Современное государство и массовый человек. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современное государство и массовый человек.



Двадцатый век продемонстрировал невиданный рост могущества государственного аппарата и его воздействия на все сферы общественной и индивидуальной жизни. Он также обнаружил, что права граждан нарушаются в самых разных ситуациях и при самом демократическом государственном устройстве. Это говорит о том, что государство как орган власти выросло в особую проблему и заключает в самом себе тенденцию к тому, чтобы подмять под себя общество и личность. Не случайно со второй половины века возникают и развиваются различные формы негосударственнных организаций правозащитной направленности, ставящие своей целью ограждение личности от произвола государственных органов.

Разумеется, государство не утратило в ХХ веке свойственных ему позитивных общественных функций. напротив, история столетия подтвердила огромное значение государства для обеспечения нормальной жизни индивида и общества.

Особая сложность положения состоит в том, что государство, как в прошлом, так и сегодня выполняло и выполняет огромный объем функций, жизненно важных для каждого человека. Главнейшая из них – защита жизни и достоинства личности. Значение государства глубоко осознается в случаях разрушения государственных скреп. Такое разрушение обычно сопровождается разгулом стихийных сил, произволом и насилием со стороны быстро возникающих бандитствующих группировок, грабежами, мародерством, попранием норм права и морали. Утрата государственными органами возможностей контроля над ситуацией, как это происходит во время революций, гражданских войн, разрушения государства по иным причинам, оставляет индивида беззащитным.

Опыт двадцатого столетия убеждает в том, что общество должно уметь противостоять двум, в равной мере опасным, вариантам: разрушению государства, с одной стороны, и его подавляющему воздействию на все сферы общественной жизни – с другой. Нормальный вариант, т.е. тот, который обеспечивал бы соблюдение прав личности и общественного порядка, располагается в сравнительно узком «промежутке» между хаосом безгосударственности и государственной тиранией. Оставаться в этом промежутке, не впадая ни в ту, ни в другую крайность, весьма трудно.

Необходимо поддерживать функционирование в государстве общественных институтов гражданского общества. Общественная активность должна направляться не против государства, в расчете на его «отмирание» или разрушение, а на критику государственных злоупотреблений. В необходимых случаях общественность должна возвышать свой голос в защиту прав личности и соблюдения законности – через средства массовой информации, посредством поддержки лиц, чьи права были ущемлены и т.п.

Приблизительно к началу второго десятилетия ХХ века, вследствие революций и разного рода социально-экономических изменений сословное устройство общества окончательно ушло в прошлое. Но не менее важно то, что ушла в прошлое относительная стабильность и определенность общественной структуры. Этим и было вызвано к жизни явление, получившее название «восстания масс» и широко отмеченное в литературе. На смену относительной упорядоченности общества пришла массовизация. Она означала, прежде всего, значительное усложнение социальной структуры общества – при том, что границы между различными социальными группами становятся подвижными и размытыми. Индивиды из одной социальной группы получают возможность беспрепятственно переходить в другую, более низкую или высокую. Наступила эпоха массового общества. Эта эпоха продолжается по сегодняшний день.

Исследованию массового общества посвящена огромная литература. В ней всестороннему анализу подвергнуты различные его проявления. Обратим внимание, в частности на то, что вследствие массовизации распределение социальных ролей происходит случайно и часто не зависит ни от уровня компетентности, ни от уровня образованности и общей культуры индивида. Какого-либо образованности и общей культуры индивида. Какого-либо твердого и устойчивого критерия, определяющего продвижение на более высокие ступени общественного положения, не существует. Ничто не мешает занять, например, пост президента или члена правительства совершенно не подготовленным к исполнению этих обязанностей индивидам – при том, что сами они, скорее всего, будут уверены в обратном. Впрочем, компетентность в условиях массовизации вообще ценится невысоко. Авторитет компетентности легко заменяется авторитетом власти и силы. Вообще критерии оценок изменчивы и разноречивы. Значительная часть населения либо равнодушна к любым вопросам серьезного значения, либо принимает стандартные оценки, вкусы и пристрастия, формируемые кем-то и навязываемые средствами массовой информации, а не вырабатывает их самостоятельно. Высказать собственное и оригинальное суждение становится рискованно. Это обстоятельство не может не способствовать утрате привычки к методологическому мышлению, к ответственности. Большинство людей привыкает к общепринятым стереотипам и испытывает психологический дискомфорт при попытках их разрушения.

Заметим, что «восстание масс» при всех своих негативных сторонах, конечно, не может служить аргументом в пользу восстановления старого иерархического строя. Не может оно служить и аргументом в пользу наведения твердого порядка посредством жесткой государственной тирании. В основе массовизации лежат процессы либерализации общества. Принцип либерализма предполагает признание равенства людей перед законом и права каждого свободно выбирать свою судьбу. Таким образом, «восстание масс» есть одно из следствий осознания людьми открывшихся перед ними возможностей, ощущений того, что не существует непреодолимых препятствий к исполнению своих желаний и планов. С этим ощущением собственной силы и возможностей, свойственным теперь большинству людей, можно связывать большие надежды. Но одновременно оно может иметь и обратную сторону, заключать в себе опасность.

Прежде всего следует распознать, что собой представляет «человек-масса», являющийся главным носителем и агентом массовизации (выражение философа Ортега-и-Гассет).

Человек-масса не требует от себя многого, не стремится к самоусовершенствованию, предпочитая не усложнять себе жизнь. Он склонен плыть по течению. Он довольно успешно решает свои материальные проблемы. Он привык не обращаться ни к какому духовному авторитету, кроме своего собственного. С интеллектуальной точки зрения человеком-массой оказывается тот, кто, думая разрешить какую-то умственную проблему, удовлетворится самой первой мыслью, пришедшей в голову, - в отличие от другого типа мышления, которое не доверяет тому, что сразу приходит в голову, а принимает как достойную лишь мысль, до которой додуматься не просто, которая требует умственных усилий.

Человек-масса – это средний тип современного человека и как таковой он распространен во всех классах общества, на всех его этажах. Он не редкость в кругах, считающих себя интеллектуальными, но, одновременно, не все рядовые рабочие и служащие могут быть отнесены к этому типу. Он не чувствует внутренней потребности измерять свою жизнь высокими духовными ценностями и добровольно служить им. Дисциплина духа, требовательность и взыскательность к себе чужды ему. Человек-масса не хочет ни признавать чужую правоту, ни самому быть правым: он просто-напросто стремится навязать свое мнение или примыкает к общепринятому. В то же время он заряжен энергией и динамизмом. Мир представляется ему широчайшим полем приложения энергии и предприимчивости.

Портрет человека-массы следует, конечно, принять в качестве условного – в виде конкретного человека, полностью соответствующего портрету, его не встретить. Черты его обнаруживаются повсюду, точнее возможностью самоизменения, перехода в другое качество. следовательно, человек-масса таков, что в нем же самом заложена возможность его преодоления. Во всяком случае, внешних препятствий к этому не существует; все препятствия имеют внутренний характер, поэтому преодолимы. Более того, особенности нашей эпохи, с ее технологическими и иными достижениями предоставляют широкие возможности для улучшения среднего человека. Средний человек сегодня гораздо более информирован, чем большинство людей в прошлом. Телевидение, радио, газеты приносят ему самую свежую и подробную информацию со всех точек планеты. Правда, в большинстве случаев информация эта имеет поверхностный характер. Однако ничто не мешает заглянуть вглубь – для этого тоже существуют широкие возможности. расширение сферы контактов между людьми, в том числе, между представителями разных стран, народов и континентов, условия, представляемые информационными технологиями, также выступают фактором духовного роста, при условии желания и воли к преодолению собственной инертности и умственной дремоты. Дело за тем, чтобы научиться правильно все это использовать.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.79.59 (0.007 с.)