Синтаксис как раздел грамматики. Предмет изучения синтаксиса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Синтаксис как раздел грамматики. Предмет изучения синтаксиса.



Синтаксис как раздел грамматики. Предмет изучения синтаксиса.

2. Основные синтаксические единицы.

3. Синтаксические связи и отношения.

4. Средства синтаксической связи и построения синтаксических единиц.

5. Грамматическое значение синтаксических единиц.

6. Связь синтаксиса с другими науками.

7. Основные направления в изучении синтаксиса.

Литература

Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. В 3 ч. Ч.З. Синтаксис. Пунктуация.- М.: Просвещение, 1987.

Валгина Н.С. Современный русский язык. Синтаксис. - М.: Высшая школа, 2003.

Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка.- М.: Высшая школа. 1991.

Грамматика русского языка. Т. 2.- М., 1960. Введение.

Русская грамматика. Т. 2.- М., 1980. Введение.

Краткий справочник по современному русому языку/ Под ред. П.А. Леканта.-М., 1995.- С. 332-335.

 

Практические задания

1. Выделите в приведенном микротексте основные синтаксические единицы: словоформы, словосочетания, предложения (простые и сложные), сложные синтаксические целые, охарактеризуйте их функции, структурные особенности.

2. Охарактеризуйте по схеме все случаи синтаксических связей, представленных в тексте:

- сочинительная связь: а) сколько раз используется в данном предложении; б) какие синтаксические единицы соединяет; в) грамматические отношения между синтаксическими единицами; г) средства выражения связи;

- подчинительная связь: а) сколько раз используется в данном предложении: б) какие синтаксические единицы соединяет; в) разновидность подчинительной связи (согласование, управление, примыкание); г) средства выражения связи;

- предикативная связь.

Текст для анализа

Аспидно-черной была эта ночь поздней осени, и не хотелось выходить из дому, но я все-таки вышел. Долго я устанавливал свечку в фонаре, а когда установил и зажег, стекла на минуту затуманились и слабое пятнышко света мигало, мигало, пока наконец свеча не разгорелась, стекла обсохли и стали прозрачными.

Свет в доме я нарочно не погасил, и освещенное окно было хорошо видно, пока я спускался по лиственничной аллее к Оке. Фонарь мой бросал вздрагивающий свет вперед и по сторонам, и я, наверное, похож был на стрелочника, только под ногами у меня глухо шумели отсыревшие к ночи вороха кленовых листьев и хвоя лиственниц, которая далее при смутном свете фонаря была золотистой, а на голых кустах рдели ягоды барбариса.

Жутко идти ночью одному с фонарем! Один ты шуршишь сапогами, один ты освещен и на виду, все остальное, притаившись, созерцает тебя.

(Ю.Казаков)

 

 

Практическое занятие № 2

Словосочетание как синтаксическая единица. Типы подчинительных словосочетаний, их характеристика по структуре, морфологи­ческому выражению главного слова и степени спаянности компонентов.

  1. Краткая история вопроса о словосочетании в синтаксисе.
  2. Понятие словосочетания. Основные признаки словосочетания.
  3. Словосочетание и другие единицы языка.
  4. Типы словосочетаний.
  5. Синтаксические отношения между компонентами словосочетания.
  6. Виды синтаксической связи в словосочетании.

Литература

  1. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. Ч 3. Синтаксис. Пунктуация. - М., 1987.
  2. Валгина Н.С. Современный русский язык. Синтаксис. - М., 2003.
  3. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. - М., 1991.
  4. Розенталь Д.Э. Современный русский язык. - М., 1984.

 

Практические задания

1. Определите, какие из приведенных сочетаний слов являются словосочетаниями, какие - не являются и почему. В словосочетаниях обозначьте главное и зависимое слово, укажите способы их выражения.

Без зазрения совести, в садах и лесах, работать оперативно, вопреки рассудку, пер­вый среди друзей, узнал бы, похож на дым, бить баклуши, бить посуду, желание нравить­ся, возле дома, в правом кармане, и даже не заметил, свернув вправо, мы с братом, Крас­ная площадь, в течение года, самый интересный, очень радостно, буду читать, сквозь сон, комиссия избрана, выйдя из вагона, живые и мертвые, расцвеченный огнями, пусть гово­рит; обещал, но не сделал.

2. Укажите лексико-грамматические типы словосочетаний:

Вечно молодая, чистосердечное раскаяние, живущие в Брянске, глубоко вздохнув, открыть заслонку, любой из присутствующих, сильнее смерти, кто-то из вас, выше гор. первый сигнал, второй по списку, вернувшись с войны, сотня бойцов, шесть метров, болез­ненно нерешительный, сидел напротив него, удивительно трогательно, очень тепло, всегда загадочный, откуда-то из-за горы, прислали подучиться, досадно до боли.

Задание для самостоятельной работы:

1. Разделите словосочетания на две группы по степени спаянности компонентов: 1) синтаксически свободные; 2) синтаксические несвободные (цельные).

Большинство делегатов, он с матерью, отправлять письмо, человек высокого рос­та, время ожиданий, нечто детское, кто-нибудь из вас, храбрый в бою, цепь холмов, неко­торые из присутствующих, закат жизни, чересчур громко, дело серьезное, мы с тобой, некто в армяке, три сестры, что-то неожиданное.

2. В приведенных предложениях выделите все возможные словосочетания. Охаракте­ризуйте словосочетания по структуре, по характеру главного слова, по степени семантической спаянности компонентов.

Русло реки затейливо извивается по широкому дну каньона. Выбиваясь из-под сле­жавшегося снега, вода то расплывается изумрудными пятнами наледей, то пенится, ки­пит на голых каменистых порогах (И. Соколов-Микитов).

3. Из газетной статьи выписать все типы словосочетаний с подчинительной связью, дать их полную характеристику.

Практическое занятие № 3

Практическое занятие № 4

Предложение как основная синтаксическая единица.

Понятие о предложении. Основные признаки предложения.

2. Понятие о предикативности.

3. Интонация как свойство предложения.

4. Грамматическая организация предложения.

5. Семантическая организация предложения.

6. Типы предложений.

 

Практическое задание

1. Из газетно-публицистических текстов подберите 5 примеров, на которых можно раскрыть все признаки предложения. Охаракте­ризуйте выбранные предложения по характеру предикативных отношений; по цели выска­зывания; по эмоциональной окрашенности; по структуре.

Практическое занятие № 5

Члены предложения. Главные члены предложения.

Подлежащее как главный член предложения.

Сказуемое как главный член предложения.

Типы синтаксической связи между подлежащим и сказуемым.

Практические задания

Подчеркните главные члены предложения, определите их тип и средства выражения.

1) Николай Николаевич принялся читать газету.2) А охотиться мы стали не только ради удовольствия, но и по нужде. 3) Я вышел на платформу отдышаться от вагонной духоты. 4) _ А вы пробовали писать? _ спросил я наборщика. _ Пробовать – то я пробовал. И до сей поры пробую. Да что толку. 4) После чая я упросил Веру петь. 5) Я уже научился мечтать о необыкновенных приключениях и великих подвигах. 6) Я просила его быть аккуратным. (Лекант П.А. упр.46.) 7) Земля – место тесное. 8) Большинство молчало, пристально глядя на землю. 9) _ Вроде бы вы не вправе меня спрашивать, кто я да что я? – сказал он. 10) Приезжий был невысок ростом и неказист с виду. 11) Каждое сегодня принималось Макаровым за ступень к высокому завтра, завтра, уходя все выше, становилось более заманчивым. (упр.32) 12) Немалая площадь земли была спасена от разлива. 13) Опять почувствовалось что – то не всегдашнее, значительное. 14) Хорошая условность должна быть красивой. 15) Лицо Алисы Осиповны не переставало быть холодным. 16) Я стараюсь быть справедливым, но у меня ничего не выходит. 17) Я не нахожу для себя возможным быть приветливым с такими людьми. (упр.62).

 

Перепишите схему анализа простого предложения (прилагается).

Перепишите структурную схему предложения.

Практическое занятие № 6

Практическое занятие № 7

Понятие об односоставных предложениях.

1. Понятие об односоставных предложениях.

2. Определенно-личные предложения.

3.Неопределенно-личные предложения.

4.Обобщенно-личные предложения.

5.Безличные предложения.

6.Инфинитивные предложения.

7.Номинативные предложения. Конструкции, по форме совпадающие с номинативными предложениями. Вопрос о генитивных и вокативных предложениях в синтаксисе.

Практические задания:

Выполните упражнения 362, 367 по сборнику упражнений С.Г. Ильенко.

 

1.Найдите односоставные предложения. Охарактеризуйте их значение и структуру. Проанализируйте синтаксические конструкции, похожие на номинатив­ные предложения.

1. Зима была северная: хмурая и глубокая. Деревянные дачи и сосны, похожие на ка­рандаши. Над станицей белые комья паровозного пара и косые тучи ворон (Кат.). 2. Вот и река. Пряно пахнет водорослями (Д.З.). 3. Какое лето, что за лето!// Да это просто колдовст­во! (Тютч.). 4. Безотрадные ночи! Счастливые дни! // Как стрела, как мечта пронеслися они (Апухт.). 5. Жорис! - кричали ему девушки с укоризной и тревогой - Жорис! (Ч.). 6. Отвага солдата... Талант полководца... Две части целого. Даже самый совершенный замысел на­чальника останется только замыслом, если на поле боя не будет таких солдат, стойкость и отвага которых под стать смелой мысли полководца (газ.). 7. В юности, во время приездов к тетке в имение, Прозорову хотелось думать, что камни рождаются от чего-то, растут, но заснут не днем, а лишь по ночам. Странное и отрадное воспоминание (В.Б.).

2. Устно охарактеризуйте синтаксическую структуру и выразительные возможности приведенных газетных заголовков. Подберите из газетных заголовков три примера на каждый тип односоставных предложений. Проанализируйте их структуру (выра­жение главного члена и способы его распространения), лексическое наполнение и выра­зительность.

1. Звонят. Откроем дверь? 2. Начинать нужно все заново. 3. Зову на вече! 4. До конца подписки осталось 1-0 день. 5. Один пишут, десять в уме. 6. Смешно? Нет, грустно. 7. Никто не забыт. 8. Катят бочку. Но впустую. 9. Надымили и разошлись. 10. «Не нахожу се-5е прощения...» 11. И медлить больше нельзя. 12. От вакансии пришлось отказаться. 13. Звездам виднее. 14. Школьные поборы надо прекратить. 15. Выбираем матч недели. 16. Закавказье. Хроника последних дней.

Задание для повторения

Выделите предикативные единицы. Охарактеризуйте каждую часть как простое предложение по структурным признакам (по характеру членимости, по составу главных членов, по наличию второстепенных членов, по наличию всех структурно-необходимых компонентов). Укажите структурную схему каждого простого предложения.

Милый сердцу охотника приют!.. Люблю о тебе вспоминать... Идешь по лесу, во-круг ни души. Вот и заветная поляна, на поляне избушка. Избушка - так себе, без сеней. Её равно построили. Весной любят приходить к ней люди. А зимой зайдешь в избу - жилым духом и не пахнет. Сыро, темно, в углах запах застоялого дыма. Но вот затрещали поленья; стало в избе тепло. Какое приятное ощущение! Можно скинуть полушубок,;есть на скамью. От камелька пышет жаром. Испытываешь тихое блаженство. Смотришь по сторонам. Дров-то в избе! Встать бы, подкинуть поленьев в камелек! Но дремота охватыва­ет - сил нет. Подняться трудно, а надо.

Практическое занятие № 8

Литература

Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. Ч. 3. - М., 1987.

Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. - М., 1991.

Ковтунова И.И. Современный русский язык: Порядок слов и актуальное членение предложения. - М., 1976.

Распопов И.П. Строение простого предложения в современном русском языке. - М., 1970.

 

Практическое занятие № 9

Однородные члены предложения.

  1. Понятие осложненного предложения. Предложения с однородными членами.
  2. Однородные главные члены предложения.
  3. Средства связи однородных членов предложения. Союзы при однородных членах предложения.
  4. Семантика блока однородных членов предложения.
  5. Обобщающие слова при однородных членах предложения.
  6. Однородные и неоднородные определения.

Практические задания

Выполните упр. 387, 389 по сборнику упражнений С.Г.Ильенко и упр. 177 (1-15) по сборнику упражнений А.Н.Карпова. Дайте полную синтаксическую характеристику предложения 9.

Найдите в данных предложениях однородные члены. Дайте их семантико-структурную квалификацию. Охарактеризуйте союзы, соединяющие однородные члены предложения.

...Наконец, день настал и все расставил по своим местам. Оказалось, что «Руслан и Людмила» - чудная, волшебная, полная юмора опера. В ней и игра, и пародия, и безбрежные возможности для певцов, солистов оркестра и тех, кто должен придумать сценическое решение спектакля. В партитуре - и виртуозность итальянской романтической оперы, и рассказы-монологи, и городской романс, и яркие характерные арии, и прелестные легкомысленные балетные сцены. Быть может, влияние поэтики пушкинского текста на Глинку было столь велико, что помимо воли композитор откликнулся на поэму не поверхностно-сюжетно, а по сути... Они то манипулируют причудливыми стеклянными пирамидами, дающими отблеск в зал, то одними руками «намекают» на восточных див.

Образ спектакля помогают создать и занятные кресла с высокими зеркальными поворачивающимися спинками, которые тоже участвуют в создании мизансцен, то отражая артистов, то освещая их.

Им нужно всю драматургию оперы разыграть голосом, а значит, вокал тут потребен высокой степени не только качества, но и выразительности.

Оркестровые соло звучат безукоризненно и в высшей степени музыкально. Аутентичные инструменты - столообразное фортепиано, стеклянная гармоника, медные духовые - не вступают в противоречие с инструментами современными, но добавляют звучанию оркестра своеобразный колорит.

Литература

1. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. Ч. 3. - М., 1987.

2. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. - М, 1991.

3. Современный русский язык. Под ред. П.А.Леканта. - М, 2000.

Практическое занятие № 10

Практическое занятие № 12

Задание 1

Определите тип словосочетания по морфологи­ческому выражению главного слова; тип подчинительной связи (согласование, управление, примыкание); семантико-синтаксические отношения в словосочетании (атрибутивные, объектные, обстоятельственные, субъектные, комплетивные).

Задание 2

Расставьте знаки препинания, укажите, чем осложнено предложение.

Задание 3

Подчеркните главные члены предложения, укажите, чем они выражены. Определите типы сказуемых и типы односоставных предложений (в том числе и в составе сложных предложений).

Практическое занятие № 13

Литература

1. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. Синтаксис и пунктуация. Ч. З. - М., 1987.

2. Современный русский язык. Под ред. Е. И. Дибровой. Ч. 3. - М., 1995.

3. Валгина Р.Н. Синтаксис современного русского языка. - М., 1990.

4. Современный русский язык. Под ред. В. А. Белошапковой. – М., 1981.

Практическое занятие № 14

Практическое занятие № 15

Практическое занятие № 16

БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ(Тема готовится самостоятельно)

1. Общая характеристика бессоюзных сложных предложений (БСП), их место в системе других сложных предложений.

2. Средства связи частей бессоюзного сложного предложения..

3. Знаки препинания в БСП.

Литература:

1. Современный русский язык. В 3 ч. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация / В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов. – М., 1987.

2. Валгина Н.С. Современный русский язык. Синтаксис. - М., 2003.

3. Скобликова Е.С. Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения. – М., 2006.

4. Современный русский язык. Анализ языковых единиц / Под ред. Е.И. Дибровой. В 2 ч. Ч. 2 - М., 2001.

Практическое занятие № 17

Практическое занятие № 18

Контрольная работа № 2.

Синтаксис как раздел грамматики. Предмет изучения синтаксиса.

2. Основные синтаксические единицы.

3. Синтаксические связи и отношения.

4. Средства синтаксической связи и построения синтаксических единиц.

5. Грамматическое значение синтаксических единиц.

6. Связь синтаксиса с другими науками.

7. Основные направления в изучении синтаксиса.

Литература

Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. В 3 ч. Ч.З. Синтаксис. Пунктуация.- М.: Просвещение, 1987.

Валгина Н.С. Современный русский язык. Синтаксис. - М.: Высшая школа, 2003.

Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка.- М.: Высшая школа. 1991.

Грамматика русского языка. Т. 2.- М., 1960. Введение.

Русская грамматика. Т. 2.- М., 1980. Введение.

Краткий справочник по современному русому языку/ Под ред. П.А. Леканта.-М., 1995.- С. 332-335.

 

Практические задания

1. Выделите в приведенном микротексте основные синтаксические единицы: словоформы, словосочетания, предложения (простые и сложные), сложные синтаксические целые, охарактеризуйте их функции, структурные особенности.

2. Охарактеризуйте по схеме все случаи синтаксических связей, представленных в тексте:

- сочинительная связь: а) сколько раз используется в данном предложении; б) какие синтаксические единицы соединяет; в) грамматические отношения между синтаксическими единицами; г) средства выражения связи;

- подчинительная связь: а) сколько раз используется в данном предложении: б) какие синтаксические единицы соединяет; в) разновидность подчинительной связи (согласование, управление, примыкание); г) средства выражения связи;

- предикативная связь.

Текст для анализа

Аспидно-черной была эта ночь поздней осени, и не хотелось выходить из дому, но я все-таки вышел. Долго я устанавливал свечку в фонаре, а когда установил и зажег, стекла на минуту затуманились и слабое пятнышко света мигало, мигало, пока наконец свеча не разгорелась, стекла обсохли и стали прозрачными.

Свет в доме я нарочно не погасил, и освещенное окно было хорошо видно, пока я спускался по лиственничной аллее к Оке. Фонарь мой бросал вздрагивающий свет вперед и по сторонам, и я, наверное, похож был на стрелочника, только под ногами у меня глухо шумели отсыревшие к ночи вороха кленовых листьев и хвоя лиственниц, которая далее при смутном свете фонаря была золотистой, а на голых кустах рдели ягоды барбариса.

Жутко идти ночью одному с фонарем! Один ты шуршишь сапогами, один ты освещен и на виду, все остальное, притаившись, созерцает тебя.

(Ю.Казаков)

 

 

Практическое занятие № 2

Словосочетание как синтаксическая единица. Типы подчинительных словосочетаний, их характеристика по структуре, морфологи­ческому выражению главного слова и степени спаянности компонентов.

  1. Краткая история вопроса о словосочетании в синтаксисе.
  2. Понятие словосочетания. Основные признаки словосочетания.
  3. Словосочетание и другие единицы языка.
  4. Типы словосочетаний.
  5. Синтаксические отношения между компонентами словосочетания.
  6. Виды синтаксической связи в словосочетании.

Литература

  1. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. Ч 3. Синтаксис. Пунктуация. - М., 1987.
  2. Валгина Н.С. Современный русский язык. Синтаксис. - М., 2003.
  3. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. - М., 1991.
  4. Розенталь Д.Э. Современный русский язык. - М., 1984.

 

Практические задания

1. Определите, какие из приведенных сочетаний слов являются словосочетаниями, какие - не являются и почему. В словосочетаниях обозначьте главное и зависимое слово, укажите способы их выражения.

Без зазрения совести, в садах и лесах, работать оперативно, вопреки рассудку, пер­вый среди друзей, узнал бы, похож на дым, бить баклуши, бить посуду, желание нравить­ся, возле дома, в правом кармане, и даже не заметил, свернув вправо, мы с братом, Крас­ная площадь, в течение года, самый интересный, очень радостно, буду читать, сквозь сон, комиссия избрана, выйдя из вагона, живые и мертвые, расцвеченный огнями, пусть гово­рит; обещал, но не сделал.

2. Укажите лексико-грамматические типы словосочетаний:

Вечно молодая, чистосердечное раскаяние, живущие в Брянске, глубоко вздохнув, открыть заслонку, любой из присутствующих, сильнее смерти, кто-то из вас, выше гор. первый сигнал, второй по списку, вернувшись с войны, сотня бойцов, шесть метров, болез­ненно нерешительный, сидел напротив него, удивительно трогательно, очень тепло, всегда загадочный, откуда-то из-за горы, прислали подучиться, досадно до боли.

Задание для самостоятельной работы:

1. Разделите словосочетания на две группы по степени спаянности компонентов: 1) синтаксически свободные; 2) синтаксические несвободные (цельные).

Большинство делегатов, он с матерью, отправлять письмо, человек высокого рос­та, время ожиданий, нечто детское, кто-нибудь из вас, храбрый в бою, цепь холмов, неко­торые из присутствующих, закат жизни, чересчур громко, дело серьезное, мы с тобой, некто в армяке, три сестры, что-то неожиданное.

2. В приведенных предложениях выделите все возможные словосочетания. Охаракте­ризуйте словосочетания по структуре, по характеру главного слова, по степени семантической спаянности компонентов.

Русло реки затейливо извивается по широкому дну каньона. Выбиваясь из-под сле­жавшегося снега, вода то расплывается изумрудными пятнами наледей, то пенится, ки­пит на голых каменистых порогах (И. Соколов-Микитов).

3. Из газетной статьи выписать все типы словосочетаний с подчинительной связью, дать их полную характеристику.

Практическое занятие № 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 633; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.16.254 (0.083 с.)