Основные структурные схемы простого предложения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные структурные схемы простого предложения



двусоставные (двукомпонентные) односоставные (однокомпонентные)
1. N1 - Vf (сущ.1-спр.гл) Лесшумит. 2. N1 - N1 (сущ.1-сущ.1) Отецврач 3. N1 – Adj (сущ.1-прил.) Травазелена (зеленая) 4. N1 – Part (сущ.1-прич.) Окнаоткрыты. 5. N1 – Jnf (сущ.1-инф.) Наша задачаучиться 6. Jnf - N1 (инф.-сущ.) Растить детей – это большой труд 7. Jnf – Jnf (инф.-инф.) Курить – здоровью вредить 8. Jnf – Praed (инф.-кат.сост.) Быть учителемтрудно. 1. Vf 1 s (спр. гл. 1л. ед.ч.) Люблю грозу в начале мая (Тютчев) 2. Vf 2 s (спр. гл. 2 л. ед.ч.) Худою сетью рыбы не наловить (посл..) 3. Vf 3 pl (спр. гл. 3 л. мн.ч.) Передают последние известия 4. Vf pl (спр. гл. мн.ч.) Где-то били в набат. 5. Vf 3s (n) (спр. гл. ед.ч. 3 л. / ср.р.) Светает. Рассвело. 6. Praed (кат. сост.) Как красиво вокруг! 7. Jnf (инф.) Вороне соколом не быть. 8. N1 (сущ.1) Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. (Блок)

 

При описании предложений с лексически ограниченными компонентами или фразеологизированной структуры в схему включаются отдельные слова, определяющие специфику структуры предложения:

Нет времени – N2;

Ни звука – Ни N2;

Дети как дети - N1 как N1;

Ехать так ехать – Jnf так Jnf.

 

В схемах нечленимых предложений указывается частеречная принадлежность слов, выполняющих функцию предложения:

Да – Частица да,

Конечно – Модальное слово

 

 

Практическое занятие № 6

Второстепенные члены предложения

1. Понятие распространенного и нераспространенного предложения.

2. Классификация второстепенных членов предложения.

3. Определение как второстепенный член предложения.

4. Приложение как разновидность определения.

5. Обстоятельство как второстепенный член предложения.

6. Дополнение как второстепенный член предложения.

Практическое задание

Подчеркните все члены предложения, укажите, чем они выражены и их типы:

1) Дул влажный ветер с залива, и Нева, нехотя набухая, тяжело переваливала гривастые волны. 2) Над ущельем неподвижно нависли серые облака. 3) К закату проглянуло бледное солнце. 4) Без шапки Стрельцов вышел на крыльцо. 5) Подняли у рояля крышку, раскрыли ноты, лежавшие уже наготове. 6) У Артемьева после встречи с Козыревым тоже имелись свои причины быть неразговорчивым. 7) Теплый ветер слабо шумел в березах. 8) С птицами в парке у меня были свои счеты. (П.А. Лекант упр.112) 9) Дорога вышла из леса в поля. 10) Белый парус медленно уносился вдаль от маяка. 11) В слабом ветре слышался запах цветущих лугов. 12) Холодный дождь восьмые сутки заливал Париж. 13) Два паровоза, дымя и свистя в темноте, потащили набитый людьми поезд на снежные перевалы. (упр.114).

 

 

Практическое занятие № 7

Понятие об односоставных предложениях.

1. Понятие об односоставных предложениях.

2. Определенно-личные предложения.

3.Неопределенно-личные предложения.

4.Обобщенно-личные предложения.

5.Безличные предложения.

6.Инфинитивные предложения.

7.Номинативные предложения. Конструкции, по форме совпадающие с номинативными предложениями. Вопрос о генитивных и вокативных предложениях в синтаксисе.

Практические задания:

Выполните упражнения 362, 367 по сборнику упражнений С.Г. Ильенко.

 

1.Найдите односоставные предложения. Охарактеризуйте их значение и структуру. Проанализируйте синтаксические конструкции, похожие на номинатив­ные предложения.

1. Зима была северная: хмурая и глубокая. Деревянные дачи и сосны, похожие на ка­рандаши. Над станицей белые комья паровозного пара и косые тучи ворон (Кат.). 2. Вот и река. Пряно пахнет водорослями (Д.З.). 3. Какое лето, что за лето!// Да это просто колдовст­во! (Тютч.). 4. Безотрадные ночи! Счастливые дни! // Как стрела, как мечта пронеслися они (Апухт.). 5. Жорис! - кричали ему девушки с укоризной и тревогой - Жорис! (Ч.). 6. Отвага солдата... Талант полководца... Две части целого. Даже самый совершенный замысел на­чальника останется только замыслом, если на поле боя не будет таких солдат, стойкость и отвага которых под стать смелой мысли полководца (газ.). 7. В юности, во время приездов к тетке в имение, Прозорову хотелось думать, что камни рождаются от чего-то, растут, но заснут не днем, а лишь по ночам. Странное и отрадное воспоминание (В.Б.).

2. Устно охарактеризуйте синтаксическую структуру и выразительные возможности приведенных газетных заголовков. Подберите из газетных заголовков три примера на каждый тип односоставных предложений. Проанализируйте их структуру (выра­жение главного члена и способы его распространения), лексическое наполнение и выра­зительность.

1. Звонят. Откроем дверь? 2. Начинать нужно все заново. 3. Зову на вече! 4. До конца подписки осталось 1-0 день. 5. Один пишут, десять в уме. 6. Смешно? Нет, грустно. 7. Никто не забыт. 8. Катят бочку. Но впустую. 9. Надымили и разошлись. 10. «Не нахожу се-5е прощения...» 11. И медлить больше нельзя. 12. От вакансии пришлось отказаться. 13. Звездам виднее. 14. Школьные поборы надо прекратить. 15. Выбираем матч недели. 16. Закавказье. Хроника последних дней.

Задание для повторения

Выделите предикативные единицы. Охарактеризуйте каждую часть как простое предложение по структурным признакам (по характеру членимости, по составу главных членов, по наличию второстепенных членов, по наличию всех структурно-необходимых компонентов). Укажите структурную схему каждого простого предложения.

Милый сердцу охотника приют!.. Люблю о тебе вспоминать... Идешь по лесу, во-круг ни души. Вот и заветная поляна, на поляне избушка. Избушка - так себе, без сеней. Её равно построили. Весной любят приходить к ней люди. А зимой зайдешь в избу - жилым духом и не пахнет. Сыро, темно, в углах запах застоялого дыма. Но вот затрещали поленья; стало в избе тепло. Какое приятное ощущение! Можно скинуть полушубок,;есть на скамью. От камелька пышет жаром. Испытываешь тихое блаженство. Смотришь по сторонам. Дров-то в избе! Встать бы, подкинуть поленьев в камелек! Но дремота охватыва­ет - сил нет. Подняться трудно, а надо.

Практическое занятие № 8

Полные и неполные предложения. Слова-предложения

Понятие неполных предложений.

  1. Типы неполных предложений.
  2. Стилистические функции неполных предложений.

Нечленимые предложения.

Актуальное членение предложения.

Порядок слов в простом предложении.

  1. Понятие актуального членения предложения.
  2. Способы актуализации коммуникативного центра высказывания.
  3. Порядок слов в простом предложении.
  4. Порядок расположения членов простого предложения.

Практические задания

Выполните упр. 414 (3 ч.) по сборнику упражнений С.Г.Ильенко.

Задание для самостоятельной работы:

1.Произведите актуальное членение предложений в следующем тексте. Проанализируйте в нем порядок слов, объясните стилистическую роль порядка слов в тексте.

Весть о том, что Большой театр собирается предъявить публике подлинных «Руслана и Людмилу», была воспринята неоднозначно. Музыковеды радовались находкам музыковеда Евгения Левашова и музыкального руководителя театра дирижера Александра Ведерникова, откопавшим в библиотечных залежах аутентичные авторские описания, а любители оперы недоумевали — ведь и так произведение далеко не короткое, порой скучноватое — куда же больше-то музыки, да еще в концертном исполнении. Тут же вспомнилось, что Николай I, как говорят, посылал своих провинившихся солдат вместо гауптвахты на «Руслана и Людмилу» (РГ. 23 апр. 2003 г.).

2. Исправьте ошибки, связанные с нарушением прямого порядка слов в
предложениях.

Санитарные посты оказывают первую доврачебную помощь пострадавшему на рабочем месте.

По легкой и пищевой промышленности включена разработка проекта силосных корпусов для зерна из сборного железобетона.

Ленинградским филиалом института разработан новый дозатор воды с ручным управлением на базе водомера.

Литература

Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. Ч. 3. - М., 1987.

Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. - М., 1991.

Ковтунова И.И. Современный русский язык: Порядок слов и актуальное членение предложения. - М., 1976.

Распопов И.П. Строение простого предложения в современном русском языке. - М., 1970.

 

Практическое занятие № 9

Однородные члены предложения.

  1. Понятие осложненного предложения. Предложения с однородными членами.
  2. Однородные главные члены предложения.
  3. Средства связи однородных членов предложения. Союзы при однородных членах предложения.
  4. Семантика блока однородных членов предложения.
  5. Обобщающие слова при однородных членах предложения.
  6. Однородные и неоднородные определения.

Практические задания

Выполните упр. 387, 389 по сборнику упражнений С.Г.Ильенко и упр. 177 (1-15) по сборнику упражнений А.Н.Карпова. Дайте полную синтаксическую характеристику предложения 9.

Найдите в данных предложениях однородные члены. Дайте их семантико-структурную квалификацию. Охарактеризуйте союзы, соединяющие однородные члены предложения.

...Наконец, день настал и все расставил по своим местам. Оказалось, что «Руслан и Людмила» - чудная, волшебная, полная юмора опера. В ней и игра, и пародия, и безбрежные возможности для певцов, солистов оркестра и тех, кто должен придумать сценическое решение спектакля. В партитуре - и виртуозность итальянской романтической оперы, и рассказы-монологи, и городской романс, и яркие характерные арии, и прелестные легкомысленные балетные сцены. Быть может, влияние поэтики пушкинского текста на Глинку было столь велико, что помимо воли композитор откликнулся на поэму не поверхностно-сюжетно, а по сути... Они то манипулируют причудливыми стеклянными пирамидами, дающими отблеск в зал, то одними руками «намекают» на восточных див.

Образ спектакля помогают создать и занятные кресла с высокими зеркальными поворачивающимися спинками, которые тоже участвуют в создании мизансцен, то отражая артистов, то освещая их.

Им нужно всю драматургию оперы разыграть голосом, а значит, вокал тут потребен высокой степени не только качества, но и выразительности.

Оркестровые соло звучат безукоризненно и в высшей степени музыкально. Аутентичные инструменты - столообразное фортепиано, стеклянная гармоника, медные духовые - не вступают в противоречие с инструментами современными, но добавляют звучанию оркестра своеобразный колорит.

Литература

1. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. Ч. 3. - М., 1987.

2. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. - М, 1991.

3. Современный русский язык. Под ред. П.А.Леканта. - М, 2000.

Практическое занятие № 10



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 609; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.137.218 (0.014 с.)