Обнимите ребенка, чтобы похвалить его за стремление вас обрадовать 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обнимите ребенка, чтобы похвалить его за стремление вас обрадовать



 

Думайте позитивно

 

В начале обучения хвалить ребенка нужно практи­ чески постоянно, для того чтобы создать теплую атмо­ сферу и поддержать каждое правильно совершенное действие. Вам следует мыслить позитивно, чтобы вы­ ражать одобрение. Не думайте о том, с чем не справит­


ся ваш ребенок, держите в голове лишь то, на что он способен. Уже в начале обучения хвалите малыша да­ же за небольшие успехи. Например: «Сара уже носит трусики, она совсем как большая!»; «Сара села на гор­ шочек. Совсем как взрослая!»; «Саратак хорошо сидит на горшочке»; «У Сары сухие трусики» и т. д.

 

Похвала в начале действия

 

Каждое выполненное действие ребенка должно встречать одобрение уже в самом начале. Например, как только малыш направился к горшку во время пер­ вой тренировки, сразу же похвалите его («Джонни большой мальчик, он идет на горшочек»). Продол­ жайте выражать одобрение по мере того, как ребенок будет приближаться к горшку («Смотрите, Джонни у горшочка! Папа будет очень рад!»). Когда он впер­ вые дотронется до трусиков, чтобы снять их, по­ хвалите его и поаплодируйте. Когда ребенок сядет на горшок, продемонстрируйте ему свою удовлетворен­ ность тем, что он сидит спокойно. Громко выражай­ те одобрение в самом начале мочеиспускания. Дайте малышу угощение и обнимите его. Поощрение за каждый маленький шаг мотивирует ребенка совер­ шать следующее действие в надежде на то, что одоб­ рение последует и в дальнейшем.

 

Похвала в конце действия

 

Если вы видите, что ребенок охотно выполняет необходимые действия, лучше похвалить его в конце, например когда он уже дошел до горшка. Затем поста­ райтесь выражать одобрения только после выполне­ ния нескольких действий. Если малыш справился со всей последовательностью шагов, похвалите его после последнего действия, а точнее после того, как он поставил горшок на место.


Как долго хвалить ребенка за самостоятельное хож­ дение на горшок

Если вы уже похвалили ребенка за успешно со­ вершенные действия, больше не выражайте своего одобрения по этому поводу. Малыша надо научить оставаться сухим и чистым. Поэтому приберегайте похвалу до того момента, когда придет время прове­ рять белье на сухость, таким образом мотивируя ре­ бенка быть сухим, а не просто самостоятельно хо­ дить на горшок. В противном случае малыш будет постоянно искать вашего одобрения за то, что по­ писал в горшок.

 

Список авторитетов

 

Правильное отношение к чистоте сформируется у вашего ребенка быстрее, если вы убедите его в том, что друзья малыша озабочены его чистотой так же, как и вы. Постоянно говорите ребенку, как радуются за него его близкие друзья. Используйте для этого список авторитетов. Когда вы хвалите малыша за ка­ кое-то действие, высказывайте одобрение от имени одного из этих авторитетов: «Томми сидит на горш­ ке. Ба будет очень довольна!» или «Эдди [его брат] скажет, что Томми совсем большой мальчик!». Когда ребенок правильно выполняет задания, также прово­ дите сравнение с авторитетами: «Молодец, Томми. Ты слил воду ну совсем как папочка». Или: «У тебя сухие трусики. Совсем как у Капитана Кенгуру!» Назовите всех авторитетов из списка несколько раз. Если воз­ можно, опишите предполагаемое одобрение, которое выскажет один из авторитетов в ближайшее время. Например: «Когда папочка придет домой, он скажет: “Томми хороший мальчик, у него сухие трусики!”» Или: «Когда Эдди увидит тебя на горшочке, он будет очень рад!» Или: «Ба будет счастлива, когда мы ей


позвоним». В тот же день после завершения обучения пусть бабушка скажет малышу по телефону о том, как она рада; папа и брат по приезду домой также долж­ ны выразить свое одобрение.

 

Понимание устной речи

 

Ребенок понимает многое. Если он уяснил, чего от него ждут, то сможет осознать и важность чисто­ ты. Главное, чтобы малыш понял две вещи: он должен ходить на горшок и не должен писать в трусики.

 

Понимание устной речи помогает ребенку пра­ вильно действовать во время хождения на горшок, осознать преимущества правильного отправления нужды и те возможности, которые он упустит, если что-то будет делать неправильно. Например, скажи­ те: «Мама будет очень рада, если ты сделаешь “пи-пи” в горшочек. Ты сделаешь “пи-пи” в горшочек?» (ки­ вает, что значит «да»); «Ты сделаешь “пи-пи” в труси­ ки?» (он мотает головой, что значит «нет»); «Куда ты будешь делать “пи-пи”? Покажи мне» (малыш показы­ вает на горшок); «Ты получишь крекер, если сделаешь “пи-пи” в горшочек?» (кивает); «Ты получишь кре­ кер, если сделаешь “пи-пи” в штанишки?» (мотает го­ ловой — «нет»); «Папа делает “пи-пи” в трусики?» («нет»); «Большие мальчики писают в штанишки?» («нет»); «Ты будешь ходить на горшочек сам?» («да»); «Папа ходит на горшочек сам. А мама ходит на горшо­ чек сама?» («да»).

 

Такую тренировку следует проводить с каждым вызывающим проблемы этапом обучения. Напри­ мер, если ребенок не хочет одевать тренировочные трусики и требует подгузник, объясните ему, что нуж­ но носить трусики, а не подгузники, фразами: «Дети носят подгузники. А папа носит подгузники?» («нет»); Все малыши носят трусики. Эдди носит трусики?»


(«да»); «Ты большой мальчик, такой же как Эдди?» («да»). Такой диалог надо вести непрерывно. Хвалите ребенка от имени авторитетов, как показано выше. Постоянные устные тренировки позволят показать малышу, как здорово быть сухим и чистым, не ожидая, когда он сам это поймет.

 

 

Когда вы что-то говорите ребенку, убедитесь в том, что он на вас смотрит и отвечает вам словами либо жестом, например утвердительным кивком

 

Внимание

 

Чтобы привлечь внимание малыша, позовите его по имени. Каждый раз, когда вы что-то ему сообщае­ те, удостоверьтесь в том, что он вас понимает и может ответить на простой вопрос. Как видно из приведен­


ных выше примеров, вы должны попросить ребенка показать вам либо кивком, либо словом, если он уже умеет говорить. Если малыш отвечает верно, немед­ ленно похвалите его, например: «Правильно, Бил­ ли», обнимите или дайте какое-нибудь угощение, если неверно, произнесите правильный ответ и снова за­ дайте вопрос: «Билли, папочка носит подгузники? Нет, папочка не носит подгузники. Билли, папочка носит подгузники?» Не задавайте ребенку других во­ просов до тех пор, пока он не ответил правильно на все предыдущие. Если малыш не обращает на вас вни­ мания, поверните его голову так, чтобы он смотрел вам в глаза, назовите его по имени и только потом за­ дайте вопрос.

 

Инструкции

 

Основной метод обучения — это вербальные инструкции. Чтобы они были эффективными, их на­ до облекать в такую форму, которая соответствует уровню развития речи малыша. Ниже приводится несколько правил, которые нужно соблюдать, форму­ лируя для ребенка вербальные инструкции.

 

Называйте малыша по имени

 

Чтобы дать указание после периода молчания, назовите ребенка по имени — так он будет знать, что вы обращаетесь к нему. Скажите: «Марти, сходи к гор­ шочку», а не «Иди к горшочку» и не «Иди к горшоч­ ку, Марти».

 

Находитесь рядом

 

Перед тем как озвучивать указания, сократите дистанцию между вами и ребенком. Будьте на рас­ стоянии вытянутой руки. Эта близость даст вам воз­


можность направлять действия малыша, если он не знает, чего вы от него хотите.

 

Указывайте

 

Когда это возможно, кивайте во время инструк­ ций или указывайте пальцем на куклу, трусики, гор­ шок либо любой объект, о котором идет речь.

 

Будьте кратки

 

Ваши инструкции должны быть краткими, чтобы ребенок без труда их понял. Например, скажите: «Марти, возьми горшочек» и обязательно укажите на него.

 

Употребляйте одни и те же слова

 

Всегда используйте одни и те же выражения, поскольку даже незначительные изменения могут смутить ребенка.

 

Сначала - подробности

 

В начале обучения очень подробно объясняйте ребенку, что ему необходимо делать. Постепенно ва­ ши указания должны стать более общими. Напри­ мер, в начале обучения инструкция «Марти, надень трусики» может быть слишком общей для ребенка, не­ знакомого с одеванием. Если малыш выглядит сму­ щенным, добавьте некоторые детали и скажите: «Марти, присядь», потом «Возьмись за трусики сна­ чала этой рукой, а затем той. Да, берись двумя ру­ ками. А теперь тяни до самого животика». Именно по­ тому, что на первых порах вам придется все сообщать в деталях, вы будете озвучивать указания практиче­ ски постоянно, так же как и выражать одобрение. Если тренировка прошла успешно, в следующий раз немного упростите инструкции, а когда ребенок все усвоит, вы вообще будете говорить очень мало.


 

 

Направляем руки ребенка

 

Не забывайте про энтузиазм

 

Тон вашего голоса должен быть оптимистичным — и ребенок будет вам подчиняться. Никогда не переда­ вайте интонацией раздражение или нетерпение. Что­ бы поддерживать оптимизм, хвалите ребенка за то, что он выполняет каждую вашу просьбу, например: «Марти, присядь. Вот, хорошо! Возьмись за трусики. Да, правильно, этой рукой. А теперь другой. Супер! Ты все сделал правильно! Теперь возьмись двумя руками.


Отлично! Ты классно это делаешь! Теперь тяни. Да, вот так. Осталось совсем чуть-чуть. Да! Ну прямо как папоч­ ка. Ты надел трусики совсем как папочка!»

 

Управление руками: убеждаемся в том, что действие будет совершено

 

Каждый раз, когда ребенок не выполняет инструк­ ции из-за того, что не понял их или упрямится, неж­ но, но настойчиво направляйте его ручки или ножки. Действуйте настолько мягко, насколько это возмож­ но. Касайтесь малыша как можно осторожнее, подтал­ кивая его лишь с той силой, которая необходима для движения. Внимательно наблюдайте за его действия­ ми: если вы чувствуете, что он старается выполнить ваше требование, тут же отпустите его, позволяя дви­ гаться самостоятельно. Если ребенок продолжает осуществлять действие, вообще не дотрагивайтесь до него, но не убирайте руки на случай, если что-то по­ лучится неправильно.

 

Направление руками после инструкций

 

Давая ребенку первые инструкции, находитесь от него на расстоянии вытянутой руки. Понаблюдай­ те, собирается ли малыш выполнять ваши указания. Если малыш начинает делать то, что ему сказали, не дотрагивайтесь до него, но будьте готовы ему по­ мочь, если у него возникнут затруднения. Если же через одну-две секунды ребенок не начал выполнять ваши указания, осторожно дотроньтесь до него, а по­ том мягко направьте его действия.

 

Виды действий, где требуется направление руками

 

Если ребенок не может выполнить ваши инструк­ ции, ему нужно помочь. Возьмите малыша за плечи, когда ведете его к горшку, а также если хотите, что­ бы он встал, сел или отнес горшок в туалет. Возьми­


те ребенка за руку, когда помогаете ему подтягивать трусики, подтираться, опустошать горшок, сливать воду и проверять трусики на сухость. Направляйте его ножки, когда он переодевается в чистое белье после «аварии».

 

Как долго следует руководить действиями ребенка

 

Контролируйте малыша до тех пор, пока он не на­ учится совершать различные действия самостоятель­ но. Если вы видите, что ребенок выполняет инструк­ ции и ему не нужна ваша помощь, произносите указа­ ния, находясь на некотором расстоянии, чтобы он учился быть независимым. По этой же причине не следует помогать ребенку и в том случае, если он пы­ тается сделать то, что от него требуется. Ваши при­ косновения должны быть как можно более нежными и мягкими, но достаточными, чтобы действие было совершено.

 

Отказ выполнять инструкции

 

Руководить действиями ребенка нужно и тогда, когда он не хочет выполнять ваши указания. Обычно это происходит в том случае, когда предыдущие по­ пытки обучить малыша были неудачными и не при­ несли результата. Придется направлять действия ре­ бенка и после того, как он намочил трусики, так как большинство детей после «аварии» немного упря­ мятся, вместо того чтобы сделать все правильно и по­ тренироваться.

 

Мамочка, я сделаю это сам!

 

Первые попытки что-то сделать самостоятельно обычно осуществляются ребенком очень медленно и неуверенно. Поэтому вам будет трудно преодолеть желание выполнить действие за него. Например, вы


говорите: «Джимми, сними трусики», — и он неуклю­ же пытается снять их одной рукой. В этот момент у вас возникает непреодолимое желание самим взять­ ся за трусики и стянуть их. Конечно, вы сделаете это намного быстрее, чем ребенок, но так он никогда не научится самостоятельно выполнять данное дей­ ствие. Решение этой проблемы состоит в том, чтобы направить ребенка для совершения необходимых действий. В таком случае все происходит достаточно быстро, но малыш не приобретет зависимость от вас. Вы помогли ему помочь себе. Следует противостоять желанию все сделать за малыша и сменить этот порыв на стремление аккуратно помочь ребенку самостоя­ тельно выполнить действие.

 

«Аварии»

 

Что делать, когда ребенок писает в трусики

 

Из ваших инструкций ребенок должен понять, что ему нельзя писать в трусики. Тем не менее это все же может произойти. В таком случае вам следует, во-первых, выразить явное недовольство тем, что у малы­ ша мокрые трусики; во-вторых, попросить ребенка потренироваться ходить на горшок; в-третьих, обра­ тить его внимание на мокрые трусики и сообщить о том, что это вызовет недовольство окружающих; в-четвертых, научить ребенка нести ответственность за мокрые трусики: пусть сам сменит белье. А теперь расскажем о каждом шаге более подробно.

 

Выражение недовольства за мокрые трусики

 

Как только вы заметили, что ребенок обмочил­ ся, сделайте ему выговор. Он должен понять: мок­ рые трусики — это совсем не по-взрослому. Ваше воздействие может оказаться особенно эффектив­ ным, если, заметив начало облегчения, вы громко


скажете «нет!». Возможно, это даже остановит моче­ испускание. Затем объясните малышу, почему вы недовольны, например: «Ты намочил штанишки»; «Твои трусики мокрые». Интонационно выделите то, что вас расстроило: «Делать “пи-пи” в штаны — плохо»; «Взрослые мальчики не терпят мокрых шта­ нишек»; «Мамочке не нравятся мокрые трусики»; «Только малыши писают в штанишки». Все это сле­ дует говорить лишь в первые несколько секунд пос­ ле «аварии». Дети по-разному реагируют на неодоб­ рение. Для одних устного выражения недовольства оказывается вполне достаточно. Для других потре­ буется более жесткое высказывание неодобрения, но шлепанье или другие виды физического наказа­ ния вряд ли необходимы и оправданны.

 

Тренируемся ходить на горшок после «аварии»

 

После того как вы незамедлительно сделали вы­ говор ребенку за то, что он обмочился, предложите ему поучиться подходить к горшку и самостоятельно готовиться к мочеиспусканию. Это необходимо для того, чтобы малыш смог быстро совершать необходи­ мые действия на случай, если ему вдруг захочется пи­ сать. Объясните ребенку, что вы делаете и почему: «Билли намочил трусики. Ему нужно поучиться хо­ дить на горшок». Отведите малыша туда, где произо­ шло мочеиспускание, и скажите: «Учись ходить на горшок. Быстренько учись!» Попросите его пройти к горшку, снять трусики и на секунду на него сесть. Не затягивайте время и не просите ребенка попи­ сать. Более важно то, что вы хотите научить малыша ходить на горшок самостоятельно. Итак, через пару секунд после того, как ребенок сел, поднимите его. Пусть он быстро наденет трусики и пройдет в другую часть дома, где вы снова начнете тренироваться.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.100.120 (0.039 с.)