Глава 1. Педагогические инновационные процессы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Педагогические инновационные процессы



Введение

 

Кризис системы профессионального и общего образования свидетельствует о разрыве между резко изменившимися условиями жизни и образовательной системой, ее целями, видами, содержанием и технологиями обучения. К важнейшим причинам, породившим кризис, относятся: возросший спрос на качество образования; новые требования к преподавательской деятельности; консерватизм сферы образования и недостаточная ее адаптированность к меняющимся потребностям общества; необходимость формирования профессионального мышления, активности, самодеятельности будущих специалистов и т.д. В ряду этих факторов стоит неразработанность технологий профессионального обучения. Традиционная технология обучения (от знания к умениям), основанная на логике науки, должна быть дополнена новыми технологиями, основанными на закономерностях познавательной деятельности. Главной фигурой в учебном процессе становится сам студент, выступающий не как объект, а как субъект обучения.

В условиях новой парадигмы направленности учебного процесса на формирование прежде всего личности специалиста, а затем профессионала, ведущими технологиями становятся личностно ориентированные стратегии обучения, которые нацелены на формирование нового типа мышления преподавателей и соответственно овладение ими комплексными умениями по организации учебного процесса технологического типа. Новые технологии направлены на практическую реализацию психолого-педагогических условий, оптимально адаптированных к взаимодействию педагога и обучаемых. Дидактические характеристики этих личностных технологий складываются из следующих особенностей учебно-воспитательного процесса:

· задачного построения и проблемной структуры учебной информации;

· вариативности в подходе к учебным возможностям студентов;

· дифференцированного управления учебной деятельностью;

· демократических форм (диалоговых и фасилитационных) организации учебного процесса.

Дидактическая конструкция личностно ориентированных технологий осуществляется через адаптацию образовательного процесса к личностным возможностям студентов в соответствии с планируемыми задачами развития когнитивной, чувственной и интеллектуальной сфер личности.

Технологические стратегии обучения предполагают формирование нового типа мышления у преподавателей на основе педагогической компетентности и профессионального мастерства.

Данное учебное пособие нацелено на развитие профессионального мастерства будущих педагогов и должно, по замыслу авторов, способствовать овладению ими технологической и методической инструментовкой учебного процесса, а значит, содействовать росту профессиональной зрелости и педагогической квалификации.


Глава 1. Педагогические инновационные процессы

 

«Реагировать на происходящие вокруг нас изменения недостаточно быстро или недостаточно эффективно – все равно, что не реагировать совсем» Р. Акофф

 

СТРУКТУРНЫЕ

КОМПОНЕНТЫ

    Мотива-ционный     Креативный     Техноло- гический     Рефлексивный
             
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ Личностно-моти-вационная переработка образовательных программ Принятие решения об использовании нового Формирование целей и общих концептуальных подходов     Коррекция и оценка инновационной деятельности
 
Планирование этапов экспериментальной работы Прогнозирование трудностей Внедрение новшеств в пед. процесс
 
КРИТЕРИИ   Творческая восприимчивость к пединновациям Творческая активность Методологическая и технологическая готовность к введению новшеств Педагогическое инновационное мышление Культура общения
   
УРОВНИ     Репродуктивный     Эвристический   Креативный
                                         

 


Искусство

образованность нравственность

Религия

Культура гражданственность право

Государственность

цивилизация хозяйство

Техника

Рис. 1. Слагаемые культуры

На мезоуровне инновации направлены на изменения в образовательной среде региона, в конкретных учебных заведениях. В основном речь идет о создании новых учебных заведений на базе новых концептуальных подходов. Сегодня в России можно выделить 4 типа учебных заведений как средних, так и высших: элитарные учебные заведения, конъюнктурные учебные заведения, экспериментальные и традиционные учебные заведения [5].

Ключевые различия между ними можно охарактеризовать с помощью 2-х показателей: а) доминирующие в данной педагогической системе ценности (групповые или индивидуальные); б) форма контроля деятельности обучаемых.

Модель выглядит следующим образом:

 

Автономия
Конъюнктурное учебное заведение II Экспериментальное учебное заведение III
Индивид Группа
Элитарное учебное заведение I Традиционное учебное заведение IV
Иерархия

 

Рис. 2. Различия между учебными заведениями


Традиция и Инновация

 

отчуждение целеобразование

авторитаризм лидерство, партнерство

       
   
 
 


функциональная взаимная

иерархизация дополнительность

       
   
 
 


 

       
   
 

 

 


отношение с целью

       
   


тип педагогической деятельности

       
   


способ связи участников совместной деятельности


Рис. 9. Различие между традиционными и инновационными практиками по диагностическим признакам

 

Литература к главе 1

1. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Индустриальная социальная психология: Учебное пособие СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1997.

2. Крический Р.Л. Если Вы руководитель.- М., 1993.

3. Ильина Н.А. Отношение к нововведениям в производственном коллективе: Автореф. … канд. дис., Л., 1985.

4. Мескон М.Х., Альберт.М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ.- М., 1992.

5. Кулемзина А.В. Модель выбора образовательной стратегии в условиях современного социокультурного кризиса // Образование в Сибири. - 1996.- №1.

6. Добрынина В.И., Кухтевич Т.Н. Социальные конфликты в высшей школе М., 1993.- (Система воспитания в высшей школе: Обзорная информация / НИИВО; вып.3).

7. Лаврентьева Н.Б. Педагогические основы разработки модульной технологии обучения.- Барнаул: Изд-во АлтГТУ-ААЭП, 1998.

8. Шуванов В.И. Социальная психология менеджмента.- М.: «Интел-Синтез», 1997.

9. Технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом).- М.: Издательский дом «Красная площадь», 1996.

10. Пантелеймон Романов. Рассказы. – М.: Изд-во «Правда», 1991, с.7.

11. Высшее образование в России.- 1994.- №2, с. 26.

12. Таланчук Н.М. Системно-синергетическая концепция и философия неопедагогики.- Казань: ИССО РАО, 1995.

13. Громкова М.Т. Мастерство – это технология плюс творчество //Высшее образование в России.- 2001.- № 6.- С. 74-80.

14. Савельев А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования. //Высшее образование в России.- 1994.- № 2.

15. Савельев А.Я. Инновационное образование и научные школы //Вестник высшей школы.- 2000.- № 3.- С. 15-18.

16. Новое качество высшего образования в современной России //Труды Исследовательского центра /Под ред. Н.А. Селезневой, А.И. Субетто.- М.: Исследовательский центр, 1995.- 199 с.

17. Лаврентьев Г.В. Гуманитаризация математического образования: проблемы и перспективы.- Барнаул: Изд-во АГУ, 2001.- 206 с.

18. Прозументова Г.Н. Традиция и новация: разные способы целеобразования и развития педагогической практики.- Традиционные и инновационные процессы в современном образовании.- Томск, 1996, с. 16-28.

19. Бургин М.С. Инновации и новизна в педагогике //Советская педагогика.- 1989.- № 12.

20. Юсуфбекова Р.Н. Общие основы педагогической инноватики. Опыт разработки теории инновационных процессов в образовании.- М., 1991.

21. Гнатко Н.М. Проблема креативности и явление подражания. – М., 1994.

22. Грановская Р.М., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов.- СПб., 1993.

23. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни.- М.: Мысль, 1991.

24. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. Социальные проблемы инноватики.- М., 1989.

25. Посталюк Н.Ю. Дидактическая система развития творческого стиля деятельности студентов: Дис. … докт. пед. наук.- Казань, 1993.

26. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. Педагогическая компетентность преподавателя как условие внедрения образовательных инноваций //Вестник алтайской науки.- Барнаул.- 2000.- № 1.

27. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность.- М.: Магистр, 1997.

28. Юцявичене П. Теория и практика модульного обучения.- Каунас: Швиеса, 1989.

29. Федорова Т.С. Личностно-ориентированная технология учебного проектирования в процессе развития технического творчества студентов втузов: Автореф. дисс.... канд. пед. наук.- Кемерово, 2002.

30. Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. Учеб. пособие для высшей школы.- М.: Наука, 1994.

31. Зеер Э.Ф. Становление личностно-ориентированного образования //Образование и наука.- 1999.- № 1 (1).

32. Шахматова О.Н. Личностно-ориентированные технологии профессионального развития педагогов профессиональной школы: Автореф. дисс. … канд. пед. наук.- Екатеринбург, 2000.

33. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества.- М., 1979.

 

 

Введение

 

Кризис системы профессионального и общего образования свидетельствует о разрыве между резко изменившимися условиями жизни и образовательной системой, ее целями, видами, содержанием и технологиями обучения. К важнейшим причинам, породившим кризис, относятся: возросший спрос на качество образования; новые требования к преподавательской деятельности; консерватизм сферы образования и недостаточная ее адаптированность к меняющимся потребностям общества; необходимость формирования профессионального мышления, активности, самодеятельности будущих специалистов и т.д. В ряду этих факторов стоит неразработанность технологий профессионального обучения. Традиционная технология обучения (от знания к умениям), основанная на логике науки, должна быть дополнена новыми технологиями, основанными на закономерностях познавательной деятельности. Главной фигурой в учебном процессе становится сам студент, выступающий не как объект, а как субъект обучения.

В условиях новой парадигмы направленности учебного процесса на формирование прежде всего личности специалиста, а затем профессионала, ведущими технологиями становятся личностно ориентированные стратегии обучения, которые нацелены на формирование нового типа мышления преподавателей и соответственно овладение ими комплексными умениями по организации учебного процесса технологического типа. Новые технологии направлены на практическую реализацию психолого-педагогических условий, оптимально адаптированных к взаимодействию педагога и обучаемых. Дидактические характеристики этих личностных технологий складываются из следующих особенностей учебно-воспитательного процесса:

· задачного построения и проблемной структуры учебной информации;

· вариативности в подходе к учебным возможностям студентов;

· дифференцированного управления учебной деятельностью;

· демократических форм (диалоговых и фасилитационных) организации учебного процесса.

Дидактическая конструкция личностно ориентированных технологий осуществляется через адаптацию образовательного процесса к личностным возможностям студентов в соответствии с планируемыми задачами развития когнитивной, чувственной и интеллектуальной сфер личности.

Технологические стратегии обучения предполагают формирование нового типа мышления у преподавателей на основе педагогической компетентности и профессионального мастерства.

Данное учебное пособие нацелено на развитие профессионального мастерства будущих педагогов и должно, по замыслу авторов, способствовать овладению ими технологической и методической инструментовкой учебного процесса, а значит, содействовать росту профессиональной зрелости и педагогической квалификации.


Глава 1. Педагогические инновационные процессы

 

«Реагировать на происходящие вокруг нас изменения недостаточно быстро или недостаточно эффективно – все равно, что не реагировать совсем» Р. Акофф

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.5.68 (0.052 с.)