Ограничение прав регистратора на осуществление операций по реестру акционеров в случае непередачи эмитентом документов, необходимых для ведения реестра (актуально до 01. 10. 2014) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ограничение прав регистратора на осуществление операций по реестру акционеров в случае непередачи эмитентом документов, необходимых для ведения реестра (актуально до 01. 10. 2014)



 

Основные применимые нормы:

- п. п. 1.3, 2.9 - 2.14 Положения о порядке взаимодействия при передаче документов и информации, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 23.12.2010 N 10-77/пз-н.

 

До 01.10.2014 акционерные общества были вправе самостоятельно вести реестр акционеров. До указанной даты возникали ситуации, когда эмитент, самостоятельно осуществлявший ведение реестра, заключал договор с регистратором, но не предоставлял в его распоряжение необходимых документов. В связи с этим регистратор мог отказать обратившимся к нему лицам в совершении операций в реестре, вследствие чего они могли обжаловать такой отказ в суд.

В настоящее время функции упраздненной ФСФР России осуществляет Банк России.

 

1.1. Вывод из судебной практики: До представления эмитентом всех документов, необходимых для ведения реестра акционеров, регистратор может принять реестр акционеров исключительно на хранение без права проводить в нем какие-либо операции (актуально до 01.10.2014).

 

Судебная практика:

 

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 25.01.2006 N Ф08-6525/2005

"...Постановлением апелляционной инстанции от 20.10.2005 решение от 21.03.2005 отменено, в удовлетворении исковых требований отказано. Судебный акт основан на следующем. Заключив с ОАО "Центральный Московский Депозитарий" договор на ведение и хранение реестра владельцев именных эмиссионных ценных бумаг, ОАО "Ингушэнерго" не предоставило контрагенту все необходимые для ведения реестра документы вследствие неполучения их от Министерства финансов Республики Ингушетия. В связи с этим ответчики заключили дополнительное соглашение, согласно которому до предоставления всех необходимых документов ОАО "Центральный Московский Депозитарий" осуществляет хранение реестра, но не выполняет иные обязательства, вытекающие из договора, в том числе обязательства по совершению операций в реестре акционеров ОАО "Ингушэнерго". Кроме того, ОАО "Центральный Московский Депозитарий" и ОАО "Ингушэнерго" не подписали акт приема-передачи реестра. При таких обстоятельствах, учитывая, что ОАО "Ингушэнерго" не располагает документами, подлежащими передаче ОАО "Центральный Московский Депозитарий", а последнее (до получения указанных документов) не обладает полномочиями на проведение операций в реестре акционеров ОАО "Ингушэнерго", они являются ненадлежащими ответчиками по делу. Кроме того, истец не вправе предъявлять иск о понуждении к исполнению обязательства по договору, стороной которого он не является.

По смыслу пункта 14 Положения о порядке передачи информации и документов, составляющих систему ведения реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденного Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 24.06.97 N 21, до предоставления эмитентом всех документов, перечень которых предусмотрен действующим законодательством (пунктом 6.2 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденного Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 02.10.97 N 27), необходимых для ведения реестра акционеров, регистратор может принять реестр акционеров исключительно на хранение без права проводить в нем какие-либо операции.

Учитывая, что акт приема-передачи информации и документов от 22.12.2003 подписан ОАО "Ингушэнерго" и ОАО "Центральный Московский Депозитарий", но фактически решение и отчет о выпуске ценных бумаг обществом переданы не были, то у ОАО "Центральный Московский Депозитарий" на настоящий момент отсутствуют полномочия по ведению реестра акционеров ОАО "Ингушэнерго". В связи с этим оснований для удовлетворения исковых требований министерства в части обязания ОАО "Центральный Московский Депозитарий" внести в анкету зарегистрированного лица - Министерства имущественных отношений Республики Ингушетия данные, предусмотренные указанным Положением, с одновременной отменой присвоенному лицевому счету министерства статуса "ценные бумаги неустановленного лица" не имеется..."

 

2. Нарушение регистратором обязанности иметь подлинник решения о выпуске акций, зарегистрированном в период самостоятельного ведения реестра акционеров обществом

 

Основные применимые нормы:

- п. п. 3.5, 5.6 Положения Банка России от 11.08.2014 N 428-П "О стандартах эмиссии ценных бумаг, порядке государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг" (далее - Стандарты эмиссии);

- п. 6.2 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденного Постановлением ФКЦБ России от 02.10.1997 N 27 (далее - Положение о ведении реестра);

- пп. 2.10.2 п. 2.10 Положения о порядке взаимодействия при передаче документов и информации, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 23.12.2010 N 10-77/пз-н (далее - Положение о порядке взаимодействия при передаче документов);

- информационное письмо ФСФР России от 01.09.2011 N 11-ДП-04/22421 "О неприменении требований отдельных нормативных правовых актов ФКЦБ России" (далее - информационное письмо ФСФР России от 01.09.2011 N 11-ДП-04/22421).

 

Актуально только для случаев, при которых эмиссия акций зарегистрирована в соответствии со Стандартами эмиссии, утвержденным Постановлением ФКЦБ России от 17.09.1996 N 19 (далее - Стандарты эмиссии от 17.09.1996 N 19), так как в последующих Стандартах эмиссии было предусмотрено, что эмитент представляет для регистрации три экземпляра решения о выпуске. Аналогичное положение предусмотрено в п. 5.6 Стандартов эмиссии.

Согласно Стандартам эмиссии от 17.09.1996 N 19 решение о выпуске акций составлялось в двух (если эмитент самостоятельно вел реестр акционеров) либо трех экземплярах (если реестр должен был вести регистратор). В случае когда решение о выпуске акций составлялось в двух экземплярах, у эмитента оставался только один, поскольку второй передавался на хранение в регистрирующий орган (п. 7.12 Стандартов эмиссии от 17.09.1996 N 19).

Проблема возникала, когда общество, которое самостоятельно вело реестр акционеров, впоследствии поручало ведение реестра регистратору, так как в такой ситуации общество не могло передать последнему подлинник решения о выпуске акций, который был осуществлен в период действия Стандартов эмиссии от 17.09.1996 N 19, и передавало регистратору нотариально заверенную копию такого решения.

Впоследствии регистрирующий орган, устанавливая, что у регистратора отсутствует подлинник решения о выпуске акций, зарегистрированном в период действия Стандартов эмиссии от 17.09.1996 N 19, в целях прекращения правонарушения мог направить регистратору предписание, которое являлось обязательным для исполнения в силу п. 7 ст. 44 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".

Между тем регистратор не мог фактически устранить нарушение, поскольку подлинник решения о выпуске акций оставался у эмитента.

Вследствие этого в судебной практике возникали следующие вопросы: обязан ли регистратор хранить у себя подлинник решения о выпуске акций, если данный выпуск был зарегистрирован в соответствии со Стандартами эмиссии от 17.09.1996 N 19 и эмитент с начала сам вел реестр акционеров, и вправе ли регистратор требовать от эмитента передать подлинник решения о выпуске акций?

В настоящее время функции упраздненной ФСФР России осуществляет Банк России.

 

2.1. Вывод из судебной практики: Регистратор не должен хранить у себя подлинник решения о выпуске акций, если данный выпуск был зарегистрирован в период самостоятельного ведения эмитентом реестра акционеров и осуществлен в период действия Стандартов эмиссии от 17.09.1996 N 19.

 

Судебная практика:

 

Примечание: Суд исходит из того, что поскольку акционерное общество обязано постоянно хранить решение о выпуске ценных бумаг, то эмитент не может передать регистратору подлинник решения о выпуске акций, если выпуск был зарегистрирован в период действия Стандартов эмиссии от 17.09.1996 N 19 и эмитент вел реестр акционеров самостоятельно. Соответственно, при передаче регистратору нотариально заверенной копии решения о выпуске ценных бумаг нарушения норм действующего законодательства отсутствуют.

 

Постановление ФАС Московского округа от 02.03.2007, 07.03.2007 N КГ-А40/1430-07 по делу N А40-65814/06-84-397

"...В соответствии п. 6.2 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденного Постановлением ФКЦБ России от 02.10.1997 N 27, эмитент обязан предоставить регистратору в срок не позднее 10 календарных дней с даты заключения договора на ведение реестра, если иное не предусмотрено нормативными актами Федеральной комиссии, помимо прочего, подлинник решения о выпуске ценных бумаг.

Согласно акту приема-передачи документов, составляющих систему ведения реестра владельцев именных ценных бумаг, от 09.03.2006 ЗАО "Иркол" была передана эмитентом нотариально заверенная копия решения о выпуске ценных бумаг КРЦ "Слава" ЗАО "Актифф", государственный регистрационный номер выпуска N 1-01-32592-Н от 15.03.2002.

Учитывая, что требованиями п. 6.2 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг установлена обязанность эмитента передать регистратору необходимые документы, наложение регистрирующим органом предписания на регистратора в данном случае является неправомерным, поскольку регистратор не наделен полномочиями требовать от эмитента дополнительные документы.

Вместе с тем, в соответствии с п. 7.12 Стандартов эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии, утвержденных Постановлением ФКЦБ России от 17.09.1996, ст. 17 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" (в редакции от 07.08.2001 N 121-ФЗ, действовавшей на момент регистрации указанного выпуска) решение о выпуске ценных бумаг составлялось эмитентом в двух экземплярах, а в случае, если ведение реестра должно было осуществляться регистратором, - в трех. Один экземпляр хранился у регистрирующего органа, второй - у эмитента, третий - у регистратора (в случае, если ведение реестра владельцев этих ценных бумаг осуществлялось регистратором).

Судом установлено, что эмитент КРЦ "Слава" ЗАО "Актифф" осуществлял ведение реестра самостоятельно до передачи его ЗАО "Иркол", поэтому решение о выпуске ценных бумаг было составлено им в двух экземплярах.

В силу п. 10.16 Стандартов эмиссии акций эмитенту для хранения выдается только один экземпляр решения о выпуске с отметкой о его регистрации и государственным регистрационным номером выпуска ценных бумаг.

Учитывая изложенное, а также положения ст. ст. 89, 91 Федерального закона "Об акционерных обществах" и п. п. 2.1.4, 3.4 Положения о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ, утвержденного Постановлением ФКЦБ России от 16.07.2003 N 03-33/пс, согласно которым акционерное общество обязано хранить постоянно, в том числе, решение о выпуске ценных бумаг, по месту нахождения исполнительного органа эмитента и обеспечивать акционерам доступ к указанному документу, суд пришел к верному выводу о том, что при передаче регистратору эмитентом нотариально заверенной копии решения о выпуске ценных бумаг нарушений норм действующего законодательства КРЦ "Слава" ЗАО "Актифф" не допущено.

Таким образом, проверив оспариваемое в части пунктов 1 и 2 предписание на соответствие нормам Федерального закона "О рынке ценных бумаг", Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", арбитражный суд правильно установил, что оснований для вынесения предписания в оспариваемой части у регистрирующего органа не имелось..."

 

2.2. Вывод из судебной практики: Регистратор не вправе требовать от эмитента подлинник решения о выпуске акций, если данный выпуск был зарегистрирован в период самостоятельного ведения эмитентом реестра акционеров и осуществлен в период действия Стандартов эмиссии от 17.09.1996 N 19.

 

Судебная практика:

 

Примечание: В рассматриваемой ситуации суд исходил из того, что, поскольку требованиями п. 6.2 Положения о ведении реестра установлена обязанность эмитента передать регистратору необходимые документы, последний не наделен полномочиями требовать от эмитента дополнительные документы.

Следует отметить, что указанная норма обязывает эмитента передать регистратору подлинник решения о выпуске ценных бумаг. Однако в рассматриваемом случае эмитент не мог передать регистратору данный документ, так как выпуск акций был зарегистрирован в период действия Стандартов эмиссии от 17.09.1996 N 19 и эмитент в период регистрации выпуска самостоятельно вел реестр акционеров. Вследствие этого у эмитента имелся только один экземпляр подлинника решения о выпуске ценных бумаг, который он сам обязан хранить согласно положениям ст. ст. 89, 91 Закона об акционерных обществах и п. п. 2.1.4, 3.4 Положения о порядке и сроках хранения документов.

 

Постановление ФАС Московского округа от 02.03.2007, 07.03.2007 N КГ-А40/1430-07 по делу N А40-65814/06-84-397

"...В соответствии п. 6.2 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденного Постановлением ФКЦБ России от 02.10.1997 N 27, эмитент обязан предоставить регистратору в срок не позднее 10 календарных дней с даты заключения договора на ведение реестра, если иное не предусмотрено нормативными актами Федеральной комиссии, помимо прочего, подлинник решения о выпуске ценных бумаг.

Согласно акту приема-передачи документов, составляющих систему ведения реестра владельцев именных ценных бумаг, от 09.03.2006 ЗАО "Иркол" была передана эмитентом нотариально заверенная копия решения о выпуске ценных бумаг КРЦ "Слава" ЗАО "Актифф", государственный регистрационный номер выпуска N 1-01-32592-Н от 15.03.2002.

Учитывая, что требованиями п. 6.2 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг установлена обязанность эмитента передать регистратору необходимые документы, наложение регистрирующим органом предписания на регистратора в данном случае является неправомерным, поскольку регистратор не наделен полномочиями требовать от эмитента дополнительные документы..."

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.11.98 (0.017 с.)