

Подотчетные лица должны отчитаться об израсходованных подотчетных суммах не позднее трех дней по истечение срока, на который они выданы. В связи с этим, при выдаче средств, для передачи их по принадлежности в кассу организаций - продавцов или физическим лицам – продавцам, в заявлении на выдачу аванса или в самом расходном кассовом ордере должен быть указан срок предоставления отчета об их израсходовании.

После сдачи оправдательных документов работник должен произвести окончательный расчет по подотчетным суммам.

Если по истечении установленных сроков уполномоченные лица не представят документы, подтверждающие уплату средств, а приобретенные товары не будут сданы на склад выданные суммы удерживаются с уполномоченных лиц.

Пример. Уполномоченному лицу выдано из кассы на приобретение товаров 12 000 руб. В установленный срок документы, подтверждающие приобретение товаров не были сданы в бухгалтерию, а товары не приняты на склад. По решению руководителя выданная сумма удерживается из заработной платы.

1. Из кассы выдано подотчет

Д-т 71

К-т 50 12 000

 

2. Отражается сумма, выданных денежных средств

Д-т 94

К-т 71 12 000

 

3. Невозвращенные суммы удерживаются из заработной платы (с соблюдением ограничений, установленных ст. 137 ТК РФ)

Д-т 70

К-т 94 12 000

 

Если товары за наличный расчет приобретаются в розничной сети или у индивидуальных предпринимателей, то сумма уплаченных средств должна подтверждаться выдаваемым продавцом чеком ККМ.

 


 

Счета для учета товаров

 

Счет 41 «Товары» позволяет систематизировать сведения о наличии и движении товаров, приобретенных для продажи. Этот счет используется организациями промышленности, торговли, общественного питания. К счету 41 «Товары» могут открываться субсчета: 41-1 «Товары на складах», 41-2 «Товары в розничной торговле», 41-3 «Тара под товаром и порожняя» и другие.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.42.94 (0.108 с.)