Оптимальная организация студенческих будней гарантирована законом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оптимальная организация студенческих будней гарантирована законом



По закону, немецкие студенты-инвалиды могут рассчитывать на получение специальной помощи, которая гарантирует эффективность их обучения в вузе. Как правило, расходы по предоставлению такой помощи несут земельные социальные службы. Родители обязаны оплачивать часть затрат только в том случае, если их доходы намного превышают размер среднего заработка.

Нуждающийся в помощи студент-инвалид получает на определенное количество часов в месяц личного ассистента. Нередко в этой роли выступают студенты того же самого вуза или молодые люди, несущие альтернативную службу при университете. В зависимости от потребностей студента-инвалида его ассистент выполняет различные виды работы: помогает при поиске литературы или написании семестровых работ. Слепым учащимся ассистенты читают вслух учебную литературу, для глухих - конспектируют лекции, а студентам с проблемами опорно-двигательного аппарата помогают передвигаться по территории университета.

Если прохождение практики является обязательным в программе обучения, то ассистенты помогают студентам-инвалидам и на месте практики. В том случае, если пребывание за рубежом является решающим фактором для успешного обучения, то студенты с ограниченными возможностями могут рассчитывать на личного ассистента и за рубежом.

Кооперация с библиотеками и профессорами

Кроме того учащиеся-инвалиды имеют право на получение дополнительных технических средств, необходимых им для учебы, например, ноутбука, оснащенного специальными программами. Во многих университетских библиотеках для слепых студентов существуют специально оборудованные рабочие места, им предоставляется литература в аудио-формате, также существует служба по зачитыванию книг. Библиотеки выдают студентам-инвалидам книги на более продолжительный срок, чем остальным учащимся.

Помимо этого студенты с физическими и другими отклонениями часто имеют право на продление срока сдачи семестровых работ, замену письменного экзамена на устный или наоборот, а также сдачу экзамена в индивидуальном порядке.

Специальные общежития

Практически при всех немецких вузах есть общежития, планировка которых учитывает потребности студентов-инвалидов. Однако число специальных комнат для них ограничено. Поэтому подавать заявку на предоставление приспособленного жилья рекомендуется заблаговременно. При некоторых университетах - например, в Гейдельберге, Регенсбурге или Марбурге - специализированные общежития предлагают дополнительную услугу по уходу за учащимися-инвалидами. Многие вузы Германии также предлагают спортивные курсы, учитывающие физические возможности студентов с нарушениями определенных функций.

Если инвалидность является тормозящим фактором в учебном прогрессе, то такие студенты имеют право на получение государственной стипендии-ссуды BAföG сверх максимального срока. Кроме того, существует несколько фондов, которые предлагают стипендиальные программы для студентов-инвалидов, такие как Фонд имени Георга Готтлоба (Georg-Gottlob-Stiftung), Фонд имени Пауля и Шарлотты Книзе (Paul und Charlotte Kniese-Stiftung) и Фонд имени Вилли Ребеляйна (Dr. Willy-Rebelein Stiftung).

Согласно опросу Немецкого общества содействия учащимся вузов (Deutsches Studentenwerk), у 19 процентов студентов в Германии есть проблемы со здоровьем. От 4 до 8 процентов учащихся отмечают, что состояние здоровья в некоторой или значительной степени ограничивает их возможности по учебе. Сотрудники общества пришли к выводу, что эти 4-8 процентов респондентов являются студентами с хроническими заболеваниями или студентами-инвалидами.

 

Буковцева Нина Ивановна

к.п.н., доцент, декан факультета коррекционной педагогики,

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БЕЗБАРЬЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ИНВАЛИДОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В настоящее время отмечается усиление тенденции изменения отношения общества к отдельным катего­риям населения, которые раньше не замечались, а их проблемы умалчивались. Это дети-инвалиды, дети с нарушениями физи­ческого и психического развития, дети с умственным и речевым недоразвитием и др.

Под влиянием запросов общеобразователь­ной практики в новой социальной ситуации и в связи с реформой школы в последние годы появились возможности существования общеобразовательной школы во многих вариантах: лицеи, гим­назии, профилированные школы с углубленным изучением отдельных предметов, школы, включающие начальные ступени колледжей и др. Продолжают функционировать и специализи­рованные школы для детей с нарушениями в развитии (12 типов таких школ, профилированных в зависимости от характера нарушения развития ребенка и степени его выраженности). Вместе с тем наметилась тенденция к уменьшению их вариа­тивности в связи с процессами интеграции в обучении.

С тенденцией к интеграции в общей школе наблюдается усиление неоднородности состава учащихся по уровню их умственного, речевого и в целом психического развития.

Это существенно затрудняет адаптацию как детей с нормой, так и с нарушениями в развитии, возникают дополнительные, нередко непреодолимые трудности ин­дивидуального подхода педагогов к учащимся в процессе их обучения, воспитания, развития, не позволяющие в полной мере, кардинально реализовать принцип дифференцированного, по-настоящему ин­дивидуального подхода к каждому учащемуся.

Система специальных учебно-воспитательных учреждений претерпевает ныне серьезные изменения и во многом стоит на пороге ее сокращения. И даже в случае, если она не будет ликвидирована, вероятнее всего, возьмет верх набирающая ныне силу тенденция устранения барьеров между массовой и специ­альной школой.

В этом плане предпринимаются попытки преобразований организационно-методического характера: в общеобразователь­ных школах функционируют классы выравнивания, коррекционного и компенсирующего обучения, классы педагогической поддержки и т. д. В некото­рых школах наблюдается рост количества программ по допол­нению учебного процесса различными средствами поддержки (психологической, логопедической, коррекционно-педагогической). Однако, такие программы, как правило, мелкомасштабны, односторонни, недостаточно научно обоснованы (зачастую программы сопровождения детей-инвалидов, детей с различными отклонениями в развитии создаются специалистами, не имеющими специального дефектологического образования).

В современных условиях все рельефнее обнаруживается недостаточность, а порой и сла­бость существующих форм поддержки и помощи детям. Многое здесь делается недостаточно профессионально, узка специализация педагогов приме­нительно к такой деятельности, низка их психологическая компетентность. Они слабо владеют методами психопрофилак­тики отклонений в развитии, затрудняются в использовании методов психологической и педагогической коррекции.

В целом же внимание к поддержке детей-инвалидов, детей с нарушениями физи­ческого и психического развития, детей с умственным и речевым недоразвитием и др. и всесторонней помощи им в процессе обучения в школе нуждается в существенном усилении.

Проблема разработки содержания и организационных прин­ципов деятельности субъектов помощи детям-инвалидам и детям с различными отклонениями в развитии, школьной психологической службы, коррекционно-педагогической службы, социальной службы и др., возможна только на основе целостного представления о комплексной модели деятельности специалистов различного профиля (врачей-психиатров, невропа­тологов, физиологов, психологов, логопедов, педагогов-дефектологов), которые ныне достаточно разобщены, их деятельность не скоорди­нирована и не сфокусирована на нуждах детей. Разрозненные их усилия не дают и не могут дать желаемых результатов в воспитательной, учебной, психокоррекционной, профилактической работе и т. д.

Одной из проблем, стоящей перед организацией комплексной помощи детям, является отсутствие единой концепции такой помощи в системе непрерывного образования детей-инвалидов, детей с нарушениями физи­ческого и психического развития: младенчество - ранний возраст - детский сад - школа - колледж - вуз.

Одним из общих правил организации образовательной среды является критерий ее доступности для ребенка-инвалида, детей с различными отклонениями в развитии.

В учреждениях, обеспечивающих сопровождение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, общепедагогические требования к оборудованию и оснащению должны учитывать проблемы и трудности социализации данной категории детей.

Социальная среда в специальных образовательных учреждениях коррекционного вида должна учитывать уровень современной жизнедеятельности общества и быть приближена к ее требовани­ям. Особенно это касается технического оснащения всех сфер жизни ребенка: осуществление быто­вых нужд, формирование социальной компетентности и социальной активности и жизнеустойчивости ребенка.

Однако, имеют место серьезные проблемы в использовании новых информационных технологий в образовательном процессе.

С целью эффективного использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе обучения детей-инвалидов и профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья необходимо:

- созданиеинформационно-технологической инфраструктуры (в рамках учебного заведения), программно-аппаратного обеспечения, оптимизированного на основе использования технологий, предназначенных для лиц с особыми потребностями, отвечающего целям и задачам обучения, индивидуальным потребностям обучаемых;

- обеспечение условий, основанных на принципах создания технологической инфраструктуры, ориентированной на инклюзивное образование: удобстве использования, доступности, гибкости, экономической доступности, рентабельности.

Наличие у детей с ограниченными возможностями здоровья проблем контактирования с окружающей средой, ги­подинамии, нарушения психоэмоциональной сферы и частая зависимость от взрослых требуют ус­ловий для систематического упражнения детей в самопроявлениях при выполнении различных ви­дов детской деятельности.

В этом особая роль принадлежит вспомогательным технологиям, т.е. устройствам или услугам, которые позволяют людям с функциональными ограничениями принимать активное участие в повседневной жизни, получать образование, работать или отдыхать.

Проблемы, существующие в данном направлении, требуют, в первую очередь, создания банка данных о существующих в настоящее время как зарубежных, так и отечественных вспомогательных устройствах, используемых в образовательном процессе для всех категорий детей.

В условиях быстрых изменений в науке и общественной жизни, стремительного развития информационных технологий, как эффективный инструмент реализации компетентностного подхода в образовании, в том числе лиц с ограниченными возможностями, целесообразно рассматривать дистанционное обучение. В условиях дистанционного обучения учащийся, студент приобретает навык эффективного поиска информации, её отбора и структурирования, анализа и оценки информации.

Введение технологий дистанционного обучения в учебный процесс приводит к появлению новых возможностей для реализации проблемно-поисковой и проектной деятельности учащихся. Так, в условиях интерактивного телекоммуникационного взаимодействия педагогов с учащимися и учащихся между собой естественным образом формируются компетенции, необходимые для организации деятельности в современном обществе.

На совершенно новом уровне должна быть обеспечена организация взаимодействия с семьей, воспитывающего ребенка-инвалида, ребенка с тем или иным отклонением в развитии, которая предпологает:

- создание условий для реализации права родителей или лиц их заменяющих на информационное обеспечение по имеющимся в стране услугам в сфере комплексной диагностики и комплексной реабилитации, образования;

- активное вовлечение семьи в работу уч­реждения, обеспечивающего сопровождение детей с особыми образовательными потребностями;

- консультирование родителей по проблемам развития их детей;

- обучение родителей доступным им методам и приемам оказания кор­рекционной помощи детям в условиях семьи;

- организация обратной связи родителей с детским учреждением и др.

В настоящее время существует настоятельная необходимость:

- в создании программно-методического обеспечения и координации решений по социально-психологической и социально-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии,

- в создании программно-методического обеспечения по выявлению и коррекции проблем, возникающих между членами семьи, где воспитывается ребёнок с отклонениями в развитии.

Учитывая, что часть воспитанников и обучающихся при­ходят из неблагополучных семей, необходимо совместное создание со службами социальной защиты, органами социальной опеки программ взаимодействия с такой категорией семей.

Таким образом, успех функционирования безбарьерной образовательной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья, зависит от реализации комплексной модели деятельности специалистов различного профиля (врачей-психиатров, невропа­тологов, физиологов, психологов, логопедов, педагогов-дефектологов), необходимо решение следующих задач:

- развитие и поддержка социального партнерства между организациями, учреждениями, ведомствами, обеспечивающими педагогическую, психологическую, медицинскую, социальную поддержку детям раннего, дошкольного, школьного возраста, студентам средних и высших профессиональных учреждений со специальными образовательными потребностями;

- создание условий для взаимодействия структур массового и специального образования в реализации интегративных подходов к обучению детей с нарушениями в развитии;

- создание банка данных о педагогическом опыте, теоретических и методических разработках и результатах в области интегративных подходов к образованию детей-инвалидов и детей с разными нарушениями в развитии;

- содействие в организации работы передовых специальных (коррекционных) образовательных и дошкольных учреждений как открытых социально-педагогических площадок, центров специализированной помощи в реализации особых образовательных потребностей интегрированных детей;

- содействие в действенности системы межведомственного обсуждения условий, моделей интегрированного обучения, достигаемых результатов. возникающих проблем и возможных перспектив интеграции (проведение всероссийских конференций, круглых столов, работа со СМИ).

Такие подходы к созданию безбарьерной образовательной среды для детей – инвалидов, являются принципами интеграции учебного и реабилитационного процессов, в рамках которой решаются задачи органичной трансформации детей – инвалидов из пассивных потребителей образовательных и реабилитационных услуг в активных, сознательных и квалифицированных пользователей, способных творчески применять специальные знания и методы для продуктивной деятельности, направленной на снятие барьеров в образовательной, профессиональной и бытовой сферах, в самопознании, в саморазвитии и в самореализации.

 

Ремизова Лариса Асхатовна

К.п.н., доцент кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии факультета коррекционной педагогики

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Поволжская государственная социально-гуманитарная академия



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.132.223 (0.031 с.)